Мечеть кул шариф

Как добраться до мечети

От вокзала «Казань-1» можно идти пешком по улице Бурхана Шахиди. На улице Чернышевского свернуть налево, еще раз повернуть на улице Кремлевской. Время в пути пешим ходом не займет больше 25 минут. От северного автовокзала и столичного железнодорожного вокзала можно отправиться к мечети на метро, доехать до станции «Кремлевская» и сойти на ней. Совсем рядом окажется здание священного храма.

Можно воспользоваться услугами общественного транспорта. От центрального автовокзала сесть на рейсовый автобус №6, доехать на нем до остановки «Центральный стадион». Рейсы совершаются ежедневно с небольшим промежутком. До этой же остановки можно добраться от Южного автовокзала на автобусе №37, а рейсовый автобус №22 довезет до остановки «Улица Батурина». Дальше нужно совсем немного пройти пешком.

Мечеть Кул-Шариф по праву считается неотъемлемой и важной частью Казанского кремля. Посещение уникального комплекса никого не оставит равнодушным и подарит массу положительных эмоций, приятных воспоминаний на долгие годы

Уникальное белоснежное сооружение стало настоящей жемчужиной столицы Татарстана, а его красота и величие не могут не восхищать посетителей с разных концов страны, независимо от их вероисповедания.

Важные символы культуры

На фото скамейки и панно — важнейшие символы, связанные с культурой Татаро-Ислама. Скамейки являются наследием древнего кожевенного ремесла — татарская кожаная мозаика. Использовалась при изготовлении сапог — ичиг. Каждый кусочек вырезан по отдельному лекалу и сшит с другими особым двойным швом. Мы видим то, что было актуально вплоть до XX века. Виден мотив тюльпана. Также символ, связанный с древним источником жизни — рог барана.

Второй очень важный символ — это вечное древо жизни. Кувшин, как символ сотворения мира. Все цветы разные, есть только похожие, но не одинаковые. Каждый листочек немного отличается от других. Это все благодаря мудрости божьей, создал мир таким многообразным, что никогда в нем ничего не повторится. Ни один человек не будет копией другого, ни один день не будет повторением предыдущего. Кроме того, это мир радости: дерево цветущее, красочное

Важно уметь видеть радость и благодарить каждый день за то, что ты имеешь счастье жить в этом мире, наслаждаться его прелестями. В зале 4 панно и все разные

Мечеть Кул Шариф внутри

В мечети 24 часа в сутки не умолкает живое чтение Корана. Хафиз читает на арабском языке времен пророка Мухаммеда середины VII века н.э. Чтение транслируется в интернет, можно присоединиться. Единственное время, когда это место становится пустым: идет намаз в молельном зале. Уже по этому признаку Кул-Шариф становится в ряд самых значимых мечетей не только России, но и мира. Важные предметы, которые сопровождают повседневную жизнь казанских татар, даже не особо религиозных представлены в витринах. Шамаиль — это всегда декоративно-организованный текст, источником которого является Коран, главная святыня для мусульман. Представлены переводы смыслов Корана на татарский язык.

Четки из косточек финика служат напоминаниями, чтобы ничего не пропустить. Говоришь слово и бросаешь косточку, на четках их 99.

Финик — один из главных даров Аллаха людям, основа основ.

Историческая справка

Памятники православной культуры стали появляться на территории Кремля только со второй половины 16 века, после завоевания Казани войсками Ивана Грозного. До этого времени в крепости было несколько мечетей с высокими минаретами, одной из которых была легендарная мечеть Кул-Шариф (прим. вообще название мечети неизвестно, современноое название в честь последнего имама – сеида Кул Шарифа). Русские источники именуют мечеть “Кулшерифовой”, имея в виду, вероятно, имя ее имама, сеида Кул Шарифа.

Из татарских источников широко известно краткое сообщение историка Шигаб-эд-дина Марджани о восьмибашенной мечети в “кальга” (крепости) города Казани, – без упоминания, впрочем, ее наименования. Принято считать, что это сообщение относится именно к мечети Кул-Шариф.

Ему же принадлежит идея об аллегорическом перенесении ее форм в образ храма-памятника в честь взятия Казани в городе Москве – собора Василия Блаженного.

прим. ред.в настоящее время, многие татарстанские историки преподносят эту идею, как неоспоримый факт.(начало традиции положил в 1923 году М. Г. Худяков).

Основание фундаментов мечети на раскопках 1997 г. Фото Р.Забирова, 1997 г. Многоминаретная мечеть 16 века в Казани, реконструкция Нияза Халита. Композиционная идея

Наиболее основательно загадкой мечети Кул Шариф занимались в 1920-З0-е годы историк Михаил Худяков и в 1990-е годы – архитектуроведы С.С.Айдаров, Н.Халитов и Г.Айдарова- Волкова.

Местоположение мечети точно не установлено: можно лишь предположить, что стояла она где-то в районе рва Тазик. По мнению С.С.Айдарова, мечеть примыкала к ограде Ханского двора изнутри с южной стороны (в районе Консисторского спуска). Согласно гипотезе Н.Халита, мечеть размещалась либо в районе теперешнего корпуса №9, либо она была переделана русскими в церковь Дмитрия Солунского (на месте современной котельной) у Дмитровских ворот Кремля.

Согласно гипотезе Н.Халита, мечеть Кул-Шариф это была мечеть-медресе османского типа школы Ходжа Синана выстроенная местными (а может быть, крымскими или турецкими) мастерами с ориентацией на османскую школу зодчества. Это могло быть высокое здание, купольной композиции, окруженное четырьмя высокими минаретами по углам всего комплекса и четырьмя башенками над углами основного объема. Вокруг основания купола возвышались небольшие башенки, сдерживавшие распор купола, числом ориентировочно от 8 до 16. Минареты могли иметь утяжеленные, “булгарские” пропорции; завершающие элементы здания могли иметь луковичные маковки разнообразной формы.

Археологические исследования 1997-98 гг. вскрыли основание обширного комплекса построек, в том числе двухэтажного каменного здания времен ханской Казани, перестроенное впоследствии под Архиерейский дом. Можно предположить, что это и были остатки комплекса мусульманского религиозно-просветительского центра сеида Кул-Шарифа, переданного после захвата Казани русскими под подворье казанского архиерея.

Образ легендарной 8-минаретной мечети оказался настолько сильным в памяти татарского народа, что по прошествии почти пяти столетий она вновь была воссоздана.

Мечеть Кул ШарифТатарстан, г. Казань

Особенности архитектуры мечети Кул-Шариф

В основу проекта строящейся обители было заложено несколько важных принципов. Здание мечети, выполненное в виде двух квадратных объемов, пересеченных между собой, должно было символизировать знак «Благословение Аллаха». Форма главного купола должна была напоминать корону Казанского ханства — всем известную «Казанскую шапку». Декорации окон и дверей должны были напоминать символ возрождения ‒ тюльпан.

К основному корпусу примыкает полуцилиндр, состоящий из двух этажей, здесь расположены псевдоминареты, делающие акцент на вход. Прямо над входом навис второй этаж, который поддерживают несколько колонн. Просторный вестибюль со стороны главного входа расположился рядом с молельным залом, комнатой имама и галереей для женщин. Вход в мечеть расположен с северной и южной стороны здания.

Важным условием, которое стояло перед архитекторами, стало отражение многовековых татарских традиций зодчества с помощью современных архитектурных приемов. Идея получила свое выражение в конструкции стреловидных арок, обрамленных декоративными косичками из мрамора и аятами Корана. Расположение арок напоминает юрты, которые были первыми передвижными мечетями у кочующих турок.

Оконные проемы заполнены красивейшими разноцветными витражами, внутри помещения расположены 5 этажей, включая цоколь и техэтаж. Цокольный этаж стал основой стилобата здания, в нем устроен вестибюль для женщин и комнаты для омовений. Здесь же расположился Музей ислама и ряд гардеробов для верхней одежды. Несколько промежуточных уровней несут вспомогательную и техническую нагрузку.

Музейное помещение и молельный зал делятся на две зоны, мужскую и женскую. Для мужчин и женщин существуют отдельные входы и выходы, вестибюли, целью которых становится распределение потоков верующих. Внутреннее пространство святыни может вместить до полутора тысяч человек, во время больших праздников на торжественный намаз мусульмане собираются на площади, которая способна вместить до 10 тысяч человек.

Как нужно вести себя в мечети

Существуют правила этикета при посещении подобных заведений, которые должен соблюдать человек любого вероисповедания, решивший отправиться на экскурсию в мечеть. Женщины должны быть в закрытой одежде светлых оттенков, свободны лишь лицо и кисти рук. При необходимости на входе в мечеть могут выдать длинную юбку и платок. Мужчины должны быть в закрытой одежде, головной убор не обязателен.

Во время посещения святыни строго запрещено шуметь, громко разговаривать и смеяться, использовать телефон. Внутри помещения запрещено есть и пить. Нельзя проходить перед человеком, который читает намаз. Мужчинам запрещено посещать женскую территорию, подниматься на галерею, когда там находятся женщины. Нельзя сидеть на ступеньках минбара, откуда читаются проповеди. Запрещено фотографировать людей в момент омовения.

Нельзя посещать священное место людям, страдающим расстройством психики, находящимся в нетрезвом виде или в состоянии наркотического опьянения. Посещения запрещаются мужчинам и женщинам, от которых резко пахнет духами или потом, распространяющим запах чеснока или других овощей и специй, это имеет большое значение в случае большого скопления людей. Ходить в мечеть строго запрещено женщинам в период критических дней.

Во время посещения мечети разрешается брать с собой детей при соблюдении правил поведения в храме. Можно осматривать любые открытые помещения, расположенные внутри и снаружи. Разрешено фотографироваться, чтобы оставить память о прогулке по уникальному месту, однако во время позирования для фото запрещено изображать процесс молитвы. Разрешено сидеть на коврах, разложенных внутри помещения.

Стоимость и правила посещения

Чтобы посетить здание, нужно придерживаться некоторых правил:

  • закрытая одежда, голова, все тело должно быть покрытым;
  • отсутствие обуви, каждый разувается перед входом в здание, можно надеть бахилы на ноги;
  • во время молитвы нельзя мешать молящимся, женщинам нельзя проходить на мужскую половину, они молятся на втором этаже;
  • нужно проявлять толерантность к окружающим, верующим людям. Не торопить их, не шуметь, не фотографировать людей во время молитвы;
  • наблюдать за молящимися можно с одной из двух смотровых площадок для экскурсионных групп и индивидуальных туристов.

Посещение самой мечети бесплатно, а за вход в музей исламской истории, расположенный на цокольном этаже, взрослые платят 50 рублей, студенты и пенсионеры — 40 рублей, школьники – 20 рублей.

История создания

В 90-е годы в нашей стране началось возрождение утраченных ранее культовых исторических сооружений. Возрождались из пепла и строились новые многочисленные православные храмы, церкви и соборы, а в Татарстане, конечно же, наравне с православными появляется целая россыпь мусульманских религиозных сооружений. Безусловно, что основным таким сооружением становится удивительной красоты Мечеть Кул-Шариф

, построенная на западных землях мемориального Кремлевского комплекса.

Мечеть возводится как своеобразный памятник о трагических событиях 1552 года, в октябре которого при штурме Казанской крепости многочисленными отрядами Ивана Грозного в кровопролитных боях пало смертью храбрых большинство мужественно защищающегося населения. Погиб в тот день и духовный вдохновитель обороны города Кул-Шариф

– настоятель главенствующей мечети Казанского ханства.

Штурм Казани войсками Ивана Грозного

Сегодня он числится непосредственным потомком пророка Мухаммеда

и мечети присвоено его имя. Кул-Шариф для своего времени был широко образованной личностью, знающей множество наук, в том числе и астрономию, интересующейся историей и политикой.

Все культовые сооружения татарского ханства после покорения Казани и установления власти Москвы постепенно начали уничтожаться, а взамен им возводились православные церкви и монастыри. Население подвергалось насильственному крещению. Не крещенное оставшееся в живых татарское население было выселено за реку Булак, где вскоре образовалась Татарская Слобода

, сохраняющая мусульманские традиции края.

В 19 веке известный татарский просветитель и философ Ш.Марджани

, в результате проведенных им исторических исследований, сумел приподнять туманную завесу веков и воссоздал историческую картину татарского периода Казани. Он писал, что Казанский Кремль когда-то украшалаглавная соборная мечеть , которая являлась центром мусульманского просвещения Поволжья 16 века.

И вот спустя четыре с половиной века историческая справедливость была восстановлена. На высокий кремлевский холм вернулась главная мечеть мусульман.

Внутреннее убранство мечети Кул-Шариф

Одним из сложных этапов работы стал поиск оптимального решения для отделки молитвенного зала на основе изучения традиций архитектуры в Египте, Турции и Эмиратах. Каждого, кто попадает в молитвенный зал, впечатляет ощущение легкости и торжественности. Основной акцент уделен михрабу, и его традиционно оформляют богато и красиво. Ниша его прикрыта ажурной решеткой, с двух сторон изображены надписи из Корана.

С правой стороны от михраба установлен минбар, отделанный белым мрамором и уникальной резьбой. Особую роль играет ковровое покрытие — оно состоит из множества маленьких молитвенных ковриков, изготовленных вручную и переданных в дар правительством Ирана. Освещается огромный зал большой люстрой, расположенной в центре, и оригинальной подсветкой уникального дизайна.

Стены молитвенного зала отделаны мрамором светлых тонов. Интерьер внутреннего пространства помещения выдержан в светло-голубых тонах и украшен золотой вязью. Фасад облицован гранитом и дорогим мрамором. В качестве отделочного материала использовались змеевик и мраморный оникс. Гранит и мрамор для отделки были доставлены с Урала, центральная люстра изготовлена из чешского хрусталя. Строили мечеть всем миром.

Внутреннее убранство зала приемов выполнено в ярко выраженном восточном стиле. В самом центре установлен стол для переговоров, вокруг него — ряд удобных кресел. Обивка изготовлена из национальных тканей с уникальным декором. Стены зала обиты золотистыми тканями. Украшением боковых стен стали два шамаиля, изготовленные по всем правилам казанской кожаной мозаики и традиционной вышивки с национальными татарскими узорами.

Адрес, время работы, как добраться

Мечеть расположена на территории музея-заповедника Казанский Кремль. Посетить знаменитую достопримечательность можно как самостоятельно, так и во время обзорной экскурсии.

Главная мечеть города открыта к посещению с 9 утра и до 18 вечера. В течение нескольких часов можно осмотреть все ее достопримечательности.

Чтобы добраться до достопримечательности, необходимо сесть в метро и проехать до станции «Кремлевская» или общественным транспортом доехать до остановки «ЦУМ» или «Дворец спорта».

Посещение комплекса оставит много положительных эмоций, восхищений на долгие годы. Прикоснитесь к культурному вековому наследству Татарстана, восстановленному талантливыми строителями, художниками и архитекторами республики.

  1. Казанский Кремль
  2. Дворец Земледельцев
  3. Казанская Ривьера
  4. Кремлевская набережная
  5. Башня Сююмбике
  6. Благовещенский собор Казани
  7. Улица Баумана
  8. Казанский Богородицкий монастырь
  9. Остров-град Свияжск
  10. Мечеть аль-Марджани
  11. Старо-татарская слобода
  12. Центр Эрмитаж-Казань

Музей

С 2006 года на цокольном этаже, в стилобате открыт интересный Музей исламской культуры. Его экспонаты занимают два зала и рассказывают об истории и культуре мусульманских традиций тюркско-татарских народов, которые издревле жили в Поволжье и Приуралье. Это единственный в России музей подобной тематики.

Вид молельного зала мечети со смотрового балкона

Туристы могут узнать, какие государства существовали на территории современного Татарстана в Средневековье. Один раздел посвящен истории ислама со второй половины XVIII – до начала XXI века, а другой – самобытной книжной культуре татарского народа.

Часть экспонатов музея – мультимедийные. Посетителям нравится рассматривать инсталляцию, которая показывает историю строительства Казанского кремля.

Залы открыты для гостей ежедневно в 9:00 до 19:30. Касса прекращает работу за полчаса до закрытия. Вход для взрослых стоит 200 рублей, а для учащихся вузов и пенсионеров – 100 рублей. Посетителей младше 18 лет пускают бесплатно.

Строительство новой мечети

Почти четыре с половиной сотни лет о старой казанской мечети напоминали только немногочисленные исторические документы, народные предания и стихи. Советская власть вела борьбу с любой религией, поэтому о возрождении храма не могло быть и речи. Только в середине 1990-х годов, когда отношение к Церкви изменилось, был поставлен вопрос о строительстве в Казанском кремле новой мечети.

Общий вид мечети Кул-Шариф

На воссоздание исторического храма ушло почти 10 лет. Стройка проходила с 1996 по 2005 годы. Никто не знал, где стояла старая мечеть, поэтому Кул-Шариф решили возвести на территории, которая раньше принадлежала Юнкерскому училищу. Деньги на храм внесли более сорока тысяч граждан и организаций Татарстана.

Чтобы точно определить ориентацию мечети на Мекку, строители использовали навигацию на космическом спутнике. Храм открыли в середине лета 2005 года, когда жители города отмечали 1000-летие Казани.

Интересные факты о Кул-Шариф

  1. Все мечети мира смотрят в одном направлении — это Мекка Кааба. Чтобы люди сразу поняли, в какую сторону встать лицом, есть выступ. Он может быть совсем маленький или побольше. Молиться нужно только к нему лицом и ни в какую другую сторону.
  2. Мекка — город в Саудовской Аравии, родной город Пророка Мухаммеда. В городе находится главная святыня Кааба, которой поклоняются и совершают марш.
  3. Архитектурный проект разрабатывался заново, так как не было никакой информации о том, как выглядело здание в XVI веке. Считается, что она имела восемь минаретов как напоминание о восьми провинциях Волжской Булгарии и располагалась на месте бывшего юнкерского училища.
  4. Все осветительные приборы мечети, в том числе и огромная люстра, изготовлены в Чехии по эскизам татарстанских художников.
  5. Для строительства мечети Кул Шариф везли материалы со всей страны. Все двери мечети сделаны из краснодарского дуба, а для внутренней облицовки здания был использован мрамор, доставленный из Челябинской области.
  6. Оформление потолка сделано художниками Татарстана на холстах, которые по окончании поднимали к потолку.
  7. В библиотеке находится книга со вписанными именами каждого, кто пожертвовал деньги на восстановление достопримечательности.
  8. Тюльпан — важный символ в Исламской культуре. Он цветет 2-3 недели, потом быстро сохнет и все зарастает травой. Луковица маленькая, уходит очень глубоко под землю и создается ощущение, что тюльпан совсем умер. Но каждую весну происходит чудо, тюльпан вновь возрождается к жизни молодой и красивый. Люди смотрят на цветы и думают: почему Бог тюльпану дает такую возможность, а людям нет? Но мечта об этом сохранилась и символ того, что эта мечта может быть реальностью, воплощен в цветке тюльпана — никогда не умирающем. Цветок победы над смертью. Цветок Бога.
  9. Второе значение тюльпана — мистическое. Если мы напишем Аллах — Бог и лалла — тюльпан, написание на арабском языке будет практически идентичное. Для любой религии в древние времена это очень важный момент.
  10. В религиозном искусстве форма продиктована содержанием. Каждая сура — глава (в Коране 114 сур) рассказывает историю пророка Нуха — библейского Ноя.
  11. Ислам зародился в Саудовской Аравии, где финик — это хлеб пустыни. Основа рациона питания самых широких масс населения.
  12. Макет мечети, выполненный из золота и серебра, получил несколько наград на международных выставках.

История строительства Кул-Шариф

Кул-Шариф строилась и проектировалась в наши дни архитекторами Ш. Х. Латыповым , М. В. Сафроновым, А. Г. Саттаровым, И. Ф Сайфуллиным. Мечеть представляет собой симметричное сооружение, в основании которого, пересекаются под углом 45 градусов, два квадрата — Исламский символ Бисмилла — “Во Имя Аллаха”. Стены сооружения представляют собой восемь стрельчатых арок. Окна декорированы витражами. Фасад здания облицован мрамором, гранитом, ониксом и змеевиком. Венчают мечеть восемь полумесяцев, все они обращены в сторону Мекки. Небольшое здание с голубой крышей возле мечети — здание пожарной части.

Сеид Кул Шариф

Потомки пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), которые были в родовой линии, уходящей к его внуку Хусейну, у мусульман называются сеидами. Кул Шариф также был сеидом, его род возводился к Мухаммаду. То есть Кул Шариф – прямой потомок пророка Мухаммеда (мир ему и благословение Аллаха).

Современные историки недавно обнаружили и опубликовали генеалогию сеидов Шакуловых, которые были из Касимовского ханства. Литературовед М.И.Ахметзянов показал таким образом, что данная геология действительно восходит к Мухаммаду и Хусейну. Вследствие этого, Кул Шарифа причислили к сеидам.

В 15-16 веках каждое отдельное татарское ханство имело по нескoлько сеидов, и только один из них мог быть верховным. Он так и назывался – великий сеид. Судя по данным из истории, которые до нас дошли, можно полагать, что Кул Шариф, так же как и Кул Мухаммад, был крымским сеидом. Кул Шариф некоторое время проживал с сеидом Мансуром в Астраханском ханстве. Мансур был предположительно его отцом. Литературовед Ахметзянов в свое время выдвинул гипотезу, что Кул Шариф является автором сочинений «Зафернаме-и вилайет-и Казан» (1550 г.), стихотворений «Шариф Хаджитархани» и «Кул Шариф». И действительно, после того, как Кул Шариф стал главным сеидом, в русских источниках продолжали упоминать о том, что Шариф является муллой. Из всех сочинений и стихотворений было замечено, что автор очень образован, он обладал знаниями в астрономии, знал татарскую и русскую историю, интересовался государственными делами. Первое его произведение «Зафернаме-и вилайет-и Казан» можно назвать прозой, здесь довольно много поэзии.

Страшное время Кул Шарифа

Кул Шариф жил в те времена, когда Казанское ханство было в трагической ситуации, приближающейся к гибели. Поэт потрясающе описал трагедию своего народа в своей прозе «Зафернаме-и вилайет-и Казан». О Казани он говорил, что ей неоткуда ждать поддержки, никто не помогает. Только правительство Тенгри и помощь ангелов вдохновляли ее. Кул Шариф рассказывает о тяжелой ситуации всего города, о том, что сложно было обеспечить безопасность всего государства, о том, что им пришлось подписать соглашение с немусульманами. Ради благополучия народа в 1550 году Казань заключала договор с Москвой о взаимопомощи и взаимопонимании. После заключения этого договора, каждая сторона еще не раз отправляла своих послов для урегулирования конфликта.

Но в следующем году русские войска нарушают мир и вступают в бой, летом они уже обступают всю Казань. Тогда для народа Кул Шарифа начались тяжелые времена. Казанцы отправляют русским воеводам послания о мире, чтобы те утихомирили свой гнев. Эти данные до нас дошли из Патриаршей летописи. С такими требованиями к Шах Али и русским главным воеводам отправлялись мулла Кул Шариф с тюменским князем Бибарсом Растовым. Таким образом, они выполняли волю своего народа. Это видно по грамоте, которую казанцы тогда отправили Ивану Грозному. Однако послы долгое время не соглашались идти на уступки. Это следует из летописи 1551 года. Тогда завоеватели решили пригрозить, если татары не примут решение русских воевод, то придется брать их силой. И лишь после этих угроз, послы согласились и приняли условия, поставленные Москвой.

Нужно отметить, что в принятии такого решения личной вины у Кул Шарифа и Бибарса не было. Они лишь выполняли государственный долг, так как являлись дипломатами того времени.

О, Шарифи, если ты еще надеешься на лучшее,
Не уходи с этой земли,
Ибо если ты уйдешь, кто же будет сахибом города Казани?Из прозы «Зафернаме-и вилайет-и Казан»

Убийство Кул Шарифа

Кул Шариф погиб во время взятия русскими Казани в 1552 году. Философ и историк Марджани, изучив народные предания, говорит о том, что Кул Шариф и его последователи, которые объединились в некое военное подразделение, погибли героически. Ученики Шарифа были молодыми студентами, они оборонялись отступая.

Кул Шариф, их предводитель, по словам Марджани, поднялся на крышу мечети, где его и убили, и упал вниз. Вот так трагически погибла выдающаяся личность всей эпохи Казанского ханства Кул Шариф.

Именно в честь сеида Кул Шарифа была названа впоследствии одна из крупнейших мечетей в Европе, с её историей вы можете ознакомиться здесь

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации