Коллекции
Фото: Максим Мицун, https://ru.123rf.com/profile_herculeru
Комплекс предоставляет возможность ознакомиться с обширной коллекцией артефактов:
- Скульптур и изделий из камня. Эта экспозиция включает мраморные бюсты, медальоны иностранных государственных деятелей и членов российской императорской семьи.
- Литографий и гравюр. Количество экспонатов превышает 600 наименований. Представлены работы Уткина, Чемесова, Вортмана, Джеймса, Клаубера.
- Изделий из металла. Гости увидят часы, подсвечники из бронзы.
- Предметов мебели. Во времена Романовых дворец имел 25 000 уникальных предметов. Основная часть коллекции утеряна или разграблена, поэтому сейчас можно увидеть лишь 25.
- Оружия. Еще Григорий Орлов начал собирать артефакты. Эту традицию продолжали все владельцы дворца.
- Тканей и костюмов. Значительная часть утрачена во время Второй мировой войны. Сегодня гости увидят уникальные шпалеры и вышивки.
- Нумизматики. Это маленькая экспозиция, владельцы Гатчины не занимались системным коллекционированием.
- Чертежей. Эту часть собрания в 1941 году удалось эвакуировать, она полностью сохранилась. Это позволило восстановить дворец с максимальной точностью.
- Бытовую коллекцию. Ее основу составляют чернильницы, пепельницы, шкатулки. Основная часть утрачена с 1941 по 1944 годы.
- Декоративно-прикладного искусства. Это изделия фарфоровых заводов России, которыми пользовались Романовы.
- Фотографии. Основу собрания составили снимки членов семьи последнего Романова. Но и после переворота коллекция пополнялась.
- Архива. Эта часть экспозиции была эвакуирована и полностью сохранена. Здесь представлены справки, документы, планы, относящиеся к усадьбе.
- Акварелей и рисунков. Сегодня гости увидят более 500 отлично сохранившихся единиц.
Понятно, что одновременно представить для осмотра все артефакты невозможно. Администрация периодически обновляет постоянные экспозиции, организует тематические.
Залы Гатчинского дворца
Главный элемент убранства залов Гатчинского дворца – большие живописные полотна. Для этого архитектор определил место, разделив площадь стен тонкими профилированными тягами.
Мраморная столовая
Мраморная столовая площадью 110 квадратных метров использовалась для парадных обедов. Стены украшают живописные полотна. Главное украшение зала – колонны каррарского мрамора с капителями.
Установленные на невысокие пьедесталы, они поддерживают карнизы, богато украшенные лепниной. Стволы колонн декорированы валиками. Пышная отделка перекрытия, полотнища дверей, паркет геометрического рисунка выглядят торжественно и строго.

Гипсовые барельефы на стенах изображают сцены из мифов о греческом боге виноделия Дионисе. Лепной потолок украшен двумя живописными плафонами. Изящно смотрятся предметы декоративной бронзы: часы и подсвечник, мраморный камин, украшенный зеркалом в бронзовой золоченой оправе.
Тронная Павла I
Торжественный и нарядный зал площадью 50 квадратных метров. Украшают зал французские гобелены и декоративные ковры из Индии. Над камином – гобелен богини плодородия Цереры.
Паркет из ценных пород дерева. В центре паркетного покрытия переплетенные венки, окруженные фигурной сеткой из ромбов. Резное золоченое тронное кресло – работа придворного мастера Мейера.
Довершает убранство зала бронзовый стол с круглой доской из яшмы и деревянные белые торшеры. На потолке – лепнина с одноглавыми орлами, венками, гирляндами с обильной позолотой.
Малиновая гостиная
В Малиновой гостиной гобелены и мебель вишневого цвета. Украшает зал люстра из слоновой кости с бронзой и декоративные вазы, украшенные фигурками детей, гирляндами цветов, листьев, гроздьями винограда. Обитая малиновым бархатом резная мебель доставлена во дворец из Франции.

Двери гостиной украшены живописными панно на мифологические сюжеты. Полотнища дверей сверкают золоченым резным орнаментом. Карниз декорирован лепными деталями. Паркет расписан букетами и венками.
Парадная опочивальня
Парадная опочивальня площадью 72 квадратных метра. Каждая стена имеет оригинальную отделку, построенную на сочетании белого и голубого цветов, изысканно оттененных позолотой. Голубой лионский шелк, вытканный серебром медальонами, букетами цветов украшает стены. Размещенные напротив друг друга зеркала создают видимость бесконечного пространства.

Резная кровать огромных размеров с балдахином над ней соседствует с синими фарфоровыми вазами в золоченой бронзе и сочетается с декором дверных полотен. В алькове – потайная дверь на темную винтовую лестницу, ведущую в покои императора.
Белый зал
Белый зал площадью 250 квадратных метров – для многолюдных торжественных церемоний. Лепные украшения стен, мраморные барельефы, арочные оконные проемы, двери из ценных пород дерева с мраморными наличниками украшают зал. Статуи в египетских одеяниях и жрецы с жертвенным подносом, выполненные из черного мрамора, смотрятся необычно и грациозно.
Туалетная комната
Туалетная комната дворца украшена лепниной. Стены серо-голубого цвета с изображением венков, зверей и птиц. Простенки оживлены гирляндами. Над дверями – панно со спящими мраморными амурами. Паркет украшает виртуозный рисунок растительного характера.
Аванзал
Аванзал – приемная для гостей, ожидавших Высочайшего выхода, открывает анфиладу парадных помещений. Зал площадью 55 квадратных метров при Павле I служил для смены караула, охраняющего внутренние покои дворца.
Стены украшает лепной декор: шлемы римских воинов, знамена и щиты. Над мраморным камином с лазуритом – портрет императора Павла I. Вдоль стен расставлены стулья красного дерева.
Подземный ход
Подземный ход длиной 130 метров ведет в грот и выходит на берег Серебряного озера. Стены хода отделаны известняком. Это один из многих ходов подземелья, образующих ходов. В подвалах хранили пищу и вино.

История Большого Гатчинского дворца
Дворец возводился по указу императрицы Екатерины II в подарок ее фавориту графу Орлову. В 1765 году ему были переданы в дар гатчинские земли. Спустя год началось большое строительство. Проект будущего дворца разработал итальянский архитектор Антонио Ринальди. В нем удивительно переплелись стили европейского охотничьего замка и русской старинной усадьбы. Этот дворец стал первым в окрестностях города.
К сожалению, хозяин дворца недолго наслаждался его красотой. Спустя 2 года после завершения строительства он скончался. Императрица выкупила дворец у его наследников и подарила усадьбу своему сыну Павлу Петровичу. Будущий император Павел I далеко не сразу увлекся дворцом. В ту пору он был занят строительством собственной резиденции в Павловске и начал перестройку дворца лишь через 7 лет.
После убийства императора дворец стал собственностью его жены, которая также внесла свою лепту и оборудовала усадьбу для зимнего проживания. После ее смерти официальным владельцем стал ее сын, будущий правитель страны Николай I. По его высочайшему указу во дворце была произведена масштабная реконструкция, для проведения которой был приглашен русский архитектор Роман Кузьмин.
В процессе перестройки помещений значительно увеличилось количество внутренних комнат, к дворцу было добавлено несколько подземных этажей и возведены надстройки. Главный вестибюль и Мраморная лестница были выполнены в стиле Ренессанса. Полностью масштабная реконструкция дворца была закончена в 1851 году, к тому времени на плацу был установлен памятник императору Павлу I.
После революции было принято решение, что Большой Гатчинский дворец станет национальным музеем, и уже спустя год он принял первых посетителей, число которых увеличивалось год от года. В 1926 году все ковры, уникальные скульптуры и старинная мебель были вывезены из дворца с целью их распродажи. До начала войны Гатчинский дворец возглавлял список самых больших пригородных музеев.
В первые дни войны все работники музея стали готовиться к худшему. Весь комплекс дворца был максимально подготовлен к предстоящим налетам и атакам. Было отправлено вглубь страны 4 эшелона с музейными ценностями, еще один эшелон снарядили для отправки в Санкт-Петербург. Оставшиеся экспонаты старались сберечь как могли ‒ прятали в подвалах, укрывали мешками с песком, закапывали в землю.
Реконструкция дворца была начата сразу же после войны, однако проводимые работы нельзя было считать восстановительными. Был проведен ремонт крыши, окон и перекрытий, пострадавшие барельефы укрывали щитами из металла. Советская власть посчитала воссоздание музея нерентабельным, все сохраненные реликвии были отправлены в несколько музеев на территории страны. До сих пор их пытаются вернуть, но не всегда успешно.
В течение многих лет здесь размещалось училище ВМФ, в 1960 году дворец утратил статус памятника архитектуры. Лишь спустя годы главному хранителю музея А. С. Елкиной удалось восстановить справедливость, и уже в 1985 году дворец принял первых посетителей. Восстановление экспозиции и убранства дворца ведется до сих пор, реставраторам предстоит еще немало работы, чтобы дворец предстал во всей красе.

Залы и интерьеры Большого Гатчинского дворца
Каждая комната, расположенная в Большом Гатчинском дворце, по-своему уникальна, включает в себя смешение нескольких стилей, элементов и деталей декорации и материалов разных эпох. Галереи и парадные залы, опочивальни и тронные залы, столовые и рабочие кабинеты абсолютно не похожи друг на друга и поражают посетителей изысканностью и уникальностью дизайнерских решений.
Аванзал
Аванзал стал первым из вереницы парадных помещений. Главная его изюминка ‒ коллекция огромных полотен живописцев. Уникальные наборные двери вместе с паркетом, украшенным рисунком из двух листьев пальмы, были воссозданы по эскизам, разработанным великим зодчим Ринальди. Стены зала украшены красивейшей лепниной, которая отображает лавровые венки, знамена, щиты и шлемы римских легионеров.
Белый зал
Белый зал дворца ‒ самый большой торжественный зал, в котором устраивались празднества и проводились торжественные церемонии. Стены украшены пилястрами Коринфского ордена. Симметричные высокие арки, огромнейшие окна, которые служили дверями на балкон, красивейшая лепнина из цветочных гирлянд и венков, уникальные античные барельефы из мрамора придают залу торжественность и монументальность.
Белый зал Большого Гатчинского дворца
Мраморная столовая
Мраморная столовая выполнена в классическом стиле. Торжественный зал разделен на буфет и столовую. Буфетная зона выделена низкими перилами из мрамора с резными балясинами. Вдоль стен установлены каннелированные мраморные колонны с античным орнаментом. Здесь много предметов, выполненных из бронзы: канделябры, часы, зеркальные рамы. Пол выложен паркетом из красного дерева и ореха в причудливых и замысловатых сочетаниях.
Тронная комната
Тронная императора, в которой проводились аудиенции и торжественные приемы, представляет собой квадратное помещение с выходом на балкон. Стены украшены уникальными французскими гобеленами, которые удивительно импонируют паркетному полу, изготовленному из ценных сортов дерева. Венцом всего этого великолепия стал красивейший императорский трон, покрытый позолотой.
Парадная опочивальня
Парадная опочивальня великой императрицы выполнена в голубом цвете. Стены обтянуты натуральным шелком от мастеров из Лиона, пронизанным серебряными нитями. Альков отделен маленькой балюстрадой, сразу за ней стоит широкая позолоченная кровать, укрытая балдахином. На стенах расположены мраморные пилястры, которые расписаны в стиле гротеск. Огромные зеркала создают ощущение бесконечного пространства.
Галереи дворца
Оружейная галерея соединяет Центральную часть с Кухонным каре. Стены ее отделаны натуральным деревом ценных пород. На них расположилась уникальная коллекция воинского оружия от прославленных мастеров. Каждый экспонат этой коллекции стал не только оружейным шедевром, но и уникальным предметом искусства, поскольку все стволы и рукояти украшены драгоценными камнями, слоновой костью и перламутром.
Чесменская галерея украшена в честь победы русских моряков в Чесменском сражении. Здесь даже динамичный узор паркета отражает славу русских моряков. Интересны для посетителей символическая фигура орла и множество лепных знамен. Китайская галерея практически целиком отделана отполированным дубом. Окна украшены разноцветными витражами. Здесь находится коллекция китайского фарфора, другие изделия и мебель.
Готическая галерея расположена в Арсенальном каре и существенно отличается от других залов дворца. Уникальный интерьер с его удлиненными пропорциями, многообразием готических сводов, разноцветными витражами, установленными в оконных пролетах, и дубовыми узорными панелями удивительно точно повторяет старинный интерьер и внутреннее убранство сооружений, которые возводились в средние века.

Достопримечательности Павловского дворца
На первом этаже можно посмотреть на коллекцию старинного оружия, собирать которую начал еще с сам граф Орлов. Также можно взглянуть на покои самого Павла I, которые оставались в первозданном виде по настоянию императрицы Марии Федоровны и отлично сохранялись, пока не наступила Великая Отечественная война.
Тем не менее, и сейчас можно посмотреть на некоторые вещи императора: стол из красного дерева и стул, обитый бархатом, на спинке которого был вышит императорский вензель, мраморный барельеф, изображающий великого князя Павла, сделанный М.-А. Колло в 1774 году, а также платок, манишку и Библию Павла I. Центральную часть дворца занимает самое большое парадное помещение – Белый зал, в котором проводились самые пышные торжества и праздничные приемы. Не смотря на то, что при его создании не использовалась позолота, комната выглядит роскошной.
Также стоит особо выделить Мраморную столовую, которая считается одним из самых выразительных интерьеров, сделанных в стиле классицизма Бренной. Главное украшение этой комнаты – 16 каннелированных колонн коринфского ордена, которые были сделаны из каррарского мрамора и привезены из Италии. Но самым совершенным творением Бренны стала парадная опочивальня императрицы Марии Федоровны. В 18 веке было принято показывать гостям и подобные представительские апартаменты, которые подчеркивали социальный статус хозяев.
К сожалению, во время войны весь этот роскошный интерьер был уничтожен, но реставраторам удалось восстановить комнату. Сейчас каждый желающий может полюбоваться этим великолепием. Во дворце когда-то существовало 4 тронных комнаты, но самой роскошной всегда считалась Верхняя Тронная, где император принимал важных гостей, иностранных послов. Достопримечательности Большого Гатчинского дворца можно перечислять очень долго. Но, как известно, лучше один раз увидеть, чем 10 раз услышать.Режим работы дворца-музея – в летнее время (до 31 августа) каждый день с 11 до 19, касса заканчивает свою работу в 18 часов. Каждый первый вторник месяца является выходным днем. В зимнее время (до 15 мая) в музей можно попасть с 10 до 18 (билеты продаются до 17 часов), а выходным является каждый понедельник. Кроме этого каждый первый вторник месяца – санитарный день.
Адрес: г. Гатчина, Красноармейский проспект, д.1.
Стоимость билетов небольшая. За вход взрослому придется заплатить 250 рублей, учащимся – 120 рублей. Можно купить семейный билет (2 взрослых и дети), который обойдется в 600 рублей.Несомненно, прогулка по одному из самых замечательных архитектурных творений будет лучшим отдыхом, т.к. это уникальная возможность окунуться в историю, пройтись по легендарным залам, где когда-то жили и работали царские особы, проводились важные встречи, роскошные балы. Те времена уже никогда не вернутся, но соприкоснуться с ними может каждый желающий, нужно только переступить порог знаменитого дворца и включить свое воображение.
Дворцовые интерьеры
Гатчинский дворец не раз менял убранство. Реконструировались:
- Мраморная столовая.
- Тронная Павла I.
- Аванзал.
- Малиновая гостиная.
- Парадная опочивальня.
- Овальный будуар.
- Туалетная комната.
- Комнаты семьи Александра III.

Архитекторы воплощали в жизнь новые веяния и приспосабливали резиденцию под растущие потребности владельцев. Интерьеры дворца создавались в два этапа. Первый архитектор Антонио Ринальди украшал залы тонкой изысканной лепкой, наборными паркетами из ценных пород дерева. Стены декорировались стилизованными цветами, плодами, побегами.
Второй архитектор Винченцо Бренни оформил залы по-новому, сочетая строгие античные архитектурные формы с барочной пышностью. Лепка и позолота, включенная в сложные композиции, смотрелась богато и изысканно. Драпировки и гобелены – торжественны и загадочны.
История Гатчинского дворца
История Гатчины уходит своими корнями в XIII век. Этим временем датируются самые ранние археологические находки. К 1499 году относится первое письменное свидетельство в Новгородской писцовой книге о «селе Хотчино над озерком Хотчиным». По итогам Столбовского мирного договора 1617 года эти земли были переданы Швеции и вернулись вновь к России в августе 1702 года, в ходе Северной войны.
Дворец графа Орлова
В 1765 году императрица Екатерина II подарила эти земли своему фавориту, графу Григорию Орлову (1734-1783). В 1766 году на берегу красивого озера по проекту архитектора Антонио Ринальди начинается строительство дворца. К 1781 году был возведен трехэтажный центральный корпус, который соединялся двухъярусными полуциркульными галереями с одноэтажными служебными постройками, выстроенными в форме прямоугольников с внутренними дворами. Так возникли два «каре» — Кухонное и Конюшенное, впоследствии переименованное в Арсенальное.
Дворец украшали десять граненых башен. Узкие вестибюли завершали полуциркульные своды. К берегу Серебряного озера вел подземный ход. Все это придавало дворцу вид средневекового английского замка. Фасады и коридоры первого этажа были облицованы разнообразными гатчинскими известняками.
Гатчина при Павле
После смерти графа Орлова в 1783 году, Гатчина становится резиденцией будущего императора Павла. В 1890-е годы архитектор Винченцо Бренна перестраивает Гатчинский дворец. Он оставил прежнюю композицию здания, боковые каре надстроил до уровня галерей, которые сделал закрытыми. На плацу перед дворцом был прорыт ров с четырьмя мостами, установлены решетки и пушки. Все это усилило сходство дворца с европейским замком.
В 1799 году главным архитектором Гатчины был назначен Андреян Дмитриевич Захаров, закончивший работы Бренны. После убийства императора Павла в 1801 году Гатчина перешла вдовствующей императрице Марии Федоровне. В 1809-1811 годах архитектор Андрей Никифирович Воронихин произвел во дворце небольшие изменения.
Гатчинский дворец при Николае I и Александре III
Затем Гатчина становится одной из резиденций императора Николая I. В 1845-1856 годах под руководством архитектора Романа Ивановича Кузьмина были произведены существенные переделки: заново отстроены боковые каре, надстроены на один этаж боковые башни корпуса, наружные фасады облицованы парицкой и ротковской плиткой. В угловой башне Кухонного каре была возведена новая церковь, в Арсенальном каре оборудованы апартаменты для владельцев Гатчины. Комнаты XVIII века были отреставрированы, в центральном корпусе устроена новая парадная лестница. 1 августа 1851 года возле стены была установлена статуя Павла Первого работы И.Витали.
Император Александр III подолгу жил в Гатчине, за что его даже прозвали «гатчинским затворником». При нем во дворце появились новейшие технические усовершенствования: проведены электричество и телефон, заменены водопровод и канализация, калориферное отопление пришло на смену печному.
Гатчина после революции
После революции Гатчина была преобразована в музей, который открыл свои двери 19 мая 1918 года. В центральном корпусе и галереях экспонировались парадные и жилые комнаты конца XVIII века. В Арсенальном каре был организован музей дворцового убранства и быта второй половины XIX века. В помещениях, не умеющих историко-культурной ценности, устраивались временные выставки. До войны Гатчина была крупнейшим среди пригородов Ленинграда музеем.
Большой урон Гатчинскому дворцу был нанесен в годы Великой отечественной войны. Немцы быстро продвигались к Ленинграду, поэтому музейным работникам удалось спасти лишь основные коллекции и архив музея. 9 сентября 1941 года сотрудники музея были эвакуированы. До января 1944 года Гатчина была оккупирована немцами. Большому дворцу был нанесен серьезный урон. При их отступлении дворец был заминирован и сожжен.
После войны были проведены необходимые работы, в 50-е годы во дворце располагалось Военно-Морское училище Министерства обороны СССР, а затем — ВНИИ «Электронстандарт». Только в 1960-е годы началась реставрация. Большим подспорьем являлась большая коллекция акварелей 1870-х годов с видами парадных и жилых интерьеров. 9 мая 1985 года были открыты первые восстановленные залы дворца.
Замок из Средневековья
Большой Гатчинский дворец уникален в своем роде. Внешне напоминая средневековый замок, он на самом деле должен был воспроизводить итальянскую виллу. Архитектор Антонио Ринальди не учел того, какое впечатление будет создавать английский сад, окружающий здание. Он придавал гатчинской резиденции налет рыцарской романтики. Усилили эффект и каменная облицовка стен, и башни, которые для русского глаза, привыкшего к светлым тонам и пышному убранству барокко, казались мрачными.
Интересно, что дворец также планировали обнести рвом. Волей-неволей напрашивается сравнение с Михайловским замком в Петербурге, знаменитой крепостью Павла I. Замок на воде уж очень напоминает средневековый: тут вам и ров, и настоящие подъемные мосты. Такое сходство двух резиденций Павла I неслучайно. На одном из планов перестройки Гатчинского дворца, датируемом 1783 годом, изображен проект нового дворца, замыкающего площадь перед главным зданием. Идею в жизнь так и не воплотили, но чертежи послужили основой для создания Михайловского замка.
Приоратский замок
Напоследок мы решили полюбоваться на Приоратский замок, возведенный Павлом I для рыцарей Мальтийского ордена. Как известно, император был большим поклонником этого ордена, принадлежащего римско-католической церкви. Замок или дворец возводился уроженцем Торжка архитектором Львовым. Этот памятник землебитного строительства строился всего несколько месяцев и хорошо сохранился до наших дней.
Прощаемся с Гатчиной, впереди у нас прогулка по центральной части Петербурга: Невскому проспекту и Александровскому саду.
С этой статьей читают:
- Васильевский остров, Меншиковский дворец, Стрелка и подводная лодка
- Летний сад, Летний дворец и Марсово поле
- Музей Фаберже в Петербурге, пасхальные яйца
- Квартира Достоевского в Петербурге и Лавра
- Зимний дворец, Дворцовая площадь и Эрмитаж
Интересные факты
Большой Гатчинский дворец многое пережил: у него часто менялись владельцы, во время войны он был сильно разрушен и сожжён. Полностью восстанавливать его не планировалось – его исключили из списка памятников культуры. Только в 1985 году он снова открылся, как музей, но даже сейчас ещё полностью не восстановлен.
Есть несколько интересных фактов, связанных с дворцом.
- Гатчинский дворец раньше называли Пригородным Эрмитажем, так как он был одним из крупнейших культурных памятников Ленинградской области – в его фондах было более 50 тысяч экспонатов. Можно встретить ещё название «резиденция русского Гамлета» – так называли императора Павла I.
- Реставрация внутренней отделки дворца проводится до сих пор. Для посещения открыты только некоторые залы. Одно из самых интересных помещений – подземный ход, в котором хорошая акустика. Выход около озера называется Павильон Эхо. По легенде в подземном коридоре можно увидеть призрак Павла I.
- >Из обстановки дворца, мебели и предметов интерьера многое не сохранилось. Часть экспонатов было передано в другие музеи и пока не возвращено. Много ценностей вывезли немецкие войска во время войны. Дворец был сильно разрушен, когда оккупанты отступали, они заминировали его.
- Гатчинский дворец – это одно из самых популярных мест у кинорежиссеров. Здесь было снято множество фильмов.
История появления и строительство
Земли, на которых воздвигнут дворец, переданные прежде Швеции, вновь вернулись в Россию в августе 1702 года во время Северной войны. Петр I подарил расположенное среди лесов и чистых озер поместье сестре Наталье Алексеевне. Землю выкупила Екатерина II в подарок фавориту Григорию Орлову, по приказу которого в мае 1766 года архитектор Антонио Ринальди начал строить на месте усадьбы дворец с башнями и подземным ходом.
Особенности здания
Архитектор декорировал дворцовое здание гранеными башнями, к пруду вел подземный ход.
К зданию усадьбы пристроили два дугообразных крыла – галереи с лоджиями, по краям которых возвели симметричные прямоугольные здания с закрытыми внутренними дворами, ограничивающими территорию дворца.

Фасад нижних этажей облицован цветными гатчинскими известняками
На внутреннем фасаде установили две восьмигранные башни и статуи «Война» и «Мир», у главного входа – скульптуры «Справедливость» и «Осторожность»
Фасад главного здания облицевали травертином – износостойким отделочным камнем. В 1781 году граф Орлов поселился в шикарно отделанной резиденции. Хозяин приобрел во дворец дорогие произведения искусства, предметы интерьера, книги и оружие.

Перестройка во времена Павла I
Павел I, получивший наследство после смерти Григория Орлова в 1783 году, перестроил его на свой вкус. Будущий правитель Российской империи пригласил для этого итальянского архитектора Винченцо Бренну, который превратил дворец в военизированное крепостное строение с элементами загородного особняка.
Вместо зеленых лугов рядом появился каменный плац для военных парадов. Перед строением вырыли ров, перебросив через него мост, установили пушки. С 1796 года Гатчинский дворец – официальная императорская резиденция Павла I, а с 1881 года – императора Александра III. До 1828 года дворец принадлежал Павлу I. При Александре III здесь появилось электричество и телефон.
Перестройка во времена Николая I
Новую перестройку начал Николай I, пригласив Романа Кузьмина. Архитектор увеличил число внутренних комнат, добавил подземные этажи и надстройки. В стиле Ренессанса оформил вестибюль и Мраморную лестницу. В 1851 году реконструкция завершилась, а на плацу во дворе установили памятник Павлу I.
История дворца
В 1765 году императрица Екатерина II решила порадовать своего любимого фаворита Григория Григорьевича Орлова и купила для него Гатчинскую мызу. Уникальная природа этого края с родниковыми озерами, живописным рельефам идеально подходила для создания парка, жемчужиной которого должен был стать дворец, постройку которого доверили Антонио Ринальди. В 1766 году принялись за работу. Так как князь Орлов любил охотиться, планировалось построить охотничий домик. Работы велись довольно долго. Несколько раз сама императрица приезжала в Гатчину с проверками. К 1781 году строительство было окончено.
Но Григорий Орлов недолго наслаждался царским подарком. В 1783 году он умер, а Екатерина II решила выкупить дворец и подарила его своему наследнику, Павлу Петровичу, для которого Гатчина стала местом, где он мог отдохнуть. Архитектор Винченцо Бренна занялся перестройкой дворца, сделав его более и модным. В 1796 году Павел I стал правителем, а Павловский дворец – его резиденцией. Это была неприступная крепость, а перед дворцом был огромный плац, на котором проводились военные парады.
После смерти Павла I, убитого в марте 1801 года, дворец стал собственностью императрицы Марии Федоровны, а затем перешел императору Николаю I. Во время царствования последнего началась перестройка дворца: полностью разобрали Арсенальное и Кухонное каре и вновь возвели их, сделав более удобными и современными. В Арсенальном каре теперь находились царские покои. В память о Павле I Центральный корпус постарались сохранить таким же, как и раньше, но без некоторых изменений все же не обошлось, например, заменили систему отопления, поставили новую мебель и скульптуры.
Николай I , как и Александр II, его сын, бывали в Гатчинском дворце от случая к случаю, и то на встречах с именитыми гостями, для проведения балов роскошных или же для участия в знаменитых Императорских охотах. После того, как был убит Александр II, на его место сел Александр III, который решил, что его резиденцией станет Гатчина. Вся императорская семья перебралась в Павловский дворец. После Октябрьской революции Павловский дворец стал доступен всем. Но Великая Отечественная война нанесла ему большой урон. Реставрация началась в 1976 году, а уже в 1985 году первые посетители смогли увидеть его парадные залы.
Что посмотреть во дворце
Дворец выполнен в стиле русского классицизма с элементами средневековых европейских замков. Особенно красиво он смотрится с южной стороны, от Дворцовой площади, на которой раньше был плац. Фасад облицован известняковым камнем, украшен колоннами, пилястрами, парапетами, рельефными элементами. С этой стороны дворец окружает невысокая бастионная стена с амбразурами и мостами, перекинутыми через ров.
Интерьер много раз менялся, при реставрации его восстановили в стиле русского классицизма с элементами барокко в сочетании с античностью. Залы, галереи и лестницы смотрятся пышно: с лепниной, барельефами, позолотой, гобеленами и картинами. На полу наборный паркет, мебель из натурального дерева с узорами, росписью.
Кроме обстановки в музее можно осмотреть около 10 тысяч экспонатов. Это посуда, серебряные изделия, коллекция оружия, книги, скульптуры. На стенах много картин, гравюр.
При посещении музея можно посетить несколько уже восстановленных залов и помещений. Белый зал – самая большая комната, площадью 250 квадратных метров. Здесь устраивались балы, торжественные приемы. В зале преобладает белый цвет, он украшен лепниной на растительную тематику, скульптурами, росписью на потолке.
Интересно осмотреть также такие помещения:
- Тронная зала смотрится роскошно и торжественно благодаря малиновым портьерам, лепнине, позолоте, коврам и гобеленам;
- Мраморная столовая украшена 16 колоннами коринфского ордера из каррарского мрамора;
- Парадная опочивальня обита голубым шёлком и украшена мраморными колоннами с расписными пилястрами;
- Малиновая гостиная так названа из-за трех огромных малиновых гобеленов, на которых изображена история Дон Кихота;
- Овальный будуар с изысканным растительным орнаментом, росписью и лепниной;
- Тронную залу императрицы украшает множество картин русских художников;
- Греческая галерея посвящена искусству античности.
Гатчинский дворец до революции 1917 года
В 1801 году, после смерти Павла I, Гатчина отошла его вдове Марии Фёдоровне, которая в 1809—1811 годах вместе с архитектором Андреем Никифоровичем Воронихиным произвела небольшие переделки во дворце. В основном они касались внутреннего убранства дворца, а также для приспособления его “на случай зимнего пребывания”.
В 1835 году на одной из башен дворца был установлен сигнальный оптический телеграф. Когда дворец принадлежал императору Николаю I, в нём произошли существенные изменения. С 1844 года работами в Гатчинском дворце руководил Роман Иванович Кузьмин, который с 1841 года состоял в должности главного архитектора Министерства императорского двора.
Основные работы велись в каре, которые были практически полностью перестроены. Вследствие изменения высоты каре центральный корпус дворца перестал доминировать над зданием, поэтому под руководством Кузьмина к боковым башням корпуса был достроен ещё один этаж.
В 1850 году были полностью разобраны обветшавшие бастионы и подпорные стены, окружавшие плац перед дворцом, и возведены заново без изменения первоначального замысла Бренны. Это были последние крупные работы по перестройке Гатчинского дворца, при следующих владельцах проводился лишь необходимый текущий ремонт.
На плацу 1 августа 1851 года был установлен памятник владельцу дворца — императору Павлу I, отцу Николая I. При императоре Александре III в 1880-х годах во дворец были проведены электричество, телефон. В здании заменили водопровод и канализацию; на смену печному отоплению пришло калориферное.
Что необходимо увидеть в Гатчинском дворце
Гатчинский дворец — один из самых любимых музеев петербуржцев и гостей города. Можно часами ходить по галереям и анфиладам замка, каждый раз находя что-то новое. Среди самых запоминающихся мест и экспозиций выделяются:
- Верхний тронный зал. Самый роскошный из четырёх тронных залов дворца. Стены парадной комнаты украшены лепниной, позолотой и уникальными гобеленами XVIII века.
- Белый зал, спроектированный великим Ринальди, украшенный произведениями венецианских и итальянских мастеров, а также двумя подлинниками античных бюстов Антиноя и Каракаллы.
- Малиновая гостиная с тремя гобеленами «История Дон-Кихота». На данный момент посетители могут увидеть один из них — «Въезд Санчо Панса на остров Баратарио».
- Сигнальная башня. К смотровой площадке 24-метровой Сигнальной башни ведёт 191 ступенька винтовой лестницы из гранита. Сверху открывается великолепный вид на окрестности Гатчины.
- Подземный ход с выходом в гроте «Эхо» у Серебряного озера. Стены этого грота хранят много тайн, которые ныне известны опытным экскурсоводам. Например, грот недаром имеет такое название: если встать в нужном месте, можно услышать эхо, которое повторяет до 4 слогов.
- Церковь Троицы Живоначальной. Императорская церковь, входящая в комплекс Гатчинского дворца.
- Коллекция оружия, содержащая более 1000 единиц вооружения, и так далее.

