Деревянное зодчество: 36 мест на карте россии

9. Успенский собор во Владимире (1158-1160 гг.)

Собор Успения
Пресвятой Богородицы (Успенский собор) — православный храм во
Владимире (сохранность высокая). Исторически,
до возвышения Москвы, был главным храмом Владимиро-Суздальской Руси,
в нём венчались на великое княжение владимирские и московские князья.
Послуживший образцом для ряда более поздних
соборов, в том числе Успенского собора Московского Кремля. В
настоящее время собор находится в совместном ведении Русской
православной церкви и Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

Успенский собор,
построенный при великом князе Андрее Боголюбском в 1158—1160 годах,
был шестистолпным, трёхапсидным, построенным из высококачественного
белого камня. После пожара 1185 года Всеволод Большое Гнездо,
младший брат Андрея Боголюбского, значительно расширил собор. К
храму были пристроены боковые галереи, и он оказался как бы внутри
нового большого собора. Увеличилась также алтарная часть. Собор стал
пятинефным и более вместительным.

От
первоначальных фресок Успенского собора до наших дней сохранились
только фрагменты. В начале XV века для украшения храма были
приглашены Андрей Рублёв и Даниил Чёрный. От их росписей сохранились
отдельные изображения большой композиции «Страшного суда»,
занимавшей всю западную часть храма, и фрагментарные изображения в
алтарной части собора. Большинство же дошедших до нашего времени
фресок были выполнены в XIX веке.

Памятники истории

В Федеральном законе используется понятие «памятник истории и культуры», таким образом оно вбирает в себя большее количество элементов, которые так или иначе относятся к истории.

Одним из больших вопросов сегодняшнего дня остается сохранение объектов культурного наследия, которое реализуется по одному из 5 направлений:

  • консервация, то есть выполнение мероприятий, предотвращающих дальнейшее разрушение;
  • реставрация, то есть восстановление первоначального облика;
  • ремонт, то есть восстановление работоспособности конструкций, внешнего облика;
  • приспособление, то есть изменение функции объекта для современного использования;
  • воссоздание, то есть восстановление утраченного объекта.

Рисунок 1. Памятники архитектуры и истории сегодня называются объектами культурного наследия. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Работы на объекте культурного наследия проводятся по определенной и утвержденной схеме. Первым шагом является выдача задания на проведение работ, в данном случае это делает ответственный за объект орган, это задание собственник передает генеральному проектировщику вместе со списком документов.

Далее идет этап разработки проектной документации, может потребоваться работа в архиве, запрос данных из ведомственных архивов, поиск старых фотографий. На основании подготовленного проекта проводится государственная историко-культурная экспертиза, которая должна установить соответствие документации заданию, а проекта целям сохранения объекта культурного наследия.

Если в документации недостаточно проработаны разделы, в которых объясняется сохранность объекта, то она будет отправлена на доработку.

Получить разрешение на проведение работ можно лишь при наличии согласования от эксперта. Только после этого проводятся работы по сохранению и дальнейшая приемка работ. Таким образом орган, ответственный за ведение реестра объектов, курирует все стадии работы над проектом и его реализацию. Многоэтапность является необходимым условием для обеспечения прозрачности и контроля, но с другой стороны она значительно замедляет процесс. Для ветхого здания один-два года на разработку и согласование документации могут оказаться критически важными. К моменту начала работ, зданию могут потребоваться дополнительные мероприятия, незапланированные в основном объеме работ.

2. Софийский собор Великого Новгорода (1045-1052 гг.)

Собор Святой
Софии — главный православный храм Великого Новгорода, кафедральный
собор Новгородской митрополии. На протяжении столетий — духовный
центр Новгородской республики. Сохранность высокая.

Инициаторы
постройки — князь Ярослав Мудрый и его старший сын Владимир. Они
привлекли для строительства греков (византийцев),
к которым позже присоединились киевляне, уже построившие свой храм,
и новгородцы. Посвящён храм Святой Софии — Божественной Премудрости
(имя София в переводе с древнегреческого означает «мудрость»).
Несмотря на то, что Софийский собор перестраивали, он не потерял
свои основные черты: величавость и лаконичность. В основном при
постройке был использован камень, но также брали и кирпич – например,
в кладке окон, порталов и арок. Изначально все 6 глав собора имели
не луковичную, как сейчас, а шлемовидную форму. На кресте
центрального купола собора сидит свинцовый голубь — символ Святого
Духа.

В
храме есть уникальный участок, по которому
можно проследить его строительную историю —
Мартирьевская паперть с древним некрополем, настенными росписями и
граффити: то имена, кресты, молитвы, просьбы о поминовении усопших,
изображения людей и зверей, ребусы. Есть даже зачеркнутый языческий
погребальный текст XII-XIII века, который все же можно прочесть.
Рядом с ним слова: «Отсохни у тебя руки» — текст явно вызвал
негодование. Уровень пола здесь оставлен на отметке XII века. Здесь
же есть изображение XI века святых равноапостольных Константина и
Елены. Это единственная сохранившаяся храмовая роспись XI века в
России. В паперти находится основная часть древних архиерейских и
княжеских захоронений.

Екатерининский дворец — резиденция императриц

Ох уж эти императрицы! Любили они помпезность, комфорт и роскошь. Да еще, чтобы у каждой было по шикарному дворцу, и не по одному.

Екатерининский дворец в царском селе явное тому доказательство. Находится этот дом трех императриц в Санкт-Петербурге, а точнее, на его окраине в городе с поэтическим названием Пушкино. Этот роскошный дворец был заложен еще в 1717 году и за долгое время своего существования не раз претерпел различные изменения.

Но его интерьеры и экстерьер до сегодняшнего дня радуют глаз своей красотой, изысканностью и сочетанием разных стилей, а тяжелый отпечаток всех прожитых эпох не виден под масками множественных реставраций.

11

Памятник Екатерине II

Во время прогулки по шумному Невскому проспекту можно отклониться от маршрута и зайти в Екатерининский сквер, в центре которого установлен памятник императрице. Монумент создали по заказу Академии наук мастера Михаил Микешин, Матвей Чижов и Александр Опекушин — к столетию восшествия Екатерины II на престол.

15-метровый памятник выполнен из бронзы и гранита. Главный элемент композиции — фигура императрицы. Вокруг пьедестала размещаются фигуры важных деятелей екатерининской эпохи: полководца Александра Суворова, поэта Гавриила Державина, президента Российской академии Екатерины Дашковой и других.

«Тысячелетие России»

Этот монумент создали в 1862 году в честь тысячелетия летописного призвания варягов и начала русской государственности. Авторы проекта — скульпторы Михаил Микешин, Иван Шрёдер и архитектор Виктор Гартман.

Высота памятника составляет почти 16 метров. На нескольких уровнях монумента расположены шар-держава с крестом на вершине и разные скульптурные группы — всего 128 фигур, которые олицетворяют разные периоды в истории России.

Нижняя часть постамента украшена горельефами разных деятелей: Александра Пушкина и Николая Гоголя, Александра Суворова и Михаила Кутузова, святой Ольги и святого Сергия Радонежского.

4. Собор Рождества Богородицы Антониева монастыря Великого Новгорода (1117-1122 гг.)

Собор Рождества
Богородицы — (сохранность высокая)
недействующий православный храм в Великом Новгороде, бывший собор
Антониева монастыря. Храм был заложен преподобным Антонием в 1117
году, вскоре после основания им монастырской обители на правом
берегу реки Волхов. Изначально представлял собой трехнефный
одноглавый храм с круглой лестничной башней. Архитектурные формы
упрощены, кладка относительно небрежна. Со временем Рождественский
собор оброс пристройками. Уже в XVI веке с запада появилась
небольшая паперть. В 1671 году с юга был пристроен придел в честь
Антония Римлянина. Тогда же он был расписан. В 1680 году с севера
возникает придел апостола Иоанна Богослова, а в 1699 возводится
новая паперть во всю ширину собора. Вероятно тогда же новые
пристройки были соединены с интерьером собора широкими арками,
растесанными в боковых стенах. При этом пол собора, ушедшего за века
своего существования в землю, был выровнен с уровнем пола пристроек
и поднят на 1 метр. В сохранились интерьере — фрески XII и XIX веков.

Самая известная и красивая картинная галерея России — Эрмитаж

Мы не можем не внести в наш список самый красивый дворец-музей нашей страны — Государственный Эрмитаж. Зимняя резиденция всех Романовых шикарна как внутри, так, и снаружи. И это все благодаря императрице Екатерине II, которая любила искусство и собирала картины мировых известных художников. Когда ее коллекция стала не помещаться в малом эрмитаже, ей пришлось расширить свой личный музей и вот что из этого получилось.

Она приглашала и поощряла заграничных мастеров и скульпторов. И для этой работы императрица позвала итальянского архитектора Растрелли, который спроектировал и воплотил в жизнь всю эту красоту. Ну, конечно же, под чутким руководством властной женщины… Да уж, редакция most-beauty.ru является большим поклонником архитектуры Северной столицы.

10. Золотые ворота во Владимире (1158-1164 гг.)

Золотые ворота
были построены в 1164 году при владимирском князе Андрее Боголюбском,
который перенес столицу княжества во Владимир из Суздаля. Золотые
ворота использовались как оборонительное сооружение и как
триумфальная арка. Они оформляли парадный вход в самую богатую
княжеско-боярскую часть города.

Постройка
сложена в технике полубутовой кладки, широко распространившейся во
владимиро-суздальском зодчестве. Строгие пропорции проездной арки,
перекрытой мощным полуциркульным сводом, и особое изящество
небольшой церкви наверху придавали сооружению величественный
характер, хорошо соответствующий его назначению. Дубовые створы
ворот были покрыты листами золоченой меди, ярко блестевшей на солнце
и поражавшей воображение современников. Вплотную к воротам с севера
и юга примыкали насыпные валы с глубокими рвами с наружной стороны.
Через рвы от ворот проходил мост, выводивший за город.

Вологодская область

Усадьба Гальских

Единственная в области помещичья усадьба с сохранившимися барскими постройками XIX века. Жившие здесь дворяне Гальские занимались пчеловодством, производством молочной продукции, продажей ржи и овса. С приходом советской власти усадьбу национализировали. В разные годы в здании располагались техникум, общежитие и совхоз.

Как полноценный музейный комплекс усадьба Гальских заработала после реставрации в 2009 году. Туристов впечатляет не только экспозиция Барского дома, но и пейзаж на берегу реки Шексны.

Адрес: г. Череповец, ул. Матуринская, 28Годы постройки: ориентировочно 1831 годСтоимость билета: дети — 100 рублей; пенсионеры — 110 рублей; взрослые — 150 рублей.

Подобрать жильё в Череповце

Дом купца Пантелеева

Трёхэтажный особняк был построен для купца Дмитрия Пантелеева, его 17 детей, родителей и прислуги. Во дворе сохранился последний в городе каретник XIX века. 

Сейчас здание занимает музей «Мир забытых вещей». Временная выставка с предметами XVIII–XIX веков стала постоянной и дала название учреждению. Здесь можно перенестись в дореволюционную Вологду и узнать больше о дворянской жизни. Интересно, что музей время от времени посещают потомки Пантелеева.

Адрес: г. Вологда, ул. Ленинградская, 6.Годы постройки: 1852 годСтоимость билета: школьники и студенты — 60 рублей; пенсионеры — 80 рублей; взрослые — 120 рублей.

Дом купца Панова

Особняк принадлежал купцу второй гильдии Григорию Панову. Внутри сохранилась живопись XIX века, это единственный подобный дом в Вологде. Причём изображения украшают оштукатуренные стены и потолок.

В 2023 году специалисты из Санкт-Петербурга отреставрировали первый этаж дома, на втором этаже работы продолжаются. Тем не менее, в здании уже открылся цветочный магазин.

Адрес: г. Вологда, ул. Герцена, 38Годы постройки: 1825 год

Сибирь

130-й квартал

В центре Иркутска есть целый квартал с деревянными постройками, 5 из которых признаны памятниками. Дома перевезли в центр с разных улиц в честь 350-летия города. Некоторые из них отреставрировали, другие отстроили заново.

Сейчас 130-й квартал, или ещё Иркутская слобода, пестрит вывесками кафе и магазинов

Здесь всегда шумно и людно, но мы советуем замедлиться и обратить внимание на одноэтажный дом, в котором под руководством Кирова проходила забастовка типографских рабочих. В наши дни в здании 1909 года работает музей «Окно в Азию»

Не менее интересен жилой дом в усадьбе Колика на ул. Седова, 20а. Здание конца XIX–начала ХХ века занимают магазины. Словом, прогулка по 130-му кварталу для внимательных — попробуйте за названиями лавок и ресторанов разглядеть прошлое.

Адрес: г. Иркутск, ул. 3 июляГоды постройки: XVIII–XIX вв.

Усадьба Шастиных

Усадьбу называют кружевным домом и считают одной из самых красивых достопримечательностей в Иркутске. Постройка изначально была с изящной резьбой, и орнаментами, но современный вид приобрела благодаря купцу Аполлосу Шастину. В советские годы усадьба обветшала, к счастью, 2000-м её отреставрировали. Дом входит в список мирового охраняемого наследия.

Сейчас в здании располагаются гостиница «Дом Европы» и общественная палата Иркутска.

Адрес: г. Иркутск, ул. Фридриха Энгельса, 21Годы постройки: ориентировочно 1843 год

«Покорителям космоса»

В 1964-м СССР отметил свои успехи в освоении космоса установкой этого памятника. Его высота — 107 метров, ракета — 11 метров, она стремительно устремляется ввысь с изогнутого основания-шлейфа, к новым достижениям. Угол наклона конструкции — 77 градусов.

Памятник покрыт отполированными титановыми панелями. Боковые стены основания украшают горельефы учёных, инженеров и рабочих, внёсших вклад в освоение космоса. Спустя 20 лет после открытия монумента в его стилобате открыли музей космонавтики.

Авторы проекта — архитекторы Михаил Барщ, Александр Колчин, инженер Лев Щипакин и скульптор Андрей Файдыш-Крандиевский.

Останкинская башня

Еще одним архитектурным шедевром Российской Федерации является знаменитая на всю страну и даже за ее пределами Останкинская башня, которая снабжает каждый уголок своей необъятной страны видео- и радиовещанием.

Сама телевизионная и радиовещательная башня имеет высоту 540,1 метра, что позволяет ей занимать 8-е место по высоте среди свободно стоящих сооружений мира, например, таких как небоскреб Бурдж-Халифа в Дубае и Небесного дерева в Токио. Эта не просто высокая, но и необычайно красивая башня является самым высоким сооружением не только России, но и в Европе. А еще она полноправный участник Всемирной федерации высотных башен. И чем она хуже знаменитой французской Эйфелевой башни?

6

Урал

Музей «Хохловка»

«Хохловка» находится в 43 километрах от Перми. Это первый музей деревянного зодчества под открытым небом на Урале. Деревянные здания и сооружения привезли сюда из районов Пермского края

Самый древний экспонат — Богородицкая церковь 1694 года. Это пример клетской церкви с клинчатым завершением. Стены здания срублены из сосновых брёвен, а снаружи оно обшито тёсом. Экспозиция музея продолжает обновляться, последней была собрана изба зажиточного крестьянина XIX века. Посетители смогут увидеть её в 2024 году.

Адрес: Пермский край, территория АЭМ Хохловка, 5Годы постройки: XVII–XX вв.Стоимость билета: дети до 14 лет — бесплатно; студенты, пенсионеры и люди с инвалидностью 3 группы — 280 рублей; взрослые — 350 рублей.

Подобрать жильё в Перми

Нижнесинячихинский музей-заповедник

Основатель музея — краевед и коллекционер Иван Самойлов. В 1980-е он перевозит в Нижнюю Синячиху исчезающие деревянные здания и сооружения: мельницу, башню острога, усадьбы, постоялый двор и даже пожарный чан.

Многим посетителям нравится крестьянская усадьба XVII века, в которую входят изба, баня по-чёрному, колодец и другие хозяйственные постройки. Экспонаты были найдены в разных деревнях, но прекрасно дополнили друг друга. Более пышно в сравнении с усадьбой смотрится постоялый двор XIX века. Дело не только в резьбе, но и форме здания.

Адрес: с. Нижняя Синячиха, ул. Первомайская, 20Годы постройки: XVII–XX вв.Стоимость билета: школьники, студенты, пенсионеры — 100 рублей; взрослые — 200 рублей.

Дом Агафуровых

Это второй дом купеческой семьи Агафуровых в Екатеринбурге. Если первый на ул. Сакко Ванцетти, 24 строился с вкраплениями восточных традиций, то второй — в русском стиле. После реставрации он так же притягивает взгляды горожан и туристов своим резным декором, балконами и многоскатной крышей.

С 2015 года здание занимает музейный клуб «Дом Агафуровых». Здесь проходят выставки, квесты, спектакли и мастер-классы. Кроме того, работает экспозиция, посвящённая семье Агафуровых, их благотворительной деятельности и вынужденной эмиграции.

Адрес: г. Екатеринбург, ул. Сакко и Ванцетти, 28Годы постройки: 1896–1898 гг.Стоимость билета: дошкольники — бесплатно; школьники, студенты, пенсионеры — 70 рублей; взрослые — 150 рублей.

5. Георгиевский собор Юрьева монастыря Великого Новгорода (1119-1130 гг.)

Георгиевский
собор Юрьева монастыря — православный храм в Великом Новгороде,
собор Юрьева монастыря, построенный в 1119—1130 годах. В летний
период в храме проходят богослужения. В отличие от внутреннего
убранства изначальный внешний облик собора практически полностью
сохранился (в ходе реставраций 1931—1935 годы были убраны все его
многочисленные пристройки, построенные в различное время). Внутри
сохранились фрагменты фресок XII века, особенно хорошо сохранилась
роспись придела в куполе над лестничной башней.

Собор имеет
смешанную кладку стен (сочетает каменные блоки и кирпич).
Оригинальная кровля была позакомарной и покрыта свинцовыми листами,
позднее её заменили четырёхскатной, сохранившейся до настоящего
времени. Собор увенчан тремя асимметрично расположенными главами:
главный купол венчает средокрестие, второй купол (внутри него
располагался особый придел для уединённой монашеской службы)
поставлен над квадратной лестничной башней, пристроенной к
северо-западному углу собора сбоку от нартекса, а третья малая глава
уравновешивает вторую. Собор крестово-купольный, шестистолпный,
трёхнефный, имеет три алтарных апсиды. В соборе устроены хоры для
присутствия на богослужении князя и его семьи.

Конструктивизм: прачечная Дома Наркомфина

Опытный дом переходного типа, построенный в 1930 году, был задуман архитекторами Моисеем Гинзбургом и Игнатием Милинисом как жилище, объединяющее преимущества дома-коммуны и традиционного многоквартирного дома. Семьи работников Народного комиссариата финансов СССР жили в индивидуальных изолированных квартирах – типовых ячейках, а в коммунальном корпусе размещались общественные пространства – кухня, столовые, спортзал, библиотека и детский сад. В служебном дворике комплекса, помимо механической прачечной, планировалось построить гараж, но проект не был реализован – как и отдельное здание детского сада.

Комплекс строился на каркасе из железобетона, что по меркам того времени было новаторской технологией. До этого так возводили лишь административные здания.

Экспериментальный дом был рассчитан на 50 семей. Планировку квартир разрабатывали согласно одной из центральных идей конструктивизма: каждой функции помещения должна была соответствовать наиболее рациональная форма. Объем жилого пространства использовался максимально эффективно. Например, в самых скромных квартирах, двухъярусных ячейках типа F, пространство площадью всего 37 квадратных метров разделено на две части: в гостиной высота потолков достигает 3,6 метра, а в спальной нише и ванной на втором этаже – 2,3 метра.

На территории, где возводился дом, росли сады – до этого здесь располагались усадьбы, называвшиеся Шаляпинским парком. Для того чтобы не нарушать целостность зеленого участка, архитекторы придумали возвести дом на опорах – сделать сквозной первый этаж. Этому решению соответствует и композиция прачечной: прямоугольное двухэтажное здание частично приподнято над землей в южной части. При этом в здании есть и подвал. По восточному фасаду второй этаж нависает над первым, образуя консоль над входной группой.

Фото: mos.ru

Фото: mos.ru

Фото: mos.ru

Фото: mos.ru

Фото: mos.ru

Фото: mos.ru

Фото: mos.ru

Фото: mos.ru

Прачечной жители дома пользовались до войны, затем здание перешло в ведомственное подчинение. Долгие годы оно не отапливалось, подвергалось воздействию среды и пребывало в аварийном состоянии. В результате часть элементов была утрачена полностью, часть находилась в руинированном состоянии. Всемирный фонд памятников трижды включал комплекс Дома Наркомфина в список 100 главных зданий мира, которым грозит уничтожение.

Восстановление комплекса началось в 2017 году. План реставрации разработал внук автора проекта – Алексей Гинзбург. В прачечной работы были закончены в начале октября 2019-го.

Реставраторы воссоздали оригинальную объемно-пространственную структуру здания, демонтировав поздние пристройки и восстановив исторические входы. Вернули исходное цветовое решение фасадов, оштукатурив их и покрасив в белый цвет. Кроме того, были воссозданы материалы и характер обработки поверхности наружной лестницы, фальцевой кровли и открытой террасы.

Специалисты отреставрировали и интерьеры: внутреннюю лестницу, деревянные раздвижные окна, двери и пол на первом этаже. В ближайшем будущем в помещении бывшей прачечной планируется открыть арт-кафе и общественное пространство.

Москва, Новинский б-р, д. 25–27, стр. 12
    Смотреть на карте

8. Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря (1156 г.)


Спасо-Преображенский собор — недействующий православный храм в
Пскове
. Собор выстроен из плинфы и камня до 1156 года. Это
крестово-купольный храм, имеющий уникальный для древнерусского
искусства архитектурный тип. Центральный объём здания имеет форму
равноконечного креста, к которому по углам примыкают низкие
компартименты: два прямоугольных с запада и две малые апсиды с
востока. Таким образом, первоначально храм имел снаружи чётко
выраженную крестообразную форму. В интерьере центральное
крестообразное пространство соединялось с угловыми только небольшими
проходами. Однако уже в процессе первоначального строительства были
добавлены надстройки над западными углами. Позднее храм был
перестроен и его форма утратила первоначальный замысел.

Собор был
расписан фресками в 1130-х и 1140-х годах
неизвестными мастерами из Греции. Уникальность этих
фресок в высоком художественном качестве, в продуманной
иконографической концепции, а также в том, что сохранился
практически весь комплекс росписей. По стилю они не имеют
хронологических аналогов в России и напоминают византийские мозаики
в некоторых храмах Сицилии того же XII века.

Петергоф

Легендарный Петергоф стоит на первом месте среди чудес российской архитектуры. Летняя резиденция Петра I известна своей огромной территорией и парками божественной красоты с разными заморскими кустами, деревьями и цветами. И вся эта неописуемая красота находится на окраине Санкт-Петербурга на берегу Финского залива.

Петергоф был воплощением творческой фантазии французского гения архитектуры Жана Батиста Александра Леблона и являет собой целый комплекс архитектурных шедевров, среди которых множество зданий, фонтанов и статуй. Кто не был в этом парковом ансамбле, настойчиво советуем посетить. Вы не пожалеете.

Кстати, о самых красивых парках Санкт-Петербурга вы можете прочитать в нашей статье на сайте most-beauty.ru.

2

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации