Мосты санкт-петербурга

Большой Обуховский мост

Какую прогулку лучше выбрать? Цены на водные экскурсии

Выбор ночной прогулки по разводным мостам Санкт-Петербурга зависит от ваших интересов и предпочтений. Чтобы выбрать прогулку, нужно учитывать несколько ключевых моментов. Во-первых, определитесь с вашими интересами. Если вам важна романтика и атмосфера ночного города, выбирайте вечерние и ночные экскурсии, такие как “Романтика Белых ночей”. Для тех, кто интересуется историей и архитектурой, подойдут туры с рассказами о строительстве мостов, например, “Архитектурное наследие на воде”

Если вас привлекают городские легенды и мифы, обратите внимание на экскурсии вроде “Мосты и легенды Петербурга”

Во-вторых, учтите, сколько времени у вас есть. Если времени мало, выбирайте короткие прогулки на развод мостов по Петербургу, которые длятся около часа. Если у вас есть больше времени, выбирайте длительные экскурсии, которые могут занять 2-3 часа и более.

Комфорт тоже важен. Проверьте, какие услуги предлагаются на борту судна: есть ли аудиогид, бар или ресторан. Убедитесь, что судно комфортное, с крытыми зонами на случай дождя и удобными сиденьями.

Чтение отзывов других туристов поможет вам лучше понять, что ожидать от экскурсии. Узнайте, что люди говорят о качестве экскурсии и уровне сервиса.

Сезонность и погода играют важную роль. Летом и в период белых ночей экскурсии особенно популярны, поэтому лучше бронировать билеты заранее. Также не забудьте проверить прогноз погоды на день экскурсии.

Цены на водные экскурсии в Санкт-Петербурге зависят от нескольких факторов:

  • Длительность экскурсии: Короткие прогулки на развод мостов в Питере (1-1,5 часа) обычно стоят дешевле, чем более длительные туры.
  • Тип судна: Комфортабельные катера и яхты с дополнительными удобствами (бар, ресторан, аудиогид) будут стоить дороже.
  • Сезонность: В летний туристический сезон, особенно в период белых ночей, цены могут быть выше.
  • Программа и услуги гида: Экскурсии с профессиональным гидом могут быть дороже. Также влияют дополнительные услуги, такие как музыка или фуршет на борту.
  • Популярность маршрута: Экскурсии по популярным маршрутам обычно дороже.

Красный мост

Кратко: мост, который дал второе название торговому дому «С. Эсдерс и К. Схейфальс»Через что перекинут: река МойкаКакие достопримечательности рядом: Александровский садБлижайшая станция метро: «Адмиралтейская»Авторы проекта: Вильям ГестеГод постройки: 1717
Фото: Olgysha / ShutterstockВ Санкт-Петербурге есть три моста, окрашенных в разные цвета: красный, синий и зелёный. Один из них — красный — находится рядом со зданием, где раньше располагался торговый дом «С. Эсдерс и К. Схейфальс».Произносить название этого универмага было сложно, поэтому он получил второе имя — «У Красного моста», или Au Pont Rouge

И до сих пор он известен под этим названием.Это обычный металлический арочный мост, но он привлекает внимание своим цветом. Мне нравится гулять по нему на рассвете или на закате: отсюда открывается прекрасный вид на Мойку и здание универмага, выполненное в стиле модерн, с башенкой и шпилем.Интересно, что когда идёшь по мосту, видны только красные перила

Но если посмотреть на него с воды, например, во время экскурсии на катере, заметно, что он действительно полностью красного цвета.

Пикалов мост

Кратко: мост, с которого можно увидеть шесть других мостовЧерез что перекинут: канал ГрибоедоваКакие достопримечательности рядом: Никольский соборБлижайшие станции метро: «Сенная», «Спасская», «Садовая», «Технологический институт»Авторы проекта: неизвестенГод постройки: 1785
Фото: Shevchenko Andrey / ShutterstockС Пикалова моста открывается прекрасный вид на Могилёвский, Красногвардейский, Ново-Никольский, Смежный, Старо-Никольский, Кашин и Торговый мосты. В народе это место называется Семимостьем.Мост украшают гранитные обелиски с фонарями на фигурных пьедесталах. На сайте «Мостотреста» можно прочитать, что Пикалов мост — единственная переправа в этой части города, которая сохранила свой исторический облик с 1780-х годов.Интересно, что Семимостью тоже приписывают способность исполнять мечты. Говорят, что если встать на Пикаловом мосту и загадать желание, поворачиваясь по часовой стрелке, то оно обязательно сбудется. Для усиления магического эффекта сюда приходят седьмого числа любого месяца в семь часов вечера.

