Дорога к богу, или ещё раз о дивеево

Исторические места и музеи

Царский скит

Адрес: пос. Прибрежный, 30 км от Дивеево

История скита началась в 1860 году, когда император Александр II подарил Серафимо-Понетаевскому женскому монастырю земельные угодья. Монахини обустроили на этом месте скит. Его назвали Царским в благодарность императору за щедрость.

Тогда скит состоял из деревянной церкви, келий и хозяйственных построек. От былой красоты осталось несколько полуразрушенных домиков и рукотворная аллея — Богородичная тропка. При монастыре была традиция: когда монашка принимала постриг, она сажала деревце сосны.

Существует легенда, что среди монахинь скита были и члены царской семьи. Однако документальных подтверждений этому нет.

Царский скит известен еще и тем, что в отдалении от него находятся «Серафимовы камни»: большой и малые валуны. На этом месте молился Серафим Саровский.

Местные утверждают, что камни не подлинные: большой разобрали на части и развезли по монастырям, а маленькие никогда и не были молитвенным местом Серафима. Они стали пристанищем для верующих из города Сарова, закрытого в 1947 году.

У «малых» камней есть целебный источник.

Дом Галактионовых

Адрес: Дивеево, ул. Советская, 5

Этот дом был построен в начале ХХ века. Принадлежал сестрам Галактионовым — монахине Серафимо-Дивеевской женской обители Михаиле и ее сестре Екатерине.

В доме жили благотворители этого монастыря. Он сохранился до наших дней в первозданным виде.

В настоящее время в доме живут послушницы. Посещение практически невозможно.

Дом Долгинцевой

Адрес: ул. Советская

Еще один особняк начала ХХ века — построен рядом с домом Галактионовых. Он принадлежал богатому человеку — Федору Васиьевичу Долгинцеву, почетному гражданину Москвы.

Федор Васильевич переехал в Дивеево из Москвы и поселился в этом доме со своей дочерью Софьей. Долгие годы он был благотворителем Серафимо-Дивеевского монастыря. Незадолго до смерти он тайно принял постриг.

В доме осталась жить его дочь, ставшая послушницей монастыря и принявшая имя Серафима.

В 1927 году схимонахиня Серафима переехала в Муром, а в апреле 32-го была арестована советскими властями за монашескую деятельность. У нее забрали находившиеся на хранении святыни и приговорили к 3 годам ссылки в Казахстане. Однако дальнейшая судьба Софьи Долгинцевой неизвестна.

Домик Блаженной Паши Саровской

В начале XIX века в крестьянской крепостной семье в Тамбовской губернии родилась девочка Ирина. Подростком она стала экономкой в господском доме. Однажды прислуга обвинила ее в якобы краже. Хозяева не стали разбираться и в наказание отдали Ирину солдатам.

Не выдержав унижения, девушка сбежала в Киев, приняла тайный постриг, а вместе с ним имя Параскева. Схимница стала называть себя Пашей и поселилась в саровских лесных пещерах. Спустя 30 лет она стала жить в Дивееве при монастыре.

Блаженная Паша Саровская ночами молилась за людей, а днем работала на монастырском хозяйстве. Монахиня отличалась даром предсказания.

В 1903 году ее навестили император Николай II и его супруга Александра Федоровна. Параскева разместила их на ковре и рассказала, что скоро в семье родится наследник, но царский род прервется, а монархия рухнет.

Блаженная скончалась в 1915 году в возрасте 120 лет.

В настоящее время в домике работают три выставочных зала. В комнатах хранятся личные вещи Паши Саровской и других блаженных, которые жили здесь после ее смерти.

Музей истории Серафимо-Дивеевской обители в XX веке

Музей посвящен жизни монастыря в истории России и Советского Союза. В залах реконструированы комнаты сестер и настоятельниц. Здесь хранятся многие личные вещи монахинь, их гостей, блаженных.

В одном из помещений воссоздали интерьер гостиной подмосковной дачи, где провел последние годы жизни Серафим Саровский.

Храмы, архитектура

Храмы и часовни

  • Казанский собор (1779 г.)
  • Рождественский храм (1829 г.)
  • Богородице-Рождественский храм (1830 г.)
  • Скорбященский домовый храм (1861 г.)
  • Троицкий собор (1875 г.)
  • Трапезный Александро-Невский храм (1895 г.)
  • Марие-Магдалининский домовый храм (1902 г.)
  • Преображенский собор (1916 г.)
  • Казанский храм на источнике в с. Дивеево (1989 г.)
  • Домовый храм в честь иконы Пресвятой Богородицы “Целительница” (2008 г.)
  • Князь-Владимирская часовня в палаточном городке в с. Дивеево (2010 г.)
  • Серафимовская каменная надкладезная часовня (2012 г.)
  • Серафимовская деревянная часовня (2014 г.)
  • Благовещенский собор (2015 г.)
  • Серафимовская часовня в палаточном городке в с. Дивеево
Святая Канавка в Дивеевском монастыре

Святая канавка

Святая канавка, выкопанная по приказанию Пресвятой Богородицы, повторяет путь, которым Она прошла, беря в Свой удел девичью обитель. Начало Канавке положил преподобный Серафим Саровский накануне Дня Святой Троицы в году, и затем четыре года продолжалось ее обустройство.

Святая канавка в советское время

советское

Восстановление Канавки началось 23 августа года. Проект реконструкции был разработан сотрудниками Московского государственного строительного университета под руководством профессора Сергея Чернышева. Ко дню столетия прославления преподобного Серафима, 1 августа года, Канавка была выкопана; полностью работы были завершены в году. Длина Святой канавки по оси рва – 775 метров. По завету преподобного Серафима её глубина и ширина равняется трём аршинам; вал также трёхаршинный (2 м 15 см). В начале, в середине и в конце Канавки поставлены поклонные кресты. Площадь внутри Канавки – 4,43 гектара.

Святыни в Доме-музее блаженной Параскевы Дивеевской

Музеи

Летом года на территории монастыря был открыт дом-музей блаженной Параскевы Дивеевской. Первоначально его экспозицию составляла только воссозданная келья блаженной, в остальных комнатах размещался паломнический центр. Когда реконструкция пустыньки была полностью завершена, здесь была создана большая экспозиция, отражающая историю монастыря вплоть до года.

В году по благословению игумении Сергии (Конковой) началось также создание музея истории Дивеевской обители в XX веке. Музей вырос из небольшого выставочного зала, размещавшегося прежде в игуменском корпусе монастыря. Экспозиция, посвящённая судьбам дивеевских монахинь и блаженных стариц, архиереев и священников, включает святыни, документы священства и насельниц обители, архивные сведения.

Архангельский скит Дивеевского монастыря

Первая игумения

Имени первой дивеевской игумении Марии (Ушаковой) еще нет в сонме прославленных дивеевских преподобных и блаженных. Но сестры помнят слова преподобного Серафима, назвавшего ее матерью-праведницей, верят, что по его слову в храме Рождества Богородицы, где почивают преподобные Александра, Марфа и Елена, будет четверо мощей, и за молитвенной помощью приходят на могилку матушки Марии у алтаря Троицкого собора.

«Матушка Мария помогает, когда бывают какие-то сложности при выполнении послушания. Постоишь у ее могилы, помолишься, попросишь, и все как-то умиротворяется, приходит в норму», — говорит старшая сестра на издательском послушании монахиня Макария (Огудина).

А благочинная считает, что Мария (Ушакова) и сейчас управляет обителью: «Я чувствую, что она незримо рядом с нами: и помогает, и слышит, и наставляет, и подсказывает, когда мысленно обращаюсь к ней за советом. Претерпев все испытания, связанные со смутой, устроенной иеромонахом Иоасафом (Толстошеевым), она старалась сохранить все заповеданное преподобным Серафимом и победила кротостью и смирением». Почти тридцать лет нижний северный придел Троицкого собора не освящался: матушка Мария верила, что батюшку Серафима прославят в сонме святых и в честь него будет освящен этот придел; это произошло в 1903 году.

«У игумении Марии можно учиться безграничному смирению, терпению, преданности Божией воле и доверию к преподобному Серафиму, — продолжает мать Макария. — Известен случай, когда при строительстве монастырской колокольни выяснилось, что она имеет наклон в северную сторону. Узнав об этом, матушка Мария приостановила строительство и сказала: “Посмотрим, что батюшка Серафим скажет”. Видимо, ответ был положительный, потому что к колокольне пристроили два флигеля, и она стоит до сих пор».

Слова о незримом присутствии матери Марии в обители подтверждает и история, рассказанная старшей сестрой архивного послушания монахиней Артемией (Корольковой).

В 2003 году, за два месяца до торжеств в честь 100-летия прославления в лике святых преподобного Серафима Саровского, мать Артемию благословили воссоздать мемориальную келью преподобного Серафима в Саровском монастыре. Значительную часть необходимых для этого вещей нужно было приобрести или изготовить по старинным фотографиям. Но никто не брался за эту работу, все были заняты на других объектах. «Упрашивать, настаивать становилось уже не под силу — все и без того трудились в невероятном напряжении, — вспоминает мать Артемия. — Я ходила по Канавке и просила батюшку Серафима все управить, но ничего не менялось».

В один из дней, идя мимо Троицкого собора, она свернула к могилке игумении Марии и почти без надежды взмолилась: «Матушка, я не могу исполнить свое послушание! Ты же все смогла так хорошо в Дивееве устроить! Помоги как можешь, спаси…» Помолившись, она отправилась на Канавку, в конце которой в те годы стояли лавочки частных торговцев и толпился народ. Вдруг кто-то протянул ей маленькую книжку с акафистом Феодоровской иконе Божией Матери. Позже выяснилось, что с этим образом была связана вся жизнь игумении Марии. И буквально на следующий день одна за другой стали сами появляться необходимые вещи. Нашлись и сундук, и лапти, и даже старинная саровская мантия. Столяры изготовили мебель: стол, лавочку, точеные подсвечники с медными подносами, аналой и многое другое. Позже они признались, что чувствовали большую благодать от этой работы, за которую поначалу не хотели браться. Сестры в швейной мастерской сшили клобук, аналойники, мешки для сухарей по образцу тех, которые принадлежали Преподобному. А кто-то из паломников пожертвовал целый ящик со старинными иконами, большими книгами екатерининских времен (из них одна Минея даже была точно такая же, как обгоревшая при кончине преподобного, только более сохранная), всевозможной утварью. Примечательно, что все эти «случайно» собранные вещи изумляли точным соответствием замыслу обстановки. Келья батюшки Серафима была обустроена в срок. «С тех пор в лице матушки Марии я обрела свою небесную покровительницу и теплую молитвенницу», — признается мать Артемия.

Сестры обители надеются поставить часовню на могиле игумении Марии, как это было до закрытия монастыря. В определенные дни здесь совершаются панихиды.

Святые преподобные и блаженные жены, мощами пребывающие в Казанском соборе, — это третья небесная опора, наряду с Пречистой Девой и преподобным Серафимом, для насельниц святой Дивеевской обители. Собор Дивеевских святых был учрежден в Русской Церкви в 2008 году. А если есть Собор, то должна быть и иконография, создать которую было поручено сестрам иконописной мастерской монастыря.

Как правильно поклоняться святыням

Как уже было сказано выше, прежде чем приехать к святыне или к мощам святого, стоит почитать написанное о ней или о нём. Кроме того, не нужно брать с собой в паломничество много различных устройств, часто выходить в сеть и звонить кому-то, смотреть по вечерам телевизор. Все дела и развлечения должны остаться дома… Нужно устраниться от суеты.

Другой важный аспект паломничества – литургическая жизнь. В Дивеево стоит почаще посещать богослужения и причащаться. Не относитесь к этому месту, как к достопримечательности – впитывайте его святость всей своей жизнью здесь. Пейте святую воду, прикладывайтесь к мощам святых и чудотворным иконам, ходите с молитвой по канавке.

Время, проведённое в Дивеево, стоит посвятить созерцанию. Созерцанию красоты сотворённого Богом мира, созерцанию глубин своей души. Принести покаяние за совершённые грехи, подумать о том, как исправить свою жизнь.

Наконец, молитва за близких. Не забудьте, что ваши родные и друзья тоже хотели бы побывать в Дивеево. Обязательно подайте за них записки, поставьте свечи, купите им небольшие памятные подарки. За вашу заботу Господь обязательно благословит вас!

Дивеевский монастырь: этапы развития

Зарождение общины

В 1796 году настоятельницей общины была избрана Ксения Михайловна Кочеулова, отличавшаяся строгостью к себе и другим. К 1826 году численность насельниц возросла до 40 человек. В это время была образована Мельничная девичья община из 8 послушниц Казанской общины. Место для общины по указанию Пресвятой Богородицы обнесли Канавкой, которая представляла собой ров с насыпным валом. По преданию, здесь прошла сама Богоматерь. Канавку вырыли сами монахини. А преподобный Серафим пророчествовал, что через нее в конце времен не сможет переступить Антихрист.

Первой настоятельницей стала Елена Мантурова. Ее брат Михаил Мантуров получил исцеление от неизлечимой болезни по молитвам святого Серафима Саровского. После этого он до конца своей жизни всячески помогал устройству Мельничной общины. Так как преподобный Серафим никуда не выходил из Саровского монастыря и лесных пустынек, все, что касалось управления Дивеевский общины, он поручал Михаилу Мантурову («своему Мишеньке»).

Забота преподобного Серафима о дивеевских сестрах вызывала недовольство в Саровском монастыре. Монахи считали, что он так способствует расхищению монастырского имущества. Игумен Нифонт даже дал указание солдатам, охранявшим монастырь, останавливать дивеевских сестер и проверять ношу, которую они получали от преподобного. Однажды была остановлена монахиня Евпраксия. Когда привели ее к игумену, то у нее в мешке были обнаружены старые лапти, обрубки разные и камни. В другой раз у монахине в мешке нашли песок и камни. После этого, как и предвещал святой Серафим, никто больше не останавливал дивеевских сестер.

Превращение в монастырь

Землю для общины пожертвовала в 1830 году Вера Постникова (Баташева). В 1839 году здесь подвизались 115 сестер.

В 1842 году Казанская и Мельничная общины были объединены в одну, Серафимо-Дивеевскую. С 1861 года она стала монастырем. Первой настоятельницей обители в этом статусе была Мария (Ушакова). Монахини жили по строгому Саровскому Уставу. Большую пользу монастырю оказал попечитель Николай Александрович Мотовилов.

В 1875 году было завершено строительство Троицкого собора. Монастырь активно развивался и в 1904 году в нем насчитывалось 270 монахинь, 1474 послушницы.

История[править | править код]

Село возникло в 1559 году. Существуют несколько версий происхождения его названия. Наиболее распространённая версия гласит, что своё название село получило по имени первого владельца — ногайского мурзы Дивея, сына Мокшева Бутакова. Эти земли Дивей получил после удачного похода на Казань. Позднее, в конце XVII века основная часть потомков Дивея (Дивеевы) приняли православие. Князья Дивеевы владели Князь-Ивановым (ныне Маёвка), что в 3 км от Дивеева.

Троицкий собор Серафимо-Дивеевского монастыря

Во второй половине XVIII века в Дивееве была построена небольшая деревянная церковь в честь Святителя Николая Чудотворца и архидьякона Стефана. Расположение села Дивеева на пересечении паломнических дорог давало возможность путникам, шедшим в Саровский монастырь, найти в церкви приют и отдых. Под свой кров для отдыха храм принял и странницу Агафью Семёновну Мельгунову, которая в 1767 году начала строить в Дивееве каменный храм в честь Казанской иконы Божией Матери (освящён в 1772 году). После освящения всех трёх приделов храма, Агафья решила устроить общину. В 1788 году она получила в дар от помещицы Ждановой 1300 кв. сажен земли рядом с храмом, где построила три кельи с надворными строениями. Всё необходимое для жизни, включая пищу, им доставляли из Саровской обители. Незадолго до кончины матушку Александру посетили саровские старцы и преподобный Серафим Саровский, которого она попросила позаботиться об общине.

Спасо-Преображенский собор

Одной из дивеевских святынь является Канавка Божьей Матери, находящаяся на территории Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря. По преданию Серафима Саровского, антихрист в последние времена не сможет преодолеть её.

Дивеевский монастырь – краткая история и описание

История монастыря в селе Дивеево началась в 1760 году, когда странствующей монахине Александре, в миру Агафье Семёновне Мельгуновой, Богородица явилась во сне со словами: «Здесь твой предел, предназначенный тебе Божественным Промыслом.

Монастырь с высоты птичьего полёта

Живи и угождай здесь Господу до конца своих дней. И я всегда буду с тобой и в пределе твоего жительства я создам обитель, равной которой нет на всём свете.

Вид на Серафимо-Дивеевский монастырь со стороны реки Вичкинза

Это мой четвёртый земной удел во Вселенной». С этого времени началось устроение общины. В 1773 — 1774 годах матушка Александра на собственные средства воздвигла церковь Казанской иконы Божьей Матери. В 1788 году местная помещица Жданова, услышав об обители, обетованной свыше, пожертвовала 1300 кв. сажен своей усадебной земли, прилегающей к Казанскому храму. На этой земле матушка Александра построила несколько келий с общей оградой, где поселилась сама с четырьмя послушницами. Сёстры жили по строгому Саровскому уставу, проводя дни в усердном труде и ежечасно (то есть 24 раза в сутки) вставая на молитву.

Собор Спаса Преображения Серафимо-Дивеевского монастыря

Скудная пища привозилась один раз в день с трапезной Саровского монастыря. Незадолго до своей смерти, в 1789 году игуменья Александра постриглась в Великую Ангельскую схиму и поручила принять попечение о Дивеевском монастыре иеродиакону Серафиму, известному своими духовными подвигами. В 1794 году Серафим удалился в лес в 5 км от Дивеево и устроил там маленькую келью, посвятив себя аскетическому житию.

В продолжение 30-летнего подвижничества иеродиакон зимой и летом носил одну и ту же убогую одежду, питался картофелем, свёклой и снятью, выращенными на своём пустынном огороде. В начале отшельничества отец Серафим брал хлеб из обители, и из своей недельной порции часть отдавал медведям и другим диким зверям, которые приходили к месту его молитвословия.

Собор Троицы Живоначальной Серафимо-Дивеевского монастыря

Позднее отец Серафим принял подвиг столпничества и прожил 1000 суток на каменном валуне. Выдержав трёхлетний обет молчания, Серафим сподобился явления Богородицы, повелевшей ему выйти из затвора. За покаянные подвиги преподобный получил дар исцеления и прозорливости, и люди со всей России потянулись к нему за советом.

Однажды келью Серафима посетил помещик Михаил Васильевич Мантуров в сопровождении слуг. Михаил страдал от тяжёлой болезни ног. Лучшие врачи из Москвы и Петербурга не могли остановить раздробление костей. После того, как старец помазал Михаилу Васильевичу ноги елеем, страждущий неожиданно почувствовал, что впервые за многие годы может стоять.

Колокольня Серафимо-Дивеевского монастыря

В благодарность за исцеление помещик обрёк себя на добровольную нищету, продал своё имение и стал преданным учеником Серафима. При содействии Мантурова была основана Мельничная община, возглавляемая сестрой помещика — Еленой Васильевной Мантуровой.

В 1842 году, через 9 лет после смерти преподобного Серафима две общины объединились в одну, а в 1861 году обитель получила статус монастыря. В 1903 году в Дивеево приезжал император Николай II и беседовал с блаженной Пашей Саровской, предсказавшей ему рождение наследника, царевича Алексия, революцию 1917 года и крах династии Романовых.

Святая канавка Серафимо-Дивеевского монастыря

Святые источники

Отправляясь на экскурсию в Дивеево, обязательно нужно посетить купальни, которые исцелили многих людей. Это самое настоящее сокровище известного Дивеевского монастыря. Около хутора Хитрый на границе Саровского леса исполняли свой долг служивые. Они жили своей привычной жизнью и ничего необычного не происходило. Однако один раз им посчастливилось увидеть самое настоящее чудо. Они заметили необычного старца небольшого роста, облаченного в белоснежное сияющее одеяние.

В руках у него был очень высокий посох. Его неожиданное появление сильно удивило солдат, и они решили расспросить его, откуда он к ним пришел. Однако старец не хотел замечать служивых и отвечать на их вопросы. Он трижды ударил в землю волшебным посохом и исчез, а из земли забил чудотворный источник. Сейчас там выстроили большие купальни, окунуться в целебную воду в которых можно буквально с головой.

Доступ к источнику открыт всегда, но наиболее многолюдно здесь во время религиозных праздников. Неподалеку работает ярмарка, где можно приобрести рубашки для купания, полотенца и изображения преподобного Серафима. Вода в источнике всегда холодная. Именно поэтому купаться в целебной воде рискуют только закаленные люди.

Казанский источник Дивеево – одна из самых древнейших достопримечательностей монастыря. Старинный целебный ключ бил из недр еще во времена Дивея. Во второй половине 19-го столетия была выстроена небольшая часовня, из которой до сих пор стекает святая вода. Она несколько раз перестраивалась и ее вид изменялся.

Однако несмотря на это, продержалась в хорошем состоянии почти столетие. В самом начале войны ее полностью разрушили. Несколько лет она простояла нетронутой. На этом месте во льду была найдена икона Казанской Божьей Матери, которая словно посылала тайный знак. Только лишь в конце 90-х годов целебный Казанский источник приобрел именно тот вид, который известен сейчас. С разных уголков планеты съезжаются люди, которые свято верят в чудотворную силу этой святой воды.

Еще одним исцеляющим источником Дивеево является Иверский. История его существования началась сравнительно недавно. В 70-х годах в селе увяз трактор. Люди прибежали вытаскивать его из канавы. Тяжелую машину вытянули из земли, но на месте трактора осталась выемка, в которую постепенно начала стекать свежая, чистейшая вода. Постепенно выемка превратилась в криницу. Местное население очень часто применяло эту воду, которая впитывала в себя всю силу земли и превратилась в лечебный источник.

Со временем люди на месте источника выстроили купальню из камней. Чтобы окунуться в нее, люди приезжают со всех концов света. Много есть отзывов о чудесах Дивеево, так как это святая земля, которая обладает животворящей силой.

Что стоит непременно увидеть в Дивеево

Если вы прибыли в Дивеево осмотреть достопримечательности, но ограничены во времени и не знаете, что посмотреть за один день, рекомендуем отправиться в Серафимо-Дивеевский комплекс монастырей, считающийся 4-м уделом на Земле под покровительством Богородицы. Не посетить обитель, значит, пропустить самое значимое событие в своей жизни. К наиболее посещаемым местам тут относятся:

  • храмы монастыря;
  • знаменитая св. Канавка;
  • пять почитаемых природных источников воды.

Здесь-то матушке, путешествующей по велению Девы Марии по святым местам, вновь явилась Богородица, чтобы объявить о необходимости создать на именно тут монашескую обитель, не имеющую себе равных. Строительство началось с церкви Казанской иконы Божией Матери, а сестрам выделили угодья под кельи.

Позже опекуном монахинь стал Преподобный Серафим, по настоянию которого появилось несколько новых церквей, сама же обитель была обнесена защитным рвом, получившим название «Святая Канавка». Ныне музей-монастырь в Дивеево является действующим, а его достопримечательности можно видеть на фото.

Дивеево в разное время года

Лето в Дивееве тёплое (около +19 °С), дождливое, а зима умеренно холодная (в среднем –12 °С). Паломники едут в монастырь и на источники круглый год. Особенно многолюдно здесь:

  • на Рождество. Храмы украшают белыми цветочными гирляндами и живыми ёлочками, а снаружи устанавливается деревянный вертеп. 6 января проходит ночная литургия в Троицком соборе, а днём 7 января — в Преображенском;
  • на Крещение. 18 января после литургии из монастыря к ближайшему источнику преподобной Александры отправляется крестный ход. Там совершается чин освящения воды, и верующие погружаются в купель. 19 января молебен проходит на источнике святого Серафима;
  • на Пасху. К этому дню главная люстра собора, иконы Серафима Саровского и Богородицы, рака с мощами старца пышно украшаются цветами и декоративными яйцами. Праздничная служба начинается в полночь, а в конце литургии верующие приступают к таинству Святого Причащения. Во время Светлой Седмицы по Святой Канавке ежедневно совершается крестный ход;
  • в День обретения мощей Серафима Саровского, празднуемый 1 августа. Богослужение в храме начинается вечером 31 июля и продолжается всю ночь, а в 9.00 утра совершается литургия под открытым небом. В эти дни на улицах бродят гусляры, распевающие былины, художники выставляют свои работы на продажу, а тысячи верующих стекаются в Дивеево, чтобы исповедаться, причаститься и приложиться к мощам батюшки Серафима;
  • на праздник Успения. В этот день Богородица отошла в мир иной. Вечернее богослужение сопровождается песнопениями, а 28 августа совершается Божественная Литургия. На второй день начинается украшение Святой Канавки: дорожку устилают скошенной травой и цветами. А поздним вечером совершается крестный ход с Плащаницей Богородицы. Завершается богослужение елеопомазанием. Некоторые паломники берут с собой траву и цветы, высушивают, набивают ими маленькие подушечки, а после с молитвой прикладывают к больным местам.

По-вашему, какие преимущества Дивеева и территорий вблизи села нужно развивать, чтобы сделать их еще привлекательнее для туристов?

Кто бы не приехал погостить в Дивеево, туристы или паломники, все задают один и тот же вопрос: «А что еще можно посмотреть кроме монастыря?». В Дивеевском районе красивая и чистая природа, обилие лесов, богатый животный мир, реки, источники с чистейшей водой. Это открывает возможность заниматься пешим и водным оздоровительным и спортивным туризмом. Мы считаем, что стоит разработать для Дивеева маркированные туристские маршруты, оборудованные стоянками, указателями, информацией о достопримечательностях, лесных обитателях – это даст дополнительный стимул развитию туристического направления.

Прогулка на байдарках по реке Вичкинзе.

Сейчас Дивеевский турклуб предлагает два варианта пеших походов по нашему району: однодневные и многодневные походы. Однодневные маршруты наиболее простые и как правило связаны с активным отдыхом на природе, у водоемов. Группа выходит с утра и засветло уже возвращается. В этом случае нет необходимости разбивать лагерь, меньше снаряжения понадобится нести с собой. Однодневный пеший поход – это отличная возможность попробовать себя в роли туриста. Вы будете идти в группе, ориентироваться по карте, останавливаться для отдыха и приготовления еды, искать достопримечательности на маршруте и тайники с сувенирами.

Пеший поход по святым источникам с Дивеевским туристическим клубом.

Самые интересные походы – многодневные. За два-три дня группа легко преодолевает пешком расстояние более 30 км. Провести ночь в палаточном лагере, посидеть вечером у костра, приготовить вкуснейший ужин на огне – отличный отдых от городской суеты. Еще можно искупаться в чистейшей реке или озере и много чего увидеть на своем пути. Такие путешествия самые насыщенные. Часто туристы в таких походах заводят знакомства, поддерживают отношения, затем уже компаниями снова приезжают к нам. Приезжайте и вы в Дивеево, чтобы открыть для себя эту «жемчужину» Нижегородской области с нового ракурса. Мы рады гостям и для каждого подберем маршрут, который обязательно запомнится надолго.

Роман Александрович, расскажите о турклубе, как он появился в Дивееве?

Сначала проект развивался как семейный. Вместе с супругой Анастасией после рождения второго ребенка нам стало очевидно, что жизнь в Москве нашей семье с маленькими детьми не пойдет на пользу. Поэтому мы переехали жить в наш родительский дом в Дивееве. Здесь у нас родился третий ребенок, мы стали много путешествовать по окрестностям села вместе с детьми. Вскоре к походам с палатками, речным сплавам стали присоединяться наши друзья со своими ребятишками.

И вот однажды мой отчим Николай Семиков показал мне нарисованные им карты Дивеевской местности. На них были отмечены грибные места, небольшие озера, малоизвестные ключики и родники, тропинки, заброшенные деревни – все то, чего не найти в современных навигаторах в Интернете. В армии Николай был картографом, на гражданке увлекался историей своего края, резьбой по дереву и иконописью, работал художником-оформителем в местном ДК. Он познакомил меня с природой Дивеевского района, которую мне захотелось изучать.

Анастасия Огородникова

Спустя некоторое время мы с супругой прошли профессиональное обучение, получили дипломы инструкторов по туризму, взяли в кредит необходимое снаряжение, байдарки, палатки, спальники и чуть больше года назад, 12 января 2022 года, зарегистрировали общественную организацию «Дивеевский туристический клуб».

Цель у клуба очень простая — найти единомышленников, чтобы вместе ходить в походы

Также нам, как родителям, важно заниматься развитием детей, думать об их будущем, чтобы они не стремились в большие города, а любили свой Дивеевский край, хотели и могли его развивать

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации