Откуда пошло название города Александров
Историки до сих пор не могут прийти к единому мнению относительно происхождения названия города. Так, краевед Н.С.Стромилов (1842-1895) выдвинул три версии. Согласно первой из них, прежде это поселение носило название Новая слобода, однако в XV веке его переименовали в Александровскую, чтобы отличать от другой Новой слободы, расположенной в 5 верстах от нее.
По другой версии, здесь мог стоять станом князь Александр Невский, когда навещал своего отца в Переславле-Залесском. В XIII веке здесь было заложено селение Александровское. Однако до настоящего времени нет документов, которые бы подтверждали эту версию.
Еще одна версия связывает название слободы с именами ее владельцев. Так, в XV веке этими землями владел князь Александр Иванович Ростовский, по прозвищу Хохолок (умер до 1474 года), праправнук Ивана Калиты (ок. 1283 – 1340 или 1341). При князе Юрии Дмитриевиче землями рядом с Александровской слободой владел боярин Александр Владимирович.
В конце XV – начале XVI века хозяином слободы был Александр Иванович Старков. Согласно писцовым книгам 1506-1510 года, его брат Алексей получил в наследство слободу и переименовал ее в Александровскую.
Собор Рождества Христова
Город Александров.
Деревянный храм на месте, где ныне возвышается Рождественский собор, был построен, вероятно, ещё при Иоанне Грозном. В 1627 г. в писцовой книге на посаде показаны две церкви, стоявшие рядом, -Рождества Христова и Николая Чудотворца. В 1653 г. к Никольскому храму пристроен придел Пророка Илии и Иоанна Предтечи. В писцовой книге 1675 г. «в Слободе за рекою Серою погост, а на погосте церковь Рождества Христова рублена клецки с трапезою, алтарь рублен в четыре стены, круг церкви паперти… В церкви три окошка красных, а в них три окончины слюдяных».
Вместо двух деревянных церквей на Царской горке в 1696 г. «мирским иждивением и государевыми щедротами при бытности в той слободе государевых вотчин дворцового прикащика Якова Ладогина» построен каменный храм Рождества Христова с приделом Святителя Николая Мирликийского.
В 1744 г., Александровскую Слободу посетила императрица Елизавета Петровна (1709-1762). Из Троице-Сергиева монастыря – как писал Н.С. Стромилов – «в огромной линее (карете поставленной на полозья) с местами и столом внутри, обитой зеленым сукном, с пышной свитой, в составе которой её сопутствовали: преосвященный архиерей Крутицкий Платон (в 1742 г. на Крутицкую кафедру вступил епископ Платон (Малиновский, в 1732 г. он, член Святейшего Синода и архимандрит Костромского Ипатьевского монастыря, был предан суду за обвинение архиепископа Феофана (Прокоповича), автора «Духовного регламента» в ереси, при допросе в Тайной канцелярии его подвергали пыткам, уволили из членов Синода, лишили сана и монашества и под именем Павла Малиновского сослали навечно в Сибирь, в Иркутске он был учителем архиерейской школы. 28 апреля 1740 г., по хадатайству епископа Иннокентия Иркутсткого ему возвращен сан. 19 сентября 1742 г. архимандрит Платон возведен во епископа Сарского и Подонского, с 1748 г. – архиепископ Московский) Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрит, известный впоследствии её любимец, Арсений Могилянский (1704-1770, придворный проповедник, архиепископ Переславский), наместник его в Лавре, вероятно, Феодосии Янковский, счастливец А.Г. Разумовский, Воронцов и прочий случайный люд её великолепного двора и начинающегося царствования.
Неподалёку от собора стоит дом благоукрасителя храма Алексея Михайловича Первушина (1833-1902), пожертвовавшего оклад к иконе Божией Матери «Благодатное Небо»). В 10 лет он остался сиротой, воспитывался в семье Барановых, был приказчиком. Весьма осведомленный по долгу службы (выдача кредитов) во внутрисемейных отношениях владельцев прядильно-ткацких мануфактур, Н.А. Варенцов писал, что после выхода Асафа Баранова половиной капитала из «Товарищества братьев Барановых» вдова другого брата, Александра, Елизавета Александровна была вынуждена обратиться за помощью к московскому миллионеру Л.Г. Кнопу. Он купил у неё на миллион рублей паев и сделался в товариществе директором. Первушин понравился ему своими докладами обо всём, что делается в товариществе, и Кноп сделал его членом правления, после чего Первушин перестал считаться с хозяйкой. Когда сын Барановой окончил университет и захотел работать в семейном деле, она потребовала, чтобы вместо Первушина директором был избран её сын. Кноп был против и грозил продажей своего пая, но Баранова проявила твёрдость, её сын был избран. Первушина Кноп устроил в товарищество Переславской мануфактуры, где Первушин был директором – распорядителем.
Конец ознакомительного фрагмента.
Как добраться до Александрова
На автомобиле:
- Из Москвы по М8 до Двориков, затем по Р75, 110 км.
- Из Ярославля по М8 до Двориков, затем по Р75, 190 км.
- Из Владимира по М7, затем по Р75 через Кольчугино, 120 км.
На электричке:
- Из Москвы с Ярославского вокзала — каждый час, в пути 2—2,5 часа (около 25 электричек в день). Также курсирует экспресс с остановками в Пушкино и Сергиевом Посаде (время в пути 1:30—1:45 минут). В Александрове останавливаются многие поезда дальнего следования.
- Из Ярославля – 3-5 электричек в день, поезда дальнего следования.
- Из Иванова — 1 пригородный поезд в день.
- Из Владимира – до Орехово-Зуево, откуда на Александров идет 6 электричек в день.
- Из Дмитрова — 4 электрички в сутки.
На автобусе:
- Из Владимира 8 автобусов в день.
- Из Москвы (от метро ВДНХ) 12 автобусов в день.
Сайт “Дорогами Срединного Пути”, 2009-2023. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.
Когда начинается служба в храмах Александрова
Чтобы узнать, во сколько открывается церковь, нужно обратиться в лавку, торгующую церковными принадлежностями (свечами, иконами, крестиками, книгами и пр.). Также эту информацию можно получить от прихожан, регулярно посещающих религиозное заведение, или прочитать расписание на официальном сайте либо на табличке, которую часто размещают на территории храмового комплекса.
Утренняя служба
Посещать церковь Александрова можно в любое время, исходя из графика ее работы. Если вы планируете прийти с утра, заранее уточните, какое время отведено для исповеди. Довольно часто на исповедь отводится время до начала богослужения (где-то за полчаса). В большинстве храмах таинство исповеди приходится на вечер субботнего богослужения, а в воскресенье служится Литургия. Поэтому желающие причаститься должны прийти на вечернее богослужение в субботу.
Начало утренней службы в большинстве храмов — 07:00 — 07:30 утра. Ворота храма для прихожан открываются за 10-15 мин. до службы. Богослужение утреннего хода включает в себя утреню, первый, третий, шестой час, причастие и проповедь священника.
Исключение составляет светлый день Пасхи, когда утреннее богослужение может быть проведено значительно раньше (в 04:00, 05:00 часов). Накануне Пасхи двери храмов открывают в 22:00 или в 23:00 часа, чтобы прихожане вместе со священнослужителями могли ликовать «Христос Воскресе!» в момент наступления полночи и получать благословение с окончанием Великого поста.
Вечерняя служба
16:00 часов — это время, когда начинается вечерняя служба в церкви. Время может меняться в соответствии с церковными праздниками и Правилами проведения богослужений, администрированием которых занимается настоятель храма.
На нашем сайте можно узнать, во сколько начинается служба сегодня в храме. Для этого в списке выше выберите название храма Александрова. Если церковь сельская, то здесь богослужение проводится не каждый день, а только по престольным праздникам. За подробной информацией лучше обращаться к священнику (настоятелю) церкви.
Точное время, во сколько начинается вечерняя служба, указывается на сайте религиозного заведения. На время проведения могут повлиять такие факторы, как:
- Время года. В зимнее время быстро темнеет из-за короткого светового дня, поэтому вечернюю службу переносят на более ранний срок. В летнее время служба проводится, начиная с 16:00 часов и позже.
- Часовой пояс. Некоторые приходы идут навстречу прихожанам, которые проживают в холодных регионах страны, в районах Крайнего Севера. Здесь сильно холодает после захода солнца, и в погожие дни температура снижается до -20°С.
- Особенность прихода. Городские храмы проводят намного больше служб, чем сельские.
- Наступление великих церковных праздников, к которым относится Пасха, Рождество Христово, Крещение Господня и т.д. В храмах проходят службы в разное время: и в полночь, и рано утром (в 05:00 часов).
Церковь в александрове на площади
Адрес: город Александров, 601600, Соборная площадь, 1 Тел: +7 (244) 25604 ______________________________________________________ Настоятель: епископ Иннокентий (Яковлев) духовенство: иеромонах Даниил (Колесников) протоиерей Андрей Устюжанин иерей Алексий Ануфриев иерей Виталий Ярмулик иерей Антоний Чуть иеродиакон Арсений (Берсенев) диакон Георгий Завильский

История собора Рождества Христова уходит корнями в 990 г., когда на месте, которое тогда называлось Никольский погост, был построен первый деревянный храм на Александровской земле – церковь Николая Чудотворца. Постепенно здесь расширялось славянское поселение и распространялось христианство. Во второй половине XI в. к востоку от Никольского погоста была построена деревянная церковь Рождества Христова, а само поселение стало называться Рождественским. Постепенно, по мере развития великокняжеской Новой Александровой слободы, село стало сливаться с ней, и фактически церковь оказалась на территории Александровского посада.
Пережив немало испытаний вместе с историей Слободы, деревянная церковь Рождества Христова перестраивалась не менее восьми раз. Параллельно перестраивался и расположенный неподалеку деревянный Никольский храм. В 1649 г. после очередного подновления и расширения рядом с ними поселились первые монахини будущего женского Успенского монастыря. Позднее они перешли в Успенский храм на территории бывшего Государева двора.
В 1687 г. на службах в церквях Рождества Христова и Николая Чудотворца побывали братья-царевичи, Иоанн Алексеевич и Петр Алексеевич Романовы. По указу Петра I в 1696 г. вместо двух деревянных храмов был построен один каменный Рождественский собор с Никольским приделом.
Основная часть собора – высокий одноглавый четверик, с широким световым барабаном и мощным шлемовидным куполом – отражал традиционные мотивы древнерусского белокаменного зодчества Владимирской земли. Стены имели аркатурно-колончатый декор, который зрительно увеличивал высоту здания. Верхняя часть фасадов была отделана поясом из крупных кокошников, которые придавали зданию нарядность.
В первой половине XIX в. собор Рождества Христова достраивался на пожертвования александровских купцов Барановых. В 1829 г. Ф.Н. Баранов построил каменную колокольню, вместо деревянной. В 1847 г. его дело продолжил сын, И.Ф. Баранов, который на свои средства расширил храм, заново построив северный придел во имя Николая Чудотворца и южный придел во имя Архистратига Михаила. Пристроенные части здания были выдержаны в модном в то время стиле ампир, что особенно было выражено в оформлении главного входа соединенным со стеной портиком и треугольным фронтоном. Храм отличался внушительными размерами и вмещал все православное население города и близлежащих деревень.
В годы советской власти собор был закрыт, церковное имущество и библиотека – национализированы. В 1929 г. были снесены колокольня и глава храма. Здание переоборудовали под оперный театр, а затем – клуб. До 1990 г. здесь поочередно размещались хлебзавод, дом художественного творчества, центр культуры ВНИИСИМСа.
В 1990 г. собор Рождества Христова был возвращен верующим, и началось его восстановление. К 2002 г. был заново надстроен барабан с куполом. В 2005 г. в соборе было завершено восстановление центрального иконостаса и установлены иконостасы в приделах храма. Помимо собора, в церковный комплекс вошли простое кирпичное двухэтажное здание богадельни, построенное в третьей четверти XIX в., и современная ей одноэтажная сторожка у южного фасада собора.
Освящение всего собора состоялось в 2013 г. В этом же году была создана Александровская епархия в составе вновь образованной Владимирской митрополии. Храм Рождества Христова стал кафедральным собором Александровской епархии.
Расписание и богослужения
Расписание и богослужения в православном храме зависят от конкретной церкви и ее духовного руководителя. Однако, в большинстве храмов соблюдается примерное расписание богослужений. Вот некоторые из них:
- Утренняя служба (утренняя молитва) — это первое богослужение дня и обычно начинается рано утром, примерно в 6 часов. Во время утренней службы читаются псалмы, пения и молитвы.
- Литургия — основное богослужение православной церкви. Оно проводится во время святого причастия, обычно в воскресенье и в дни основных праздников. Литургия включает чтение Евангелия, проповедь священника, освящение хлеба и вина и причастие верующих.
- Вечерняя служба (вечерняя молитва) — проводится вечером, после рабочего дня. Во время вечерней службы читаются псалмы, молитвы и пения. Она является завершающим богослужением дня.
- Панихида — это памятная служба, которая проводится в честь усопших. Она может быть проведена в любое время по запросу родственников или друзей усопшего.
Важно отметить, что расписание может меняться в зависимости от сезона и особых дат, таких как Великий пост, Пасха и Рождество
Правила поведения
При посещении православного храма, следует соблюдать определенные правила поведения. Вот некоторые из них:
- Одежда: Женщины должны носить платок или шляпу, а мужчины — головной убор. Обычно рекомендуется носить скромную одежду, покрывающую плечи и колени.
- Вход: При входе в храм, следует перекреститься и встать перед иконой, чтобы поклониться. Также рекомендуется взять свечу и поставить ее перед иконой.
- Молитва: Во время богослужения, следует участвовать в молитвах и пениях, следуя указаниям священника.
- Поведение: В храме необходимо сохранять тишину и спокойствие. Нельзя разговаривать громко или использовать мобильные телефоны.
Архитектурные особенности собора Рождества Христова и его интерьер
В наши дни величественный собор имеет главный Христорождественский придел. Южный и северные приделы пока не используются в полном объеме. С западной стороны, там, раньше находилась колокольня, к зданию пристроены дополнительные помещения для церковных нужд. Здесь, в частности, расположена крестильня.

Основной объем собора перекрыт изящным парусным сводом, выше которого расположен мощный барабан и луковичная главка. Трапезную завершают три сферических свода, покрытые двухскатной крышей со стропилами.
Внутри храм очень просторный – здесь много воздуха и света, а также прекрасная акустика. В соборе установлен красивый позолоченный пятиярусный иконостас, но отштукатуренные белые стены пока не расписаны.
Территория вокруг собора ухожена. Отсюда открывается отличный вид на окрестные кварталы Александрова, долину речки Серая и территорию кремля. В 2013 году возле храма установили памятник святому благоверному князю Александру Невскому.