Дворцовый мост

Кратко: самый известный мост Петербурга

Через что перекинут: река Нева

Какие достопримечательности рядом: Дворцовая площадь, Зимний дворец, Адмиралтейство, Ростральные колонны

Ближайшая станция метро: «Адмиралтейская»

Авторы проекта: Андрей Пшеницкий, Роберт-Фридрих Мельцер

Год постройки: 1916
Фото: Hu Chen / UnsplashЭто самый известный и узнаваемый мост Санкт-Петербурга. Его изображение часто можно увидеть на коробках конфет и магнитах с видами города. С этого моста открывается великолепный вид на Петропавловскую крепость, знаменитые Ростральные колонны и роскошный Зимний дворец.Мост был открыт в 1916 году во время Первой мировой войны. Однако богатая отделка моста — кованые перила и фонари — появилась позже. Чугунная решётка со звёздами и флагами была установлена уже в советское время, в 1939 году.Дворцовый мост — один из семи разводных мостов через реку Неву. Он разводится дважды за ночь, и поднятые вверх крылья центрального пролёта стали одним из символов города. Летними ночами здесь собираются огромные толпы туристов, чтобы увидеть это зрелище. Разводной пролёт моста — один из крупнейших в мире, его ширина составляет 56,5 метра.Интересный факт: летом в Санкт-Петербурге действует проект «Поющие мосты». Когда разводят Дворцовый мост в ночь с пятницы на субботу и с субботы на воскресенье, звучит классическая музыка. Её передают через системы оповещения о чрезвычайных ситуациях.

Мосты, рассекающие реку Неву

Дворцовый мост — один из самых известных мостов в Петербурге, который соединяет Дворцовую площадь и Васильевский остров. Этот мост является основным водной переправой по Неве и имеет великолепный вид на Зимний дворец и Эрмитаж.

Троицкий мост — арочный мост, соединяющий Петроградскую сторону и Васильевский остров. С его помощью можно увидеть прекрасные виды на Петропавловскую крепость и Зимний квартал.

Благовещенский мост — это базарный мост, который соединяет Васильевский остров и Троицкий остров. Этот мост является пешеходным проходом и славится своей архитектурой и разнообразными магазинами.

Лейтенант Шмидта мост — висячий мост, названный в честь русского моряка Н.Е. Шмидта. Он соединяет Троицкий и Петроградский острова и является одним из самых высоких мостов в городе. С его помощью можно любоваться прекрасным видом на Петропавловскую крепость и верхнюю часть Петроградской стороны.

Биржевой мост — единственный подъемный мост, разделяющий Адмиралтейскую часть города и Васильевский остров. Этот мост был построен в 1810 году и служит одной из главных транспортных артерий Санкт-Петербурга.

Эти мосты представляют собой не только важную инфраструктуру, но и красивые архитектурные сооружения, которые украшают город и создают впечатляющие панорамы Санкт-Петербурга.

Аничков мост

Кратко: мост с конями, один из символов Санкт-ПетербургаЧерез что перекинут: река ФонтанкаКакие достопримечательности рядом: Аничков дворец, Екатерининский сад, Александринский театр, музей ФабержеБлижайшие станции метро: «Невский проспект», «Гостиный двор»Авторы проекта: Петр КлодтГод постройки: 1841
Каждый турист, побывавший в Санкт-Петербурге, наверняка видел или проходил по этому мосту. Он находится на пути к главным достопримечательностям города.Этот мост знаменит скульптурной группой «Укрощение коня человеком». Четыре скульптуры изображают разные моменты укрощения: от того, как конь встаёт на дыбы, а человек лежит на земле, до полного подчинения животного. Два коня из четырёх подкованы. Считается, что эти фигуры служили указателями направления к кузницам, которые когда-то находились на месте современной площади Восстания.Интересный факт: по городской легенде, Клодт изобразил на гениталиях одного из коней лицо своего любовника. По другим версиям, это лицо Наполеона.

График развода мостов в Петербурге в 2024 году

Развод мостов

Любопытно было наблюдать, как прогулочные теплоходы, которые до этого момента хаотично колобродили по Неве, начинают группироваться около Дворцового моста. Он будет разведен первым. 

Нева к моменту развода начинает напоминать городской проспект, на которой образовалась пробка. Пока ждали начала развода мостов, я насчитал порядка 45 корабликов. Если представить, что на каждом находится в среднем по 20-30 человек, легко подсчитать, что развод мостов одновременно с нами будут смотреть порядка 1000 человек. Это только с воды. Если подсчитать общее количество зрителей, учитывая тех, кто находится на берегах и на крышах, то, думаю, развод мостов на Неве одновременно будут смотреть порядка 5000 человек.

Правда, я попал в самый пик сезона. Возможно, в более спокойные месяцы народу будет меньше. Самое удивительное, что это происходит на Неве каждую ночь с апреля по ноябрь. Даже сегодня (если на улице не зима), когда вы будете видеть свои первые сны, огромное количество народу уже собралось у Дворцового моста, чтобы насладиться видом, которого больше не увидишь нигде. Развод мостов действительно совершенно особое действие, одна из главных достопримечательностей Петербурга, увидеть которую стоит хотя бы раз в жизни.

Итак, время близится к самому ответственному моменту. Все теплоходы выстроились носом по течению. Некоторые находятся ниже моста, другие выше.

В зависимости от позиции теплохода, призовыми местами будут или корма или нос судна. К сожалению, мне не удалось оказаться в первых рядах на корме, поэтому снимать развод мостов пришлось с борта, вытягивая руки с фотокамерой в сторону. По этой причине в кадре присутствуют посторонние объекты. В следующий раз буду гораздо умнее. И вы имейте в виду: занять выгодную позицию на борту для наблюдения и съемки надо заблаговременно.  

Напряжение зрителей достигло предела. Все хотели обязательно заметить самые первые миллиметры движения “крыльев”. Вот и первые признаки. На будках по краям моста замигали синие проблесковые маячки, как на полицейских машинах. Вот прекратилось движение по Дворцовому мосту. В это время водители машин, которые буквально чуть-чуть не успели проскочить мост, начинают неистово ругаться, а многочисленные зрители на теплоходах и берегах восторженно щелкать своими фотоаппаратами. Некоторые в экстазе фотографируют мост со вспышкой. 

Как будто в ответ на эти световые сигналы подсветка моста начала мигать: по мосту пошли световые волны от центра к краям. Все указывало на то, что торжественный момент уже близок!

И вдруг… 

Пара советов по ночным экскурсиям

Ночные экскурсии по разводным мостам в Санкт-Петербурге — это один из самых впечатляющих способов познакомиться с городом. Вот несколько советов по наблюдению разводов мостов, которые помогут вам максимально насладиться этой уникальной прогулкой:

  1. Забронируйте заранее

Ночные экскурсии на развод мостов в Санкт – Петербурге очень популярны, особенно в летний период и во время белых ночей. Чтобы гарантировать себе место на борту, лучше забронировать билеты заранее. 

  1. Выберите правильное время

Прогулки проходят ночью, когда мосты действительно разводят. Учтите, что разные мосты разводятся в разное время, поэтому выберите экскурсию, охватывающие мосты, которые вы хотите увидеть. Также помните, что белые ночи в Санкт-Петербурге, когда солнце почти не заходит за горизонт, происходят с конца мая до середины июля. В это время особенно красиво и романтично.

  1. Одевайтесь по погоде

Ночные прогулки могут быть прохладными, даже летом, особенно на воде. Возьмите с собой теплую одежду и плед, чтобы не замерзнуть во время экскурсии. В непредсказуемую погоду также может пригодиться дождевик.

  1. Выбирайте комфортные туры

Проверьте, какие удобства предлагает тур. Некоторые экскурсии предлагают аудиогиды, музыку, бары и рестораны на борту. Узнайте заранее, что включено в стоимость тура, чтобы получить максимальное удовольствие от прогулки на развод мостов в Санкт – Петербурге.

  1. Читайте отзывы

Перед бронированием экскурсии обязательно прочитайте отзывы других туристов. Это поможет вам выбрать наиболее качественную и интересную экскурсию, избежать разочарований и неожиданных сюрпризов.

  1. Возьмите с собой фотоаппарат

Развод мостов — это захватывающее зрелище, которое стоит запечатлеть. Ночные виды Санкт-Петербурга, освещенные мосты и отражения в воде создают потрясающие фотокадры. Не забудьте взять с собой фотоаппарат или смартфон с хорошей камерой.

  1. Планируйте логистику

После окончания экскурсии может быть трудно добраться до отеля, так как общественный транспорт ночью ходит редко. Узнайте расписание ночных автобусов или такси, чтобы заранее спланировать свое возвращение.

Египетский мост

Кратко: мост со скульптурами сфинксовЧерез что перекинут: река ФонтанкаКакие достопримечательности рядом: Троицкий соборБлижайшая станция метро: «Технологический институт»Авторы проекта: Петр АрешевГод постройки: 1826
Фото: yosmoes815 / ShutterstockЕщё один мост, который поражает своей красотой, находится в стороне от туристических маршрутов. Когда я оказываюсь там, людей вокруг немного.Раньше на этом месте стоял цепной мост, построенный одновременно с Банковским и Львиным. Его оформление соответствовало названию: он был украшен орнаментами из иероглифов, колоннами и арками в египетском стиле, а также фигурами сфинксов, изготовленными на петербургском заводе.Однако первоначальный деревянный мост разрушился и упал в воду, оставив после себя только сфинксов. Позже был возведён новый мост, а к фигурам сфинксов добавили стилизованные торшеры-обелиски, украшенные позолоченными розетками, изображающими египетского бога солнца Ра.Интересно, что сфинксы на Египетском мосту — не единственные в Петербурге. Ещё две фигуры находятся на Университетской набережной, возле Благовещенского моста через Неву. Это древние статуи, привезённые из Египта.А на Воскресенской набережной, напротив бывшего следственного изолятора «Кресты», можно увидеть пару самых необычных петербургских сфинксов. У каждого из них голова наполовину представляет собой лицо девушки, а наполовину — череп. Эти фигуры были созданы известным художником Михаилом Шемякиным.

Львиный мост

Кратко: мост со скульптурами львовЧерез что перекинут: канал ГрибоедоваКакие достопримечательности рядом: остров Новая Голландия, Мариинский театрБлижайшие станции метро: «Сенная», «Спасская», «Садовая»Авторы проекта: Павел СоколовГод постройки: 1826
Фото: g_reg / ShutterstockЛьвиный мост был построен одновременно с Банковским. Эти два небольших пешеходных моста с деревянным настилом и скульптурами имеют много общего. Львиный мост украшают четыре чугунные статуи львов, внутри голов которых закреплены концы цепей.Согласно легенде, раньше на этом мосту часто проходили свидания. Рядом с мостом располагалась Императорская театральная школа, и молодые люди назначали встречи своим возлюбленным, будущим актрисам. Позже мост стал привычным местом встреч для горожан.Интересный факт: в Берлине, в парке «Большой Тиргартен», есть копия этого моста.

Львиный

Пешеходный Львиный мост соединяет Львиный переулок и Подьяческую улицу на разных сторонах канала Грибоедова. Построенный в 1826 году, до 1912 он назывался Мариинским и Театральным пешеходным. А еще его неофициально именовали «мостом свиданий»: рядом располагалось балетное училище, к которому ожидать любимых красавиц приходили молодые люди. Львы, расположенные по углам моста, сделаны из чугуна скульптором Соколовым. Говорят, что если потереть лапку одного из них и загадать желание, оно непременно сбудется.

Локтионова Евгения, CC BY-SA 4.0 <https://creativecommons.org/licenses/by-sa/4.0>, via Wikimedia Commons

Синий мост

Кратко: самый широкий мост ПетербургаЧерез что перекинут: река МойкаКакие достопримечательности рядом: Исаакиевский собор, Мариинский дворецБлижайшая станция метро: «Адмиралтейская»Авторы проекта: Вильям ГестеГод постройки: 1737
Фото: fornStudio / ShutterstockЭто самый широкий мост в Санкт-Петербурге — его ширина составляет 113 метров. Из-за своих размеров он может показаться частью дороги, но если присмотреться, то по обеим его сторонам можно заметить синие перила.Чтобы в полной мере оценить красоту этого моста, лучше всего рассматривать его с воды.Интересно, что рядом с мостом установлен столб, на котором отмечены уровни воды во время самых крупных наводнений в Петербурге: в 1824, 1903, 1924, 1955 и 1967 годах.

