Типы лабиринтов
Невысокие спиралевидные лабиринты Соловецких островов диаметром от 3 до 30 м, выложенные из разнокалиберных валунов, обладают одним входом, одновременно являющимся и выходом. Желающие пройтись по «вавилону» должны учесть одну истину — для того, чтобы с успехом выбраться из него, необходимо идти строго по бороздкам, не пересекая каменные «стены». Изучающий северный неолит археолог Анатолий Куратов установил, что рядом с каждым входом в лабиринт, вне зависимости от его пространственной ориентации, почти всегда обнаруживается либо дольмен, либо каменный курган. Исследователь Николай Виноградов разделил все изученные им Соловецкие лабиринты на три категории: односпиральные (на острове Заяцкий), подковообразные биспиральные (на Большом Соловецком острове), подковообразные биспиральные с крестообразным скрещением при входе (на острове Готланд).
Им же выявлены пять основных форм кладки местных лабиринтов. Первая характеризуется выложенной в длинный ряд спиралью, вторая — раскручивающейся от центра спиралью, третья — спиралью, в начале, конце и на отдельных участках которой присутствуют утолщающие ее каменные навалы, делающие линии похожими на змей. Четвертую категорию составляют лабиринты, состоящие из двух вписанных друг в друга спиралей, а пятую — те, в центре которых возвышается горка из валунов.
Василий Косяков и прощание с Соловками.
На прощание еще несколько кадров из поселка. Вот монастырь со стороны озера Святого, восточная стена.

А это Соловецкий залив, освещенный ярким солнечным светом.

Навьюченные поклажей ползем к причалу.

Здесь нас уже ожидает теплоход «Василий Косяков».
По сравнению с «Метелью-4», на которой мы пришли на остров два дня назад, «Косяков» выглядит настоящим круизным лайнером. Жаль, что лишь внешне. По удобству для пассажиров он значительно уступал той же «Метели». Люди сидят внутри в тесном, душном помещении, буквально нагроможденные друг на друга.
По бокам в ряду три кресла, в центральной части то ли пять, то ли шесть. Расстояние для ног небольшое, ехать неудобно. А еще не всем пассажирам достались места. Некоторым пришлось весь путь проделать на верхних открытых палубах, а находится там долгое время, ох, как неприятно.
И вот теплоход отправляемся. До свидания, Соловки!

Вновь нас всю дорогу сопровождают упитанные беломорские чайки.

Хотя на открытой палубе задувают ветра, но долго сидеть в салоне-душегубке невозможно. Иногда выходим на палубу, вот селфик сделали

Когда лучше ехать на Заяцкие острова и Соловки
Теплоход, который отправляется на острова, ходит с июня до октября. В прочее время туда можно добраться только по воздуху.
Самый популярный период для посещения островов Соловецкого архипелага — с середины июля до начала августа. В это время доступны все экскурсии, к тому же разрешено купаться в небольших озерах на острове. До 15 августа туристов возят, чтобы увидеть белых китов — белух. Среди минусов стоит отметить большое количество приезжающих и много комаров.
Если Вы мечтаете об уединении, лучше отправиться в конце лета или в начале осени: дни все еще теплые, а ночью прохладно. В лесу много ягод и грибов, но будет уже прохладно для купания.
Что посмотреть на Соловках с гидом или экскурсией
Даже если вы самостоятельный путешественник, на Соловках сложно объездить всё своим ходом. Достопримечательности находятся на большом расстоянии друг от друга.
Вот что получилось посмотреть за 4 дня с экскурсиями:
Необитаемый остров Топ

Это место известно тем, что там тюлени устраивают себе лежбища. Экскурсия стоила 2 500 рублей.
До острова мы с гидом добирались на лодке примерно 20 минут. Сначала никаких тюленьих семейств мы там не видели. Над нами только кружили птицы поморники, которые, вероятно, переживали за свои гнёзда.

Гид предупредил, что тюлени хоть и боязливые, но весьма любопытные, поэтому кто-нибудь обязательно покажется. Так и получилось. Пока мы гуляли по скальному острову в свете закатного солнца, парочка тюленей все же появилась.
Мыс Белужий
Место, куда ежегодно приплывают белухи (белые зубатые киты) для того, чтобы воспитывать новорождённых детёнышей. Экскурсия туда стоила 2 000 рублей.
Белухи выныривают из воды
До мыса мы также добирались на лодке. Наш гид сразу заявил, что близко к белухам мы подходить не будем. Услышав шум мотора, они могут испугаться и уйти на глубину. Мы уважили личное пространство млекопитающих и только запустили квадрокоптер, чтобы их поснимать.
Остров Анзер
Самый северный остров архипелага и второй по величине. При этом он практически необитаемый — живут там лишь несколько монахов и трудников.
Главная достопримечательность здесь — природа. Буйная зелень, россыпь морошки под ногами, топкая местность, а также абсолютная тишина, прерываемая только голосами туристов нашей группы.
Голгофо-Распятский скит на острове Анзер
Неудивительно, что во все времена Анзер привлекал отшельников, решивших посвятить свою жизнь уединенной молитве.
Добраться сюда можно только в составе группы. Кроме того, без гида здесь опасно — есть риск угодить в болото, если не знать дороги.
Мы посетили Свято-Троицкий и Голгофо-Распятский скиты. Экскурсия стоила 1800 рублей.

Озёрно-канальная система Большого Соловецкого острова
На острове есть сотни озёр, которые соединяются каналами. Такую водопроводную систему ещё в XVI веке спроектировал митрополит Филипп II.
Экскурсия стоила 7 000 рублей за полтора часа. На мой взгляд — дороговато. Лучше просто арендовать лодку для самостоятельной прогулки по каналам.
Секирная гора, Исаакиевский скит, Большое Красное озеро
По сути, это обзорная экскурсия по Большому Соловецкому острову.
Мы посмотрели его самые отдалённые уголки и узнали историю Соловецкого лагеря особого назначения. Именно здесь зародился принцип действия системы ГУЛАГа, идейным вдохновителем которого стал один из заключенных.
Посмотреть на Соловки с воды можно не только с лодки или теплохода. Острова архипелага можно обойти на каяках. Как это сделать и что ожидает в таком путешествии — читайте в нашем материале.
Когда возникли каменные лабиринты на Соловках
Загадочные строения находятся на Большом Заячьем острове, входящем в Соловецкую группу. Археологи предполагают, что они были построены приблизительно за три тысячелетия до нашей эры, хотя есть мнения, что это случилось гораздо позже — во II-м или даже I-м тысячелетии до н.э. Стоит отметить, что лабиринты есть и в других частях Соловков, но они не такие обширные, как Большой Заячий и сохранились хуже.
Впрочем, даже в самых известных соловецких катакомбах вам никто не разрешит гулять самостоятельно: это слишком опасно, можно банально заблудиться или попасть под обвал стены. Туристов сюда водят только в составе экскурсионных групп в сопровождении нескольких научных сотрудников. Маршрут для гостей строго определен, он проверенный и безопасный. Но вот отклонятся от него в сторону, идя на поводу у собственного любопытства, не рекомендуется.
Ограничения на самостоятельное посещение лабиринта на Соловках были введены еще и с другой целью: чтобы уберечь уникальный объект от разрушительных и вандальных действий людей. Даже местные жители не относились к древнему памятнику уважительно и все время норовили утащить отсюда пару камней для хозяйственных нужд. Теперь же главная достопримечательность Соловецких островов находится под защитой государства. Ее признали важным археологическим памятником и включили в состав Соловецкого историко-культурного заповедника, который позднее получил статус объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь
Соловецкий монастырь – этоглавная достопримечательность Соловецких островов. Этот монастырь принадлежит к числу наиболее значимых и хорошо сохранившихся памятников отечественного зодчества. Он был сооружён в первой половине XV века. Расцвет монастыря связан с деятельностью игумена Филиппа, возведённым в сан игумена Новгородским архиепископом Феодосием в 1548 году. Филипп приложил много усилий по внутреннему и внешнему благоустройству. По проектам игумена Филиппа были построены Успенская церковь с Трапезной и Келарской палатами (1552-1557) и Спасо-Преображенский собор (1558-1566). Благодаря деятельности Филиппа, монастырь превратился в богатый промышленным и культурный центр северного Поморья. Монастырь постепенно превращался в крепость с каменными стенами и башнями, по форме строение напоминало большой корабль. Во время Крымской войны к Соловкам подошла англо-французская эскадра, монастырю пришлось обороняться и выдержать осаду в 1854 году.
К началу XX века на архипелаге уже находилось 19 церквей и 30 колоколен. Вместе с монахами на острове находилось более 1000 паломников и наемных работников. Монастырь был известен и почитаем по всей России. В 1923 году на Соловках был учреждён Соловецкий лагерь особого назначения, преобразованный в 1937 году в Соловецкую тюрьму особого назначения, расформированную в 1939. Значительную часть заключённых составляли духовенство, офицеры белого движения, интеллигенция.
В 1967 году на Большом Соловецком острове создан Соловецкий музей-заповедник, который в 1974 году превращен в Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник. В октябре 1990 года Священный Синодблагословил открытие Спасо-Преображенского мужского монастыря.
Секирная гора
Секирная гора– самая высокая гора на Большом Соловецком острове. Высота горы составляет 73,5 метра. Гора названа в память об ангелах, которые высекли жену рыбака. Согласно преданию, в давние времена, когда на острове жили преподобные Савватий и Герман, а у подножия горы жили рыболовы с семьями. Рыболовы пытались изгнать преподобных с островах. Но однажды появились два «светлоликих ангела» в образе юношей, они высекли прутьями жену рыбака и прогнали её с горы, приговаривая, что этот остров предназначен для иноков и что «устроится тут жилище иноческого чину и соберется множество монахов во имя Божие».
С горы видна Сосновая губа, к берегу которой пристали преподобные Савватий и Герман в 1429 году. В 1627 году в этой губе на сосне явилась чудотворная икона Божией Матери с Младенцем. Икона была перенесена в монастырь и установлена в Спасо-Преображенском соборе, а на месте явления иконы построили часовню в честь Корсунской иконы Пресвятой Богородицы. До наших дней сохранился в Сосновой губе крест, установленный в 1812 году.
Ботанический сад Соловецкого музея-заповедника
На большом Соловецком острове, в четырех километрах от поселка Соловецкий находится Ботанический сад, который был основан в 1822 году архимандритом Макарием. Изначально Сад назывался Макарьевской пустынью. Площадь составляет 5 гектар. Территория Ботанического сада окружена с трех сторон холмами, поросшими лесом. За 200 лет существования Сада здесь удалось акклиматизировать сотни растений. Сегодня в Ботаническом саду растает более 30 видов древесных растений, около 500 видов и сортов декоративных, лекарственных и кормовых растений. Но как не пытались работники Сада здесь так и смогли прижиться злаковые культуры. В Ботанический сад на острове можно пройти пешком по лесной дороге или на экскурсионном автобусе.
Большой Заяцкий остров
Пётр Великий два раза посещал Соловецкие острова. По его указанию в 1702 году на Большом Заяцком острове была построена церковь Андрея Первозванного, покровителя русского флота. На этом острове найдено одно из самых больших святилищ, которую представляют погребальные памятники, в число которых входят 13 каменных лабиринтов, более 600 каменных курганов. Известно, эти острова считались священными задолго до появления монашеской общины. Архипелаг посещали протосаамские племена начиная с IV-III тыс. до нашей эры, они хоронили здесь избранных особ.
История Соловков
Нынешний облик Соловецкий архипелаг, как и весь север Европы получил с отступлением ледника 10 тыс. лет назад. Постепенно земли, освобожнающиеся ото льда, осваиваются человеком.
Соловецкие острова в тихую погоду достаточно легко достижимы на лодке со стороны Кеми, переходя от островка к островку, через Кемские шхеры и архипелаг Кузова, можно попасть на Соловки, поэтому острова были освоены достаточно давно.
Вероятно, первыми людьми на Соловках были представители той же культуры охотников и собирателей, что распространялась по северу современной Норвегии и Финляндии. На островах в изобилии водилась нерпа, можно предположить, что Соловки служили охотничьими угодьями с сезонными поселениями.
На Анзере, Большом Соловецком и, особенно, Большом Заяцком островах можно увидеть артефакты доисторического периода. Заяцкий остров просто покрыт лабиринтами, самый большой из которых составляет 25—27 м в диаметре. Назначение лабиринтов спорно, из множества гипотез наиболее правдоподобно выглядит связь с погребальным культом: душа умершего не должна найти выхода в мир живых. Хотя в самих лабиринтах останков, вроде бы, не найдено, в расположенных рядом каменных горках-пирамидках обнаружены обожженные останки человека и промысловых животных, датируемые 2—1,5 тысячелетием до н. э. Предполагается одновременность захоронений и лабиринтов, хотя ничто не говорит против более раннего или позднего сооружения лабиринтов.
В XI—XII вв. Поморье прочно входит в зону интересов Новгорода, на берегу Белого моря появляются русские поселения, постепенно складывается субэтнос поморов. Центрами русской экспансии становились православные монастыри. Вокруг отшельников, уходящих в дикие пустынные местности, собирались общины, оформлявшиеся со временем в монастыри, получавшие в свои владения окружающие деревни и промыслы. Частью именно такого процесса стало появление Соловецкого монастыря.
Прибытие преподобных Савватия и Германа на Соловецкий остров. Миниатюра из рукописной книги конца XVI в. Изображение в общественном достоянии
На Соловецкие острова в поисках пустынного житья прибыли монахи Савватий (ученик св. Кирилла Белозерского) и Герман. Савватий вскоре умер, а Герман нашел себе другого сопостника — Зосиму, к ним постепенно присоединились и другие братья и Зосима в 1436 г. стал первым игуменом новообразованного монастыря.
Монастырские стены возводились, как надежное фортификационное сооружение, так как монастырь в то время находился в зоне русско-шведских конфликтов. На те времена Соловки представляли собой современную и грозную крепость, прикрывавшую вход в Онежскую губу и далее в Онегу.
Период расцвета монастыря связан с именем еще одного игумена — св. Филиппа (Колычева), ставшего позже митрополитом Москосвским во времена Ивана Грозного.
Соловецким монахом, бежавшим из монастыря, был будущий патриарх-реформатор Никон.
При патриархе Никоне Соловецкий монастырь стал одним из важнейших центров сопротивления церковной реформе. Беспримерным моментом истории была восьмилетняя (1668—1676 гг.) военная осада регулярной царской армией собственного монастыря, не принявшего исправленных Никоном книг. Мощная крепость противостояла штурмам, подкопам и артиллерийским обстрелам, пока перебежчик не показал тайный путь. Монахи были жестоко казнены или отправлены в ссылку, а монастырь заселен новыми монахами с лояльной Украины.
В 1765 г. монастырь переходит под непосредственное подчинение Синоду (становится ставропигиальным).
Во время англо-русской Крымской войны, в 1854 г. монастырь выдержал обстрел английскими паровыми 60-пушечными фрегатами.
После русской революции монастырь был ликвидирован, на территории монастыря в 1923 г. расположили «лагерь принудительных работ», — знаменитый Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН), преобразованный позднее в 1937 г. в Соловецкую тюрьму особого назначения (СТОН).
Тюрьма расформирована в 1939 г., вероятно, из-за начавшейся советско-финской «зимней» войны.
Во время Великой Отечественной войны, с 1942 по октябрь 1945 г. на Соловках базировалась часть школы юнг, готовившая юношей к боевым действиям в составе Северного флота.
Соловецкий музей был создан в 1967 г. Монастырь — в 1990 г.
Соловки. Монастырь. Иконостас Спасо-Преображенского собора.
Соловки. Монастырь. Мельница. Отработавшие жернова.
Соловки. Отряд юнг.
Соловки. Церковь-маяк на Секирной горе.
Соловки. Вид с Секирной горы. Виден Савватьевский скит.
Соловки. Ботанический сад. Это не простой шиповник. Розу морщинистую монастырская экспедиция привезла с Тибета.
Откуда есть пошла соловецкая земля и откуда она стала есть
Признаться, Соловецкие острова мне с самого начала виделись небольшим участком суши с монастырскими стенами, выросшими из морских глубин. Каково же было удивление, когда перед путешественниками вдруг открылся растянутый на десятки километров огромный лесной массив. Это Большой Соловецкий остров, крупнейший из всего архипелага. Помимо него в состав беломорской жемчужины входят Большая и Малая Муксалма, Анзерский и два Заяцких острова, сотни небольших островков. Рельеф, характеризующийся широкой озерно-речной сетью, холмистостью и гористостью, — это последствие великого оледенения, произошедшего в северной части Европы за миллионы лет до наших дней. Новейший геологический период в истории развития планеты принес на архипелаг многокилометровую толщу ледникового покрова, таяние которого происходило с юго-востока около десяти тысяч лет назад. Ученые утверждают, что направления возвышенностей и озерных котловин архипелага сегодня в точности совпадают с траекторией движения ледника, равнодушного к преградам на своем пути.
Думается, освоение Соловецких островов началось еще древними обитателями поморья, складывавшими над останками почивших соплеменников курганы и чтившими языческие обряды.
Исследователи прошлого века полагали, что их спирали — это священные горы Savio, символ третьего мира, где блаженствуют души усопших. Если же взглянуть на них с художественных позиций, то можно вообразить себе клубок свернувшихся змей, возможно, что-либо символизирующих
Подлинное же назначение лабиринтов неизвестно по сей день, и северный Стоунхендж продолжает притягивать внимание мистификаторов
Анзерский, второй по величине остров всего архипелага, всегда считался труднодоступным местом. Покрытый болотами и поросший сосной, отделенный многокилометровым проливом, он долгие дни привлекал лишь иноков, искавших большего уединения. Со временем здесь были оборудованы монастырские солеварни и места для рыбного промысла, а в 1620 году постриженик Соловецкой обители преподобный Елеазар основал Свято-Троицкий скит. Очень скоро к отшельнику потянулись паломники. В начале же XVIII века на высокой горе, расположенной примерно в четырех километрах от скита, отстроили деревянную церковь в честь Распятия Господня. Основателем богоугодного сооружения выступил преподобный Иов, много времени проводивший в келье монаха Паисия, находящейся неподалеку на острове. Считается, что во сне священнику привиделась Пресвятая Богородица, назвавшая возвышение на острове горой Голгофой, что объясняет именование данного скита. Вскоре он начал принимать желающих учиться пустынножительству, предупреждая, однако, о всех трудностях такого жития.
Сегодня мы ближе познакомимся с архитектурным и природным достоянием Большого Соловецкого острова, составляющего обязательную программу всех путешествий на архипелаг. Именно здесь расположился крупнейших в этих широтах поселок. Как вы уже могли предположить, именуется он Соловецкий, а постоянного населения здесь около 900 человек. По признанию самих местных жителей, основа их заработка — это обслуживание туристических и паломнических потоков: как поработают в «сезон», так и будут жить всё оставшееся время
Поэтому не стоит удивляться, если кто-нибудь из них постарается захватить ваше внимание сразу на Тамарином причале, да так, что не успеете оставить собственный багаж в поселковой гостинице… Экскурсионное бюро находится в центре населенного пункта, где громогласная женщина обязательно выйдет на деревянное крыльцо, чтобы огласить, подобно важному манифесту, фамилии новых путешественников
Как добраться
Есть несколько способов добраться до знаменитых Соловков.
- Если ваш путь начинается из Питера или Москвы, можно добраться до небольшого аэропорта на Соловках, построенного еще до Второй Мировой войны. При этом следует учесть, что из-за капризов погоды аэропорт иногда может быть закрыт.
- На полет с пересадкой в городе Архангельск вы потратите примерно 5 часов. До Кеми из Архангельска ехать нужно около 14 часов (примерно 1000 км) на машине, либо на поезде.
- В сезон судоходства наиболее удобным способом будет прибыть на архипелаг из Кеми и Беломорска, расположенных на материке.
- Если вы выбрали Кемь, то оттуда маршруткой можно доехать до поселка Рабочеостровск всего за полчаса. От причала летом отправляются теплоходы и небольшие катера, что сделает вашу поездку еще более увлекательной и комфортной.
- Еще одна альтернатива: вы можете отправиться в путь из Беломорска, где дорога до порта Рыбный займет примерно 4 часа.
На Соловках высадка пассажиров происходит на причале Тамарин. Зимой попасть на Соловки можно только самолетом из города Архангельск.
Что посмотреть на Соловках
Соловки несут в себе множество загадок и тайн, которые раскрываются лишь тем, кто решится отправиться в этот мир, удаленный от шума и суеты. Здесь можно окунуться в духовную атмосферу монастырей, осознать малость человека перед могучей природой Севера, ощутив волшебство северных белых ночей.
Это удивительное место, куда регулярно приезжают паломники, а также тысячи путешественников в поисках невероятных приключений и вдохновения.
- Основная достопримечательность здесь – это знаменитый Спасо-Преображенский монастырь в Соловках. Его крепость имеет прочную большую стену, которая окружает монастырь, выделяясь уникальной системой каменных башен. Это место – современное свидетельство тюремного прошлого монастыря.
- Храм Андрея Первозванного, который был создан раньше Петербурга, удивляет своим конструктивным исполнением, а лабиринты и сейчас остаются загадкой для ученых.
- Тут можно также увидеть ботанический сад с разнообразными редкими растениями, а еще Филипповские садки – каменные насыпи, названные в честь Филиппа Колычева (игумен).
- Монастырские скиты представляют уникальные сооружения, украшающие архипелаг.
- Поднимитесь на Секирную гору, где можно посетить Вознесенский скит, наслаждаясь удивительными видами на окружающие просторы.
- Памятник переговорам настоятеля с офицерами напавшей эскадры и валунная дамба также являются значимыми объектами в этих священных краях.
- Не упустите возможность увидеть редких беломорских белух на Белужьем мысе, которые обитают вблизи смотровой вышки на острове Большой Соловецкий.
Соловки – уникальное место, где история, духовность и живописная природа сплетаются в невероятный узор, создавая магическую атмосферу, которая оставит море впечатлений у каждого путешественника. Погуляйте среди вековых каменных стен, пройдите по древним лабиринтам и окунитесь в духовную благостность монастырской обители. Соловки готовы раскрыть свои тайны и подарить приятные эмоции путешествия тем, кто открыт для встречи с насыщенной историей и великолепной природой этого удивительного края.

Велопрокат на Соловках.
После завтрака покупаем в местном ларьке немного сух.пайка в дорогу и берем в аренду велосипеды. Тут нужно сказать, что велосипед — очень распространенный транспорт на острове. Многие поездки в наиболее доступные места простые туристы могут совершить на двухколесных друзьях, прокатов которых в поселке мы увидели как минимум два. Так как мы собираемся ехать на гору Секирная, а это целых 11 километров от поселка, при этом не убиваться, а может быть потом и еще покататься по острову, то решаем брать велики на целый день. Аренда на сутки обошлась в 1000 рублей на велосипед. Признаюсь честно, не запомнил цены при почасовой оплате.
Вот такие наши железные кони. Настраиваю камеру для дорожного видео.

Эзотерическая версия
Ученый Вячеслав Токарев отыскал в истории саамов упоминания о том, как молодые представители племени, получив благословение шаманов-нойдов, отправлялись в лабиринт, чтобы перезагрузить свою матрицу и настроить ее на одну волну с природой. Развивая тело и душу, они проходили путь обретения внутренней силы и очищения от зла, а после вояжа к центру своего духа благополучно возвращались в реальность. Обследовавший «вавилоны» Большого Заяцкого острова Влад Абрамов заявлял, что подобное путешествие по запутанным ходам порой вызывает у человека сюрреалистические видения, связанные с трансформацией состояния сознания, изменением восприятия пространства и времени.
« Когда в СССР на Северном Кавказе были разрешены суды шариата
Примечания
1Спицын А. Л.. Северные каменные лабиринты // Изв. археологической комиссии. 1904. Вып. 6. С. 101-112; Виноградов Н.Н. Соловецкие лабиринты // Матер. Соловецкого общества краеведения (далее – СОК). Вып. IV. Соловки, 1927; егоже. Новые лабиринты Соловецкого архипелага // Матер. СОК. Вып. XII. Соловки, 1927; Турина Н.Н. Каменные лабиринты Беломорья// Сов. археология (далее – СА). 1948. Т. X. С. 125-142; ее же. О датировке каменных лабиринтов Белого и Баренцева морей // Материалы и исследования по археологии СССР. Т. 39. М., 1953. С. 408—420; Мулла ИМ. К вопросу о каменных лабиринтах Беломорья// Новые памятники истории древней Карелии. М.; Л., 1966. С. 185-193; Куратов А.Л. О каменных лабиринтах Северной Европы. Опыт классификации // СА. 1970. № 1. С. 34-48; его же. Древние лабиринты Архангельского Беломорья. К вопросу о назначении каменных лабиринтов Северной Европы. Историко-краеведческий сб. Вологда, 1973; его же. К вопросу об иррациональном назначении каменных лабиринтов Соловков // Актуальные проблемы развития историко-архитектурных и природных музеев-заповедников. Архангельск, 1983. С. 45, 46; егоже. Об археологическом изучении Беломорья и прилегающих к нему территорий // Археология и археография Беломорья. Сб. статей. Котлас, 1984. С. 5 -35; его же. Соловецкие памятники (описания А.А. Евневича и П.К. Казаринова. 1934 г.) // Проблемы изучения историко-культуриой среды Арктики. Сб. науч. трудов. Т. 3. М., 1990. С. 300-323; Титов Ю.В. Лабиринты и сеиды. Петрозаводск, 1976; Мартышке А.Я. Археологические памятники Соловецких островов. Архангельск, 1983; егоже. О некоторых спорных вопросах соловецких святилищ// Архангельское Поморье. История и культура. Архангельск, 1983. С. 61-73; егоже. К истории исследования соловецких древностей // Археология и археография Беломорья. С. 36-51; егоже. О некоторых проблемах соловецких святилищ// Проблемы изучения историко-культурной среды Арктики. С. 268-281 и др.
2Виноградов Н.Н. Соловецкие лабиринты. С. 152, 157, 159.
3Мартынов А .Я. К истории исследования… С. 39.
4Мартынов А .Я. О некоторых проблемах… С. 273-275.
5Куусинен О. Эпос “Калевала” и его творцы // Калевала. Петрозаводск, 1956. С. III-XXII; Евсеев В.Я. Исторические основы карело-финского эпоса. Кн. 1. М.;Л., 1957. С. 68-128.
6 Калевала. Карело-финский эпос. Петрозаводск, 1956.
7 Карельские эпические песни. М., 1950. С. 28; Карело-финский народный эпос. М.;Л., 1994. С. 179, 237, 257, 276.
8 Карелофинский народный эпос. С 28.
9 Карельские эпические песни. С. 38; Карело-финский народный эпос. С. 97.
10Мишин А.И. Путешествие в “Калевалу”. Петрозаводск, 1984. С. 8.
11Мартынов А.Я. О некоторых проблемах… С. 273-275.
12 Карельские эпические песни. С.50.
13 В “Калевале” упоминается и другой подземный мир, резко отличный от Маны. Это владения Калмы – божества смерти, живущего под землей:
Под землей тебе найдется
Место славное у Калмы:
Там сильнейшие в покое,
Там могучие в дремоте (руна 33:259-263).
Спуститься в обитель Калмы означало спуститься “вниз, в распухший дерн могильный и в ископанную землю” (руна 17:381-382). Попасть к ней можно через ворота: “Я пойду к воротам Калмы” (руна 35:364), которыми, скорее всего, служила вырытая могила:
Коль скончался, так скончался;
Дома там найдется мерин,
Чтоб свезти его в могилу,
Опустить в жилище Калмы (руна 36:171-174, 187-188,199-203).
Могила определяется и как “лоно Калмы” (руна 36:228), “жилище людей умерших” (руна 17:378). Кладбище называлось “поляной Калмы”.
Сообщение о другом подземном мире, где над погребенными под дернами в могилах властвует Калма, находится в противоречии со сведениями о царстве мертвых Маны-Туонелы. Очевидно, Калма имеет отношение к более позднему пласту мифологии, когда в хозяйстве северян появилась лошадь и совершались захоронения в могилах – трупоположения.
В описываемую эпоху явно господствовал иной обряд – трупосожжение. Вяйнямёйнен на вопрос, почему он явился в царство смерти, “не похищенный болезнью, не убитый грозной смертью и ничем не умерщвленный”, попытался солгать:
Сам огонь меня доставил,
С ним я в Маналу спустился (руна 16:178-179,227-228).
14 Младшая Эдда. Л., 1970. С. 15, 49, 50. 15Там же. С. 15. 16Там же. С. 24.
17 Старшая Эдда. М., 1975. С. 187.
18 Младшая Эдда. С. 31.
Соловецкий архипелаг
Соловецкий архипелаг — это группа островов, расположенная на Белом море в Северо-Западной части России. Включает в себя шесть основных островов:
- Анзер;
- Никольский остров;
- Большой и Малый Соловецкие острова;
- Большой и Малый Заяцкие острова.
Острова имеют богатую историю и культурное значение, более того — являются популярным туристическим направлением. Здесь можно отправиться на пешие и велосипедные прогулки, посетить музеи и экскурсии, а также насладиться красотами Белого моря.
Наряду с пейзажами, лесами и пляжами, Соловецкий архипелаг также известен своими историческими и культурными достопримечательностями.
Различные древние народы, включая саамов и карелов, приходили к островам в разные периоды времени. Они останавливались здесь для охоты, рыбалки и проведения языческих обрядов. Считается, что именно они создали загадочные каменные лабиринты на островах.
Однако до XV века на островах никто не оставался на постоянное жительство. Только к XV веку сюда прибыли православные монахи и основали Соловецкий монастырь, который затем стал известен как далеко за пределами региона, так и за границами страны.
А теперь подробнее поговорим о Заяцких островах.
Каменные лабиринты архипелага
Как чаще всего бывает в подобных случаях, никаких вразумительных объяснений касательно назначения всех этих конструкций ни у кого нет. По каменным лабиринтам — они, пожалуй, исследованы лучше всего — высказываются самые невероятные версии, самой растиражированной из которых почему-то стала самая абсурдная:
Версия 1 – чаще всего говорят о том, что лабиринты – это ловушки для рыбы, которая в прилив заплывала в эти лабиринты и не могла из них выбраться. Это при том, что бОльшую часть лабиринтов прилив не накрывает никогда.
Каменные лабиринты на Соловецких островах
-
Версия 2 представляет собой модификацию того же посыла: что лабиринты — это элементы примитивной промысловой магии для все той же ловли рыбы.
-
Версия 3 — что все это геоглифы, созданные для маркировки островов и ориентации мореходов в пространстве. Тоже малоубедительно…
Другие гипотезы обычно связаны с разного рода взаимодействиями с потусторонним миром — некоторые исследователи считают, что там проводились погребальные обряды по сжиганию. И действительно, во многих лабиринтах находят следы пепла, но вот останки — крайне редко. Опять же, если это так, то возникают вопросы — почему тогда лабиринтов так мало? Значит, таким образом осуществляли погребения только в исключительных случаях? Для кого же тогда?
Лабиринты Соловецких островов
Интересно, что местное название Соловецких и Кузовских лабиринтов — «вавилоны». Таким же словом обозначаются совершенно другие по виду каменные плиты в Изборске с нанесенными на них геометрическими фигурами (подробнее про Изборск), назначение которых также не установлено.



