Серпуховский историко-художественный музей

Чем ещё знаменит Серпухов

Кроме храмов и усадеб город может привлечь путешественников интересными зданиями и необычными памятниками.

Водонапорная башня

Башня была выстроена в 1926 году с целью обеспечения местных жителей питьевой водой. В отличие от других подобных строений, которые возводятся из металла, эта выполнена из камня и напоминает часть средневекового замка. На такое сравнение наталкивают и цвет постройки, и маленькие оконца. Сегодня башня перестала работать по назначению, в ней расположились салон красоты и небольшое кафе.

До недавнего времени водонапорная башня, возвышающаяся в центральной части Серпухова, была его самым высоким сооружением

Адрес — улица Водонапорная, 38.

Дом купца Солодовникова

Дом был построен в XVIII веке для купца Солодовникова. Стилем здания является провинциальный классицизм, фасад украшают портики и фронтоны. В конце XIX столетия дом сначала приобрёл Н. Ф. Самарин, а затем графиня Сологуб, которая открыла в здании приют и училище. Для этих целей дом серьёзно перестроили, он утратил некоторые декоративные элементы, но не потерял первоначального архитектурного стиля. Сейчас постройку занимает Серпуховское медицинское училище.

Дом купца Солодовникова в Серпухове известен также как усадьба Сологубов

Адрес — улица Пролетарская, 78.

Чеховские места

Серпухов богат не только религиозными постройками, но и памятными скульптурами. Часть из них связана с Антоном Павловичем Чеховым, который часто бывал в Серпухове и упоминал о нём в своих произведениях. Неподалёку находится его бывшая усадьба Мелихово, в которой работает музей писателя.

Именно в этой усадьбе было написано знаменитое произведение «Дама с собачкой»

Здесь же в усадьбе был написан знаменитый рассказ «Дама с собачкой». Именно поэтому в 2017 году в Серпухове было решено установить монумент, изображающий героиню произведения. Он расположен на улице, которая носит имя писателя.

Над созданием скульптуры работал талантливый художник Илья Дюков

В городе в 1999 году установлен памятник А. П. Чехову. Монумент выполнен скульптором С. В. Сагайко и находится на улице Ворошилова возле дома 37.

В своих произведениях Чехов упоминал Серпухов под названием «Город С.»

Другие памятники

Ещё один знаменитый серпуховчанин — князь Владимир Храбрый, внук Ивана Калиты и двоюродный брат Дмитрия Донского. Он командовал засадным полком в Куликовской битве и воевал против ханов Золотой Орды. На улице Джона Рида возле дома 9/86 ему установлен памятник. Создателями монумента являются Вячеслав и Андрей Клыковы, а спонсорами выступили местные жители, собравшие нужную сумму. Общая высота скульптуры составляет 9 м.

Высота фигуры князя составляет около 4 м, а высота гранитного постамента — 5 м

Воинам, павшим в Афганских сражениях, посвящён памятник «Чёрный тюльпан». Открытие монумента произошло в 2005 году. Он находится на улице Ворошилова около дома 146.

Своё необычное название монумент получил в честь советских самолётов, которые в годы войны привозили на Родину тела погибших солдат и офицеров

Самым необычным в городе является памятник котлу «Бабкок-Вилькокс». Он появился в 2012 году и представляет собой самый настоящий котёл, история которого началась ещё в 1895 году. Долгое время он использовался на корабле, а затем был привезён в одну из котельных Серпухова, где проработал ещё столетие. Выйдя из строя, котёл занял почётное место на постаменте. Адрес — улица Звёздная, возле дома 4.

Открытие памятника было приурочено ко дню энергетика

Покровская церковь

В 1906 году произошла трагическая гибель младшей дочери Анфисы, которая неудачно упала с лошади. Деньги отложенные на приданное Анфисы Анна Мараева потратила на строительство богадельни и Покровской церкви рядом со своим домом и ткацкой фабрикой.

Старообрядческая Покровская церковь строилась в 1908-1911 годах по проекту московского архитектора Мечеслава Пиотровича. Церковь из красного кирпича, с шатровой колокольней. У нее нет алтаря, так как старообрядцы-федосеевцы беспоповцы, они не признают священников, литургия у них не проводится. Старообрядцы преследовались церковной и государственной властью с XVII века. Только после революционного 1905 года им было разрешено строить церкви.

Анна Мараева передала в храм богатую, семейную коллекцию икон XV-XIX веков. Собрание храма состоит из более 600 уникальных икон XV-XX веков.

Посетить Покровскую церковь можно только с экскурсией, которую проводит Серпуховский музей. Это отличная возможность побывать в старообрядческой церкви, которые обычно закрыты для посещения иноверцами, и подробнее узнать про особенности веры и жизни старообрядцев, а также семью Мараевых. Снимать в церкви фото или видео не разрешается.

Мне нравится музей1Не нравится

Выставка икон

В художественном музее Серпухова представлена выставка «Православные древности Серпуховского края». Два просторных зала отведены под экспозицию.

Здесь представлены иконы, церковные книги и другая богослужебная утварь, предметы декоративно-прикладного искусства. Все эти древние ценности взяты из серпуховских храмов и монастырей, а также из личного архива А.В. Мараевой: ведь ее коллекция была одной из известнейших среди старообрядческих собраний Московской губернии.

Самые старинные произведения, которые находятся на выставке, относятся ко второй половине 15 века. Это серебрянная панагия из Владычного монастыря и новгородская икона «Святой Николай с житием», которая был привезена из Покровской старообрядческой церкви.

На витрине представлено напрестольное Евангелие, которое ранее находилось в храме Спаса Нерукотворного Образа, Серпуховской области. Год издания этой книги 1759 и напечатана она была в Москве.

Латунный оклад к Евангелию был добавлен позже и относится к 1-й четверти 19 века. Интересно, а сколько все это может весить?

Одним из шедевров декоративно-прикладного искусства, который находится на выставке, является резной крест 17 века из Высоцкого монастыря.

Эта историческая реликвия уникальна для Подмосковной обители. Это произведение поствизантийского искусства было пожертвовано Высоцкому монастырю патриархом Филаретом.

Передвижники

В музее целый зал посвящён выставке работ художников-передвижников. Это товарищество было создано в 1870 году и просуществовало около 50 лет. За это время они провели 48 выставок в разных городах России, как бы передвигая свои работы по центральной части территории страны. Отсюда и название — передвижники.

Часто обыватель, простой человек, приходя на такие выставки, узнавал в персонажах картин себя и своих близких. Естественно, хотел видеть их довольными и счастливыми. Поэтому тема страданий народа во 2-й половине 19 века вытесняется картинами более светлого содержания, не хитрого быта простых людей.

Автор вот этого монументального полотна В.Е. Маковский. Он посвятил её светлому празднику Пасхи в скромной деревне Селище Орловской губернии.

Картина привязана к определённому месту, носит и этнографический характер. Изображён крестный ход во главе со священником, который проходит накануне праздника. Во время этого действа обходился каждый двор прихода, чтобы освятить пасхальную снедь: куличи и крашеные яйца.

Надо сказать, что такие большие монументальные полотна не свойственны для такого художника как Маковский. Он предпочитал писать небольшие жанровые картины. Их также много представлено в этом зале.

Очень трогательная работа Маковского «Поздравление с Ангелом», наполненная чувствами любви, умиротворения и заботы друг о друге.

На картине изображена престарелая пара. Супруга только что вернулась из храма после Обедни, говорит мужу какие-то теплые слова. Он ее ждал: на столе закипает самовар, накрыт стол.

В честь праздника супруг надел свой лучший жилет. У обоих удивительные умиротворенные лица.

Насколько точно художник уловил все мелкие детали и изобразил персонажей с большой любовью!

А вот портрет Николая Ярошенко «Цыганка». Очень живая работа: создается ощущение, что сейчас эта цыганка перегнется через подоконник.

Этот эффект усиливается специальным приемом «двойная кадрировка», когда рама холста совадает с рамой окна.

И еще одна картина, которая очень понятно рассказывает свою историю. Это полотно И.М Прянишникова «В ожидании шафера».

Шафер — это друг жениха, который приезжает в дом к невесте и увозит ее к жениху в церковь. Говоря современным языком, это — свидетель на свадьбе.

В ней художник обращается к теме неравного брака, но трактует ее очень деликатно, на языке деталей.

Престарелого жениха на картине не видно, зато внимание зрителя сразу же приковывает образ свахи, которая вольяжно восседает на переднем плане и даже позволила себе закурить, что, по тем временам, было для женщины шагом неслыханной смелости

По такому ее поведению сразу понятно, что она чувствует себя хозяйкой положения: ведь она нашла выгодную партию для невесты. Даже отец немного робеет перед вольным поведением свахи. А прекрасная невеста, несмотря на восхитительный свадебный наряд, выглядит очень печально.

Прянишникова называли Островским в живописи, настолько его произведения были точны и жизненны.

Владычный женский монастырь

Серпуховский Владычный Введенский женский монастырь относится к старейшим русским монастырям. Дата основания монастыря – 1360 год. Спустя два года в 1362 году в обители возвели первый каменный храм во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы, который не сохранился до нашего времени. Из существующих сейчас в монастыре построек, самые ранние датируются концом XVI – XVII вв. Особенно интенсивное строительство шло на протяжении нескольких лет, начиная с 1598 года, и в середине – второй половине XVII века. Работы велись на средства царя Бориса Годунова, что было связано с победой русских войск над войском хана Казы-Гирея, одержанной на Оке под стенами Владычного монастыря.

Хоть Владычный монастырь и находится на окраине города, доехать до него можно на городском автобусе. Например, нас сюда привез автобус №4. Остановка называется «Октябрьская улица», конечная.

Ввиду частых набегов татар, начиная с XV века монастырь огражден мощными стенами, из-за чего приобрел вид боевой крепости. В XIX веке вокруг присоединившейся к монастырю территории была выстроена красная кирпичная стена, выполняющая уже больше декоративную функцию, нежели оборонительную.

Войдя через арку, практически сразу видим следующую линию обороны монастыря.

Тут же находится павильон с павлинами. Даже зимой эти птицы выходят погулять на улицу. Разводить павлинов начали в монастыре еще с XVIII века.

Чуть впереди – здание православной гимназии во имя Пр. Варлаама Серпуховского.

На монастырской стене висит подробная схема всей обители:

Настоящее знакомство с Введенским Владычным монастырем начинается со Святых ворот, нижний каменный ярус которых дошел до наших дней в первозданном виде.

Над Святыми воротами в 1599 году выстроена церковь во имя Феодота Анкирского.

Сразу за Святыми воротами открывается вид на две центральные доминанты монастыря: Георгиевский храм (слева) и Введенский собор (справа).

Двухэтажная трапезная с пристроенной шатровой Георгиевской церковью и звонницей была построена также в 1599 году. Позже проводились лишь незначительные достройки, основные изменения коснулись только звонницы.

В 1598 году на месте первого каменного Введенского собора был построен новый. Придельная церковь у северо-западного угла собора возникла несколько позднее основного объема храма. Конечно же, с течением времени храм несколько раз «по ветхости» обновлялся, однако, капитальное устройство осталось без изменений.

Для гостей открыта совсем небольшая территория монастыря, однако, этого вполне достаточно, чтобы осмотреть все постройки.

Справа от святых ворот вдоль стены в 1834 году был выстроен настоятельский корпус. Сразу за ним – невысокая юго-западная башня.

Далее по часовой стрелке стоит здание трапезной. Среди всех построек оно здесь самое скромное.

Северный и южный служебные корпуса были очень востребованы, когда в монастыре процветало хозяйство: огороды и сады, луга и пашни, участок леса средних размеров, а также немалый скотный двор и пчельник. В советское время хозяйство было разорено. Сейчас послушницы монастыря постепенно восстанавливает ферму и огороды.

За Георгиевским храмом спряталось желтое здание монастырских мастерских.

Юго-восточная башня оборонительной стены. Все башенки этого монастыря кубические и невысокие. Каменная ограда была возведена в середине XVII века.

Завершает наш круг осмотра келейный корпус, построенный в середине XIX века. Сейчас в нем базируется монастырский музей, где представлены экспонаты, которые рассказывают об истории монастыря и хранят уникальные иконы.

Сейчас в монастыре завершаются реставрационные работы, идущие здесь последнее десятилетие, поэтому все постройки выглядят свежими и обновленными.

—————

Через реку от Владычного женского монастыря находится Высоцкий мужской монастырь. Расстояние между двумя монастырями по прямой всего около 2х км.

Решаем дойти пешком от Владычного монастыря к Высоцкому.

Идем по 2-му Нарскому переулку, здесь сплошь частный сектор.

Оригинальное решение расширения жилплощади!

Вскоре вышли на поле и пошли по чьим-то следам в глубоком снеге.

Казалось бы, как удобно расположены две отдаленные достопримечательности, всего пол часа прогулки по живописным местам, и вот ты уже в другом монастыре! Но нет, моста здесь нет и не предвидится. Зимой чуть выше по течению можно перейти по льду, а летом… наверное, только вплавь

Перейдя реку, вышли на Калужскую улицу. Осталось подняться на пригорок.

Деревянные дома вдоль Калужской улицы:

История[править | править код]

Анна Васильевна Мараева

Особняк серпуховской купчихи А. В. Мараевой построен в 1896 году по проекту известного московского архитектора Р. И. Клейна.

Начало богатейших коллекций этого дома вполне прозаическое. Брат покойного мужа Анны Мараевой — хозяйки особняка — претендовал на наследство. По преданию, прекращению тяжбы Мараевой с деверем поспособствовал Ю. В. Мерлин — очень влиятельный чиновник, дворянин, остро нуждавшийся в большой сумме денег, — которому Анна помогла, выкупив остатки его коллекции (377 картин и графических произведений западноевропейских мастеров XVI—XIX вв. и русских авторов XVIII — начала XIX вв.). Это обстоятельство предрешило возникновение в Серпухове художественного музея.

Источником приобретений Ю. В. Мерлина служил преимущественно столичный антикварный рынок, где в пореформенные годы распродавались богатейшие дворцовые и усадебные коллекции. Интересы собирателя были обширны: предметом их в течение почти 25 лет являлись старинная и современная живопись, оружие, гравюры, памятники прикладного искусства.

Мотивы приобретения Мараевой коллекции Ю. В. Мерлина не совсем ясны. Чуждая по своему воспитанию западноевропейской культуре XVI—XVIII вв., памятники которой составляли основу собрания, она могла оценить коллекцию как выгодное средство помещения капитала. Стены особняка в Заборье украшали пейзажи и натюрморты, всё остальное хранилось в кладовых загородного дома в отдалённой от Серпухова деревне Данки.

В сентябре 1918 года серпуховские власти получили директиву Наркомата просвещения с требованием принять меры по сохранению коллекции.

Во второй половине 1918 года в Серпухове, в составе местного отдела народного образования, была создана музейно-экскурсионная секция. С начала лета 1919 года секция обследовала усадьбы уезда с целью создания местного краеведческого музея. В июле собрание Мерлина-Мараевых в Данках было принято на хранение и перевезено в Серпухов, в особняк Мараевых в Заборье. В дальнейшем коллекции музея пополнялись за счёт художественных фондов Москвы и бывших усадеб.

Рядом с особняком Мараевой в начале XX века по проекту М. Г. Пиотровича была построена старообрядческая церковь Покрова Пресвятой Богородицы, единственный на юге Подмосковья безалтарный храм.

В —1925 годах Серпуховский музей получил из фондов управления народным образованием Московской губернии 127 экспонатов. Таким образом, был сформирован раздел русского искусства 2-й половины XIX — начала XX вв.

С 1957 года музей имеет историко-художественный профиль. В экспозиции представлены редкие работы известных русских художников, открывающие, наряду с хрестоматийными образцами из столичных музеев, всю глубину их творчества. Ряд западноевропейских художников представлен в России только работами, хранящимися в Серпуховском музее.

С 1995 года в музее проходят научно-практические конференции, в которых принимают участие столичные и провинциальные историки, искусствоведы и музееведы. Ежегодно музей участвует в международной акции «Ночь в музее».

История

Серпуховский историко-художественный музей располагается в бывшем особняке купцов 1-ой гильдии Мараевых. В конце XIX века по заказу серпуховской купчихи и фабрикантши Анны Васильевны Мараевой к зданию 1-ой половины XIX века было пристроено южное крыло. Автором проекта стал Роман Иванович Клейн – яркий представитель московской архитектурной школы. Особняк выполнен в характерном для 2-ой половины XIX века стиле эклектика.

Серпуховский историко-художественный музей был основан во 1918 году. 25 декабря 1920 года он открыл свои двери для массового посетителя. Первые годы своего существования он носил название музея «Старины и Искусства». Основой музейного собрания стала художественная коллекция, купленная Анной Васильевной Мараевой в 1896 году у московского коллекционера Ю. В. Мерлина, а также художественные ценности из национализированных особняков и поместий Серпухова и уезда.

В 1988 году в ведение музея была передана старообрядческая церковь Покрова Пресвятой Богородицы вместе с коллекцией древнерусского искусства XVI–XX веков, собранием рукописных и старопечатных книг, церковной утвари. Строительство церкви велось в 1908-1912 годах на средства Анны Васильевны Мараевой. Существенную часть средств, предназначенных на строительство храма, составляло приданое младшей дочери Анны Васильевны, Анфисы Мараевой, которая скончалась в возрасте 26 лет после травмы, полученной во время занятий по верховой езде.

Церковь построена архитектором Мечеславом Пиотровичем из красного кирпича и представляет собой яркий образец неорусского (псевдорусского) стиля. Храм однокупольный, украшенный шатровой колокольней. Является уникальным для юга Подмосковья безалтарным храмом. В интерьере Покровской церкви полностью сохранился аутентичный дубовый иконостас, украшенный тонкой резьбой.

Регулярное богослужение в Покровской церкви проходило с 1912 по 1987 год.

Русское искусство XVIII-XIX веков

Выставка «Русское искусство» включает в себя замечательные работы братьев Константина и Владимира Маковских, Генриха Семирадского, Ивана Шишкина, Натальи Гончаровой, выдающихся маринистов Ивана Айвазовского, Льва Лагорио, Алексея Боголюбова. Здесь представлена коллекция скульптур Сергея Конёнкова, преимущественно деревянных

В музее находятся первый вариант картины В.М. Васнецова «Витязь на распутье», датируемый 1878 г. и самая известная работа А.К. Саврасова — «Лунная ночь. Болото». Еще здесь полотна Левитана И.И., Н.А. Ярошенко, В.Д. Поленова, В.В. Верещагина, Ф.С. Рокотова, Д.Г. Левицкого и многих других.

Коллекция[править | править код]

Портретный зал Серпуховского музея

Белый зал Серпуховского музея

Абрамцевский зал Серпуховского музея

Зал Фландрии Серпуховского музея

Зал Италии и Франции Серпуховского музея

Театрализованная экскурсия «Ожившие картины»

Новогодние сказки в Серпуховском музее

В парадных интерьерах особняка — Каминном и Белом залах — экспонируется живопись салонно-академического направления и работы маринистов: Г. И. Семирадский, К. Е. Маковский, И. К. Айвазовский, А. П. Боголюбов, Л. Ф. Лагорио.

В зале передвижников можно увидеть небольшую коллекцию работ В. Е. Маковского, этюд Н. А. Ярошенко «Цыганка» и жанровую композицию И. М. Прянишникова «В ожидании шафера».

Фламандская и Нидерландская школы:

  • работы учеников Рембрандта:
    • Эберхард Кейль, «Старуха за рукоделием» (1650 год)
    • Изак де Яуддервилль, «Ученый в кабинете» (1630 год)
  • «Голова Мадонны», неизв. автор (XVI век)
  • Мартен Пепейн (1575—1643), «Обращение Савла»
  • Ян Янсенс, «Святой Иероним» (XVII век)
  • Ян Викторс, «Уличный лекарь» (XVII век)

Итальянская школа:

Джованни Антонио Пеллегрини, «Моисей источает воду из скалы»

Германская школа:

Антон Графер (1736—1813), портрет А. И. Дивова

Серпуховский историко-художественный музей (СИХМ)

Музей расположен в особняке купцов-старообрядцев Мараевых, построенного в 1895-1896 годах известным московским архитектором Романом Клейном. Дом находится на улице Чехова, которая является старейшей в городе и раньше называлась Фабричной. Здесь находилась ткацкая фабрика Мараевых.

Анна Мараева купила художественную коллекцию у московского коллекционера Ю.В. Мерлина в 1896 году. Она считалась лучшей в Москве. Коллекция фабрикантши, ее особняк, библиотека, иконы стали основой для музея, который был создан в 1920 году. Это один из старейших музеев Подмосковья, значимая достопримечательность Серпухова.

Рядом с особняком находится старообрядческая церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Сейчас это филиал Серпуховского музея. По выходным в храме проводятся экскурсии.

Серпухов, в который хочется вернуться

Район города, расположенный ближе к Серпуховскому кремлю и реке Нара стал для меня приятным открытием – это практически настоящий “старый город” Серпухова!

К сожалению, похвастаться исключительной сохранностью он не может – старинные здания на его улицах идут вперемешку с советскими домами и современными постройками (иногда довольно нелепыми), но в целом застройка улиц воспринимается как целостный ансамбль.

Купеческие особняки и городские усадьбы, доходные дома, различные жилые и коммерческие здания 19-20 веков; из камня, из дерева – чего здесь только нет! Архитектурными изысками большинство из них похвастаться не может, но это и не главное. Главное, что вместе со всеми этими зданиями здесь сохранилась историческая среда – именно она и представляет ценность.

Появление этого ансамбля стало возможным благодаря “промышленному буму”, который произошёл в Серпухове в 18-19 веках. Дело в том, что в 18 веке Серпухов стал одним из крупнейших городов Подмосковья: одна за другой здесь открывались полотняные и суконные мануфактуры (даже шёлковая была!), активно развивались различные производства и торговля. Отечественная война 1812 года не затронула город непосредственно (хотя его жители тоже в ней участвовали), и в середине 19 века он пережил период интенсивного промышленного роста. На производстве одних только хлопчатобумажных изделий были заняты более 8 тысяч человек!

Позднее местное текстильное производство пришло в упадок, и его масштабы сильно сократились, но оно успело дать мощный толчок развитию города, сделав его одним из важных торговых центров Московской губернии.

Историческая часть Серпухова выглядит просто волшебно – живая и яркая, уютная, харизматичная, обшарпанная и немного наивная, но ей только к лицу. Хочется зайти за каждый угол и посмотреть, что там находится, а если бы здесь не было так много автомобилей, то легко можно было бы представить, будто ты очутился в прошлом веке.

Ради такого и хочется вернуться в город ещё разок. Или два. Или даже больше: это отличное место, чтобы приехать из Москвы на выходные.

Фасады многих зданий выглядят изрядно потрёпанными, что только усиливает ощущение старины вокруг.

Похвастаться хорошим благоустройством историческая часть города пока не может, но здесь уже работают над этим: в районе Гостиного двора, на площади Ленина и части прилегающих улиц, как раз сейчас укладывают новую плитку, делают желобки для отвода воды и обустраивают велодорожки.

Скоро здесь будет очень круто!

По периметру площади расположены корпуса старинных торговых рядов и другие любопытные объекты, однако, из-за проведения работ их проблематично рассмотреть в деталях, как и сам Гостиный двор. Что ж, ещё один повод сюда вернуться – интересно же, как всё будет выглядеть после завершения благоустройства!

А пока что пройду в сторону кремля.

Выставка самоваров

В отдельной комнате Серпуховского краеведческого музея открыта выставка, посвященная самовару. В витринах представлены многочисленные представители этого популярного агрегата.

Спектр чайного оборудования весьма широк: от привычных и всем известных экземпляров до экзотических, выполненных в различной форме, а также совершенно разных по размеру.

Ряд этих чайных представителей использовались на каждый день, а некоторые выставлялись на стол лишь по праздникам.

На стенах висят описания про историю возникновения самовара.

А еще интересна схема того, как привычный самовар устроен. На этом рисунке приведены названия всех элементов известного устройства.

Так что можно только удивляться, как такой казалось бы привычный аппарат может иметь в своем составе столько разнообразных деталей, да еще и со своими названиями.

Вы можете увеличить картинку и самостоятельно изучить все имеющиеся запчасти. И когда-нибудь, возможно, сможете удивить окружающих своими познаниями в области чайного дела.

На витринах и столах разложены различные рецепты чая, чайных напитков, бальзамов, сбитней, которые рекомендуется применять при различных заболеваниях. Но не только. Многие предназначены для вполне себе здоровых людей: для увеличения жизненной силы и богатырского здоровья.

В зале представлены многочисленные художественные полотна, которые так или иначе связаны с процедурой чаепития,

а также прочая домашняя утварь, без которой так трудно представить себе посиделки вокруг самовара.

Последние топонимы

Наташкин парк

Улица Ленина ― от Газетного переулка до улицы Свободы ― самое озеленённое место города, так как по обеим её сторонам разбиты два сквера ― Верхний городской сад и Нижний городской сад.В конце XIX века на месте Верхнего городского сада находилась усадьба, п …Читать далее >

Аллея Мертвецов

Парк Липки — место в Саратове одно из самых известных и посещаемых. В городе, где катастрофически мало парковых зон, этот островок природы особенно дорог и любим.У парка богатая история. Заложен он был в 1824 году с разрешения губернатора А. Д. Панчулидзе …Читать далее >

Зуб

6 ноября 1977 года во время торжеств, посвящённых 830-летию основания города, на площади Революции Вологды был открыт памятник Героям Гражданской войны. Отдавая дань истории, появление стелы приурочили к 60-той годовщине Великого Октября и установили напр …Читать далее >

Синий дом

В начале 2000-х гг. группа архитекторов во главе с А. П. Долнаковым, А. Ю. Барановым, И. В. Поповским, А. Г. Крымко и Э. Ю. Сысолиным создала проект 24-этажного жилого дома, соединивший современные технологии и стиль. Дом был сдан в эксплуатацию в 2003 го …Читать далее >

Башня святого Лаврентия

История Башни святого Лаврентия началась в Минске после войны. Первым сооружением, построенным на улице Советской (сейчас проспект Независимости, 17), стало здание Министерства государственной безопасности Белорусской ССР, спроектированное архитектором Ми …Читать далее >

Серпуховский кремль

Над левым берегом Нары в центре Серпухова возвышается громадный холм, называемый Соборной (или Красной) горой – на нём-то и стоит (точнее, стоял) Серпуховский кремль – древнейшая историческая достопримечательность города.

В наши дни рядом с горой благоустроен сквер.

Кремль здесь появился в 1374 году – дубовая крепость расположилась на высоком мысу у слияния речки Серпейки с Нарой. В 16 веке, в связи с опасностью набегов со стороны Крымского ханства, на берегах Оки решили создать мощную линию обороны, центром которой стал как раз Серпухов, и к 1556 году здесь возводится новый белокаменный кремль, а рядом с ним – деревянный острог для защиты посада и торга. Серпуховский кремль стал свидетелем множества исторических событий, но со временем он утратил своё оборонительное значение и стал ветшать. В 19 веке его, как признанный “памятник древности”, укрепили и отреставрировали.

Однако, 20 век Серпуховский кремль не пощадил: зимой 1934 года по распоряжению Лазаря Кагановича крепость разобрали на материал для строительства Московского метрополитена. Однако, в конечном итоге материал забраковали, и он просто разошёлся по разным объектам.

От стен древней крепости сохранились лишь два небольших фрагмента.

Вид одиноко стоящих руин очень печалит: сложно поверить, что кремль просто взяли и разобрали! А мысль о том, что его камень в итоге даже не пригодился (по другой версии, пригодился частично) там, куда он был предназначен, и вовсе вводит в ступор.

Сейчас на территории бывшего кремля расположен воинский мемориал: памятник Воину-освободителю (уменьшенная копия знаменитого памятника в берлинском Трептов-парке) с Вечным огнём и братская могила воинов, погибших при защите Серпухова во время Великой Отечественной войны.

Из старинных построек на холме сохранился собор Троицы Живоначальной в Серпухове, а также фундамент Никольской церкви (со стеклянным куполом над местом, где располагался алтарь).

Кстати, интересная особенность, которая роднит Серпуховский кремль с Коломенским: его территория – жилая! По холму проходит улица Красная Гора, вдоль которой расположено около десятка частных домов.

Домики по большей части старые, деревянные, с красивыми наличниками. Лишь один дом, выполненный из кирпича и, видимо, более новый, несколько выбивается из общей картины, но, к счастью, его заслоняют деревья. Будем надеяться, он так и останется в одиночестве.

Ещё один интересный объект на Соборной горе – это смотровая площадка, расположившаяся в самой высокой точке холма, на месте Караульной башни кремля. Классно, что об этом подумали, при этом смогли благоустроить смотровую так, что она не портит вид холма.

К площадке, выполненной в виде небольшого деревянного “пятачка” с поручнями, ведёт изгибающаяся лесенка.

Самое важное и интересное, что отсюда можно увидеть – это ансамбль посадских храмов Серпухова: три церкви, стоящих рядом друг с другом на небольшом участке земли рядом с Соборным холмом. Ближайший к площадке – храм Успения Пресвятой Богородицы, посередине – храм Илии Пророка, а вдали – храм Живоначальной Троицы

Все церкви построены в разные годы и в совершенно разных архитектурных стилях, но очень удачно смотрятся как рядом друг с другом, так и на фоне городского пейзажа. Впечатляющий вид!

Ближайший к площадке – храм Успения Пресвятой Богородицы, посередине – храм Илии Пророка, а вдали – храм Живоначальной Троицы. Все церкви построены в разные годы и в совершенно разных архитектурных стилях, но очень удачно смотрятся как рядом друг с другом, так и на фоне городского пейзажа. Впечатляющий вид!

Что касается вида в другие стороны, то тут смотровая площадка не блещет: отсюда видно частный сектор и немного городской застройки. Позади сквера у подножия Соборной горы можно разглядеть реку Нару (хотя её практически не видно), а вдали, за Принарским парком – купола и колокольню Высоцкого мужского монастыря.

Жаль, что от стен Серпуховского кремля остались лишь скромные руины, но даже без них Соборная гора – это удивительное место, которое оставило у меня самые приятные впечатления, и её посещение однозначно стоит затраченных сил и времени.

Странно, что она не кишит туристами и праздношатающимися москвичами, “понаехавшими” в город на выходные.

Начнём с икон

В это уникальное место люди приходят, чтобы рассмотреть историю в деталях. В картинах, скульптурах, предметах быта и стенах самой усадьбы. Условно всю экспозицию музея можно поделить на две тематические части: русскую и западноевропейскую. Сегодня фонды музея насчитывают более 40 000 единиц хранения.

Всех гостей прямо при входе в двери встречает сама хозяйка особняка – Анна Васильевна Мараева. И пусть этот портрет в музее является современным, выполненным по фотографии, тем не менее, он здесь на своем месте.

Начало экспозиции открывается с древнерусской коллекции икон XVI–XVII веков. Когда-то давно Мараева покупала их лично, ввиду своей большой религиозности.

Далее идут залы, посвященные русскому искусству с необыкновенными работами XVIII, XIX и XX веков.

Как ни странно молодую часть посетителей очень привлекают работы именно русских мастеров: Верещагина, Левитана, Айвазовского, Поленова и многих других. Сами жители Серпухова отмечают именно работы Поленова. Потому что половину своей жизни он прожил в этом городе.

Но и отделы, представляющие западноевропейское искусство, заслуживают пристального внимания: здесь можно увидеть живопись французской, итальянской, фламандской, голландской, и других школ. Экспозиция дополнена также мебелью, керамикой, памятниками скульптуры и стекла.

Есть в особняке особые парадные залы: Каминный и Белый. В них перед глазами посетителей предстает живопись салонно-академического направления: здесь находятся картины К. Е. Маковского, А. П. Боголюбова, Л. Ф. Лагорио и то самое необыкновенное, будто живое море И. К. Айвазовского.

Но залы эти сами по себе уже великолепные памятники искусства. Каминный зал – бывшая столовая, а вот Белый – торжественная гостиная, сверкающая белизной стен и позолотой, с расписанным лепниной потолком.

Жемчужиной экспозиции также можно назвать коллекцию скульптур С.Т. Конёнкова, которая раскрывает картину искрящей, непростой художественной жизни в России в начале XX века.

Да, этот музей – особенный. Годами люди сохраняли в его стенах особую самобытность русской культуры разных веков. И наградой за их старания стала память потомков и восторженные глаза посетителей. Много было хранителей сокровищ Усадьбы Мараевых. Начиная еще с Анны Васильевны. Она по крупицам собирала свою коллекцию, дала начало целому музею памяти. После нее столь же активным собирателем и борцом за сохранность на некоторое время стала Н. Троцкая, добившаяся в свое время открытия первого музея. Не позволившая разграбить и растерять то, что для потомков и спустя века осталось ценнее всего – память.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации