Якутская посуда балаҕана Чомчоҕой «Чорооны»

«Чорооны представляют собой исключительное

достояние материальной культуры якутов.

Таких сосудов нет сейчас ни у  одного народа»

А.П. Окладников.

Шкафом для хранения чашек, ложек, вилок служил четырехугольный ящик, называемый содуон. Человек, изготовляющий из дерева или бересты молочную посуду: чорооны, тууйас, кытыйа и.т.д., назывался иhиччит. Иhит- вместилище, сосуд, посуда, хозяйственная утварь. Иhитчитами могли быть и мужчины и женщины.

У каждого члена семьи была своя посуда, которая обычно хранилось на общей полке — содуон в северной стороне юрты. Хранение и содержания ее в чистоте являлись обязанностью женщин.

Для изготовления деревянной утвари якуты использовали многие виды древесины. Заготовку, очищенное от коры ровное полено без сучков, выдерживали несколько месяцев в болоте. При изготовлении мастер пользовался топором и ножом. После того, как посуду вырезали, ее долго вываривали в настое лиственничной коры, в результате чего мелкие неровности сглаживались, выщелачивались вещества, вызывающие гниение, изделие приобретало красноватый оттенок. Для равномерного высыхания и предотвращения трещин на дне просверливалось небольшое отверстие, которое позже заделывали деревянным чопиком или серой. Орнамент выполняли ножами со специальными лезвиями.

         Чаши, кубки, ложки всевозможной формы и величины, коробки и ящики в основном делались из березы. Березовая древесина мягкая, легко поддается любой отделке, пластичность ее структуры позволяет создавать крупные формы, и вместе с тем на изделия можно наносить тонкий орнамент. Береза считается «барыней-деревом», а ее «щетка» (нарост, корневища) – высшим по красоте образцом древесного материала. Из «щетки» якуты вырезали изящные табакерки, женские рабочие коробки, ящики для хранения чая, черенки к ножам, трубки. Особенность текстуры дерева – чередование темных и светлых слоев – всегда учитывалась мастером и искусно вписывалась в архитектонику изделия.

        

Часть предметов домашней утвари вырезали из плотной, тяжелой и твердой лиственницы: из старых пней – ступки (кэлии) для толчения хлебных колосьев, большие лотки; из древесных наплывов (ур) – громадные чаши и тарелки диаметром до 80-90 см. Нижнюю часть ствола брали для изготовления кытыйа. Все предметы изготавливались вручную.

         Конструктивно предметы бытовой утвари повторяли трапециевидную форму бала5ан – символа Срединного мира, устремленного к небу. Такой же модели соответствовали ансамбль конского убранства – чепраки и кычымы, женское седло, а также женский костюм.

Одна из прекрасных якутской посуды является чороон. Чороон стал якутской гордостью и богатством. Другие нации восхищаются красотой и особенностью нашей посуды. «Сколько тут красоты, обояния, трудолюбивости» имеется в маленькой посуде. Чороон олицетворяет фигуру якутской женщины. Сейчас ни один праздник не проходит без чороонов. Чороон используют не только для алгыса, его используют и в обыденной жизни. В нем можно увидеть не только красоту, но и дух якутского народа.

Чорон – символ традиционной культуры народа саха (якутов).  Чороон — кумысная посуда и символ изобилия, счастья, богатства. Существуют выражения дьол чорооно — «чорон счастья», алгыстаах чороон – «благословленный чорон», толору кымыстаах чороон – «чороон, наполненный кумысом», кырылыы кыынньар толору кымыстаах чороон курдук уйгу-быйаҥ олохтонуҥ —  «пусть жизнь ваша будет наполнена изобилием, как наполненный игристым кумысом чорон», чороон курдук чочуллубут – «выточенный как чорон» и др.

С чорооном связано богатое мифокультурологическое начало якутского народа. Сосуд, согласно якутским преданиям, представляет собой модель Вселенной. Поддон олицетворяет нижний мир, где обитают злые духи.

Средняя часть — средний мир, где живут люди.

Горло и венчик чорона — символизируют верхний мир, где живут добрые божества.

Слово « чорон» (чороон) произошло от «чорой», «чорот», что означает держать поднятым вверх, вытягивать. При толковании слова чороон Э. Пекарский также приводит слова чороҕон и дьороон: «Чороон (от чорой+оон = чороҕон, дьороон). 

Чороон имеет проем  — айаҕа, венчик — иитэ, шею — моонньо, плечи – санна, бедро – өттүгэ, ножки — атаҕа, поддон — түгэҕэ. Бывают самых разных размеров, в высоту до 80 см, в обхвате до 90 см. Ножке придавалась форма изогнутого конуса или вид трех конских ног с копытами. Чорооны, употреблявшиеся при священных обрядах, как и прочие виды кумысной посуды, обвязывались белым шнуром, сплетенным из волос конской гривы. Украшается богатым орнаментом. Узоры располагаются в виде ярусов. Ярусов бывает три, семь или девять. У древних якутов эти числа считались священными. Чороон, передаваемый в круг празднующих людей на Ысыахе, символизирует единство народа перед божествами Айыы, предвещает благополучную жизнь.

Различают также сиэллээх айах: «Сиэллээх айах [от сиэл+лээх]. Большой праздничный кубок, ножка которого украшена пучком волос из лошадиной гривы, (при питье берут его обеими руками за ножку), увитый гривой кубок»

Аар түһүлгэлэри түмэр чороон – один из крупных чоронов, во время праздников из него может пить кто угодно. По краю проема бывает углубление, отталкивающее нечистые силы. Один из самых щедро украшенных и почитаемых чоронов.

Чорооны малых и средних размеров.

Ымыы чороон – амулет ребенка, защита души ребенка, который должен родиться у молодых (ымыы – амулет, талисман). Обычно девушка, выходя замуж, оставляет этот чорон из приданого в доме родителей. Чороон хранится в левом углу, где восходит солнце. Его никто не должен трогать. Считается самым красивым чорооном. С тремя ножками. 

Балхах айах – чороон на трех ножках в виде копыт лошади. Невеста угощает жениха кумысом из такого чороона.

Связано с будущим жениха и невесты, из этого чороона никто не пьет, кроме них, даже родители. С высотою в пять кулаков и шириной в два с половиной кулака, с 5-6 медными подвесками по 4 стороны на шейке в виде сережек. В словаре Э. Пекарского дается два значения этого слова – как повседневной посуды и как чороона: «Балхах 1. Деревянная выдолбленная посуда, стакан вроде деревянной кружки или стойки. 2. В Дюпсюнском и Борогонском улусах (Якутский округ) небольшой чорон (деревянный кубок) на одной ножке». В «Кратком толковом словаре» дается одно определение: «Балхах. сущ. уст. Низенький чорон на трех ножках». Слово балхах произошло, возможно, от образного глагола баллай (с вариантом балҕай) ‘расплываться вширь, быть широким, пухлым’. «С. Калужинский возводит к якутскому балхай (точнее балҕай) монг. балхайи жиреть, пополнеть бур. Балхай опухать, расплываться»

Бэлкэй – самый маленький чорон. «Бэлкэй (ср. башк. каз. бэлэкэй маленький, низкий). Самый маленький бокальчик (кубочек) для кумыса». Очевидно, произошло от образного глагола бэллэй ‘казаться широким, округлым’ или бэлгэй ‘быть широким’.

«Чорохой – небольшой кумысный бокал. Малый треножный кубок для питья кумыса, сделанный из березового дерева; в наслегах Бахсы и улусах Хаҥалас – то же, что быдыраах (маленькое берестяное лукошко, в коем держат, например, соль)». Слово чорохой, по-нашему мнению, образовано от слова чорой путем прибавления аффикса -хой (аффикс уменьшительности в некоторых тюркских языках).

Известен также Олоҥхоһуту айах тутар чороон – средний чорон на одной ножке. Когда олонхосут переводит дух, в коротких перерывах между песнями олонхо, слушающий его, с восклицанием ноо! дает ему выпить кумыс из такого чороона. Узор, орнамент этого чороона как бы описывают жизнь олонхосута. Обычно бывает украшена конскими волосами. На ножке есть выступ для подвязывания к поясу или к седлу. 

«В настоящее время чорооны имеются только у якутов и являются своеобразным показателем синтезированного этнического происхождения народа саха. «Чорооны представляют собой исключительное достояние материальной культуры якутов. Таких сосудов нет сейчас ни у одного народа», – писал А. Окладников.

  Использованная литература

Алексеев А.Н. Древняя Якутия: железный век и эпоха средневековья. Новосибирск: Изд-во Ин-та археологии и этнографии СО РАН, 1996. 2.

Алексеев А.Н. О происхождении якутских чоронов // Северо-Восточный гуманитарный вестник. – Якутск: ИГИиПМНС СО РАН, 2015. – № 1 (10). С. 53-60.

Большой толковый словарь якутского языка. Т. 3. Новосибирск: Наука, 2006.

Йохельсон В.И. Кумысный праздник и декоративное оформление кумысных сосудов. − Якутск: СМИКМастер, 2015.

Константинов И.В. Материальная культура якутов XVIII века. – Якутск: Як. кн. изд., 1971.

Окладников А.П. Якутия до присоединения к Русскому государству. − М.-Л., 1955.