Есть ли интересная история про храм Христа Спасителя?
Историю о том, как у реки стоял монастырь, потом там воздвигли
храм, потом пытались строить «Дворец Советов», в итоге построили
бассейн, на месте которого опять воздвигли храм, и как при каждой
итерации народ был взбешён, знают все. Но есть в этом ещё один
интересный момент: при разборе первого храма в советское время
скульптурные композиции, которые сохранились, переместили в Донской
монастырь (на метро «Шаболовская») — сейчас их можно увидеть там
буквально во дворе, а когда-то они стояли на высоких стенах храма.
Особенность этих православных скульптур ещё и в том, что после 1812
года началось возрождение русской культуры, и все они стилизованы
под старинную Русь — так делали очень недолго, сейчас такие примеры
найти уже сложно. И ещё для любопытных: в первом храме на красном
мраморе были высечены имена героев войны 1812 года, сейчас весь
этот мрамор можно увидеть на станции метро «Красные ворота», но без
имён.

Пушкинский музей сейчас
Рядом с главным зданием расположена Галерея искусства стран Европы и Америки. Её 26 залов демонстрируют посетителям живописцев и мастеров скульптуры XIX—XX столетий. Здесь можно увидеть картины немецких мастеров отображавших в своих работах манеры живописи эпох Раннего Ренессанса и Средневековья. Здесь же представлены работы известных импрессионистов, таких как Дега, Ренуар, Ван Гог, Пикассо.
Сегодня в залах галереи демонстрируется уникальная экспозиция, состоящая из полотен многих европейских школ и работ талантливых американских мастеров. Здесь можно увидеть творения В. Кандинского, М. Шагала, Р. Кента. В специальном зале находятся скульптуры известнейших европейских мастеров Родена, Бари, Бурделя. Испанская школа представлена работами выдающегося Ф. Гойи.
К отдельным подразделениям Пушкинского музея можно отнести Отдел личных коллекций, используемый сегодня в качестве платформы для передвижных выставок, Учебный музей имени И. Цветаева, квартиру-мемориал С. Рихтера. В музее часто проводятся тематические выставки, приуроченные к юбилеям и значимым событиям. Для детей работают кружки по возрастам и интересам. Здесь работают изостудия и художественные мастерские.
Для посетителей проводятся тематические и общие обзорные экскурсии, во время которых детям младшего возраста рассказывают о Древней Греции, а старшеклассников знакомят с историей европейского искусства последних столетий. Проводятся познавательные и игровые программы для семей с детьми, различные квесты, интересные лекции и семейные экскурсии и разнообразные детские фестивали.

История создания Пушкинского музея
Свою историю Пушкинский музей ведёт с 1898 года, когда в самом центре Москвы, практически рядом с храмом Христа Спасителя заложили первый камень в строительство уникального музея изящных искусств, получившего имя императора Александра III. Сама идея открытия подобного музея появилась ещё ранее в XIX веке. В разные годы свои проекты предлагали известные российские деятели З. Волконская, К. Гетц и Н. Исаков.
Однако воплотить в жизнь эту идею удалось лишь спустя много лет, уже в конце века, организатором и подвижником строительства стал известный государственный деятель, искусствовед и историк И. В. Цветаев — отец известной русской поэтессы. В своих автобиографических записках Марина Цветаева подробно описала, насколько важным стало для всей её семьи создание подобного музея.
Заместителем его стал известный в стране промышленник и меценат Ю. С. Нечаев-Мальцов, который выделил на возведение здания и формирование музейного фонда более 2 миллионов рублей. Секретарём комитета и основным организатором строительных работ стал И. Цветаев. Ещё в процессе строительства он собирал помощь от благотворителей, делал заказы на гипсовые копии скульптур с мировой известностью.
Открытие музея состоялось уже в 1912 году. Церемонию посетили известные люди столицы, в качестве главных гостей присутствовали члены императорской семьи и промышленник Юрий Нечаев-Мальцов. Специально к торжественному мероприятию была написана помпезная кантата, исполненная симфоническим оркестром. Директором нового музея назначили И. Цветаева, в 1923 году музей стал государственным.
Пушкинский музей сразу приобрёл неслыханную популярность, в будние дни количество его посетителей составляло до 800 человек, в выходные дни музей принимал до 2500 посетителей в день. Основная их масса состояла из художников, преподавателей и студентов университетов и гимназий. Здесь демонстрировалась коллекция живописи из Румянцевского музея, пополненная уникальными экспонатами из Эрмитажа.
Через несколько лет Музей изящных искусств получил новое название — Музей изобразительных искусств, чуть позже ему присвоили имя А. С. Пушкина. Экспозиции музея значительно расширились уникальными картинами из коллекций князей Юсуповых, С. Третьякова, Д. Щукина. В послевоенные годы экспозиция пополнилась сразу 300 произведениями известных художников-импрессионистов.
В первые годы войны появилась угроза полного уничтожения уникальных экспонатов от бомбёжек фашистов. Огромнейшая работа была проведена служителями музея, которые упаковывали и вывозили редкие экспонаты и коллекции в Новосибирск и Соликамск. Само здание хорошо замаскировали, однако это не помогло, во время бомбёжек сильно пострадала стеклянная крыша музея. Отдельные её части были практически уничтожены.
Фактически три года музей находился под открытым небом. На западном фасаде здания, в его верхней части до сих пор можно рассмотреть выбоины, сделанные осколками фашистских бомб. Их хорошо видно со стороны Малого Знаменского переулка. Уже в конце войны все уникальные экспонаты были возвращены на своё место в целости и сохранности и стали вновь доступны для осмотра посетителями.
В 1949 году в Пушкинском музее открылась выставка подарков великому вождю, приуроченная к юбилею И. В. Сталина. Необычная экспозиция работала до самой его смерти и в 1953 году была закрыта. В 1985 году в музее создали отдел личных коллекций. С 1980 года здесь проводится регулярный музыкальный фестиваль «Декабрьские вечера», инициаторами которого стали С. Рихтер и директор музея И. Антонова.

Интересные факты о Пушкинском музее
В здании, где сейчас работают основные экспозиции Пушкинского музея, прошли последние несколько месяцев жизни великого русского поэта.
Реставраторы ХХ века в своей работе ориентировались на сохранившиеся планы 1806 и 1836 годов.
В 2017 году здесь выставлялась «Джоконда». Посмотреть шедевр смогли 300 тысяч человек
Верхняя часть западного фасада музея до сих пор хранит следы нацистских бомбардировок.
Да 1917 года в залах музея можно было видеть только скульптуры.
В 1981 году на выставке «Париж – Москва. 1900-1930», где выставлялись оригиналы работ Малевича, Матисса, Кандинского и Пикассо, побывало более 650 тысяч человек.
Больше миллиона человек – именно столько посетителей бывает в Пушкинском музее каждый год.
Что это такое? Почему это нужно увидеть?
Пушкинский музей мог бы посоревноваться по мировой известности с
Третьяковской галереей: это место, которое основал отец Марины
Цветаевой, где воспитываются художники и искусствоведы, куда
регулярно попадают все школьники Москвы и близлежащих городов, люди
со всего мира стоят очереди в любую погоду, чтобы попасть внутрь.
Прелесть музея ещё и в том, где он расположен: мимо пройти
невозможно и не нужно — с Красной площади вы пешком идёте на
колокола храма Христа Спасителя, куда можно зайти до или после
музея. За храмом находится мост с отличными видами на Москву-реку и
окрестности, а по правую руку от него находятся и самые элитные
улицы в центре — Остоженка и Пречистенка, и краснокирпичная фабрика
«Красный Октябрь», из которой когда-то пахло шоколадом, а теперь
там полно кафе и ресторанов, галерей и фотогеничных мест.
Как добраться
Пушкинский музей расположен по адресу: ул. Волхонка, д. 12. Находится он в самом центре Москвы, буквально в 20 минутах пешим ходом от Московского Кремля, от храма Христа Спасителя дойти до музея можно за 5 минут, немного дольше идти от набережной реки Пречистенки. Доехать можно метрополитеном, выйти на любой из станций: «Библиотека имени Ленина», «Кропоткинская», «Боровицкая».
Можно использовать наземный общественный транспорт. Доехать на автобусе №255, который ходит по маршруту: метро «Таганская» — стадион «Лужники». Остановка «Музей имени Пушкина» располагается рядом с главным входом в музей. Отправляться на автомобиле нецелесообразно, поскольку надо будет подыскать парковку. Можно воспользоваться услугами такси, машина доставит прямо к месту.
Пушкинский музей постоянно радует своих посетителей новыми выставками, яркими экспозициями. Осматривать имеющиеся здесь уникальные экспонаты можно не только часами, а даже целыми днями. Зайдя сюда, попадаешь в другое измерение, где время не властно и царствует красота. И жаль лишь, что в залах нельзя делать фото, ведь так хочется оставить себе на память изображение творений великих мастеров.

Что делать в Пушкинском и храме?
Пушкинский — это классический и очень качественный музей
изобразительных искусств. Есть залы древности на первом этаже:
Египет, Азия, Индия, Латинская Америка, Средиземноморье. На втором
представлено более тысячи классических экспонатов древней Греции и
Рима, и коллекция доходит до XX века, а уж временные экспозиции
всегда одни из самых крутых в стране.
Заранее можно забронировать экскурсию, место на лекции или
кружковом занятии — музей разработал под два десятка маршрутов на
разных языках. А можно просто помедитировать на скамейке у
классических картин или фланировать по залам с аудиогидом.
Храм Христа Спасителя доступен для всех бесплатно каждый день,
но в музей храма и на обзорную площадку, куда стоит залезть, можно
попасть только с экскурсионной группой — таких экскурсий много в
сети, можно выбрать удобное время и размер группы.
Особенности архитектуры Пушкинского музея
Главная ценность здания Пушкинского музея состоит в том, что оно стало последним в столице, созданным в типичном неогреческом стиле. Строительство велось по последнему слову техники и музейной практики. Сооружение выполнено в виде античного храма, установленного на высоком подиуме и обрамлённого по всему фасаду ионической колоннадой, и явственно напоминает афинский Акрополь.
Стеклянный купол, служивший крышей, пропускал достаточное количество дневного света, поэтому электрическое освещение в залах музея изначально не предусматривалось. Считалось, что осматривать уникальные экспонаты лучше при дневном свете, в вечернее время музей не работал. Уникальную конструкцию перекрытий из прочного стекла создал знаменитый архитектор В. Г. Шухов.
Особую роль в архитектуре музея сыграл Ю. С. Нечаев-Мальцов. Специальный морозоустойчивый белый мрамор для строительства добывали на Урале. Когда выяснилось, что изготовить колонны высотой в 10 метров в России не получится, меценат заказал их производство в Норвегии, готовые изделия доставлялись по воде до самой столицы. Он же заказал уникальную парадную лестницу, изготовленную из разных сортов мрамора.

Экспозиции и залы Пушкинского музея
В помещениях первого этажа главного здания Пушкинского музея располагаются коллекции, состоящие их произведений искусства различных эпох. В зале искусства Древнего Египта, выполненном в виде старинного египетского храма, разместили больше 800 уникальных экспонатов, отражающих все периоды развития этой цивилизации. Широкая экспозиция включает в себя каменные саркофаги, скульптуры и предметы быта того времени.
В зале с экспонатами искусства древнего Востока можно полюбоваться на копии ажурных барельефов, которые были украшением дворцов ассирийских правителей. Оформление самого зала в точности повторяет мотивы росписи старинных царских чертогов, у самого входа расположились статуи крылатых быков и фигуры львов с головой человека, оригиналы которых хранятся в Британском музее и Лувре.
Главной гордостью уникальной коллекции стали старинные клинописные таблички, отражающие историю Древней Месопотамии в течение 3 тысяч лет. История древней Парфии представлена изящными ритуальными сосудами, изготовленными из бивней слонов. Иранское искусство показано рельефом в виде головы лучника и уникальными печатками, выполненными из халцедона, — прекрасный образец резьбы на драгоценных камнях.
Два наиболее красивых зала — Греческий и Итальянский дворики. В Греческом дворике можно полюбоваться точными копиями статуй Парфенона, портиком храма Гефеста, расположенного в Афинах, уникальным точным макетом акрополя. В Итальянском дворике находятся два конных монумента — творения мастеров эпохи возрождения Донателло и Верроккьо. Здесь же расположена копия статуи Давида работы великого Микеланджело.
На первом этаже расположилась великолепная коллекция живописи, которая включила в себя уникальные византийские иконы, такие как «Двенадцать апостолов», и настоящие шедевры итальянских художников, среди которых «Благовещение» великого Боттичелли и «Дама за туалетом» Д. Пиппи. Коллекция немецких и нидерландских мастеров XV—XVI веков расположена в соседнем зале.
На втором этаже расположилась красивейшая коллекция скульптур греческой классики, украшением которой являются копии скульптур великого Мирона «Дискобол» и композиция «Афина и Марсий». Искусство Древнего Рима представлено слепками и отливками из бронзы старинных скульптур, отдельными элементами амуниции гладиаторов, предметами быта древних римлян, выполненных с помощью гальванопластики.
Скульптура итальянских мастеров XV века представлена копией фрагмента Баптистерия «Райские врата», уникальными панно и копией статуи великого Донателло «Святой Георгий». Отдельный зал на втором этаже Пушкинского музея посвящён творчеству знаменитого мастера эпохи Возрождения Микеланджело Буонарроти. Его творчество представлено копиями скульптур «Вакх», «Моисей», «Умирающий раб».
Особый зал на втором этаже посвящён творчеству великого нидерландского мастера картин Рембрандта. Посетителям представлены рисунки талантливого живописца, его офорты, здесь же находятся несколько полотен автора, среди которых «Портрет пожилой женщины», «Артаксеркс, Аман и Эсфирь», «Портрет старика». Отдельной экспозицией представлена коллекция картин других голландских живописцев того времени.

История Пушкинского музея
В конце XIX века Петербургская Академия художеств объявила конкурс на создание проекта здания для Музея изящных искусств имени императора Александра III. О подобной необходимости неоднократно упоминали такие известные в то время личности, как З.А. Волконская, К.К. Гёрц Н.В. Исаков и многие другие. Большинство участвовавших в конкурсе проектов были удостоены разного уровня наград, а окончательный выбор пал на молодого московского архитектора Романа Клейна.
По условиям конкурса, здание музея должно было быть построено в античном стиле, и проект Клейна этому вполне соответствовал. Музей обрёл вид античного храма с колоннадой на фасаде и стеклянной кровлей для обеспечения достаточного освещения залов второго этажа.
Для строительства в Колымажном переулке по указу Николая II было прекращено строительство училища, а земля была передана под возведение музея.
Закладка состоялась в августе 1898 года. На церемонии присутствовала императорская семья, ректор и профессорский состав МГУ, члены попечительской комиссии и другие почётные гости.
Основой для музея послужил Кабинет изящных искусств и древностей Московского университета, где были античные вазы, коллекция нумизматики, библиотека и скульптурные слепки.
В 1904 году в Музей изящных искусств на Волхонке были завезены первые экспонаты. Большую часть фондов музея заняло античное искусство, впервые здесь были представлены копии произведений Средних веков и эпохи Итальянского Возрождения, ставшие открытием для любителей искусства.
В 1911 году для музея за счёт государства была приобретена уникальная коллекция древнеегипетских артефактов (больше 6 тысяч предметов), собранная известным коллекционером В.С. Голенищевым. В эти же годы в музее появляются собрания дипломата М.С. Щёкина (итальянская живопись и декоративно-прикладное искусство) и Д.С. Хомякова (итальянская скульптура и европейская графика), а также собрание графа А.А. Бобринского (бронзовое литье XVIII-XIX веков).
Музей Александра III – это имя в то время носил нынешний Пушкинский, открыл свои двери для посетителей и гостей летом 1912 г. Он очень быстро приобрёл популярность и у обывателей, и у профессиональной публики.
Первые перемены, связанные со сменой власти в 1918 году, коснулись музея в 1923 г. Реорганизация музеев и перераспределение художественных ценностей касалось утраты музеем статуса учёного заведения, выведением его из подчинения МГУ и передачей в ведение государства.
В 1932 году музей переименовали, и он получил звание Государственного музея.
В честь А.С. Пушкина он назван в 1937 г. в год столетия со дня смерти великого поэта.
В военные годы большую часть музейных фондов удалось эвакуировать в Соликамск и Новосибирск. Само здание музея пострадало от авиа налетов и бомбардировок. Реконструкция началась в 1944 году, а в 1946 музей уже заработал.
В 1950-е годы деятельность музея приобретает небывалый размах, в 1955 г. здесь проходит выставка произведений из Дрезденской галереи, а через несколько лет – из музеев ГДР
За всю историю здесь прошло больше полутора тысяч выставок, где были показаны произведения искусства как из собственных музейных фондов, так из множества других отечественных и зарубежных собраний
Сейчас в собрании музей находится более 700 тысяч экспонатов. Здесь работают реставрационные мастерские, открыта Научная библиотека.
Режим работы Пушкинского музея
Главное здание Пушкинского музея является памятником архитектуры. Оно открыто для посетителей каждый день, исключая понедельник. Во вторник, среду и в выходные дни музей работает с 11.00 до 20.00, в четверг и пятницу — с 11.00 до 21.00. Дети до 16 лет проходят бесплатно, есть льготы для студентов и пенсионеров. Для многодетных семей предусмотрено бесплатное посещение по вторникам и в первое воскресенье каждого месяца.
Билеты можно приобрести в день посещения непосредственно в кассах музея, есть возможность заранее купить билет онлайн на официальном сайте. Во время посещения следует соблюдать установленные правила. В залах музея запрещено делать фотографии и проводить видеосъёмку с использованием вспышки, штатива и специальной палки для селфи. При входе в музей нужно отключить мобильные устройства.
Запрещено посещать музей лицам, которые находятся в состоянии алкогольного опьянения, нельзя проносить в залы цветы, различные напитки и еду, мороженое, трогать руками уникальные полотна и скульптуры. Сумки, пакеты и зонты, большие рюкзаки и коробки можно временно оставить в камере хранении, расположенной при музее. Запрещено громко шуметь и бегать по залам. Особенно это касается детей.
