Белёвский спасо-преображенский монастырь

Тема недели: Церковное книгоиздание и церковные библиотеки в современной России

Статья

О некоторых аспектах современной издательской деятельности

Статья

Интервью с главным редактором издательства “Языки славянских культур” А.Д.Кошелевым

Статья

“Богословская книга не может быть бестселлером”: интервью с руководителем издательства Сретенского монастыря иеромонахом Симеоном (Томачинским)

Статья

«Сегодня отношение к книге подобно отношению к “cникерсу”» – интервью с директором издательства СПбГУ

Статья

Интервью с заведующим библиотекой Московской духовной академии игуменом Дионисием (Шлёновым)

Статья

Библиотека как место сосредоточения духовных ценностей

Статья

Главная причина – любовь. Любовь к книге

Статья

С любовью к независимым издательствам

Статья

Видеоинтервью с директором Александрийской патриаршей библиотеки Апостолосом Трифиллисом

Статья

От самиздата к электронному архиву: фонд митрополита Антония Сурожского

Статья

Книга «Простые ответы на вечные вопросы» – лауреат конкурса «Просвещение через образование»

Статья

«Просвещение через книгу и новые технологии»

Статья

Уникальная библиотека

Статья

«В создание библиотеки нужно вкладывать приличные деньги»

Статья

Малоизвестный миссионерский проект Казанского миссионерского общества: о гольдском молитвослове из библиотеки МДА

Статья

Иерей Иоанн Кечкин: О кризисе церковной истории, диспутах на просфорне и любимых книгах

Статья

Чем важны греческие рукописи Синодальной библиотеки?

Статья

Ладомировское братство: монастырский центр книгоиздательства в словацкой глубинке

Настоятели

игумены
  • Михаил (до 1564)
  • Кондратий
  • Трифон
  • Трифиллий
  • Геласий (упом. ок. 1584/1585)
  • Феодосии (упом. 1597)
  • Афиноген
  • Никандр (упом. ок. 1607/1608)
  • Аркадий (ранее 1611 — апрель 1613)
  • Давид (упом. 1613)
  • Феодосий (уаом. 1614/1615)
  • Иосиф (1616/1617 — 1618/1619)
  • Пимен (1618/1619 — 30 апреля 1623)
  • Сергий (1623—1634/1635)
  • Феодосий (упом. 1635 — упом. декабрь 1637)
  • Иов (Челюсткин) (упом. 1635 — упом. 1636) Свенский митрополит
  • Анисим (упом. 1639/1640 — упом. 1642/1643)
  • Геласий (21 июня 1643—1662)
архимандриты
  • Михаил (упом. 1662)
  • Гурий (5 декабря 1663 — 10 ноября 1670)
  • Иосиф (октябрь 1670—1672)
  • Иов (сентябрь 1673—1691/1692)
  • Иов (Марков) (1691/1692 — 21 июля 1718)
  • Глеб (Талипский) (1718—1721)
  • Павел (декабрь 1721 — июнь 1722)
  • Игнатий (1722—1723)
  • Тихон (май 1723 — 23 июля 1739)
  • Герасим (1739 — 17 марта 1755)
  • Феодосии (29 мая 1755 — 8 мая 1759)
  • Иустин (28 июня 1759—1767)
  • Симеон (1767 — июнь 1769)
игумены
  • Мисаил (4 июня 1769 — 5 февраля 1772)
  • Стефан (1772 — 11 марта 1773)
  • Амвросий (11 марта 1773 — феврале 1789)
  • Николай (Андреев) (10 февраля 1789 — 7 июня 1791)
  • Серафим (Желябужский) (10 июня — сентябрь 1791)
  • Иаков (1791—1798)
  • Иннокентий (октябрь 1798 — январь 1799)
  • Феофилакт (9 января — сентябрь 1799)
  • Галактион (Пономарев) (сентябрь 1799—1803)
  • Лаврентий (октябрь 1803—1806)
  • Киприан (Никитин) (1806—1822)
  • Моисей (Сахаров) (1822—1825)
  • Павел (Марков), иеромонах (1825) в/у
  • Агапит (Вознесенский) (1826—1829)
  • Стефан (Зелятров) (1829—1833)
  • Варлаам (Успенский) (12 февраля 1833—10 марта 1834)
  • Никон (Щеглов) (1834—1843)
  • Анастасий (Лавров) (1843—1850)
  • Никандр (Покровский) (1850—1859)
  • Андрей (Поспелов) (11 августа 1859—1866)
  • игумен Тихон (Покровский) (1866—1869)
  • архимандрит Аркадий (Филонов) (май 1869 — 16 января 1873)
  • архимандрит Полиевкт (Пясковский) (16 января 1873—1874)
  • архимандрит Антонин (Державин) (27 февраля 1875—1881)
  • Анатолий (Турбин) (1881—1891)
  • Игнатий (Раевский) (1891—1895)
  • Августин (1895—1897)
  • Тихон (1897 — март 1901)
  • Мефодий (Великанов) (1901—1902)
Епископы, архимандриты, игумены
  • епископ Макарий (Троицкий) (1902 — 16 июля 1906)
  • Филадельф (Васильев) (4 августа 1906 — 6 октября 1907)
  • Феодосии (Сахаров) (6 октября 1907 — 29/31 декабря 1907)
  • Иннокентий (Чуриков) (29/31 декабря 1907 — 20 февраля 1908)
  • Лаврентий (Некрасов) (20 февраля 1908 — 7 марта 1908)
  • Иннокентий (Чуриков) (7 марта 1908 — 4 июня 1909
  • Петр (Зверев) (4 июня 1909 — 18/20 октября 1916)
  • Палладий (Добронравов) (6 мая 1917 — 8/12 октября 1918)
  • Василий (Бирюков) (13 сентября 1918 — 12/25 ноября 1919)
  • Феодорит (Лишенко) (2 декабря 1919 — 24 октября 1921)
  • Никодим (Крюков) (8 мая 2008 — 17 марта 2014)
  • иеромонах Арсений (Девятериков) (17 марта 2014 — 29 декабря 2022) и. о. до 26 февраля 2019

Описание

Монастырь расположен на окраине восточной части города, на высоком левом берегу крутого изгиба реки Оки. Он построен на Белёвском старом городище, на месте укреплённого древнего поселения предположительно XII—XIII вв. — «старого острога». Название получено по монастырской церкви Воздвижения Креста Господня.

Основание монастыря

Точной даты основания монастыря неизвестно. Предположительно около 1625 года. Основателем является старица Марфа Палицына, по челобитной которой царь Михаил Фёдорович дал разрешение на строительство в Белёве девичьего монастыря. В «Писцовой книге церквей, церковных и посадских дворов, дворовых мест, … города Белёва письма и меры Василия Савельевича Чернышева да подъячего Осипа Богданова» за 1625 год сказано: «На посаде ж монастырь Девичей. А в нем церковь Воздвижения Чеснаго Креста да в пределе Великомученика Феодора Стратилата, древеная, клецки …».

Краткая историческая справка

В 1764 году при секуляризационной реформе, проведённой Екатериной II монастырь был упразднён. Церковь стала приходской, а монахинь перевели в Лихвинский Афанасьевский монастырь. Но в 1768 году Лихвинский монастырь по причине ветхости был закрыт, а вместо него опять восстановлен Крестовоздвиженский Белёвский. С этого времени монастырь отстраивался и благоустраивался до 1920-х годов, когда был закрыт Советской властью, а постройки переданы населению под жильё. К концу 1990-х некоторые постройки имели полуразрушенный вид, другие обветшали и были заброшены. В 2007 начались восстановительные работы.