О рассадке за столами в ресторане

Эта информация важна только в том случае, если вы покупаете экскурсию на развод мостов на теплоход-ресторан “Астра”. Дело в том, что билеты продаются с местами за столиками. Я ездил один, поэтому мне было все равно – куда посадят, туда и посадят. Но те, кто ехали парами или целыми группами, иной раз оказывались за разными столиками. Конечно, администрация ресторана, как могла пробовала решить ситуацию, но лучше заранее побеспокоиться о том, чтобы сидеть рядом и не устраивать канитель с пересадками.  

 

Для этого надо сообщить менеджеру, который будет выдавать вам билеты на пристани, что вы едете вдвоем и хотите сидеть за одним столиком. 

Литейный

Шестипролетный мост, перекинутый через Неву — первый мост в Северной столице, освещенный электричеством. С начала строительства его сопровождает мистическая слава: дело в том, что место, на котором расположен Литейный мост, считалось наделенным магической силой. Здесь находился огромный валун, где в древние времена, возможно, приносились человеческие жертвы. Именно этим объяснялись трагические события при строительстве сооружения, во время которых погибли люди. До сих пор многие горожане верят, что мост притягивает самоубийц, поскольку открывает ворота в параллельный мир, вернуться из которого уже невозможно.

Перила Литейного моста украшают созданные по рисункам архитектора Рахау фантастические морские животные и русалки, у каждой из которой в руках герб города. Между прочим, на мосту в общей сложности целых 546 изображений герба.

Alex ‘Florstein’ Fedorov, CC BY-SA 4.0 <https://creativecommons.org/licenses/by-sa/4.0>, via Wikimedia Commons

Сколько стоит теплоходная экскурсия на развод мостов и как к ней подготовиться

Варианты есть разные. Цены варьируются от 700 рублей до 5000! В первом случае вы поедете в небольшом корытце с открытой задней палубой. В принципе, ничего не имею против этих посудин, но, по правде сказать, уже находясь на экскурсии, я очень порадовался, что взял билет подороже – на двухпалубный теплоход. Почему, расскажу по ходу повествования. За 5000 предлагаются индивидуальные экскурсии на катере. Если есть деньги, почему бы и не воспользоваться этим вариантом. 

Катер хорош по двум причинам: вокруг вас не будет множества незнакомых людей, никакой толкотни, суеты. Вы и ваша компания – полновластные хозяева посудины! К тому же, катер может плыть быстрее любого прогулочного теплохода и гарантировано займет наилучшую позицию у следующего моста, который только собирается разводиться.

У меня получился промежуточный вариант. Билет на двухпалубный теплоход-ресторан “Астра” стоил 1200 рублей. Программа называлась “Джаз под разводными мостами”. Не то, чтобы я был большим поклонником джаза, просто хотелось попасть на хороший теплоход. А “Астру” я уже знал – плавал на ней по маршруту “Парадный Петербург”. 

Экскурсия на развод мостов начинается поздно – в 23.50

Важно, чтобы к этому времени вы были не сильно уставшие. Вам предстоит долгая ночная прогулка (до 2.35 утра) и не менее увлекательная дорога домой

Так что отдохните перед поездкой, чтобы не уснуть за столиком в ресторане на борту и не проснуться тогда, когда теплоход причалит к пристани в конце маршрута 🙂

Помимо этого желательно ничего не планировать на первую половину следующего дня. Вам потребуется некоторое время, чтобы отоспаться после прогулки. Не стоит брать с собой на ночную экскурсию малолетних детей. Они устанут, начнут капризничать или вообще устроят зарево… в смысле, заревут. Это экскурсия для взрослых!

Туристическая популярность разводных мостов

Санкт-Петербург славится своей неповторимой архитектурой и великолепными видами

Одним из наиболее узнаваемых символов города стали его разводные мосты, которые привлекают внимание как местных жителей, так и туристов со всего мира

Разводные мосты Петербурга являются не только функциональными сооружениями, но и настоящими арт-объектами. Частые разводки мостов стали популярной туристической достопримечательностью, привлекающей множество людей. Ведь это зрелище, которое стоит увидеть хотя бы раз в жизни.

Каждый развод моста – это настоящее шоу. Разноцветные огни, звуки сирены, медленное поднятие моста – все это создает атмосферу волшебства и романтики. Такие моменты запоминаются на всю жизнь и оставляют незабываемые впечатления у посетителей города.

Кроме того, разводные мосты предлагают великолепные панорамы города и его достопримечательностей. Благодаря их разводке, можно полюбоваться потрясающими видами и сделать самые красивые фотографии. Мосты Володарский, Благовещенский, Тучков и другие становятся идеальными местами для наблюдения за ночным Петербургом.

Туристическая популярность разводных мостов только растет. Многие гиды включают прогулки по мостам в свои туры и рекомендуют туристам посетить эту уникальную достопримечательность. Красивые пейзажи, романтическая атмосфера и возможность увидеть необычное зрелище – все это делает разводные мосты непременным пунктом в программе каждого туриста.

Несколько слов о Неве и ее мостах

Нева – очень необычная река. Она вытекает из Ладожского озера и впадает в Финский залив. Имея длину всего 74 километра, она слывет одной из самых полноводных рек Европы. Из достоверных источников известно, что за одну секунду Нева “передвигает” через контрольную отметку порядка 2500 кубометров воды. 

Давайте попробуем мысленно наполнить этой водой обычные железнодорожные цистерны. Каждая из них вмещает примерно 64 кубометра. Следовательно, если разделить 2500 на 64 получаем 39 полных цистерн. Это в секунду! А сколько будет в час? А в сутки?

Давайте умножим 39 цистерн на 60 секунд, а потом еще на 60 минут. Получаем 140 400 цистерн. Это в час.

Потом умножим полученное на 24 и получим 3 369 600 цистерн. Такое количество порожняка потребуется, если мы решим собирать всю невскую воду в течение суток.

Теперь давайте попробуем представить, где закончится состав из стольких цистерн, если начинать, скажем, от Финляндского вокзала Санкт-Петербурга. Просто будем ставить цистерны одну за другой. Все 3 369 600 штук. Как вы думаете, до куда он дотянется? До Москвы, до Новосибирска?

Нет! Он дотянется до… Санкт-Петербурга!

Вы не поверите, но состав получится настолько длинный, что будет опоясывать весь земной шар (по прямой) и вернется в ту же самую точку. Не верите? Давайте считать вместе. Длина обычной железнодорожной цистерны – 12 метров. Умножаем на нее количество цистерн и получаем: 40 435 200 метров. 

Теперь переведем это в километры и получим длину состава  40 435 километров. Это как раз примерная длина земного экватора! И это всего лишь то количество, которое Нева переносит за сутки! 

Теперь о мостах. В пределах Санкт-Петербурга их 342! А с пригородами – около 800! И это не считая тех, что находятся на территории промышленных предприятий. Разводными являются всего 13 мостов. 

Наверняка вы знаете, что мосты в Петербурге разводятся не только для потехи туристов, но и для того, чтобы большие суда могли пройти вверх и вниз по реке. Ведь под опущенными пролетами они никак не протиснутся!

Помимо этого, стоит иметь в виду, что мосты разводятся не когда это вздумается операторам, а строго по расписанию. Это происходит даже если в фарватере нет ни одного судна, которое нужно пропустить.

Естественно, что машины по разведенным мостам проехать не могут, поэтому все водители Санкт-Петербурга должны знать, когда и какой мост будет разведен. Иначе придется стоять у поднятого “крыла”. По этой причине мосты разводят именно по ночам, когда движение по улицам становится не таким интенсивным. Если бы развод произошел днем, Санкт-Петербург встал бы в одну огромную пробку.

Сампсониевский мост

Сампсониевский мост перекинут через Большую Невку Санкт-Петербурга и соединяет собой улицу Куйбышева на Каменном острове с Финляндским проспектом на Выборгской стороне.

Сначала, в 1784 году, здесь существовал наплавной мост, который именовался Выборгским. В 1847 году на месте старого сооружения возник новый, деревянный тринадцатипролетный мост. В 1908 году по проекту профессора Инженерной академии Кривошеина вместо деревянного моста было возведено новое, металлическое сооружение.

В 1918 году, по законам революционного времени, Сампсониевский мост был переименован в мост Свободы. Новая перестройка моста случилась в 1937 году, в ходе которой на нем был установлен новый металлический разводной пролет.

В 1955-1958 годы мост был вновь переделан, после чего он стал пятипролетным, сварным металлическим и заполучил двукрылый разводной пролет. Длина нового моста составила 212 метров, что на 30 метров меньше прежнего, 150 лет назад сооруженного моста. Зато по ширине современный мост заметно расширился и с первоначальных 13 метров «пополнел» в два раза, до 27-ми.

Разводка Дворцового моста начинается

Если не следить за мостом самым пристальным образом, вы можете легко пропустить самое начало движения крыльев. С большого расстояния это такой же неуловимый момент, как если бы вы решили с закрытыми глазами заметить, как поезд Сапсан трогается с места.

В миг, когда крылья моста медленно и плавно поползли вверх, из динамиков нашего теплохода грянула торжественная музыка. И народ, что называется, “повелся”. Я сам видел, как несколько человек стояли со слезами на глазах! Сочетание завораживающего зрелища, вида ночной реки и особой музыки создало совершенно невероятную атмосферу. Ради этого грандиозного и величественного момента стоит обойтись без сна и потратить деньги на экскурсию. 

Такой же подъем царил и на берегах. Мы не слышали этого, но говорят, что развод моста обычно сопровождается радостными криками, визгом восторга и аплодисментами.

В те минуты, когда подсвеченные крылья моста ползли вверх, я мысленно поздравлял себя с тем, что не поддался соблазну просто прийти домой и завалиться спать. Такое зрелище нельзя пропустить ни в коем случае! Тут же я поклялся себе, что в следующий раз, когда приеду в Санкт-Петербург с семьей, обязательно свожу их на такую же экскурсию!

По степени воздействия она сопоставима с великолепным днем, который мы когда-то провели в Петергофе! Конечно, мне придется использовать весь свой дар убеждения, возможно, посулить подарки шестилетнему сыну и своей жене. Но я абсолютно уверен, что зрелище, свидетелями которому мы станем, будет дороже подарков! Безусловно, это стоит увидеть хотя бы раз в жизни!

Подъем крыльев продолжается целых пять минут. Но вдруг, не дожидаясь окончания процесса, наш теплоход взревел двигателем и начал стремительно удаляться от Дворцового моста. Его примеру последовали остальные суденышки. Началась почти что эпическая гонка по Неве.

Одновременно на берегах тоже обозначилось какое-то оживление. Взревели двигателями мотоциклы, по набережной помчались велосипедисты. Некоторые пешие туристы направились быстрым шагом вверх по реке. Кто-то побежал бегом. Все указывало на то, что сейчас там будет что-то интересное.

Музыка в динамиках нашего теплохода сменилась. Если ранее она была величаво-торжественная, то теперь это было нечто стремительное, влекущее вперед. В этот момент я еще раз порадовался, что не повелся на предложения уличных зазывал. Иначе сейчас шлепал бы вон в том маленьком корыте, которое безнадежно отстало от нас – флагманского судна гонки.

Куда это все так устремились? Неужели капитаны невских посудин решили просто проверить, у кого “тяга” лучше? Готов поспорить, вы уже догадались! Через 10 минут после начала развода Дворцового, поднимается пролет Троицкого моста. Увы, за 6-7 минут даже наше большое и мощное судно не успело занять нужную позицию для наблюдения. Мост начал разводиться без нас.

Здесь мне, да, наверное, и не только мне, пришлось испытать удивление. Уж не знаю почему, но я считал, что все мосты разводятся так же, как и Дворцовый: путем подъема в разные стороны двух крыльев центрального пролета. Каков же был шок, когда мы увидели, что у Троицкого моста поднялся самый крайний пролет. Тот, что выходит на Марсово поле.

По сравнению с крыльями Дворцового моста, поднявшийся пролет выглядел огромным. Если бы он поднялся в другую сторону, весь мост издали очень напоминал бы крокодила, раскрывшего пасть. Именно здесь, у левого берега Невы проходит фарватер для больших глубокосидящих морских судов.

Постояв у Троицкого моста и дав нам возможность насладиться зрелищем окончания развода, наш теплоход снова бросился вперед. Оставляя позади маленькие прогулочные посудины, он легко вырвался вперед, позволив нам любоваться еще одним грандиозным зрелищем: разводом Литейного моста.

Вот тут мы успели как раз вовремя и смогли проследить процесс с самого начала. Правда, по незнанию я немного оконфузился. Не знал, за каким пролетом следить. После выходки Троицкого моста, я уже был готов к любым неожиданностям. Оказалось, Литейный разводится так же. Его пролет выглядит более строго. Никаких вензелей и финтиклюшек. 

Наконец мы достигли самого последнего моста на маршруте – Большеохтинского. Хоть мы и не имели удовольствия наблюдать за его разведением, все равно получили удовольствие от необычного вида. Мост разводится так же, как и дворцовый – средний пролет разделяется надвое. Особый шарм Большеохтинскому мосту придают красивые металлические конструкции в виде арок.

Лирическое отступление, необязательное для прочтения

Давайте остановим время на несколько секунд, чтобы подумать вот о чем. Мы, зрители, видим лишь то, что нам дозволено увидеть. Но ведь есть особые люди, работа которых как раз и заключается в том, чтобы разводить и сводить мосты Санкт-Петербурга. Поскольку мосты разводят только ночью, операторы работают только в ночные смены. 

Вес каждого крыла Дворцового моста – 1000 тонн. На каждом крыле есть противовес, вес которого 1500 тонн. Оператор находится в специальном помещении, где имеется пульт управления крыльями моста. Еще один оператор сидит в такой же будочке на противоположном конце моста. Там уже нет “кнопок”. Второй оператор просто контролирует процесс.

Развод моста выполняется всего одной кнопкой, как и наводка. Да, обратный процесс так и называется “наводка”. Есть же фраза “наводить мосты”. Вот и здесь их “наводят”, когда приходит время.

Когда-нибудь постараюсь попасть на особую экскурсию, где можно увидеть процесс изнутри глазами оператора. Ну а пока…

Отзыв об экскурсии на развод мостов

  1. По моему скромному мнению, эта экскурсия должна обязательно быть включена в программу осмотра достопримечательностей Санкт-Петербурга.
  2. Брать билеты нужно заранее, а не в последний момент у зазывал на пристани. 
  3. Предварительно стоит посмотреть на прогноз погоды.
  4. Надо выбирать хороший современный теплоход типа “Астра” или “Пальмира”. Билеты там чуть дороже, зато не придется шлепать по волнам в маленьком допотопном корыте.
  5. С собой надо взять какой-нибудь перекус.
  6. Не забудьте теплую одежду. Даже если на улице стоят жаркие летние деньки. Обязательно возьмите головной убор, который крепко сидит на голове. Иначе его может сдуть за борт.
  7. Лучшее время для экскурсии на развод мостов – середина июня. Это время белых ночей.
  8. Внимательно следите на положением вашего корабля в фарватере, чтобы занять наилучшее место на палубе.
  9. Днем перед экскурсией постарайтесь найти время, чтобы поспать пару часиков. 
  10. Не заказывайте обильный ужин в ресторане на борту – потянет в сон, да и кошелек похудеет.
  11. Самые лучшие места для обзора – на верхней открытой палубе. 
  12. Не надейтесь на свой смартфон. Возьмите с собой фотоаппарат. Чем он лучше, тем более качественные снимки вы получите.
  13. Возьмите с собой портативное зарядное устройство. Аккумулятор фотоаппарата на холоде садится быстрее, чем в тепле. Возможно, потребуется подзарядка.
  14. Лучше ехать вдвоем или компанией, чем одному.
  15. Приготовьтесь после экскурсии ждать момента открытия метро или заготовьте деньги на такси до дома. 

На этом позвольте закончить. Лично я остался очень доволен экскурсией, хотя и пришел домой только под утро, уставший как собака. Но главное было сделано – я увидел развод мостов в Петербурге своими собственными глазами, а не по телевизору или на фото. Поверьте, это далеко не одно и то же. Надеюсь, у вас будет шанс убедиться в этом лично. 

  • Назад

  • Вперёд

Большеохтинский

Металлический разводной мост через Неву соединяет центр города и район Малая Охта. Он был построен в 1911 году, вопреки активным протестам паромщиков, заламывавшим цены за переправу. Схожестью Большеохтинского моста с Тауэрским, а индустриальных пейзажей Петербурга с лондонскими воспользовались создатели кинокартины «Приключения Шерлока Холмса и Доктора Ватсона. Сокровища Агры»: именно здесь снимались ключевые сцены фильма. К слову, о сокровищах: существует легенда о том, что одна из заклепок переправы сделана из чистого золота. Кстати, по конструктивному решению к Большеохтинскому близок еще один красивый петербургский мост — Финляндский железнодорожный, который также является разводным.

Неразводные мосты через каналы и притоки

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации