Достопримечательности Гусь-Железного
Удивительно, что в маленьком провинциальном местечке, можно встретить уникальные достопримечательности с захватывающим историческим прошлым. Подробнее остановимся на них.
«Орлиное гнездо»
Усадьба основателей поселка «Орлиное гнездо» — старейшая достопримечательность Гусь-Железного. При жизни господ и их потомков в усадьбе, кроме господского дома с десятью флигелями и хозяйственными постройками, было строение летнего театра и более 20 оранжерей. Особняк находился в окружении парка. По рассказам жителей, в приусадебном саду находился позорный столб для наказания провинившихся работников. Привязав бедолаг к столбу, их нещадно пороли, забивая иногда до смерти. Жизнь обитателей усадьбы скрывалась за мощной каменной стеной с бойницами.
Сегодня остатками былого величия усадьбы Баташевых предстает здание господского двухэтажного особняка с четырехколонным портиком у входа. Полуразрушенная стена, протянувшаяся около двух километров, словно кольцом охватывает усадебную площадь с руинами бывших строений и господским домом. До недавнего времени в историческом здании находился детский санаторий. Сейчас в стенах главного дома усадьбы гуляет ветер.
Троицкий собор
Величественный Троицкий собор, поражающий стилем псевдоготики с элементами барочной и классической архитектуры, виден уже на подъезде к поселку. Опытный турист, глядя на собор, найдет его сходство с английским аббатством и немецкой кирхой, а в устремленных к небу стрелообразных нишах отметит мавританские мотивы. Все детали церковного декора, представленные профилями, пилястрами, арками, стрельчатыми окнами гармонично вписались в архитектурную конструкцию храма.
Нетрадиционный вид православного собора стал источником еще одной легенды. Рассказывают, будто проектировал храм выдающийся русский зодчий Василий Баженов, но до начала строительства скончался. Возведением собора, руководил неизвестный архитектор. Строительство, финансированное семьей Баташевых, началось в 1802 году при жизни Андрея Родионовича, а завершилось через 66 лет его сыном. В годы советской власти церковь использовали под склад. Сегодня в ней проводятся богослужения и открыты двери для туристов.
Другие достопримечательности
К 250-летию основания Гусь-Железного была возведена мемориальная стела, с фамильным гербом Баташевых и фигурами братьев во весь рост. На монументе сделаны надписи, относящиеся к истории поселка и завода, послужившего его основанию в 1758 году.
Гусь-Железный не обошла война. Бойцам, положившим жизнь в боях Великой Отечественной войны, возле Троицкого Собора установлены памятник в виде стелы и обелиск с изображением солдатских лиц.
Достопримечательности окрестностей
Приехав в Гусь-Железный не стоит оставлять без внимания достопримечательности окрестностей
В 5 км от городского поселения в селе Погост привлекает внимание интересный церковный ансамбль из Преображенской церкви, Никольского храма, колокольни и трапезной второй половины XIX века. Документально подтверждено, что две деревянные церкви в Погосте стояли с XVII века
Пожар 1777 года уничтожил храм Преображения Господня, после чего силами прихожан началось возведение нового каменного храма с двумя приделами посвященного иконе Казанской Божией Матери и Илье Пророку. Церковь строилась несколько десятилетий. Весь церковный комплекс вместе с колокольней был завершен в 1829 году.
Преображенская церковь выделяется искусностью нарядного декора и наличием колоннады на втором этаже. В архитектуре колокольни примечательны восемь фигур святых, размещенных по нижнему ярусу фасада и обилие декоративных элементов. Простая на первый взгляд церковь Николая Чудотворца возводилась с 1771 года из камня и гармонично вписалась в церковный ансамбль, добавив привлекательности сельской панораме.
В северной окрестности Гусь-Железного впечатляет заповедная зона «Белый лес», признанная уникальным природным памятником. В ней находятся два уникальных карстовых озера — Большая колючая яма и Малая колючая яма, окруженные живописной природой с флорой, занесенной в Красную книгу.
После осмотра памятных мест Гусь-Железного не пожалейте времени заглянуть в районный город Касимов, находящийся в 20 км от поселка. В городке находятся два интересных музея — русского самовара и колоколов, а также достопримечательность исламской архитектуры — мечеть с минаретом.
Впечатления
Если по пути от Москвы до Егорьевска суетное дыхание столицы ещё чувствуется, то после – погружение в “подмосковную тайгу” кажется уже подлинным – “Real Meschora”. Говорят, зимой чаща кажется почти непроходимой, но летом она вполне приветлива. Правда, деревень на пути почти не видно, зато из-за деревьев периодически вырастают купола храмов – заброшенных или действующих, кажущихся пришельцами из других миров. Вернее, их затерянными в лесу кораблями.
Кое-где Мещера всё-таки расступается деревнями. И тогда “деревяшки”, часто крашеные в зелёный цвет, кажутся продолжением леса, а наряднейшие наличники – отражением извилистой кроны деревьев. Пожалуй, эти наличники могут претендовать на статус главного мещерского “деревянного символа”. По их извилистым линиям можно устраивать виртуальные путешествия. Правда, реальных охотников на них встречается немного, в отличие от толпы посетителей их конкурентов – истуканов и диковинных фигур из Музея деревянного зодчества в Клепиковском районе. В нем стараниям покойного руководителя Инкомбанка Владимира Грошева на неведомых дорожках были собраны невиданные звери (насекомые в человеческий рост, лесные человечки или коты-котофеи). Они оказались весьма популярны – даже больше соседних карстовых Клепиковских озёр, не собирающих даже рядом столько купальщиков.
А чуть дальше по курсу, кажется, разверзается небо и открывает дорогу к тем самым двум храмам-гигантам, по масштабам спорящих с самим Храмом Христом Спасителя, а по энергетике (прости Господи) явно его превосходящих.
Храм Живоначальной Троицы в посёлке Тума сегодня возвышается прямо над скопищем придорожных закусочных и магазинов. И трудно поверить не только в масштаб этого храма, собиравшего разом до 3 тысяч прихожан, но и в то, что внутри нас ждёт “Третьяковка в миниатюре”. Огромные фрески с образами Иванова (“Явление Христа народу”), Васнецова, Нестерова, Семирадского…
Позже в окрестных лесах разместили лагеря НКВД (отныне мощный квест здесь – поиски “зоны”). Сегодня депо и лагеря закрыты, а о былом величии Тумы говорит магазин “Магнит” и ресторан Burger Time. И сохранение хлебозавода со своими специалитетами – “тумским пряником” да “молочными мишками” (вареным молочным сахаром фигурной формовки). Кажется, что пока будет храм, будет Тума. “Лет на сто наших фресок ещё хватит. Подкрашивать или нет – непростой выбор. Чтобы хорошо подновлять учеников Васнецова, нам ведь ученики Васнецова нужны. Иначе никак,” – говорит отец Михаил, настоятель храма. Молодой батюшка провел в Туме детство “на даче у бабушки”. Вот теперь вернулся служить. Обустроил тут “музейный” уголок из ценностей, раскопанных и собранных у прихожан. И детский уголок для увеселения совсем юных прихожан во время службы. Вроде невелика Тума, но по 300 прихожан в воскресенье собирает на службу. Видать, стоять храм – гигант здесь будет не пустым…
Ну а проехав ещё минут 20 мы встречаем ещё одного исполина, который высится над прекрасными берегами реки Гусь. И это тоже храм Живоначальной Троицы, но уже в посёлке Гусь-Железный. (Не слышали присказку: “Жили у бабуси два весёлых гуся – Гусь Хрустальный и Гусь Железный”?). Масштаб кажется немыслимым даже после Тумы (человечки кажутся муравьями у стен храма).
Вот так проезжая мещерские дебри, невольно оказываешься то ли на рейнских берегах, то ли в Кастилии, где через каждые 20 км тебя ждёт гигантский замок или собор. И никуда тебе от него уже не деться…
История
	По заказу предпринимателя Андрея Баташова на Гусевском заводе начали возводить величественный белокаменный Троицкий храм с трапезной и пятиярусной колокольней в 1802-1868 гг.
	По предположению Г.К.Вагнера и С.В.Чугунова Троицкий храм построен по проекту архитектора В.И. Баженова. Но он не был первым храмом в Гусе. До Троицкой церкви здесь в 1766 г. Баташовы построили деревянную церковь во имя святого пророка Иоанна Предтечи. Это здание церкви сгорело в 1802 г. Тогда же началось строительство нового двухэтажного храма.
	При А. Баташёве храм был только заложен (1802 г), но по смерти заказчика (1825г.) был доведен только до купола. Трапезная и колокольня – до карниза. Хотя в храме уже совершались богослужения, однако окончательно достроен он был в 1847-1868 гг.
	Несмотря на то, что в 1825 г. работы были приостановлены, все же в нижнем этаже почти все было завершено, были освящены три престола: во имя святителя и чудотворца Николая (освящен в 1816 г.), во имя первоапостолов Петра и Павла (освящён 1818 г) и во имя Рождества Христова ( освящен в 1823 г)
	В 1847 г на средства наследников Баташовых и рабочих завода работы были возобновлены, и главный Троицкий престол был освящен только в 1868 г.
	Внутренний вид храма был богат. Об этом вспоминали все, кто хоть однажды был в храме. Были и иконы, и другие святыни. Особенно почитаема была икона Божией Матери Боголюбской, которую пожертвовал Боголюбский монастырь в память того, что рабочие завода в 1865 г. горячо принимали у себя этот чудотворный образ по случаю свирепствовавшей в это время болезни. Риза на иконе была серебряновызолоченной, стоимостью 13000 р. Другая святыня – небольшой серебряный напрестольный крест, в который были вложены частицы мощей святого Иоанна Милостивого.
	Возводя храм, неизвестный архитектор черпал свои идеалы в средневековой архитектуре (как считали Вагнер и Чугунов)
	Троицкая церковь колоссальна. Она сложена из кирпича и облицована белым камнем. Храм сочетает в себе черты барокко, классицизма и псевдоготики. Авторы «Достопамятностей» пишут, что «от барокко идет ее сложный облик с полукруглыми выступами, скошенными гранями, нишами». Авторам церковь напоминала Воскресенскую церковь в Почаеве Черниговской области, построенной Деламотом (1765-1771). От классики – спокойное завершение, ясный по форме купол, от псевдоготики – стрельчатые проемы, фронтоны-закомары граней восьмерика, сдвоенные колонки, фиалы.
	Были предположения, что храм строил Касимовский архитектор И.С.Гагин, но этот факт не был принят архитекторами. Во Владимирском государственном архиве имеются сведения только о том, что храм строился «знаменитым архитектором», но имя его не названо. Известно также, что этому храму нет аналогии. Троицкий храм считался усадебным храмом Русской Православной Церкви.
	На заседании Совета по делам Русской Православной Церкви при СМ СССР от 25 июня 1948 г. встал вопрос об открытии церкви в с. Гусь-Железный. В фондах ГАРО сохранился типовой договор, инвентарная опись и анкеты о передаче храма в пользование прихода Русской Православной Церкви.
Небольшой экскурс в историю
Найденные в XVIII веке железорудные залежи на живописной территории современной Рязанщины, окруженной хвойными лесами, послужили покупке земель возле реки Гусь семьей промышленников Баташевых. Андреем Родионовичем Баташевым была начата добыча железной руды, а для ее переработки сооружен чугунолитейный завод. Место стало постепенно обживаться рабочими, занятыми на производстве. К середине XIX столетия население Гусь-Железного достигло уже 5 тысяч жителей. Поселок украсился родовой усадьбой владельцев завода – «Орлиным гнездом» и уникальным сооружением Троицкого собора. При советской власти в Гусь-Железном владения Баташевых и Троицкий храм использовались государством, переживая не лучшие времена.
Как добраться
Предпринимая поездку на два выходных дня, следует учесть, что в Гусь- Железном отсутствуют гостиницы, заночевать придется в Касимове.
Дорога из Москвы на автомобиле по трассе Р-105 занимает около 3 часов. Автобус по маршруту «Москва-Гусь-Железный» отправляется с Центрального автовокзала (м. Щелковская). Первый рейс идет в 7.00, последний — в 22.00. Всего в течение дня отправляется 7 рейсов. Дорога займет примерно 5 часов.
Знакомство с достопримечательностями провинциальных городков и небольших поселений России – прекрасная возможность узнавать интересные факты из истории страны, захватывающие легенды, наслаждаться уникальной архитектурой и красотой русской природы.
Легенды и предания Гусь-Железного
Усадьба Баташевых «Орлиное гнездо» обросла многими легендами, благодаря владельцу Андрею Баташеву, прозванному современниками «Дракулой Ардатовского уезда». Персона Баташева и его железнодеятельная вотчина описана писателями: Мельниковым-Печерским в романе «На горах» и Куприным в романе «Молох». Достоверно известно, что Баташев был ловким предприимчивым и прославившимся бесчеловечностью коммерсантом, входившим в доверие князя Потемкина, бывшего фаворитом царицы Екатерины II, что ограждало его от наказаний. Моральные качества самодура-заводчика, занимающегося оккультизмом, его изуверские наклонности породили много фантастических историй, где трудно отделить реальные факты от вымыслов.
- Легенда 1. Местные жители рассказывают, что в заброшенном особняке Баташевых обитают приведения и отговаривают посещать пустующий дом и подвал.
- Легенда 2. От подвала усадьбы разветвляется сеть тайных подземных ходов, ведущих в разные стороны. Наличие подземелий было недавно доказано георадаром. Известно, что потомки Баташевых пытались добраться до этих подземных ходов, но в страхе прекращали исследования.
- Легенда 3. Рассказывают, что в тайных подвалах «Орлиного гнезда» более 300 рабочих по ночам чеканили фальшивые золотые монеты, о чем они не распространялись, получая приличные деньги за работу. Якобы, когда слухи о Баташевском монетном дворе дошли до столицы, в Гусь-Железный была направлена проверка. Чтобы скрыть свою преступную деятельность Баташев замуровал подвалы, похоронив заживо не одну сотню работников. Возможным свидетельством, послужившим возникновению легенды, стало нахождение археологами фальшивых монет екатерининского времени правления в окрестностях дома.
- Легенда 4. Подвал усадьбы был местом проведения собраний масонов. Будто бы последней владелицей особняка во время поиска тайников была найдена тайная комната с круглым столом на трех ножках в виде львиных лап. На столе лежали масонская шапка и молоток с гвоздем, являющиеся олицетворением масонства.
История
Первый камень нового храма в селе Тума был заложен в 1823 году. Село Тума тогда была успешным торговым местом, державшим связь Мещеры с миром. Здесь прошла железная дорога, построили станцию и депо, проводили ярмарки. Хотя с финно-угорских языков само название села переводилось как “дуб”, “дерево”, “непроходимый лес” – поселение было оживленным, зажиточным и с народом пассионарным, затеявшим такую вот стройку века на собственные средства. Каменная церковь была построена в 1841 году на деньги прихожан, архитекторами значились Дементий Ермолаев и Алексей Прокофьев. Возводилась церковь прямо на болоте. Причем в XIX веке местный приход не только собрал народные средства на строительство исполинской церкви, но и решил расписать ее по хрестоматийному альбому Виктора Васнецова, заказав настенное письмо его ученикам. И пред нами сегодня здесь живопись, а не иконография! В довершение ко всему, в Троицкой церкви установили алтарь из белоснежного мрамора да застелили дорогущей плиткой весь пол.
В ходе массовой коллективизации церковь была закрыта в конце 1920-х годов, что вызвало массовые волнения жителей села и близлежащих деревень. Уцелела, выжила церковь. Во второй раз, в 1940 году было принято решение о переоборудовании храма под Дом культуры, а в реальности ипользовался храм в войну как зернохранилище. Просьбы верующих об открытии церкви не прекращались до 1947 года, и чудо – в разгар советского строительства было вновь принято решение Рязанского облисполкома об открытии Троицкой церкви в рабочем посёлке Тума. С тех пор и стоит храм, работает, а сегодня – вовсю возрождается!
Строительство Храма Живоначальной Троицы в городе Гусь-Железный – совсем другая история. Не народный храм, а заказной, с желаением хозяина блеснуть щедростью и благодетельностью. Владелец Гусевского завода Андрей Баташов закладывает величественный белокаменный храм с трапезной и пятиярусной колокольней в 1802 году. Говорят, проект его делает сам великий Василий Баженов. Впрочем, есть и другая версия: что строил храм касимовский архитектор Иван Сергеевич Гагин – тоже самобытный, крепкий, но не такая же “звезда”. Первая версия “запала” больше. Во Владимирском государственном архиве имеются сведения только о том, что храм строился «знаменитым архитектором», но имя его не названо.
При жизни А. Баташёва храм был только заложен и доведен только до купола, трапезная и колокольня – до карниза. В 1825 году работы были приостановлены, все же в нижнем этаже почти все было завершено, были освящены три престола: во имя святителя и чудотворца Николая (освящен в 1816 г.), во имя первоапостолов Петра и Павла (освящён 1818 г) и во имя Рождества Христова ( освящен в 1823 г.). Хотя в храме уже совершались богослужения, однако окончательно достроен он был в 1847-1868 гг. на средства наследников Баташовых и рабочих завода. Главный Троицкий престол был освящен только в 1868 г.
В советские времена в 1921 году у храма сначала изъяли ценности, а затем в 1932 году закрывали и использовали для хозяйственных нужд. Но вслед за храмом в Туме уже в 1948 году церковь в Гусе-Железном возродилась вновь!



 



 

 


 
 
							
							
						 
							 
 