Храмы монастыря

Соборный во имя Воздвижения Креста Господня — самый древнейший, первоначальный был деревянный. На месте деревянного около 1713 года построили каменный с приделами: Тихвинской Божией Матери и Фёдора Стратилата, который после 1764 года был переименован во имя Николая Чудотворца, а в конце XVIII столетия упразднён по причине своей ветхости. На его месте в 1830 году на средства купца Андрея Михайловича Фролова построили новый придел во имя блаженного Андрея Христа ради Юродивого. А в 1845 на средства вдовы поручика В. А. Сомовой был пристроен придел во имя прежнего святого Николая Чудотворца. Новый каменный двухэтажный, четырёхстолпный в стиле эклектики, завершавшийся декоративным купольным пятиглавием, соборный храм был построен и освящён в 1869 году. На первом этаже два придела: правый — Троеручицы Божией Матери, левый — Николая Чудотворца. На втором этаже: правый — Тихвинской Божией Матери, левый — Андрея Юродивого. Большую роль в этом сыграла игуменья монастыря Павлина Овсянникова, во время настоятельства которой (1848—1877) обитель увеличилась почти втрое.

Домовая церковь во имя Макария Египетского с приделом в честь Василия Великого в 1864 году была перестроена из каменного дома купцов Сабининых, доставшегося монастырю по завещанию девицы дворянки Марии Киреевской. До настоящего времени церковь не сохранилась.

Мироносицкая домовая — действующая деревянная церковь, устроена в 2008 году в одном из корпусов келий.

Была ещё одна церковь, построенная в 1875 году на монастырском хуторе при попечительстве игумении Павлины и приписанная к монастырю в 1883 году. Монастырю принадлежали также две часовни: каменная Никольская, построенная в 1707 и отремонтированная в 1882 году и Боголюбская 1839 года постройки. При монастыре имелась богадельня (с 1889 года) и женское училище (1874), преобразованное затем в церковно-приходскую школу.

Ссыльные и соль

Восстановление архитектурных и исторических памятников Белёва – по-настоящему беспрецедентное событие. Спасо-Преображенский и Крестовоздвиженский белёвские монастыри такого отношения к себе не видели за всю новейшую историю. Да, собственно, всю новейшую историю они только выживали. Монастырь закрыли в 1921 году. Многие постройки приспособили под бараки для рабочих – это был тот самый 101-й километр для высылки; или отдали под склады «Краснорабочего посёлка». В старинной Спасо-Преображенской церкви хранили соль.

Репутация у жителей здешних бараков была специфическая. Это было одно из тех мест в Белёве, куда посторонним вообще не рекомендовалось заходить, даже местным жителям. А ведь предки когда-то ставили храмы во имя православной Веры, красоты и величия российской земли. Сейчас, после завершения реставрации, Спасо-Преображенский собор 1686 года постройки восхищает своими красками любого, кто на него смотрит. Храмы на Руси были либо белокаменными, либо многоцветными. Православие – это Вера радости, торжества о том, что нам даровано вечное царствование.

Несмотря на все сложности двадцатого века храм, за некоторым исключением, практически сохранил свою историческую структуру. В апреле 2008 года постановлением Священного Синода в обители возобновлена монашеская жизнь. Первое богослужение состоялось в 2016-м, ещё во время реставрации. Теперь богослужения в храме проходят постоянно.

Краткая информация

Монастырь
Белёвский Спасо-Преображенский монастырь

Белевский монастырь в честь Преображения Господня

В какой стране находится: Россия
В каком городе: Белёв, Тульской области
Какова конфессия: Православие
Епархия монастыря: Тульская и Белевская Епархия монастыря:
Тип монастыря: мужской
Первое упоминание о монастыре: 1557 год
Когда основан (Дата основания): 1525 год
Здания:
Собор Спаса Преображения • Алексеевская надвратная церковь • Церковь Введения БоВ каком городе:ицы во храм
Кто настоятель монастыря: Митрополит Тульский и Белёвский Алексий Кутепов
Статус: Объект культурного наследия РФ № 7100282000№ 7100282000
В каком состоянии: восстанавливается

Иван Грозный в храме

Этот собор – часть древнего Свято-Воздвиженского монастыря, единственного сохранившегося на Тульской земле архитектурного ансамбля XVI-XIX веков. Построен он был на крутом левом берегу реки Оки. Здесь в 1557 г. побывал Иван Грозный во время объезда южных рубежей Руси. С того времени монастырь был духовным центром белёвской земли, всего Тульского края. Эту святыню ещё в конце двадцатого века мы могли потерять совсем, но сейчас она возрождена полностью, наполнена духовной жизнью и молитвой.

Буквально из руин подняли Братский корпус – тот самый, который когда-то превратили в бараки с маленькими клетушками для жилья. Сейчас здесь на первом этаже открыт музей с коллекцией предметов разных эпох, рассказывающих о богатой истории монастыря, на втором – монашеские кельи.

Огромные работы проделаны по восстановлению Введенского храма, который приобрел первоначальный облик, известный по старинным фотографиям. Здесь обновили фасад, установили новые купола, заменили кровлю, окна.

Рядом со Спасо-Преображенским монастырем была устроена и женская Крестовоздвиженская обитель, где также были совершены большие работы по возрождению главного собора монастыря. Сейчас здесь действует сестринская община.

Крестовоздвиженский монастырь был известен когда-то созданием целого промысла – знаменитых белёвских кружевов.

Благодаря поддержке губернатора Введенский и Крестовоздвиженский храмы отреставрированы в рамках проекта 500-летия Тульского кремля и Большой засечной черты.

Кстати, на прошлой неделе Алексей Дюмин подробно ознакомился с памятниками Спасо-Преображенского монастыря, с современной жизнью обители, имел беседу с епископом Алексинским и Белёвским Серафимом, который поблагодарил губернатора за содействие в возрождении обителей и храмов на Тульской земле. А также отметил, что после реставрации здесь снова проводятся все регулярные службы и праздники. Поток паломников увеличился.

Владыка попросил помочь в реставрации фасада Спасо-Преображенского храма, которая была приостановлена из-за просушки стен. Алексей Дюмин выразил готовность оказать содействие.

Новые материалы

Книги

Философия и теология в классическом идеализме: Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель / Муравьев А. Н., Паткуль А. Б., Протопопов И. А., Иваненко А. А. (отв. ред.). СПб., Умозрение, 2023 г. 496 с.

Книги

Философия М. М. Бахтина. Поздний период: Монография. — СПб. : Изд-во РХГА, 2023. — 212 с. ISBN 978-5-907613-74-4

Книги

Метафизика: Современное введение / Пер.с англ. М. В. Семиколенных; под науч. ред. С. М. Левина; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2024.

Книги

Книга рая: путь. Морфология непостижимого и недосягаемого / Михаил Ямпольский. – М.: Новое литературное обозрение, 2024.

Книги

Проблема зла и теодицеи: метафизика, этика, феноменология / отв. ред. К. В. Карпов, научн. ред. И. И. Ремезова. – М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2023. – 264 с. (Серия «Humanitas»)

Книги

Вариации на тему любви и милости / Ж.-Кл. Ларше; пер. с фр. М. С. Степановой. — Москва: Изд-во Сретенского монастыря, 2024. — 352 с. — (Православное богословие).

Книги

Религия в цифровом обществе. Под ред. Алексея Бодрова и Михаила Толстолуженко. М.: Издательство ББИ, 2024. viii + 248 с. (Серия «Современное богословие»). ISBN 978-5-89647-430-2

Книги

Образ, икона, экономия. Византийские истоки современного воображаемого. М.: V—А—С Press, 2022. — 328 с. ISBN 978-5-907183-49-0

Книги

Обратная сторона новых медиа / Жан-Клод Ларше; пер. с фр. С. А. Кузнецовой. – Москва: Изд-во Сретенского монастыря, 2023. – 304 с. – (Православное богословие).

Книги

Владимир Соловьев / Пер. с нем. (Серия «Современное богословие»). – М.: Издательство ББИ, 2023. – 143 с. ISBN 978-5-89647-412-8

Книги

Идея Бога и образ теологии в философских дискурсах зрелого модерна и постмодерна: коллективная монография / Под общ. ред. Д. В. Масленникова. — СПб.: Издательство РХГА, 2023. — 682 с. ISBN 978-5-907613-50-8

Книги

Единство добра, истины и красоты в русской религиозно-философской традиции: сборник статей / Сост. Н. К. Сюндюков. — СПб.: Изд-во РХГА, 2023. — 144 с. ISBN 978-5-907613-78-2

Белёвский Спасо-Преображенский монастырь

Белёвский Спасо-Преображенский монастырь в Тульской области

11/04/2024 08:00

Тульское музейное объединение

Белёвский Спасо-Преображенский монастырь – единственный в Тульском крае полностью сохранившийся архитектурный ансамбль, датирующийся концом XVII–XIX столетий.

По преданию, на месте монастыря стоял храм, в котором ожидал покровительства князя московского Василия казанский хан Улу-Мухаммед, изгнанный на тот момент из своих владений.

Монастырь основан удельными князьями Белёвскими «на посаде, на старом городище», но кто был строителем неизвестно. По легенде, Михаил и Мария Белёвские долго не могли зачать ребенка. Но супруги усердно молились, и у них появилось трое детей, которые, повзрослев, и заложили обитель, ставшей родовой усыпальницей.

«Поставить во обязаность игумену монастыря помнить вседневно Белевских князей, а во день их смерти служить соборне и раздевать милостыню».

Согласно архивным данным, существование монастыря становится известным с 1557 года. Князья не только основали обитель, но и приписали к нему в вечное владение свои богатые вотчины. Монахи также получили исключительное право ловли рыбы в реке Оке. Попытки установить точную дату основания монастыря результатов не дали. Первое же, достоверно подтвержденное посещение обители Иваном Грозным, состоялось в 1765 году.

В XVI и начале XVII века монастырь страдал от набегов крымских татар, литовцев, поляков и украинцев.

В 1614 году монастырь имеет, согласно описи, 6 храмов: Преображенский собор, теплая церковь святого Иоанна Предтечи, холодна церковь святого Московского Петра, великомученика Димитрия Солунского (в документах числится как сгоревшая) и надвратная Никольская церковь, которую вскоре закрыли. Следом возводится Алексиевская церковь.

К середине XVII века в монастыре осталось только 3 храма: Преображенский собор, Предтеченский храм и храм Алексия Московского. В это время начинаются работы по перестройке и восстановлению утраченных церквей.

После пожара 1681 года на собранные пожертвования Преображенский собор возвели в камне.

Спасо-Преображенский монастырь был не только местом служения, но и просвещения. Здесь появилась первая в уезде школа. В 1820 году строится колокольня, а к Преображенскому собору делается пристройка, в которой размещается монастырская библиотека.

В XIX веке на территории монастыря возвели братский корпус. Долгие годы он, расположенный в центре участка между Спасо-Преображенским собором и надвратной Алексеевской Церковью, служил для монахов домом. Кирпичное двухэтажное здание в плане имеет форму прямоугольника. Исторически главный вход находился в западной пристройке с крыльцом и козырьком. Здание никогда не выглядело роскошным, но было опрятным и приятным глазу. Фасады однотонно красились по штукатурке.

В 1921 году монастырь был закрыт по решению властей. Простояв без надзора до 1940 года, комплекс разрушался.

Несмотря на то, что за годы забвения монастырь сильно обветшал и порушился, он до сих пор является лицом Белева. Без него невозможно представить живописный ландшафт, который открывается за семь километров от въезда в город.

Но истинная красота обители – внутри. Верхний этаж братского корпуса, как и прежде, отдан под монашеские кельи, а на первом – организован музей, рассказывающий о древней истории Белевского Спасо-Преображенского монастыря.

В наши дни Белёвский Спасо-Преображенский монастырь имеет статус объекта культурного наследия федерального значения.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации