Экономика[править | править код]
Объём отгруженных товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами по обрабатывающим производствам за 2011 год 14,10 млрд рублей.
Павлово — важный центр машиностроения и металлообработки. В городе расположены:
- ОАО «Гидроагрегат», выпускающий изделия для авиакосмической промышленности России,
- ПМЗ «Восход», который изготавливает и проектирует электрогидравлические приводы и агрегаты для систем автоматического управления летательными аппаратами,
- ОАО «Павловский автобус», выпускающий автобусы малого и среднего класса, кузовную арматуру,
- ЗАО «Инструм-Рэнд», производящий пневматический резьбозавинчивающий инструмент, средства измерения крутящего момента, пневмодвигатели,
- Завод «Алмест», выпускающий различные виды оборудования и металлоконструкций,
- ООО НПО «Мехинструмент», производство садового инвентаря,
- ООО “НПС-Автоматика”, производство оборудования для дорог и парковок. Разработка, испытания и производство инженерных систем контроля доступа.
Транспорт
Внутригородской общественный транспорт представлен двенадцатью автобусными маршрутами, которые обслуживают несколько частных организаций и муниципальное автопредприятие. Большинство маршрутов работают с 5:30 до 21:00. Также город связан автобусными маршрутами с населёнными пунктами Павловского района. Пригородные маршруты осуществляются в основном от автостанции на улице Фаворского, за исключением автобусов до Ворсмы (отправление с Сенной площади) и автобусов до Тумботина, Старого Щербинина, НПС «Степаньково» и Гороховца (отправление от остановки на левом берегу реки Оки). Имеются автобусные маршруты до Навашина, Нижнего Новгорода и Москвы. В городе существует много фирм, оказывающих услуги такси.
Дорожная обстановка на улицах обычно свободная, небольшие заторы могут быть лишь в часы пик в центральной части города.
В Павлове расположена железнодорожная станция Металлист, являющаяся конечной на тупиковой неэлектрифицированной ветке Окская — Металлист. По ветке осуществляется пассажирское и грузовое движение. Пассажирское железнодорожное сообщение представлено двумя парами пригородных поездов в сутки (на 2016 год) по маршруту Нижний Новгород—Московский — Металлист.
Транспортное сообщение между берегами Оки от половодья до ледостава осуществляется по понтонному мосту, в остальное время автотранспорт переправляется паромом. Летом пешеходы переправляются также по понтонному мосту, поздней осенью (пока на Оке не встал прочный лёд) и в весенний паводок на судне ОМ-370, зимой обычно устанавливается ледовая переправа.
Имеются якорная стоянка и пристань Павлово.
Панорама центральной набережной города
Может показаться странным, что царь-батюшка вспоминал о Павлове исключительно в начале апреля. Тому есть свое объяснение.
Архимандрит Спасо-Евфимиева монастыря Савватий бил царю челом о передаче монастырю наряду с деревнями и землями также и озер, расположенных по левому берегу Оки в районе современного поселка Тумботино. Однако оказалось, что сам факт существования большинства этих водоемов дворцовому ведомству неизвестен, так как в писцовых книгах они не значились. Тимофей Усов получил указание разыскать требуемые монастырем озера Езомец, Лебединец Малый, Щучье, Бревенное, Свято, Жальцово и Молево. К апрелю 1566г. почти все искомые озера (за исключением озера Жальцово) удалось обнаружить, причем оказалось, что ранее они были отданы в пользование (разумеется, не безвозмездное) павловскому крестьянину Парше Жукову (или Жюкову, как тогда писали и произносили) «со товарищи». Так, что нет ничего удивительного в том, что указные грамоты направлялись павловскому приказчику в апреле, перед началом нового рыболовного сезона, когда монастырские власти вспоминали и о возможности разнообразить рыбой стол иноков, и о возможности эту рыбу небезвыгодно продать.
Кстати, обратите внимание на Паршу Жукова, неблагозвучное прозвище которого является уменьшительным от одного из распространенных на Руси в старину православных имен – Пармена, Парамона или Парфения. Очень похоже, что в его лице мы имеем первого из павловчан, достоверно известного нам по письменным документам
Не случайно и то, что именно документы, связанные с суздальским Спасо-Евфимиевым монастырем стали самыми ранними из сохранившихся до наших дней письменными упоминаниями Павлова. Начало XVIIв. было тяжелой порой для московских архивов. Многие ценные документы погибли или были похищены во время Смуты 1604-1613гг. в Московском государстве, но особенно губительным оказался кремлевский пожар 1626г. Архивных бумаг в нем сгорело настолько много, что знаменитый свод российских законов времен царя Алексея Михайловича – Соборное Уложение 1649г. даже официально закрепил деление архивных дел на допожарные и послепожарные. Видимо, указным грамотам 1565 и 1566гг. просто повезло. Повезло, в том числе, в силу того, что хранились они не только в Москве, но и в Суздале, в архиве Спасо-Евфимиева монастыря. А вот другим, более ранним письменным упоминаниям Павлова просто не посчастливилось. А ведь такие документы, несомненно, существовали.
В наши дни подлинники указных грамот царя Ивана Васильевича «Павловских сел приказщику Тимофею Харлантьеву» хранятся в Москве, в Российском государственном архиве древних актов, в фонде грамот Коллегии экономии по Нижнему Новгороду (Коллегия экономии – государственный орган, управлявший бывшими монастырскими землями после их секуляризации – отчуждения в пользу казны, произошедшего при Екатерине II). Широкая публика впервые смогла познакомиться с ними в 1913г. в результате публикации грамот в XIV томе «Действий Нижегородской губернской ученой архивной комиссии». Впрочем, в самом Павлове 1566 г. как дата первого упоминания будущего города стал популярным после того, как в 1958 г. редактор павловского радио Георгий Николаевич Трухин обратился с запросом о самом раннем документе, указывающем на существование Павлова к профессору Горьковского государственного университета, члену-корреспонденту Академии наук СССР Сергею Ивановичу Архангельскому. В ответном письме, ныне находящемся в фондах Павловского исторического музея, С.И.Архангельский, сам некогда работавший в Нижегородской губернской архивной комиссии, и назвал грамоту от 5 апреля 1566г. Более ранний документ от 6 апреля 1565г. не попал в поле зрения маститого историка исключительно в силу того, что в нем упоминаются павловские села вообще, а не конкретный населенный пункт Павлово. Вот так, с легкой руки С.И.Архангельского и благодаря популяризации местным радиовещанием дата первого упоминания дворцового села Павлово и стала известна широким слоям павловчан, послужив основанием для широкого празднования 400-летия города в 1966 г.
Николай ФЕДОТОВ.
Кафедральный собор в честь Вознесения Господня
Вернемся немного назад и, отклонившись от центрального курса, сделаем небольшой крюк. Наша цель – Кафедральный Вознесенский собор.
Переходим мостик через речку Тарка и оказываемся на улице Красный Метеллист.

Павлово на Оке, улица Красный Металлист, пешеходный мост через Тарку
Прогулка до собора займет около 10 минут. Улица частного сектора – разношерстная и не слишком ухоженная, зато с деревянными домиками.

Деревянные дома на улице Красный Металлист

Деревянные дома на улице Красный Металлист
Усатый охранник бдит! Ни одна мышь не проскочит! 
Встречаются и заброшенные дома. Например, этот дом сгорел. Жаль, очень красивый был домик, с объемной нарядной резьбой.

Деревянные дома на улице Красный Металлист
Постепенно улица Красный Металлист перетекает в улицу Карла Маркса, и вот мы оказываемся на вершине холма около Вознесенского кафедрального собора.

Кафедральный собор в честь Вознесения Господня в Павлово на Оке. Адрес: ул. Чапаева, 1А
Кирпичный храм с барочным декором был построен в 1775-1785 году на средства крестьянина П. А. Вырыпаева. В то время (когда город был значительно меньшего размера) церковь как раз размещалась на въезде в Павлово со стороны Нижнего Новгорода.
С 1933 по 1989 гг. собор был закрыт, в нем размещались различные городские организации.
С 1989 по 2017 гг. проводилось восстановление собора: выстроена разрушенная ранее колокольня, устроен купол четверика, проведены отделочные внутренние и внешние работы. Рядом с собором построены двухэтажные каменные административные здания.

Кафедральный собор в честь Вознесения Господня в Павлово-на-Оке
Напротив собора выстроен нетиповой двухподъездный дом: кирпично-деревянный, оштукатуренный.

Многоквартирный дом на улице К. Маркса
Осмотрев собор, спускаемся вниз по К. Маркса и выходим на Кузнечную улицу.

Кафедральный собор в честь Вознесения Господня в Павлово-на-Оке
По пути рассматриваем старенькие дома:

Деревянные дома на улице К. Маркса

Деревянные дома на улице К. Маркса
Усадьба Щеткина
На Красноармейской улице доминирующее положение занимает ансамбль усадьбы и фабрики другого горбатовского купца — П. В. Щеткина, еще одного влиятельного скупщика, описанного В. Г. Короленко под фамилией Дужкин. Ансамбль расположен в живописном изломе улицы, что выгодно подчеркивает его безусловные художественные достоинства.
Главный дом (№ 12) — добротное сооружение, выстроенное по образцовому проекту на рубеже XVIII—XIX веков и выкупленное Щеткиным в 1880-х годах. Это один из немногочисленных памятников архитектуры Павлова с более чем двухсотлетней историей. По левую руку от него — второй жилой дом (№ 14), достроенный в 1900-е. Его архитектурный акцент — выразительная угловая башенка-эркер. Фабричные корпуса располагаются в глубине участка.
Павлово на Оке — справочные данные.
Панорама села Павлово на рубеже XIX-XX в.в. Фото — М.П.Дмитриева
Освоение древнерусским населением территории в границах современного города относится к концу ХII века, о чём свидетельствуют данные археологической экспедиции 1991-1993 гг.
«Павловский острог». 1970-е годы. А.А.Маврычев
Официально датой основания Павлова назначен 1566 год. Во второй половине ХVI века «когда военными операциями против татар было придано особое значение укреплённым местам, охранявшим ответственные участки путей сообщения, соединявших Нижний с Москвой».
«Павловский острог». 1970-е годы. А.А.Маврычев
В книге Кирьянова «Старинные крепости Нижегородского Поволжья» Павловская крепость упоминается как одна из старейших в крае — «она возникла очень давно, как пограничный пункт, охранявший подступы к Мурому и Владимиру». По данным о конструкциях и устройстве аналогичных крепостей, в ХVI-ХVII веках крепость была «второго порядка». Ограждение в виде тыновых стен и башнями с открытыми площадками…
Село Павлово – в 1566г. упомянуто в грамоте Ивана Грозного, именно этот год был принят за дату основания Павлова. Павловские сёла упоминаются в документах 1565 и 1566 гг – Павлово тогда уже существовало, как административный центр дворцовых сел.
С середины ХVI до начала ХVII вв. – на Спасской горе стояла деревоземляная крепость, охраняемая стрельцам. Упоминается под таким названием село в грамоте Бориса Годунова
Поэтому Павлово в документах того времени зачастую именовалось Павлов Острог.
Павловская Дворцовая Волость в 1613-1614 гг включала 17 деревень.
В 1621 году Царь Михаил Фёдорович жаловал село Павлово князю Ивану Борисовичу Черкасскому (по писцовой книге в Павлове было 245 хозяев)
Павлов Перевоз — микротопоним, применявшийся для обозначения переправы через Оку подчёркивал семиотическую напряжённость данного места, возле которого происходили события, концентрировавшие внимание местного населения.
«Перевоз под селом Павлово». Фото неизвестного автора. Конец XIX века. Из частного архива.
- Как город Павлов в 1627 г. (319 дворов) Павлово упоминалось в комментариях к первой карте Московского государства.
- В пореформенное время, с отменой крепостного права в России (30 июля 1861г), образовалась Павловская волость, вошедшая в состав Горбатовского уезда Нижегородской губернии. Волость состояла из одного села – Павлова.
- 1779 — 1918 гг село Павлово входило в состав Горбатовского уезда Нижегородской Губернии.
- С 1918 года Горбатовский уезд переименован в Павловский уезд с центром в городе Павлово.
- С 1929 года – Павлово районный центр Нижегородского (с 1932 г. Горьковского) края. С 1936 г. – Горьковской (с 1990 г. Нижегородской) области.
- В документах 20-х годов ХХ в. Павлово упоминается, как город Павлов. Упоминается также город в ХХ в. под названием — Павлово на Оке.
«Панорама г. Павлово». 1981 г. Фото — В.А.Урусовой
- «Памятники истории и культуры Верхнего Поволжья» Материалы 2 региональной научной конференции «Проблемы и следования памятников истории и культуры Верхнего Поволжья. Загребин В.А. «К вопросу об освоении низовьев Оки во второй половине ХII-ХVв.в. / Нижний Новгород 1991г.
Горьковское море
Горьковское водохранилище, в народе гордо нареченное Горьковским морем, — излюбленное место отдыха жителей Нижегородской и соседних областей. Сюда приезжают с детьми или веселыми шумными компаниями отдохнуть на выходные или же провести здесь целый отпуск. Масса домов отдыха, санаториев, лагерей, кемпингов на берегу Горьковского моря делает отдых в живописном местечке Нижегородской области максимально комфортным.
История появления Горьковского водохранилища такова. Еще в 50-е годы XX века Волгу перекрыли плотиной Горьковской гидроэлектростанции. Таким образом, появилась своеобразная «заводь» площадью порядка 160 гектаров.
Если верхняя часть Горьковского моря, расположенная на территории Ивановской области, с его бескрайними водными просторами и пустынными островками больше всего подходит для парусных регат и прогулок на катере, то нижняя часть водоема в Нижегородской области – рай для рыболовов. Без улова почти никто не остается. Самые распространенные «морские» обитатели – окунь, судак, подлещик, сорожка.
Основные пляжи и базы отдыха расположились на левом берегу Горьковского моря, правый же берег мало пригоден для отдыха, так как он очень крутой и обрывистый. Вариантов для отдыха масса – от элитных «vip» пансионатов до демократичных студенческих лагерей и баз отдыха. Некоторые пляжи полюбились завсегдатаям «горя-моря» как места для дикого отдыха.
Из традиционных морских развлечений здесь можно найти катания на катамаранах и катерах вдоль побережья. Сразу за песчаной полосой пляжей – густые леса с ягодами и грибами. Так что приезжая на Горьковское море в июле-августе, можно запастись не только положительными эмоциями, но и порцией витаминов.
Покровская площадь
Небольшой зеленый скверик на пересечении улиц Маяковского и Коммунистической называется Покровская площадь.
В центре скверика среди деревьев можно найти гвардейскую минометную установку, ласково называемую фронтовиками «Катюша». К началу Великой Отечественной войны у Советского Союза было лишь 7 этих боевых установок. Из них была скомплектована батарея (ударное подразделение), в личном составе которой находились и 9 павловчан. «Катюша» в то время была секретным оружием, поэтому батарея выезжала на фронт глубокой ночью. Свой первый выстрел по врагу «Катюша» сделала в Беларуси около .

Минометная установка «Катюша» в Павлово на Оке
Но на этом история Покровской площади не заканчивается. Если оглянуться по сторонам, можно заметить еще одно огромное советское здание – это школа имени В. И. Ленина. Сейчас она именуется как средняя школа №6. Однако, еще каких-то 100 лет назад на месте этой школы стояла Покровская церковь Пресвятой Богородицы, построенная в 1782 году. При церкви существовал монастырь. В советское время церковь разрушили и вместо нее в 1930 году построили школу им. Ленина.

Школа им. Ленина (школа №6). Адрес: ул. Маяковского, 4
Старенькие деревянные дома, стоящие около Покровской площади, наверняка были свидетелями этой непростой истории.

Дома на улице Красных Зорь около Покровской площади
История[править | править код]
Время основания Павлова условно отнесено к 1566 году. Первое письменное упоминание о нем мы находим в грамоте Ивана Грозного от 5 апреля 1566 года. Павлово было тогда дворцовым селом, т.е. входило в состав царской вотчины, и доходы с него шли на содержание дворцового хозяйства. В грамоте царь дает личное распоряжение приказчику Тимофею Харлантьеву о передаче суздальскому Спас-Ефимьеву монастырю нескольких озер, а также об уступке прав на ловлю рыбы крестьянам села Павлова в многочисленных небольших озерах, расположенных в пойме Оки от впадения в нее Кудьмы до устья Кусторки. Наиболее вероятная версия возникновения этого документа такова. В 1565 году жертвой опричнины сподвижник Ивана Грозного боярин А.Б. Горбатый-Шуйский. В его обширную вотчину входили и земли, расположенные в окрестностях современного г. Горбатова. Религиозный до фанатизма царь передал их влиятелному в то время суздальскому Спас-Ефимьеву монастырю. Уточняя границы нового владения, монахи затеяли тяжбу с павловским приказчиком Тимофеем Харлантьевым из-за ничейных угодий, расположенных в пойме Оки. Обе стороны обратились в Приказ Казанского дворца. Но решающее слово в этом споре принадлежало царю, т.к. речь шла о дворцовой, т.е. царской собственности. Приказчику было велено часть пойменных земель с расположенными на них двумя озерами передать монастырю, в остальной части навести порядок и прежде всего обеспечить поступление в казну собираемого с нее денежного дохода. Из грамоты мы узнаем не о временах основания Павлова, а о том, что оно уже существовало. Более того- оно уже являлось административным центром небольшой округи, в которую входили ближайшие деревни. Следовательно, принятый за основание Павлова 1556 год – дата условная, на самом деле село возникло раньше. С момента своего возникновения в связи со своеобразным рельефом местности, село Павлово существовало как два почти самостоятельных поселения. Одно – на Спасской горе, рядом с острогом, другое – в районе современного рынка, улиц Нижегородской, Ленина, и некоторых других, вдоль речки Тарки.
По нижегородским писцовым книгам 1588-1599 гг., стрелецкому сотнику из села Павлов Острог Федору Родионову сыну Дуракову, по его челобитью в Москву, было выделено в оклад в 1597 году поместье в Ивановском полесье Сорочинской пустоши в Березопольском стане Нижегородцкого уезда. Данное поместье было пожаловано Федору Родионовичу не случайно. В конце 70-х – нач. 80-х годов XVI века по Нижегородцкому уезду прокатилась волна черемисских набегов, названных с легкой руки историков “черемисскими войнами”. От черемисских набегов серьезно пострадала Сосновская волость, д.Тумботино (по документам 1588-1600 гг. она названа пустошью). Павлов Острог и Павловская волость меньше соседей пострадали от опустошительных набегов только благодаря успешному военному руководству гарнизоном павловской крепости стрелецким сотником, которым в это время, по косвенным документальным источникам, являлся Федор Родионович. На смену состарившемуся на царской службе бывалому воину в 1597-99 гг. был поставлен стрелецким сотником в Павлов Острог Игнатий Ильин.
Интересен в этом отношении и такой факт: в первые десятилетия своего существования село имело два названия – Павлов острог и Павлов перевоз. По приказу царя в середине XVI века на крутом берегу Оки, в районе современной Спасской горы, откуда хорошо просматривалась местность в южном и юго-восточном направлениях, была срублена сторожевая крепость, ставшая местом постоянного пребывания небольшой группы стрельцов.
Городовые стрельцы несли гарнизонную и пограничную службу, а также выполняли поручения местной администрации. Они не платили налогов, не занимались земледелием, но им разрешалось иметь кузницы и заниматься рыболовством, охотой. Гарнизон крепости “Павлов острог” в XVI веке состоял из 50 человек во главе со стрелецким сотником.
Время было тревожное: несмотря на разгром Казанского и Астраханского ханств, продолжала существовать угроза нападения на русские земли со стороны крымских татар и степняков. Подобные крепости воздвигались тогда вдоль всех границ Московского государства. Ну а второе название – Павлов перевоз, откуда взялось оно?
Экономика[ | ]
Объём отгруженных товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами по обрабатывающим производствам за 2011 год 14,10 млрд рублей.
Павлово — важный центр машиностроения и металлообработки. В городе расположены:
- ОАО «Гидроагрегат», выпускающий изделия для авиакосмической промышленности России.
- АО ПМЗ «Восход», который изготавливает и проектирует электрогидравлические приводы и агрегаты для систем автоматического управления летательными аппаратами.
- ОАО «Павловский автобус», выпускающий автобусы малого и среднего класса, кузовную арматуру.
- ЗАО «Инструм-Рэнд», производящий пневматический резьбозавинчивающий инструмент, средства измерения крутящего момента, пневмодвигатели.
- , выпускающий различные виды оборудования и металлоконструкций[неавторитетный источник? ],
- ООО «НПС-Автоматика», производство оборудования для дорог и парковок. Разработка, испытания и производство инженерных систем контроля доступа. Производство сварочного оборудования марки Contact.
- ПАО «Павловский завод им. Кирова» — выпуск столовых приборов и кухонной утвари.
Транспорт
Внутригородской общественный транспорт представлен двенадцатью автобусными маршрутами, которые обслуживают несколько частных организаций и муниципальное автопредприятие. Большинство маршрутов работают с 5:30 до 21:00. Также город связан автобусными маршрутами с населёнными пунктами Павловского района. Пригородные маршруты осуществляются в основном от автостанции на улице Фаворского, за исключением автобусов до Ворсмы (отправление с Сенной площади) и автобусов до Тумботина, Старого Щербинина, НПС «Степаньково» и Гороховца (отправление от остановки на левом берегу реки Оки). Имеются автобусные маршруты до Навашина, Нижнего Новгорода и Москвы. В городе существует много фирм, оказывающих услуги такси.
Дорожная обстановка на улицах обычно свободная, небольшие заторы могут быть лишь в часы пик в центральной части города.
В Павлове расположена железнодорожная станция Металлист, являющаяся конечной на тупиковой неэлектрифицированной ветке Окская — Металлист. По ветке осуществляется пассажирское и грузовое движение. Пассажирское железнодорожное сообщение представлено двумя парами пригородных поездов в сутки (на 2021 год) по маршруту Нижний Новгород—Московский — Металлист.
Транспортное сообщение между берегами Оки от половодья до ледостава осуществляется по понтонному мосту, в остальное время автотранспорт переправляется паромом. Летом пешеходы переправляются также по понтонному мосту, поздней осенью (пока на Оке не встал прочный лёд) и в весеннее половодье на судне ОМ-370, зимой обычно устанавливается ледовая переправа.
Имеются якорная стоянка и пристань Павлово, город — стоянка популярного речного круиза Московская кругосветка.
Городские маршруты города Павлово:
- № 1 — ул. Пионерская — ФОК «Звезда»
- № 2 — ул. Правика — кафе «Меркурий»
- № 3 — ул. Пионерская — ул. Правика
- № 4 — кафе «Меркурий» — мкрн Калининский
- № 6 — ул. 3-я Северная — с. Давыдово
- № 8 — кафе «Меркурий» — з-д ПАЗ — ул. Пионерская
- № 9 — ул. 3-я Северная — ул. Правика
- № 12 — мкрн Калининский — ул. Пионерская
- № 16 — ФОК «Звезда» — СХТ
- № 17 — с. Давыдово (памятник) — ул. Правика
- № 18 — СХТ — ул. Правика
- № 115 — мкрн Марачево — д. Чернеево
- № 121 — д. Ярымово — пл. Базарная — д. Молявино
- № 130 — СХТ — д. Молявино
- № 131 — д. Ярымово — д. Мал. Тарка
- № 132 — д. Молявино — д. Мал. Тарка
Панорама центральной набережной города
Название города
Во всех исторических документах встречается два варианта названия города — Павлов Острог и Павлов Перевоз. С этими именами связаны следующие легенды:
- В середине XVI века после покорения Казанского и Астраханского ханств Иваном Грозным сохранялась угроза нападения крымских татар и степняков. По этой причине вдоль границы Московского княжества возводились города-крепости. По приказу царя Ивана Грозного на крутом берегу Оки, в районе Спасской горы, откуда хорошо просматривалась местность в южном и юго-восточном направлениях, была сооружена сторожевая крепость. Ее гарнизон насчитывал 50 стрельцов, во главе которых стоял стрелецкий сотник, по имени которого и была названа крепость — Павлов острог
- Также сохранилась легенда о перевозчике Павле, который жил на берегу Оки и занимался перевозом. По всей вероятности, еще до возведения крепости, рядом с современным рынком была налажена переправа через Оку, по которой осуществлялась связь русского населения, проживавшего по течению Клязьмы, с мордовскими племенами, жившими в этой местности. В районе переправы находился постоялый двор и кузница для ковки лошадей, здесь проводились ярмарки, трудились рыбаки, лодочники и сплавщики леса. Перевоз появился в этом месте еще задолго до основания крепости — только этим можно объяснить, что в течение века название Павлов перевоз использовалось наравне с именем города Павлов Острог.




