Игумены, настоятели и наместники
игумены
- Кирилл (1397 — 9 июня 1427)
- Трифон (+ 1447)
- Филофей (1447—1456)
- Нифонт (1476—1482)
- Алексий (упом. 1520 – 1525)
- Досифей (1533 — март 1539)
- Афанасий (Палецкий) (1539 — 18 июня 1551)
- Пимен (Чёрный) (? — 20 ноября 1552)
- Косма (1572—1581)
- Иоасаф (1600—1603)
- Матфей (1606—1615)
архимандриты (c середины XVII века)
- Иринарх (упом. 1715)
- Феофилакт (Губанов) (14 июля 1732 — 15 декабря 1733)
- Симон (Лагов) (август 1761 — 28 октября 1764)
- Иакинф (Карпинский) (1774—1792)
- Арсений (Тодорский) (1792—1796)
- Варлаам (Денисов) (31 января 1852 — 22 марта 1857)
- Варсонофий (Лебедев) (8 января 1917 — 15 сентября 1918) еп. Кирилловский
- Анастасий
Наместники
Игнатий (Молчанов)
Кирилло-Белозерский монастырь: значимость для современных верующих
Великий мужской монастырь – ценный музей и исторический памятник, находится в Вологодской области. Несколько столетий данный объект был центром духовной и культурной стороны Руси, но затем он пришел в упадок
И лишь в 1924 году властями было по-настоящему обращено внимание на такую важную составляющую жизни русского человека
Слева направо: Церковь Кирилла Белозерского, собор Успения Пресвятой Богородицы, церковь Владимира равноапостольного, церковь святого Епифания Кипрского
В конце XX века «Северная Лавра» была включена в Государственный перечень особо ценных объектов культурного наследия народов нашей родины. В тот же период было принято решение о передаче части этого замечательного мужского монастыря Вологодскому епархиальному управлению (в честь юбилея основания святыни).
Современный Кириллов – небольшой провинциальный городок, в котором жизнь идет своим чередом, тихо и спокойно. Пустынь на берегу Сиверского озера отлично вписывается в природную обстановку. Здесь царит удовлетворение и спокойствие. Конечно, в наше время пустынь функционирует практически исключительно как музей. Принимают посетителей только Сергиевский и Кирилловский монастыри.
Церковь Иоанна Лествичника Кирилло-Белозерского монастыря
Каждый год здесь проходит крестный ход. Случается это осенью, 15 сентября. Только для того, чтобы полностью обойти стены, которые окружают «Северную Лавру», паломникам необходимо не менее часа времени. Можно представить, как широко раскинулась эта мужская обитель – вдалеке от города, шума, проблем и духоты.
Наверное, отдаленность от мирских сует и привлекает многочисленное количество желающих посетить этот замечательный музей, хотя состояние дорог и количество гостиниц в небольшом городке оставляют желать лучшего. Особенно остро трудности с устройством на проживание чувствуются в теплый период года, ведь очень много людей хотят увидеть красивые сооружения, помолиться, побыть наедине с собой и своими мыслями. Именно это придает некоторую особенность и романтику поездкам на святую землю.
Келарский корпус Кирилло-Белозерского монастыря
Стоит отметить, что на территории Вологды практически каждый год проходит определенное количество мероприятий, связанных с духовной жизнью страны. К примеру, с 15 июня 2002 года ежегодно открывается научно-практическая конференция «Святитель Игнатий (Брянчанинов): духовное наследие и современность».
← РОССИЯ
ЕВРОПА →
«Вот и наша Голгофа»
Всю ночь в тюрьме владыка молился (одни говорили, что читал псалмы, другие – что служил всенощную). На расстрел мучеников повели в 5 часов утра. В сопровождении карательного отряда из 20 человек они шли пешком по старой Горицкой дороге. Игумения Серафима прихрамывала, шла с палкой. Когда арестованные прошли Обшару и дошли до верстового столба, каратели приказали остановиться и свернуть с дороги направо.
– Вот и наша Голгофа, – сказал святитель Варсонофий, приблизившись к месту казни.
Игумения Серафима покачнулась. Она думала, что конвой ведет их к Горицкой пристани, чтобы отправить в Череповец, куда накануне был отправлен арестованный священник Ферапонтова монастыря отец Иоанн Иванов. И только теперь до нее дошел смысл происходящего. Епископ Варсонофий протянул руку и поддержал матушку:
– Матушка, приободрись! Ты – лицо духовное, нам надо на смерть идти не боясь, как на брачный пир, с веселием. Наступит время, когда нам с тобой будут завидовать.
Слабость прошла, и игумения спокойно пошла к месту казни. Один из приговоренных стал резко говорить по адресу палачей, но владыка остановил его:
– По примеру Спасителя нам нужно всем все простить; в иную жизнь мы должны перейти в мире со всеми.
Известно, что расстрел происходил при многочисленных свидетелях. Многие из них были еще живы в 1980-х годах, их воспоминания были записаны. Ни один человек из числа наблюдавших «казнь» не заступился за мучеников.
Из воспоминаний Белоножковой Авдотьи Лонгиновны, видевшей расстрел (деревня Карботка Кирилловского района, запись 1985 года): «Прибежал парень, говорит, что сидите, когда на солдатском огороде расстреливают? Все и побежали. Горушка Золотуха ступенечками. Все стоят, а те бегают и говорят: «Не плакать. Плакать не велели».
Крестный ход на гору Золотуха в день памяти новомучеников Кирилловских. Фото: delorus.com
Арестованных поставили лицом к горе Золотухе, спиной к Кирилло-Белозерскому монастырю. Стрелять собирались в спину.
– Простите меня, окаянную, – сказала матушка, обернувшись. Так она говорила каждый вечер, обращаясь к сестрам в своем монастыре.
Карателям послышалось, что она их назвала окаянными. Грянул первый выстрел, матушке попали в лицо. Затем раздались еще пять выстрелов, один за другим. Упали четверо, владыка остался стоять. Он молился с воздетыми к небу руками, читал отходные молитвы. Когда закончил, сказал «аминь» и услышал окрик:
– Да опусти ты руки!
– Я кончил, кончайте и вы, – произнес святитель, повернувшись к обители лицом и благословив ее.
Выстрелом в упор епископ Варсонофий был убит. Могилу заставили копать стоявших неподалеку купцов, новых заложников. Всех убитых положили в одну могилу без гробов, без отпевания. Над телами расстрелянных надругались, положив по двое: на бедного клали богатого, а тело епископа Варсонофия положили на тело матушки Серафимы.
«За подстрекательство к бунту»
Игумения Серафима (Сулимова). Фото: foma.ru
Игумения Серафима (Сулимова) был настоятельницей Ферапонтова монастыря (приблизительно 20 км от Кириллова). На момент расстрела ей было 60 лет. В возрасте 17 лет она поступила в Иоанно-Предтеченский Леушинский монастырь, в 1901 году была пострижена в монашество. В 1905 году, когда был заново открыт Ферапонтов монастырь, она вместе с несколькими леушинскими сестрами приехала восстанавливать древнюю обитель. 2 июля 1906 года монахиня Серафима была назначена игуменией Ферапонтова.
Матушка Серафима много внимания уделяла образованию и воспитанию детей из Ферапонтовской слободы. С открытием обители начали действовать рукодельные классы для девочек, а в 1909 году была построена женская церковно-приходская школа. Монастырь на свои средства ее содержал, кормил детей, шил для них школьную форму.
Когда в 1918 году в уезде начались реквизиция церковных ценностей и повсеместное разграбление храмов, местные крестьяне не допустили комиссаров к святыням Ферапонтова. 12 мая 1918 года игумению Серафиму вызвали в Кирилловский исполком для допроса, а затем арестовали, обвинив в подстрекательстве крестьян к бунту.
Первоначально матушка содержалась под домашним арестом на монастырском подворье. Ее лишили права выезда из города до следствия. Одновременно «за погромную агитацию против Советской власти и против комиссии по учету монастырей Кирилловского уезда» заключили в тюрьму монастырского священника, отца Иоанна Иванова (в июне его перевели в Череповецкую тюрьму, откуда он уже не вернулся).
Арестованную матушку посещал епископ Кирилловский Варсонофий. Вместе с владыкой они обсуждали новости о гонениях, говорили о том, что, возможно, в скором времени их самих ожидает расстрел. «Я не боюсь насильственной смерти, но я не смею думать, чтобы Господь нашел меня достойным мученической кончины», — сказал матушке владыка Варсонофий.
В час ночи 15 сентября за матушкой Серафимой приехала подвода с охраной, и игумению доставили в кирилловскую тюрьму. На рассвете ее повели на расстрел – вместе с владыкой Варсонофием.
Вопрос-ответ:
Как добраться до Горицкого монастыря в Кириллове?
До Кириллова можно добраться на поезде или на автобусе. От железнодорожной или автобусной станции можно доехать до монастыря на такси или автобусе.
Какие экскурсии доступны в Горицком монастыре?
В Горицком монастыре доступны различные экскурсии, включая осмотр главного собора, музеев и монастырского комплекса. Также можно посетить известные иконы и узнать интересные факты о истории монастыря.
Какая стоимость экскурсии в Горицкий монастырь?
Стоимость экскурсии в Горицкий монастырь варьируется в зависимости от программы и продолжительности экскурсии. Обычно базовая стоимость составляет примерно 500 рублей, но могут быть и дополнительные платные услуги.
Какие достопримечательности есть вокруг Горицкого монастыря?
Вокруг Горицкого монастыря есть несколько интересных достопримечательностей. Рядом можно посетить Рождественский собор, Музей истории города Кириллова, Петропавловский монастырь и другие исторические и культурные объекты.
Можно ли посетить Горицкий монастырь самостоятельно?
Да, Горицкий монастырь можно посетить самостоятельно. Для этого необходимо приобрести билет в кассе монастыря и следовать указаниям на территории. Однако, если вы хотите узнать больше об истории и достопримечательностях монастыря, рекомендуется присоединиться к экскурсии с гидом.
Какие экскурсии предлагает компания?
Компания предлагает экскурсии в Горицкий монастырь в Кириллове. Монастырь является историческим и культурным достоянием России. В рамках экскурсии вы сможете посетить основные храмы монастыря, узнать его историю и прикоснуться к духовной атмосфере этого места.
Сколько времени длится экскурсия в Горицкий монастырь?
Длительность экскурсии в Горицкий монастырь составляет около 3-4 часов. За это время вы успеете ознакомиться с основными достопримечательностями монастыря, посетить его храмы и познакомиться с его историей.
Архитектурные и культурные достопримечательности монастыря
Кирилло-Белозерский монастырь во многом привлекает туристов именно большим количеством архитектурных достопримечательностей.
Очутившись здесь, кажется, что попал в маленький, но очень величественный и красивый средневековый город. На его территории вы увидите:
- Успенский собор – одну из главных достопримечательностей Кирилло-Белозерского монастыря, которая является настоящим комплексом памятников культуры Древней Руси, построенных в течении многих веков;
- Храм преп. Кирилла Белозерского – красивый кирпичный храм, который был построен над гробницей основателя Кирилла, предположительно в 1585-87 гг.;
- Часовню с крестом преп. Кирилла, которая является памятником тому месту, откуда монастырь начал свою жизнь;
- Церковь преп. Сергия Радонежского, находящуюся на территории Горнего монастыря, который тогда входил в Кирилло-Белозерский комплекс. Считается, она была построена в 1560 году на вклады Ивана Грозного и его сыновей;
- Церковь Ризоположения – памятник деревянного зодчества России, который является самым старым из точно датированных. В 1957 году она была перевезена сюда из с. Бородава, а построена была в 1485 году;
- Церковь Преображения Господня, знаменитую благодаря своим водяным вратам;
- Церковь Усекновения Иоанна Предтечи, построенную в 1531-34 гг. при помощи вклада кн. Василия ІІІ;
- Церковь преп. Иоанна Лествичника, сооруженную в 1569-72 гг. при помощи вклада сыновей Ивана Грозного;
- Церковь преп. Евфимия Великого, построенную в 1653 году, которая является одной из первых больничных церквей на территории монастыря;
- Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, возведенную в 1519 году на месте бывшей деревянной трапезной;
- Церковь Арх. Гавриила, построенную в 1531-34 гг. при помощи кн. Василия ІІІ ростовскими мастерами;
- Хлебную башню, входящую в состав Старого города, которая была построена в XVII веке;
- Стены Успенского монастыря, которыми был укреплен монастырь в конце XVI-XVII вв.;
- Крепость Нового города, окружающую монастырь с 3 сторон, которая была построена на вклад царя Романова в конце XVII века;
- Стены Ивановского монастыря, датируемые XVI-XVII вв.;
- Свиточную башню, которая является самой высокой в Кирилло-Белозерском монастыре;
- Поваренную башню, которая являлась частью стен Старого города;
- Московскую башню – красивую, 16-гранную башню, самую высокую из башен Нового города;
- Малую Мереженную башню, которая сохранилась только частично;
- Кузнечную башню – многогранную, многоэтажную башню на берегу Сиверского озера;
- Косую башню, которая являлась караульной;
- Казанскую башню – необычную квадратную башню высотой 17 м;
- Глухую башню, в которой некогда изготовляли свечи и котлы;
- Вологодскую башню, которая была построена самая первая в Новом городе;
- Большую Мереженную башню, строительство которой началось в 1667 году;
- Архимандричьи кельи, построенные в 1647-48 гг.;
- Трапезную палату, которая имела огромный общий зал;
- Священнические кельи – одни из самых простых строений на территории монастыря;
- Поварню – одно из самых значительных хозяйственных помещений;
- Поваренные кельи, от которых в наше время осталась лишь одна палата;
- Монашеские кельи, имеющие необычную и сложную планировку;
- Здание монастырского архива, внутренняя планировка которого была немного изменена;
- Малую больничную палату, построенную в 1730-е годы с помощью императрицы Анны;
- Колокольню – одно из самых монументальных сооружений монастыря;
- Казенную палату – одно из самых необычных зданий, которое постепенно достраивалось и увеличивалось соразмерно с ростом богатств монастыря;
- Здание духовного училища, расположенное между крепостными стенами и церковью Евфимия;
- Домик келаря – небольшой уцелевший 2-этажный домик, который является примером монастырских келий давних времен;
- Большие больничные палаты, появившиеся здесь в 1643-44 гг.
История Кирилло-Белозерского монастыря
Уникальный мужской монастырь был основан монахом Симонова монастыря Кириллом, произошло это в 1397 году. Святая обитель была под его управлением долгих 30 лет, до самой его кончины. Первое каменное строение монастыря было возведено в 1497 году — им стал Успенский собор, а спустя столетие неподалёку построили Ивановский монастырь. Бояре и князья не скупились на пожертвования, обитель процветала.
Спустя пару месяцев противник снова осадил монастырь, после чего потерпел сокрушительное поражение от монахов, местных крестьян и монастырских служителей. Почти 5 лет обитель находилась под угрозой внезапного нападения и была практически отрезана от собственных вотчин. Со временем началось постепенное восстановление разрушенных стен, было запущено строительство новых монастырских зданий.
Наиболее масштабное строительство стартовало в 1653 году, финансы на эти цели выделил государь Алексей Романов. Работы велись трудом сотен крестьян и ремесленников, продолжались они 30 лет. Результатом стало возведение Великой Государевой крепости, которая окружила обитель с трёх сторон. Она стала самой мощной на северных территориях, а монастырь вошёл в список самых крупных на территории Европы.
В 1764 году начались тяжёлые времена. Екатерина Великая лишила монастырь земельных угодий и крестьян. Чуть позже здесь возник город Кириллов, стену крепости оборудовали под тюремные казематы. Спустя полтора века епископ Кирилловский Иоаникий поднял тему капитального ремонта и реконструкции монастырских сооружений, но в это время началась Первая мировая война, в связи с чем вопрос пришлось надолго отложить.
Уникальная ценность обители как памятника культуры не помешала разместить в годы войны на территории монастыря цех, в котором ремонтировали двигатели самолётов. Старожилы рассказывали, что в кельях монахов проживали люди, которых эвакуировали из Ленинграда и других российских городов. Сразу после окончания войны здесь было открыто Культурно-просветительное училище, при котором существовало общежитие.
Выдворить его с территории монастыря получилось лишь в 1997 году, после возрождения монашества. Спустя некоторое время православный монастырь был передан во владение РПЦ, после чего стал объектом культурного наследия страны. 15 сентября каждого года проводится крестный ход до места, где в 1918 году были расстреляны епископ Варсонофий и игуменья Серафима. До полного возрождения обители ещё очень далеко.

«Если и расстреляют, то что же делать?»
Епископ Варсонофий (Лебедев), викарий Новгородской епархии, наместник Кирилло-Белозерского монастыря был известным в России миссионером. В 1918 году ему было 47 лет. До архиерейской хиротонии (последняя была совершена незадолго до февральского переворота, 8 января 1917 года) он много ездил по стране, посещал отдаленные деревни, много дискутировал с сектантами.
Епископ Варсонофий (Лебедев). Фото: drevo-info.ru
Известны его миссионерские брошюры (написаны еще в бытность архимандритом Варсонофием): «Беседы с новгородскими сектантами пашковцами-баптистами» (Новгород, 1909), «Учение Слова Божия о необходимости молиться за умерших. Неправота и пагубность учения сектантов-пашковцев, отвергающих молитву за умерших» (Новгород, 1910).
Епископ Варсонофий был далек от политической борьбы, однако с первых своих дней на кирилловской кафедре он призывал паству не участвовать в грабежах и насилии.
«Православные! –писал он в своем воззвании к народу в марте 1917 года, – сохрани вас Бог понимать свободу как разрешение ехать в чужую дачу за лесом или грабить своего соседа. Так понимать свободу грех, ибо грабители и воры Царства Небесного не наследуют».
Владыка Варсонофий был арестован днем 14 сентября (1 сентября ст.ст.). Владыка на своем экипаже возвращался из Горицкого монастыря в Кирилло-Белозерский. Вместе с реставратором, профессором Александром Анисимовым (арестован в 1929 г., сослан в лагеря, расстрелян в 1937-м на Соловках) он изучал состояние горицких древностей и теперь непременно хотел вернуться в свой монастырь вовремя, чтобы служить всенощную. Однако путь экипажа преградила почтовая подвода.
На подводе сидели два красноармейца, которые уже побывали в Кирилло-Белозерском монастыре и, не найдя в нем владыки, направились по дороге к Горицам. Поравнявшись с экипажем, конвоиры соскочили с подводы. Один из них подошел к епископу и грубо спросил:
– Вы Варсонофий?
– Я, — подтвердил владыка.
Красноармейцы пересели в экипаж, один сел сзади, за поднятым верхом, другой – рядом с кучером, лицом к владыке. Наступило тягостное молчание. Некоторое время ехали молча. Наконец Преосвященный спросил сидевшего напротив:
– Вы комиссар будете?
– Нет, я инструктор Красной армии, – ответил тот.
– За что же вы меня арестовали?
– Вот бумаги, – односложно ответил красноармеец и протянул листок. Анисимов нагнулся и вместе с владыкой прочел: «Епископа Варсонофия предписывается арестовать и доставить в тюрьму». Александр Иванович стал в полголоса успокаивать владыку, говоря, что аресты в наше время стали обычным делом, на что святитель заметил:
– Если и расстреляют, то что же делать?
Под конвоем епископа ввезли в город. Проходившие мимо дети, видя владыку, крестились.
– Эва, крестятся,– засмеялся конвоир-красноармеец.
Когда экипаж подъехал к Кирилло-Белозерскому монастырю, владыка сказал своему спутнику:
– Вы здесь сойдите.
Александр Иванович, выходя из коляски, предложил прислать в тюрьму белье или пищу, но епископ на это возразил:
– Пришлите духовника, иеромонаха Адриана.
По требованию конвоиров владыка тоже вышел из экипажа. Он помолился на стоявшую рядом часовню, на городской собор и по грязной дороге, под конвоем, пешком пошел к тюрьме.
По всей вероятности, владыке было предъявлено обвинение в контрреволюционной деятельности. Как рассказывал позже в интервью вологодскому журналисту Варюхичеву один из активистов местного совета Иван Башнин, «чекистам уезда во главе с Евгением Алексеевичем Волковым удалось распутать клубок белого заговора, который держали в своих холёных руках эсерка Симанова, архиерей Варсонофий, игумения Ферапонтова монастыря Серафима и другие главные контрреволюционеры уезда» (Варюхичев А. Тревожное эхо// Новая жизнь. Кириллов. 7 ноября 1983 г).
Обвинение, по-видимому, было заведомо ложным. На это косвенно указывают слова письма А.И. Анисимова И.Э. Грабарю от 4 (17 н.ст.) сентября 1918 г.: «За те недели две, что я здесь, я не замечал со стороны Варсонофия какого-либо вмешательства в политику: он занят был только церковными делами, хозяйством монастыря и был всегда прост, ровен и внимателен к запросам и требованиям местного совдепа».
Большой Успенский монастырь
Большой Успенский монастырь наиболее богатая на архитектурные памятники часть Кирилло-Белозерского монастыря.
Центром архитектурного ансамбля Успенского монастыря является Успенский собор. На фото ниже он спрятался за деревьями. Первый Успенский собор был построен из дерева в 1397 году. В камне собор был перестроен в 1497 году и является одной из первых каменных построек в Белозерье.
Рядом к Успенскому собору пристроена церковь преподобного Кирилла Белозерского (желтая с зеленой крышей). Первая церковь Кирилла была построена в 1585 году и перестроена к 1782 году из-за обветшания.
Далее видно церковь Архангела Гавриила, ту самую, которую подарил монастырю князь Василий III после рождения сына.
Очень сложно выделять на фото отдельные постройки, которые не являются обособленным элементом. Вот, например, справа — Церковь Архангела Гавриила (1531-1534 гг.), слева – церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы (1519 год постройки), в 1761 году они были соединены каменной проходной колокольней.
Фактически образуется улица, только вместо домов – церкви. Слева на фото – Преображенская надвратная церковь, та самая которую мы видели со стороны озера.
Надвратная церковь с Водяными воротами (названы так из-за того, что ворота выходят прямо на Сиверское озеро) была построена в 1595 году.
Сразу бросается в глаза двухэтажный яркий дом с сохранившимся декором фасада, да еще и с аркой посередине, это Домик лекаря, который так же в литературе встречался под названиями «древний домик» и «домик с воротами». Дата постройки неизвестна, предположительно вторая половина XVII века.
За аркой идет подклет трапезной палаты, поварня и поваренные (уксусные) кельи.
Вид уже не столь парадный как был до этого, больше похоже на хозяйственные пристройки. По сути, так оно и есть. Справа поварня, а слева – поваренные кельи, а впереди реставрируется Большая Мереженная (Белозерская) башня.
Архимандричьи кельи были построены в 1647-1648 гг., в них жил настоятель и приезжающие знатные гости. Честно говоря, здание несколько выбивается своими колоннами из общего ансамбля построек.
Самые красивые Святые ворота Кирилло-Белозерского монастыря с надвратной церковью Иоанна Лествичника мы решили оставить напоследок. Ворота были выстроены в 1523 году, а церковь – в 1572 году. С двух сторон к церкви с воротами примыкают Казенные палаты (слева) и Монашеские кельи (справа, если смотреть изнутри Успенского монастыря).
Строительство церкви финансировалось сыновьями Ивана Грозного, который очень любил Кирилло-Белозерский монастырь, и даже считал обязанным ему за свое рождение.
В 1585 году ворота были расписаны.




Именно так туристов встречает Успенский монастырь, если входить в него через Святые ворота:
С это ракурса сразу видны все главные постройки: Успенский собор в центре, Колокольню и церковь Пресвятой Богородицы справа.
Обособленно в южном углу Успенского монастыря стоит церковь Евфимия с больничными палатами и Духовным училищем. Незаслуженно они остались без нашего внимания, хотя все эти постройки так же являются памятниками истории.
Церковь Евфимия – больничная церковь, ее построили в 1646 году, и, по некоторым предположениям, она была создана копированием с больничной церкви Зосимы и Савватия Соловецких в Троице-Сергиевой лавре.

Попасть в Успенский монастырь можно несколькими путями.
1. Те самые вышеупомянутые святые ворота, соединяющие Успенский монастырь и Новый город:
2. Ворота между Ивановским монастырем и Успенским:
3. Ворота с северной стороны между Новым городом и Успенским монастырем:
На этом заканчиваем осмотр Кирилло-Белозерского монастыря и отправляемся гулять по небольшому городку с одноименным названием Кириллов, который образовался в свое время вокруг активно разрастающейся обители.
Расцвет обители
При Кирилле Белозёрском, управляющим обителью 30 лет, монастырь играл важную роль в политической жизни Руси. Здесь пролегал торговый путь на север, к Белому морю и шла прибыльная торговля солью и рыбой.
В 1497 году в монастыре построили первое каменное здание – Успенский собор. Рост и богатство Белозёрской обители обеспечивали высокопоставленные покровители: князья и цари щедро одаривали монастырь.

В 1528 году в монастырь прибыла великокняжеская чета: Василий III с супругой Еленой Глинской горячо молились преподобному Кириллу о даровании наследника. По молитвам у супругов родился сын, будущий царь Иоанн Грозный.
Иван Васильевич, убеждённый в том, что своим рождением обязан этому монастырю, относился к нему по-особому и делал большие вклады в развитие обители. В 1722 году сюда приезжал Петр I с императрицей Екатериной I.
Каменное строительство
В 1600 году монастырь обнесли каменной стеной с тремя воротами и 8 башнями высотой 25 метров, украшенными узорами из кирпича. Территорию в 12 га окружали стены длиной 2 километра, высотой 11 и толщиной 7 метров.

Внутри стен – 11 каменных церквей, колокольня, казённая палата, поварня и ледники. Монашеские кельи и хозяйственные дворы населяли многочисленные ремесленники, работавшие на монастырь: иконописцы, резчики по дереву, кузнецы и серебряники, всего 180 человек.

Крупное строительство в Кирилло-Белозёрском монастыре началось в 1653 году на пожертвования царя Алексея Романова. За 30 лет трудом тысяч крестьян и ремесленников возвели Великую государеву крепость.
В XVII веке монастырь стал крупнейшим книжным центром, в библиотеке которого находилось 2029 рукописей. Кириллов монастырь оказался в центре монашеских обителей: Ферапонтов, Горицкий Воскресенский монастырь и Нило-Сорская пустынь.

Рядом с монастырём возникла слобода, получившая в 1776 году статус города, названного в честь монастыря – Кириллов.
Страницы истории
В Смутное время Кирилло-Белозёрский монастырь сопротивлялся польско-литовскому нашествию и выстоял. Пять лет поляки напрасно пытались покорить крепость, монахи отразили три вражеские атаки, разорить монастырь интервентам не удалось.
«Воровские казаки» сожги монастырские деревни и вытоптали огороды, но перед крепостными стенами монастыря отступили.

Кельи Кирилловой обители стали местом ссылки опальной знати. В разные времена здесь содержались в неволе:
- Вассиан Косой – боярин, военачальник, дипломат и писатель-публицист, обличающий церковные пороки;
- Бояре: Михаил Воротынский и Иван Шуйский, Иван Мстиславский и Борис Морозов;
- Князь Симеон Бекбулатович – великий князь всея Руси, крещёный татарин царской крови;
- Московский митрополит Иоасаф;
- Патриарх Никон;

