Зодчий
Согласно историко-архитектурным исследованиям Заграевского,
архитектором Троицкой церкви был Алевиз Новый. Итальянский зодчий
строил свои храмы на Руси так, как понимал русскую архитектуру, и
применял те общие объёмно-композиционные и декоративные решения,
которые видел вокруг себя, не отказываясь при этом от собственного
творческого поиска и от базовых приёмов Ренессанса.
Panoramio upload bot @ WikiCommons
В связи с этим Заграевский предполагает, что возведённый
Алевизом каменный шатёр над наосом храма Троицы в Александровской
слободе был построен под впечатлением общей высотности и
«стрельчатости» русских церквей, в том числе и деревянных.
Последние благодаря их огромному количеству формировали общий облик
древнерусского храмового зодчества не в меньшей (если не в большей)
степени, чем немногочисленные каменные храмы, тем более что
строительство шло не в «белокаменной» Москве, а в провинции —
Александровской слободе.
Panoramio upload bot @ WikiCommons
Применение в Троицком храме вместо купола шатра, возможно, было
со стороны Алевиза Нового намеренным внесением в каменное зодчество
«древодельных» мотивов, чтобы органично увязать в единый
архитектурный ансамбль каменные храмы Александровской слободы и
преимущественно деревянный (хотя и с многочисленными каменными
палатами) дворец Василия III.
Архитектура
Монастырь-кремль со всех сторон окружен высокой кирпичной оградой с четырьмя круглыми угловыми башнями, с входами с западной, южной и восточной сторон, один из которых (западный) считается главным, оформлен устройством святых ворот и надвратной церковью во имя великомученика Федора Стратилата над ними. В плане монастырь приближается к прямоугольнику, имея в основе построения план свойственный крепостям Руси XVI века. Стены монастырской ограды строго прямые, только на южной стене небольшой прямоугольный выступ.
Монастырский комплекс состоит из восьми построек XVI-XVII веков, со стенами, башнями и палаткой для наливания воды XVIII века. Это редкий памятник архитектуры представляющий из себя единый ансамбль построек одной эпохи. Постройки объединены наличием белокаменных подвалов, применением смешанной кладки (кирпич/белый камень) и мотивами украшений.
Площадь монастыря большая, имеет в окружности 152 сажени. Храмы поставлены на просторной территории свободно, достаточно далеко друг от друга, располагаясь в центре ее и по периметру. Скомпонованы в зависимости друг от друга. Основная планировочная структура и композиция кремля была определена уже в начале XVI века, еще до возникновения обители.
| Троицкий собор Александровского Успенского монастыря. Фото на август 2003 г. |
Троицкий собор
Соборный храм в честь Живоначальной Троицы является главной постройкой монастырского ансамбля. Он построен в центре комплекса, напротив главных западных ворот. Воздвигнут в году. Каменный собор относится к типу одноглавых четырехстолпных трехапсидных, трехнефных храмов, фасады которых расчленены на прясла и завершены полукруглыми закомарами. Отмечен характерными чертами русского церковного зодчества конца XV–начала XVI веков. Достопримечательностью собора служат входные так называемые “Васильевские” врата, сооруженные в в Новгороде для Софийского храма по повелению архиепископа Василия Калики и привезенные сюда великим князем Василием Иоанновичем . Также здесь имеются и “Тверские” врата, привезенные царем Иоанном Васильевичем из Твери.
В XVI-XVII веках вместо гульбища появилась закрытая галерея, были пристроили приделы. В XVIII–XIX веках были переделаны крыльца и появились вновь 4 главки, позднее убранные.
| Распятская церковь-колокольня Александровского Успенского монастыря. Фото на август 2003 г. |
Покровский храм
Церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы XVI-XVII веков расположена к востоку от Троицкого собора. Это образец шатровых храмов в своей древней основе (собственно храм), в результате перестроек приобретший обычную трехчастную структуру церквей построек XVII века. Храм подвергался некоторым переделкам, которые были устранены во время реставрации года.
Успенский храм
Храм в честь Успения Пресвятой Богородицы был воздвигнут в юго-восточной части монастырского комплекса в XVI веке. Успенская церковь необычайно живописна по силуэту и компоновке объемов, ассиметрична и своеобразна в объемно-пространственном и планировочном решении. Составлена она из пятиглавого (первоначально одноглавого) четверикового четырехстолпного трехапсидного удлиненного вверх храма с приделами, трапезной, колокольней с папертью–крыльцом и большим северным приделом. Церковь поставлена на высокий подклет, трапезная и северный придел двухэтажные. Под церковью имеется белокаменный подвал.
К основному объему в XVII–XVIII веках пристроили придел во имя пророка Иоанна Предтечи, здание келий. В конце XIX века к колокольне пристроили крыльцо.
Кельи
Здание келий XVII века замыкает монастырский двор с северной и части восточной сторон. Его особенности: необычайную протяженность, «Г-образный» план, однотипные трехчастные секции первого этажа и ряд характерных для архитектуры того столетия черт декора.
Покровский храм

Покровская церковь была построена в начале XVI века итальянским архитектором Алевизом Новым, построившим Архангельский собор в Московском Кремле. Первоначально церковь была Троицкой, но впоследствии ее переосвятили в Покровскую.
Храм считается первой каменной шатровой церковью, его шатер расписан изнутри в отличие от других более поздних шатровых храмов. Это была домовая церковь сначала Василия III, а потом Ивана Грозного. К храму примыкают дворцовые палаты в два этажа, под ними огромные подвалы высотой 3,5 метра. В подвалах хранились сокровища, отобранные опричниками у бояр, а также легендарная библиотека Ивана Грозного — Либерия, привезенная из Византии в Москву Софьей Палеолог в качестве приданного и бесследно исчезнувшая.
Расписной купол шатра
Также в подвалах дворцовых палат в больших бочках консервировали овощи, а в соседних помещениях осуществляли казни и пытки, в которых часто принимал участие сам царь Иван IV. Музейная экспозиция «Средневековые подвалы XVI века» позволяет почувствовать мрачную атмосферу застенка того времени. Здесь можно увидеть восковые фигуры Малюты Скуратова — главного палача Ивана Грозного, и его жертвы, а также орудия пыток. Имя Малюты Скуратова стало нарицательным, так называли убийц и злодеев.
Иван Грозный тратил на богослужения 9 часов в день, фанатичная вера в бога, сочеталась у него с дикой жестокостью. Для своих поданных царь устроил Страшный суд не дожидаясь их смерти — всевозможные причудливые библейские казни и пытки ждали грешников уже на земле.
В Покровской церкви расположено множество музейных экспозиций, основными из них являются:
- Государев двор в Александровской слободе.
- Домовый Храм Ивана Грозного.
- Царственные особы в Александровской слободе.
- Столовая палата XVI века — здесь проходили малые приемы послов, бояр, думных людей. В качестве экспонатов представлены ковши, кубки, чарки, посуда.
- Образ Ивана IV Грозный в произведениях живописи — выставка портретов царя разных художников с XVII века до наших дней.
Сенник постельный
Сенник постельный — здесь воспроизведена обстановка комнаты для первой брачной ночи царя. Царские свадьбы в Александровой слободе проходили дважды — с третьей женой Марфой Собакиной в 1571 году и пятой — Анной Васильчиковой предположительно в 1575 году, уже через год наскучившей царю и насильно постриженной в монахини. Такая же судьба была у четвертой жены — Анны Колтовской.
Поновления и реставрация
Согласно одному из предположений, именно в Покровской церкви
служил распевщиком один из первых известных по имени русских
композиторов, Фёдор Крестьянин.
Ludvig14 @ WikiCommons
В XVII веке храм был окружён новыми постройками и оказался как
бы «утопленным» посреди этих объёмов. Среди пристроек —
четырёхгранная шатровая колокольня, на которой некогда были
установлены часы, исчислявшие время по восходу и заходу солнца.
Фрагменты старинного часового механизма хранятся в местном
музее.
Shakko @ WikiCommons
За XVIII и XIX века бывшая придворная церковь подвергалась
многочисленным «поновлениям», исказившим её первоначальный облик. В
северной стене отмечались глубокие трещины и деформации.
Комплексная реставрация проходила в 1960-64 гг. При этом были
восстановлены четырёхскатная крыша трапезной и лемеховое покрытие
шатра.
В XVI веке храм был расписан. Фрески сохранились главным образом
в шатре, фрагменты найдены в средней апсиде и на откосах западного
окна. В 1863 году иждивением купчихи Зориной древняя живопись была
заменена новой, тогда же поменяли иконостас.
Ludvig14 @ WikiCommons
Достопримечательности Александрова

Главные достопримечательности Александрова расположены в музее-заповеднике «Александровская слобода», экспозиции которого рассказывают об одном из самых страшных времен русского государства — периоде опричнины, возникшей здесь и ставшей ее центром. Александровcкая слобода стала символом террора, организованного царем Иваном IV против своего народа.
В Александровской слободе также действует Успенский женский монастырь, созданный в 1651 году по разрешению царя Алексея Михайловича. Монастырь был закрыт в 1923 году, в жилых постройках заселили людей, церкви использовались под склады, овощехранилище, различные учреждения.
В 1991 году монастырь возобновил работу в Александровой слободе, сейчас он существует здесь совместно с Государственным историко-архитектурным и художественным музеем-заповедником «Александровская cлобода». Музей был создан 100 лет назад — в 1919 году.
Окрестности
Дичковское озеро
Телефон заповедника: 8(4922) 32-32-30Проезд из Москвы: по Ярославскому ш. не доезжая с. Дворики повернуть направо по эстакаде. Проехать мимо д. Брыковы Горы по Двориковскому ш. до поворота (не доезжая до ж.м.) на ул. Спартаковская (налево) и далее до озера.
Расположено в черте города. Образовалось в результате таяния ледников около 30 миллионов лет тому назад. Озеро подпитывается подземными источниками. Площадь 20,5 гектаров, глубина местами достигает 15 метров. Название «говорящее»: когда-то давно здесь водились и животные, и птицы, и рыба. Последняя еще есть в водоеме, но ее немного.
Раннее название — Ликоуша. По легенде, Иван Грозный, гуляя по берегу озера с сыновьями, был поражен его красотой и воскликнул: «Ликуй, душа!» — Ликоуша.
Поганая Лохань
Телефон: 8(4922) 32-32-30Адрес: 500 м севернее деревни Коровино Махринского сельского округа Александровского района
На равнинной местности Александровского района в окрестностях городка Карабаново можно увидеть впадину круглой формы, которая напоминает воронку. В центре впадины находится небольшой островок диаметром не более 5 м. Вода в озерке кажется чёрной.
В 1938 году водолаз Антон Семецкий пробовал промерять глубину, погрузился на 73 м и срочно был поднят. От дальнейших погружений отказался.
Легенд об озере много. Якобы Иван Грозный убивал там неугодных ему людей и бросал в озеро. А потом спрятал в центре островка сокровища. Кто-то верит в то, что это место падения огромного метеорита.
Научно доказано одно: в эпоху ранней бронзы, в III-II тысячелетии до н.э., здесь жили племена фатьяновцев. Здесь они хоронили своих умерших и совершали культовые обряды. При добыче глины для завода рабочие наткнулись на захоронения фатьяновца с диоритовым топором.
Реклама. Информация о рекламодателе по ссылкам в статье.
Датировка
Летописной даты памятник не имеет. В источниках церковь Троицы
упоминается впервые в 1571 году в свадебном разряде царевича Ивана
Ивановича. Со II половины 60-х годов XVI века до 1582 года
священником собора был крупнейший композитор эпохи Ивана Грозного
Фёдор Крестьянин.
После польско-литовской интервенции она обозначена среди четырёх
церквей разорённого Государева двора. В 1641 году пустующая церковь
была отремонтирована и освящена, рядом с ней были заново возведены
«царские хоромы» — жилая деревянная часть дворца. В 1680 году
церковь Троицы перестраивается в большую монастырскую трапезную
церковь.
Vkontakte User @ Vkontakte
С запада к ней пристраивается двустолпная палата с шатровой
колокольней, церковный шатёр перегораживается дополнительным
восьмигранным купольным сводом, алтари расширяются, а на
юго-восточном углу строится новый придел Фёдора Стратилата (в честь
ктитора монастыря царя Фёдора Алексеевича) взамен старого, возле
северо-восточного угла, того же посвящения. По окончании
строительства Троицкая церковь была переосвящена: её престол был
перенесён в соседнюю соборную Покровскую церковь (ныне Троицкий
собор), а престол собора — в Троицкую.
46yuri46 @ WikiCommons
До 1990-х годов шатровая Троицкая церковь датировалась вторым
строительным периодом Слободы — пребыванием в ней Ивана IV (с
1565 по 1582 год; поскольку строительство могло начаться несколько
ранее приезда Грозного в Слободу, то в качестве даты ориентировочно
принимались 1560—1570-е годы). Основанием для такой датировки был
её шатровый верх: традиционно считалось, что первым шатровым храмом
была церковь Вознесения в Коломенском, построенная в 1529—1532
годах, и на базе этой теоретической предпосылки Троицкая церковь не
могла датироваться первым строительным периодом Слободы —
1510-ми годами (временем пребывания в ней Василия III).
В этом виде датировка Троицкой церкви просуществовала до
исследований В. В. Кавельмахера. В 1980—1990-е годы он
провел беспрецедентную по масштабам серию раскопок и зондажей,
выявивших принципиальный факт: Покровский собор, Троицкая церковь,
Успенская церковь и церковь Алексея митрополита (ныне Распятская
колокольня) в Александровской слободе были возведены в одном
строительном периоде. В. В. Кавельмахер показал (и это
подтвердили дальнейшие исследования сына
В. В. Кавельмахера С. В. Заграевского), что
этим строительным периодом были 1510-е годы. Но эта версия пока не
подтверждается другими авторитетными исследователями.
Al grishin @ WikiCommons
Таким образом, можно предположить, что церковь Троицы была
построена Василием III в его резиденции (в дальнейшем
Александровскую слободу унаследовал Иван Грозный).
Ludvig14 @ WikiCommons
Храмы и церкви
Собор Рождества Христова
Адрес: Советский переулок, 13Телефон: 8 (49244)2-56-04
С 2013 года кафедральный собор Александровской епархии. Построен на Никольском погосте взамен деревянных церквушек (церкви Святителя Николая Чудотворца — 990 года постройки и храма Рождества Христова второй половины XI века).
На строительство каменного собора в 1696 году жертвовали местные прихожане и царь Петр I. Купец Баранов через сто с лишним лет, в 1829 году, подарил деньги на постройку новой колокольни. А через два года его сын достроил еще один придел — Архангела Михаила. При храме содержалась богадельня на 38 мест. Деньги давали местные купцы.
Во времена советской власти церковная жизнь в соборе не велась. Многое было разрушено. Он начал восстанавливаться в 1991 году. В 2013 году возле здания установлен памятник Александру Невскому.
Церковь Серафима Саровского
Адрес: улица Вокзальная, 12Телефон: 8 (49244)3-05-59
Первый в России храм памяти преподобного Серафима Саровского. Начинался с маленькой часовни, построенной в 1888 году в память о божьем чуде: семья царя Александра III ехала в поезде, который потерпел крушение под Харьковом, и спаслась. В 1904 году началось строительство нового кирпичного храма.
За год до закладки церковный синод причислил Серафима Саровского к лику святых. И новому храму дали его имя. Церковь построена в нарядном псевдорусском стиле. Внутри сочетание росписи в византийском стиле и иконостаса из мореного дуба.
В советские времена храм был закрыт и разорен. В 2003 году здание возвращено Владимирской епархии и началось возрождение.
В храме хранится почитаемая святыня — частичка мощей Серафима Саровского.
Под арочными сводами маленькой часовенки во дворе скульптура святого, который, преклонив колени, молится. Автор — местный скульптор Иватько.
Места для путешествий на несколько дней
Город расположен на северо-западе Владимирской области
Куда сходить за несколько дней в городе и Владимирской области. Стоит посетить дом-музей Марины и Анастасии Цветаевых, исследовать залы Больничного корпуса. Окунуться в атмосферу трапезы XVI века в Столовой палате, посетить экспозицию «В купеческой лавке».
Александров притягивает туристов уникальными памятниками архитектуры. Здешние места пропитаны христианским духом и традициями русского народа, живописная природа дарит умиротворение душе. Город славится вековой историей развития, хорошо сохранившимися достопримечательностями и гостеприимством к приезжим туристам.

Музей сестер Цветаевых
Писательница Анастасия Цветаева снимала дом в Александрове с осени 1915 по май 1917 год. Сюда она переехала со своим мужем Маврикием Александровичем Минцем, который был отправлен в Александров по службе.
Знаменитая поэтесса Марина Цветаева приезжала к сестре погостить. Этот период стал одним из самых плодотворных в ее жизни и назван литературоведами, как «Александровское лето Марины Цветаевой». Здесь ею был написан цикл стихотворений «К Ахматовой», «Стихи о Москве» и многие другие. Анастасия Цветаева написала здесь автобиографическую книгу «Дым, дым и дым…».
Музей сестер Цветаевых был открыт в 1991 году в усадьбе учителя математики А.А. Лебедева, где они жили в начале XX века. Вот как Марина Цветаева описывала этот дом в своих воспоминаниях:
С 1982 года в Александрове ежегодно проходит Цветаевский фестиваль поэзии — в последнюю неделю июня. Музей Цветаевых также представляет экспозицию «Александров — столица 101-го километра», посвященную талантливым и известным жертвам политических репрессий, вынужденных жить в Александрове, за 101 километром от Москвы.
Музеи
Александровский художественный музей
Адрес: ул. Советская, 16Телефон: 8 (49244)2-43-89Режим работы: 9:00 — 17:30 ежедневноСтоимость обзорной экскурсии: взрослые — 260 рублей, дети — 240 рублей; обзорная экскурсия по привратницкой 90 рублей
Здание музея — старинный особняк купца Первушина XIX века. Выстроен в стиле неоклассицизма: ампирная лепнина, полуколонны с капителиями, двухэтажная веранда в виде итальянского портика. Большая часть особняка сохранена в первоначальном виде.
В пяти комнатах воссоздан быт купцов из провинции конца XIX — начала XX веков. На стенах картины мастеров того времени: Константина Пынеева, братьев Дмитрия и Федора Лавровских, — и полотна художников нашего времени.
Во дворе, у ворот ограды, стоит флигелек, в котором сотрудники музея воссоздали «привратницкую» с предметами быта прислуги. За особняком — каретный двор, где можно посмотреть коллекцию камней и минералов. Еще одна выставка рассказывает, чем занимались трудовые люди того времени в Александрове и какие промыслы до сих пор существуют.
Музей рукотворного камня
Адрес: ул. Институтская, 1 (здание ВНИИСИМ)Телефон: 8(49244)92-5-46Режим работы: 8:00 — 17:00 пн-пт, сб-вск — выходныеСтоимость обзорной экскурсии: взрослые — 90 рублей, дети — 70 рублей.
Музей основан всероссийским научным институтом синтеза минерального сырья. Выставочные экспонаты больше нигде не представлены. Синтетические минералы выращены местными учеными. Фианиты, искусственный гранат, малахит с рисунком-паутинкой, опал — все камни, любимые ювелирами, родом отсюда.
Тут расскажут посетителям и об использовании искусственных кристаллов в высоких технологиях. Продемонстрируют печь, в которой «выпекают» искусственные камни.
Литературно-художественный музей имени Анастасии и Марины Цветаевы
Адрес: ул Военная, д. 6Телефон: 8(49244)2-42-79Режим работы: 8:30 — 17:00 ср-вс, пн-вт — выходныеСтоимость обзорной экскурсии: взрослые — 129 рублей, дети — 110 рублей.
Музей расположился в двух соседних деревянных домах, которые принадлежали учителю начальных классов александровского приходского училища Алексею Андреевичу Лебедеву. Один он сдал их в аренду семье химика, военного инженера Маврикия Минца, женой которого была Анастасия Цветаева. В доме родственников поэтесса бывала много раз, провела там целое лето 1916 года и очень его любила.
Приезжали сюда и ее друзья, например, О. Мандельштам читал здесь стихи. И сейчас здесь звучат стихи Цветаевой и поэтов «серебряного» века. Экспозиция музея (ул. Военная, д.2) — «Александров — столица 101 километра» о людях, которым было запрещено проживать в Москве. Политические диссиденты: Ариадна Эфрон, Александр Солженицын и другие — жили в Александрове после возвращения из лагерей.
Музей старых игровых автоматов «Ретро»
Адрес: ул. Советская, 12Режим работы: 10:00 — 17:00 ежедневноСтоимость: одна игра — 20 рублей.
Машинки на батарейках, городки, приставка Nintendo, Тетрис. Список игр достаточно большой. Все в рабочем состоянии: можно купить жетон и поиграть. По всему залу стоят автокачалки: курочки, лошадки. Представлено несколько версий настольной игры в хоккей. Каждый желающий может показать свою силу на автомате «РепкаСиломер».
Памятник Ивану Грозному
На самом деле в Александрове нет памятника Ивану Грозному. Зато туристам предлагается посмотреть на его постамент.
Фонд сохранения культурного наследия «Русский витязь» собрал пять миллионов рублей через пожертвования. Скульптуру отлили по проекту местного художника Василия Селиванова. Установили постамент на набережной реки Серой.
Разногласия между главой фонда и местной властью закончились тем, что разрешения на установку монумента администрация не дала, и памятник в срочном порядке демонтировали сразу после установки.
Александровский музей (усадьба Первушина)

Дом купца Первушина — особняк с белоснежной колоннадой рядом с рекой Серая в неоклассическом стиле, был построен в 1874 году, является памятником архитектуры. В советские годы в усадьбе размещалась детская больница, часть усадебного парка стала городским парком культуры и отдыха.
В 1989 году по инициативе городской общественности в особняке открылся Александровский художественно-краеведческий музей. Интерьеры особняка были воссозданы сотрудниками музея. В отдельном флигеле находится экспозиция «Привратницкая», в каретном сарае — экспозиция «Магия камня» с драгоценными и полудрагоценными камнями, здесь также находятся искусственные кристаллы.
Музеи
В музеях города Александров собраны редкие достопримечательности, дополненные фотографиями и описанием, и рассказывающие об истории прошлых столетий. Приезжим туристам рекомендуется побывать в следующих памятных местах.
- Художественный музей находится в усадьбе купца Первушина, был организован в 1898 году местными культурными организациями. В нем хранятся ценные картины 19 и 20 столетий, а также другие предметы искусства и быта. При входе в особняк гостей встречают живые персонажи 19 века, одетые в купеческие одежды, которые проводят знакомство с домом и экспонатами, ведут беседы о былых временах, традициях и жизни купеческих семейств.На территории усадьбы Первушина несколько зданий, в каждом из которых реалистично воссозданы интерьеры прошлых лет. В крестьянской избе можно ознакомиться с бытом простолюдинов, а для любителей веселого досуга создана специальная театрализованная программа с танцами и играми. Все желающие примеряют костюмы сказочных героев. Выставочный зал находится в постройке, служившей раньше торговыми рядами. Здесь представлены художественные достопримечательности, коллекция полудрагоценных камней и многое другое.
- Александров – город, который хранит память разных эпох. Для тех, кто родом из СССР или интересуется историей этого времени, создан музей «Ретро». Его экспонаты – игровые автоматы советских времен. Во время экскурсии можно узнать много интересного об их появлении и предназначении. А после опробовать собственноручно каждый агрегат. Для того чтобы сыграть в морской бой, городки, тир, настольный хоккей или в другие игры, надо купить на входе монеты. Уникальное место интересно не только для взрослых, но и для детей.
- Город Александров, находящийся во Владимирской области, известен достопримечательностями в виде рукотворных самоцветов. Нигде в мире нет такого разнообразия камней, как в Музее рукотворного камня. Минералы созданы в специальных лабораториях научно-исследовательского института. Сотрудники долгое время собирали камни с оригинальными дефектами и идеальной формы. И в середине 20 столетия их накопилось так много, что было принято решение открыть музей. Его обустроили прямо в институте. Здесь можно ознакомиться с искусством выращивания и обработки самоцветов. Рядом находится киоск, в котором продаются камни-талисманы.
- Музей Марины и Анастасии Цветаевых погружает посетителей в творческую атмосферу поэтов серебряного века. Он открыт в доме младшей сестры поэтессы – Анастасии. Марина часто гостила у неё, особенно в годы репрессий. В деревянном домике Цветаева написала вторую книгу прозы. Ее частыми гостями были другие известные поэты. Попав в город Александров, литературную достопримечательность стоит искать на карте в районе Военного переулка. Экспозиция представлена в 6 залах и открыта в двух домах – у Цветаевых и у их соседей Лебедевых. В ее состав входят старинные фотографии, картины, предметы мебели, интерьера и гардероба. Для каждого посетителя сотрудники музея проводят персональные экскурсии.
Описание
Троицкая церковь соответствует типу шатрового храма, близкому к
традиционному, с тремя апсидами, с четвериком, завершённым
горизонтальной тягой, с кокошниками, перенесёнными на грани
восьмерика. Древнее ядро Троицкой церкви состоит из собственно
церкви, двойного (с двумя помещениями) белокаменного подклета и
заалтарной казённой палаты. Под подклетом находятся два глубоких
погреба. При общей растянутости здания в восточном направлении, все
его расположенные в три этажа помещения, начиная с погребов, имеют
поперечную ориентацию и слегка вытянутый план. Главный фасад
здания — южный, некогда обращённый к центру дворца Василия III
(возможно, к тронному залу).
Церковь и палата представляют собой причудливое сочетание двух
взаимопроникающих объёмов разной высоты и разной конфигурации
(церковь — «верх шатром», палата — «низменной»
архитектуры). Несколько «сдавленный» церковный четверик поставлен
на высокий белокаменный цоколь и увенчан белокаменным некрепованным
карнизом оригинального профиля. Четверик и шатёр инкрустированы
кирпичными ковчегами-впадинами.
Vkontakte User @ Vkontakte
Церковь Троицы выстроена из большемерного кирпича и белого камня
на дубовых осадочных и металлических внутристенных и проёмных
связях, на высококачественном известковом растворе. Кладка
смешанная, от яруса к ярусу объём белого камня постепенно убывает.
В третьем, церковном, ярусе из белого камня целиком (кроме сводов)
была выложена только казённая палата и три алтарных апсиды. В
отделке же церкви и придела кирпич уже преобладает. Из белого камня
здесь выложены только цоколи, лопатки и порталы (не полностью),
конструктивные «накрывные» элементы карнизов и кокошников, а также
облицованы до половины высоты стены в интерьере. В остальном
верхние части здания почти целиком кирпичные.
46yuri46 @ WikiCommons
Белокаменные в своей основе, «плоскостные» порталы храма
принадлежат руке иностранного художника. Южный и северный порталы,
а также портал придела Фёдора Стратилата — щипцовые;
западный — с полуциркульным верхом. Уникальная для XVI века
черта архитектуры — аркасолий под западной стеной (возможно,
захоронение кого-то из членов монаршей семьи).
Несколько фактов об Александрове
- Первое упоминание об Александровской слободе встречается в середине XV века.
- Пик расцвета Александровской слободы пришелся на 1564-1581 годы, когда Иван IV, более известный как Грозный, бросил Москву и перебрался сюда. Именно в Слободе возникла опричнина.
- Петр I спасался здесь с матерью и потешными войсками от сестры Софьи и ее стрелецкого войска.
- Будущая императрица Елизавета Петровна прожила в ссылке в Александровской слободе около 10 лет, сюда ее отправила императрица Анна Иоанновна.
- Александрова слобода стала городом Александровом по указу Екатерины II в 1778 году.
- В Александрове жила писательница Анастасия Цветаева, младшая сестра Марины Цветаевой.
- Александров в советские годы называли столицей 101 километра, здесь жили люди, освободившиеся из лагерей и тюрем, которым было запрещено селиться ближе, чем в 100 километрах от Москвы. Это были не только осужденные по политическим статьям, но также и по уголовным. В 1961 году в Александрове прошли массовые беспорядки между милицией и местным населением, подстрекаемые бывшими уголовниками.
- Население Александрова около 60 тыс. человек.
- Расстояние от Александрова до Сергиева Посада — 48 км, до Москвы — 100 км, до Владимира — 107 км, до Юрьев-Польского — 75 км.




























