Full WHOIS Lookup
% By submitting a query to RIPN’s Whois Service% you agree toabide by the following terms of use:%http://www.ripn.net/about/servpol.html#3.2 (in Russian)%http://www.ripn.net/about/en/servpol.html#3.2 (inEnglish).domain: DIVEEVO-MONASTYR.RUnserver:ns1.spaceweb.ru.nserver: ns2.spaceweb.ru.nserver:ns3.spaceweb.pro.nserver: ns4.spaceweb.pro.state:REGISTERED, DELEGATED, UNVERIFIEDorg: Holy Trinity SaintSeraphim-Diveevo monasteryregistrar: REGRU-RUadmin-contact:http://www.reg.ru/whois/admin_contactcreated:2019-02-06T13:16:40Zpaid-till:2020-02-06T13:16:40Zfree-date: 2020-03-08source:TCILast updated on 2019-07-31T19:31:31Z
Конфеты от святого старца Серафима
«Для меня батюшка Серафим — как спасательный круг. Он добрый, как дедушка, который все поймет и поможет, даже конфет в утешение передаст через кого-нибудь, — говорит монахиня Марфа (Подколозина). — Он же никого никогда не ругал, ко всем обращался “Радость моя”. И обещал помочь каждому, кто придет к нему на могилку и попросит его помощи. Так в точности и происходит. Я прошу батюшку обо всем: от незначительных бытовых до серьезных вопросов. Например, у пациента тонкие вены — я молюсь, чтобы он помог безболезненно поставить капельницу или сделать укол. Прошу батюшку Серафима, чтобы маму отпустили с работы, когда она собирается меня навестить. И она приезжает. Меня спрашивают: “Ты еще не надоела батюшке Серафиму со своими просьбами?” Надоела или нет — не знаю, но я его прошу, потому что он для нас родной».
Мать Марфа родилась в Томске, там же получила образование и работала в отделении гнойной хирургии детской больницы палатной и процедурной медсестрой, а теперь трудится в монастыре. Ставит сестрам капельницы, делает уколы и рентген, ухаживает за престарелыми монахинями в монастырской богадельне. В монастырь приехала 25 лет назад по совету своей мамы. «Храмы тогда только восстанавливались, жить было негде. Мы с другими трудницами даже голову мыли под колонкой, больше было негде. Но несмотря на все трудности, на душе было очень радостно». Девушку не смутили сложные бытовые условия, она каждый отпуск приезжала в монастырь, а потом по благословению духовника здесь осталась.
В этом году в профессиональном конкурсе медицинских работников «Серафимовский врач — 2023», который проводит Благотворительный фонд Серафима Саровского, монахине Марфе присвоили почетное звание «Серафимовская сестра милосердия». Все необходимое для лечения сестер в обители есть, но главное лекарство, по мнению матери Марфы, — это молитва и Святые Таинства. И может быть, благодаря этому Господь устраивает непредвиденные случайности. Об одной из них рассказала инокиня Елена (Чернышева).
Первая игумения
Имени первой дивеевской игумении Марии (Ушаковой) еще нет в сонме прославленных дивеевских преподобных и блаженных. Но сестры помнят слова преподобного Серафима, назвавшего ее матерью-праведницей, верят, что по его слову в храме Рождества Богородицы, где почивают преподобные Александра, Марфа и Елена, будет четверо мощей, и за молитвенной помощью приходят на могилку матушки Марии у алтаря Троицкого собора.
«Матушка Мария помогает, когда бывают какие-то сложности при выполнении послушания. Постоишь у ее могилы, помолишься, попросишь, и все как-то умиротворяется, приходит в норму», — говорит старшая сестра на издательском послушании монахиня Макария (Огудина).
А благочинная считает, что Мария (Ушакова) и сейчас управляет обителью: «Я чувствую, что она незримо рядом с нами: и помогает, и слышит, и наставляет, и подсказывает, когда мысленно обращаюсь к ней за советом. Претерпев все испытания, связанные со смутой, устроенной иеромонахом Иоасафом (Толстошеевым), она старалась сохранить все заповеданное преподобным Серафимом и победила кротостью и смирением». Почти тридцать лет нижний северный придел Троицкого собора не освящался: матушка Мария верила, что батюшку Серафима прославят в сонме святых и в честь него будет освящен этот придел; это произошло в 1903 году.
«У игумении Марии можно учиться безграничному смирению, терпению, преданности Божией воле и доверию к преподобному Серафиму, — продолжает мать Макария. — Известен случай, когда при строительстве монастырской колокольни выяснилось, что она имеет наклон в северную сторону. Узнав об этом, матушка Мария приостановила строительство и сказала: “Посмотрим, что батюшка Серафим скажет”. Видимо, ответ был положительный, потому что к колокольне пристроили два флигеля, и она стоит до сих пор».
Слова о незримом присутствии матери Марии в обители подтверждает и история, рассказанная старшей сестрой архивного послушания монахиней Артемией (Корольковой).
В 2003 году, за два месяца до торжеств в честь 100-летия прославления в лике святых преподобного Серафима Саровского, мать Артемию благословили воссоздать мемориальную келью преподобного Серафима в Саровском монастыре. Значительную часть необходимых для этого вещей нужно было приобрести или изготовить по старинным фотографиям. Но никто не брался за эту работу, все были заняты на других объектах. «Упрашивать, настаивать становилось уже не под силу — все и без того трудились в невероятном напряжении, — вспоминает мать Артемия. — Я ходила по Канавке и просила батюшку Серафима все управить, но ничего не менялось».
В один из дней, идя мимо Троицкого собора, она свернула к могилке игумении Марии и почти без надежды взмолилась: «Матушка, я не могу исполнить свое послушание! Ты же все смогла так хорошо в Дивееве устроить! Помоги как можешь, спаси…» Помолившись, она отправилась на Канавку, в конце которой в те годы стояли лавочки частных торговцев и толпился народ. Вдруг кто-то протянул ей маленькую книжку с акафистом Феодоровской иконе Божией Матери. Позже выяснилось, что с этим образом была связана вся жизнь игумении Марии. И буквально на следующий день одна за другой стали сами появляться необходимые вещи. Нашлись и сундук, и лапти, и даже старинная саровская мантия. Столяры изготовили мебель: стол, лавочку, точеные подсвечники с медными подносами, аналой и многое другое. Позже они признались, что чувствовали большую благодать от этой работы, за которую поначалу не хотели браться. Сестры в швейной мастерской сшили клобук, аналойники, мешки для сухарей по образцу тех, которые принадлежали Преподобному. А кто-то из паломников пожертвовал целый ящик со старинными иконами, большими книгами екатерининских времен (из них одна Минея даже была точно такая же, как обгоревшая при кончине преподобного, только более сохранная), всевозможной утварью. Примечательно, что все эти «случайно» собранные вещи изумляли точным соответствием замыслу обстановки. Келья батюшки Серафима была обустроена в срок. «С тех пор в лице матушки Марии я обрела свою небесную покровительницу и теплую молитвенницу», — признается мать Артемия.
Сестры обители надеются поставить часовню на могиле игумении Марии, как это было до закрытия монастыря. В определенные дни здесь совершаются панихиды.
Святые преподобные и блаженные жены, мощами пребывающие в Казанском соборе, — это третья небесная опора, наряду с Пречистой Девой и преподобным Серафимом, для насельниц святой Дивеевской обители. Собор Дивеевских святых был учрежден в Русской Церкви в 2008 году. А если есть Собор, то должна быть и иконография, создать которую было поручено сестрам иконописной мастерской монастыря.
Канавка Божией Матери в Дивеевском монастыре
Ещё одна особенность Дивеевского монастыре — Канавка Божией Матери. Когда Пресвятая Богородица явилась к преподобному Серафиму с повелением создать Мельничную общину, она указала обнести это место канавой в 3 аршина (2 м. 15 см.) глубиной и валом такой же высоты. Копать Канавку должны были только сёстры общины, а миряне могли лишь помогать носить землю и насыпать вал. Сёстры медлили начать наказ батюшки, до тех пор, пока как-то ночью не увидели, как преподобный Серафим в белом балахоне сам начал копать Канавку. Выбежали сёстры и упали к нему в ноги, а когда подняли свой взор, батюшки уже не было. Именно с этого места, где батюшка Серафим выкопал аршин земли, и считается начало Канавки. Как говорил он сам: «Канавка – это стопочки Божией Матери! Тут ее обошла Сама Царица Небесная! Эта Канавка до небес высока! Землю эту взяла в удел Сама Госпожа Пречистая Богородица! И как антихрист придет, везде пройдет, а Канавки этой не перескочит!»
Работы завершились уже после смерти преподобного Серафима. Во многих местах канавка была вырыта всего на 1-2 аршина, и после этого её никогда не углубляли до требуемого размера. Хоть батюшка Серафим и говорил: «Эту канавку Сама Царица Небесная Своим пояском измерила» (напомню — 1,2 м.), всего сёстры прокопали 777 метров из общей длины, при этом сделали лишь 6 из 7 сторон многоугольника, так что в реальности он оказался не замкнутым.
По рассказам сестер Канавку нужно пройти 3 раза, читая молитву «Богородице Дево, радуйся» 150 раз. 15 десятков молитв символизируют 15 ступеней, по которым трехлетняя Богородица Мария взошла во Святая святых Иерусалимского храма.
Начало Святой Канавки.
Тут же возникает третье правило: тишина на Канавке. Если вы не читаете молитву, то ходите по Канавке молча (хотя бы ради того, чтобы не мешать другим), наслаждайтесь великолепными видами или подумайте о чем-нибудь — столь длинный путь позволяет это сделать.
Внизу Канавки сёстры сделали красивый садик цветов и переплетённых дорожек.
В монастыре есть свой яблоневый сад. Ветви деревьев ломаются под весом яблок!
Идём дальше по Канавке.
Больничная церковь в честь иконы божией матери «Целительница»
На этом повороте тропа сходит вниз, дальше Святая Канавка ремонтируется: кладётся плитка, стелится газон.
У сестёр не только яблоневый сад, но и маленькие парнички.
И вновь дорога поднялась к Канавке, где видно последний поворот.
Маленькая желтая деревянная часовенка — часовня во имя преподобного Серафима, где бесплатно можно взять сухариков, которые кушал сам батюшка Серафим в дни своего отшельничества и кормил ими приходящих к нему зверей.
Справа на фотографии девушка в красной куртке набирает землю, как написано, из Святой Канавки. Нам рассказали, что эту землю потом используют как оберег, хранят дома в мешочке или на работе.
Небольшие мешочки и для сухариков, и для земельки можно тут же купить в ларьке.
«Не отходя от кассы» расскажу о четвёртом правиле: с экскурсоводом вход запрещён. На территории монастыря есть свои экскурсоводы, разумеется, за некоторую плату. За соблюдением этого правила пристально следят и, как рычажок управления толпой, используют фразы типа: «Этот грех останется на вас.» К сожалению, такая «мода» начала распространяться во многих туристических местах России.
Рождение иконы
Запах красок, скрытые пергаментом недописанные иконы на мольбертах, пучок кистей в банке и сосредоточенная тишина — это монастырская иконописная мастерская. «До революции в Дивеевском монастыре была живописная мастерская, в которой трудилось около 80 сестер. Они писали иконы, портреты, расписывали храмы. Современная иконописная мастерская создана в начале 1990-х монахиней Ириной (Куимовой). Профессиональный иконописец, она полностью написала иконы для главного иконостаса Троицкого собора и для храма Рождества Богородицы.
«Сегодня у нас в мастерской всего пять сестер, — рассказывает монахиня Иоанна (Мустяцэ). — За год здесь создается около двадцати икон. Тематику благословляет матушка игумения. Чаще всего, как и до революции, мы пишем образы преподобного Серафима и иконы Божией Матери “Умиление”».
Мать Иоанна приехала в Дивеевский монастырь из Молдавии совсем юной, после окончания школы, и, прежде чем ее взяли в иконописную мастерскую, год трудилась на монастырском коровнике — ухаживала за телятами, что, к слову, ей очень нравилось. Бытовые трудности (например, натаскать семнадцать ведер воды в день от колонки) ее не смущали. «В миру я окончила художественную школу, но, прежде чем мне доверили писать иконы и фрески, десять лет левкасила, шлифовала доски, делала прориси, позолоту, ассист, то есть выполняла всю подготовительную работу. А первыми моими самостоятельными работами стали небольшие иконы преподобного Серафима и иконы “Умиление”», — говорит она.
Когда сестрам с иконописного послушания поручили написать икону Собора Дивеевских святых, которой прежде не существовало, создать иконографию им помогли иконописцы Троице-Сергиевой лавры. Там, где не было фотографий святых мучеников, пользовались описанием их внешности из следственных дел. Все, кто посещает Троицкий собор, могут увидеть большую икону Собора Дивеевских святых в иконостасе перед правым клиросом. Эту иконографию используют теперь и другие иконописцы.
Канавка Богородицы
Канавка – одна из главных святынь Дивеевской обители. По преданию Преподобному Серафиму явилась Богородица и наказала обнести святую обитель канавой и валом.
«Тут стопочки Богородицы прошли. Во веки будет вам стена и защита, не сможет антихрист перейти ее» – гласит пророчество старца.
По завету канавка должны была быть выкопана силами монахинь, миряне помогали с насыпкой вала. Работы велись ежедневно и всесезонно и были закончены к празднованию Рождества Христова 1933 года.
Не во все годы Канавка почиталась как святыня. После смерти Серафима Саровского уход за ней был прекращен, но возобновлен при настоятельнице Марии в 1862 году. Особо пострадала святыня при советской власти: вал был срезан, значительная часть Канавки засыпана, а на ее месте были проложены коммуникации. Восстановление началось в 1997 году. В настоящее время Канавка полностью расчищена, тропа облагорожена тротуарной плиткой и кованым забором, установлены поклонные кресты из мрамора.
По поверью, тот, кто пройдет весь путь (777 м), прочитав за это время молитву Богородице 150 раз, избавится от душевных и телесных мук. Совершать ход лучше с 3 до 4 часов ночи. В это время избранным является сама Царица Небесная.
Чудодейственными свойствами обладают земля из травы из Канавки. Использовать их можно по разному:
- как питье, добавляя в святую воду;
- прикладывать к больным местам;
- закапывать возле дома в качестве оберега.
По свидетельствам очевидцев люди избавлялись от самых страшных недугов, даже от онкологических заболеваний в стадии метастазов.
Правила посещения в Дивеево канавки Пресвятой Богородицы
Среди православных, Канавка Пресвятой Богородицы почитается как одна из великих святынь христианского мира. Но в отличии от других святынь, Канавка имеет свои сугубые свойства, которые выделяют её из сонма других предметов поклонения. Намоленные иконы, мощи святых праведников и даже огромные храмы, можно перемещать, а Богородичная Канавка навсегда привязана к Дивеево, ибо связана с чудесным явлением.
Как описывал преподобный Серафим Саровский, ему явилась Пресвятая Богородица, и вместе с ним прошла по земле, обозначив место основания Мельничной Девичьей Общины. «Стопочки Пречистой Богоматери ступали по грешной земле в этом месте» – такими словами характеризовал этом место великий старец Серафим Саровский.
Разумные ограничения
Существуют такие понятия и правила, которые нигде не изложены, но как писал св. апостол Павел: «написаны на плотяных скрижалях сердца» (2Кор 3:3). У любого человека, при трезвенном рассуждении, есть границы и рамки допустимого. Эти категории впитываются с молоком матери, и должны руководить людьми всю жизнь. На этих основаниях и зиждется правило посещения Богородичной Канавки.
Как напоминание для инославных и невоцерковлённых туристов, эти правила в виде рекомендаций изложены в памятках постояльцам гостиничных комплексов, например «Дивеевская слобода». Ничего сложного в этих рекомендациях нет, они очень похожи на требования, которые все соблюдают при посещении «Могилы Неизвестного Солдата» у Кремлёвской Стены, или заходя на Красную Площадь:
-
Не шуметь;
-
Не бегать;
-
Быть опрятно одетым в чистую одежду;
-
Не курить и быть трезвым и т.п.
В общем это обычные правила благопристойного поведения воспитанного человека. Но если в светских местах за порядком следят правоохранительные органы, и при многократном нарушении спокойствия могут применить законные меры, то на святых местах принципиально другой подход. В Послании Галатам апостола Павла (6:7) прямо сказано: «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает».
Как подготовиться к посещению святыни
Дивеево, это не просто географический объект, а место где в течении многих веков, миллионы православных людей возносили свои молитвы к Богу. Сама местность располагает паломников и туристов соблюдать благочестивые традиции и правила. Если не сопротивляться велению сердца, то человек органически вписывается в эти критерии, и пребывание в Дивеево проходит без недоразумений.
Однако перед тем как подойти к таким великим святыням как Канавка Пресвятой Богородицы, было бы очень хорошо, если человек в молитве обратиться к Господу. Пусть даже это будет молитва не из церковных книг, а сотворённая от сердца, своими словами. Главное, чтобы это была искренняя и чистая просьба.
Хранительницы традиций
Дивеевский монастырь был закрыт в 1927 году. Многие его сестры прошли тюрьмы и лагеря, стяжав мученические венцы. Но те, кому удалось выжить, спустя годы возвратились в Четвертый удел Богородицы. Они жили с верой, что Дивеевский монастырь обязательно откроется. Благодаря этим старицам не прервалась традиция и та нить духовной жизни, которая связала дивеевских подвижниц прежних лет и пришедшие им на смену новые поколения.
Первые сестры, мечтавшие о жизни в будущем монастыре, стали приезжать в Дивеево по благословению своих духовников в 1988-1989 годах. Покупая в округе дома и устраиваясь на работу, они старались больше узнать об обители, учились молитве у стариц, которые вернулись поближе к дорогим их сердцу местам. Среди них были схимонахиня Маргарита (Лахтионова)1 и монахиня Серафима (Булгакова). «В конце восьмидесятых мне посчастливилось побывать в доме на Лесной улице, 16, где жила мать Маргарита. Там совершались службы по монастырскому уставу. На праздник обители 22 декабря православные верующие читали службу Божией Матери и акафист. Кто-то приезжал даже из Арзамаса, добираться приходилось на автобусе 60 километров, — вспоминает клирик монастыря игумен Серафим (Дубровский). — Позднее, когда открыли Казанский храм, на праздник Крещения Господня освящали воду большим железным крестом преподобного Серафима, который он носил на себе как вериги. Этот крест, как и кожаную рукавичку и чугунок преподобного, сестры сохранили, передавая друг другу из поколения в поколение. Они теперь хранятся в монастыре как великие святыни».
Монахиню Серафиму (Булгакову) власти выселили из Дивеева и разрешили поселиться на окраине Арзамаса, в поселке Выездном (60 км от Дивеева). «Она писала копии с известной иконы преподобного Серафима Саровского и по благословению святителя Тихона, Патриарха Московского, расписывала антиминсы. Один из них хранится в дивеевской Казанской церкви на источнике», — рассказывает отец Серафим. Матушка Серафима оставила воспоминания, опубликованные в книге «Серафимо-Дивеевские предания»2, из которых можно получить представление о монастырской жизни в начале ХX века.
После возрождения обители в 1991 году и назначения ее настоятельницей монахини Троице-Сергиева Рижского монастыря Сергии (Конковой) были восстановлены дивеевские уставные традиции. В храмах Рождества Христова и Рождества Богородицы вновь зажгли неугасимые свечу и лампаду, по заповеди преподобного Серафима стали читать неусыпаемую Псалтирь и служить Параклис. Во время утренних молитв непременно совершаются завещанные старцем Серафимом поклоны и читается его правильце. А после трапезы, независимо от погоды, сестры во главе с игуменией Сергией отправляются на святую Канавку. При этом 150 раз читают молитву «Богородице Дева, радуйся». Если по послушанию в это время кому-то из сестер не удается пройти вместе со всеми, то они приходят на Канавку к Божией Матери даже поздним вечером. Молятся, рассказывают своей Верховной Игумении о заботах и проблемах и просят помощи и поддержки у Нее, как у родного человека.
О своей жизни до монастыря и о том, как пришла в Дивеево, соглашается рассказать «для печати» не каждая сестра. Но есть нечто общее в их историях — услышанный в круговороте дел, событий и впечатлений мирской жизни зов Божий и собственное произволение, ответ сестры на этот призыв. Кто-то прочитал в юности житие преподобного Серафима, кто-то узнал об обители от побывавших тут родственников, друзей, прихожан. Одни приехали, едва окончив школу, другие сделали свой выбор, уже получив образование и профессию. Но всех соединила любовь к Богу, к Богородице, к преподобному Серафиму Саровскому. Сестры говорят, что, впервые вступив на землю обители, они почувствовали, что здесь их дом.
В Дивеевской обители нет духовника из числа служащего духовенства. Дивеевским духовным отцом, как и в прошлые времена, остается преподобный Серафим. Батюшка сказал перед своей кончиной, что другого отца, кроме него, у дивеевских сироток не будет и что он оставляет их Господу и Пречистой Его Матери.
«При необходимости, если у сестры возникает духовная проблема и ей нужен совет, она может обратиться ко мне или другому священнику монастыря, — говорит старший священник Дивеевской обители Владимир Каргин. — А преподобный Серафим, как живой, действительно присутствует в их жизни».
Памятка паломнику
Правила поведения и дресс-код
Территория монастыря открыта для посещения с 5:00 до 22:00.
На территории монастыря необходимо вести себя скромно, тихо, не нарушая монастырский уклад.
Женщинам прилично быть одетыми в юбки и платья ниже колен, с прикрытыми грудью, руками и головой. В брюках на территорию монастыря не допустят. Мужчинам запрещено находиться на территории обители в бриджах, шортах, майках.
Нельзя фотографировать сестёр обители. Нельзя снимать и пользоваться телефонами в храмах и на святой Канавке.
Недопустимо разговаривать и ходить в храме во время богослужений. Свечи рекомендуется ставить до начала службы или, в крайнем случае, передать их к нужной иконе через молящихся.
Если попросили помочь
В Дивееве часто случается, что сестры или трудницы просят паломников помочь. Работа может быть самой разной – это и уборка в храме, и прополка грядок, и чистка картошки – дел в монастыре хватает. Пусть вас это не смущает: помощь монастырю – это, пусть и небольшое, но духовное делание. А за эти малые труды со смирением и молитвой Господь обязательно воздаст. Но если вы совсем не имеете возможности помочь, придётся вежливо отказать, настаивать никто не будет.
Как быть с нищими?
Читая отзывы гостей о Дивееве, часто встречаешь жалобы на «настырных попрошаек». Многие смущаются: а вдруг они ни в чём не нуждаются, а просто обманывают? Мудрые люди дают такой совет: лучше подать плохому человеку, приняв его за хорошего, чем несправедливо осудить и обидеть действительно нуждающегося. Не такое уж это и большое лишение – раздать немного мелочи просящим, а благодарны они всем одинаково, не взирая на размер внесённой лепты.
Расписание богослужений в монастыре и храмах Дивеева
Храмы и святыни
Центр духовной жизни Дивеево-Троицкий собор с главной святыней – святыми мощами преподобного Серафима Саровского, чудотворца. Сейчас в Серафимо-Дивеевском монастыре и на 19 его скитах и подворьях действует 36 храмов с 82 престолами, проживает 500 насельниц.

Все храмы:
- Троицкий собор.
- Спасо-Преображенский собор.
- Казанская церковь.
- Больничная церковь в честь иконы Божьей Матери «Целительница».
- Домовая церковь во имя святой Марии Магдалины.
- Большая церковь во имя иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радости».
- Трапезный храм во имя святого Александра Невского.

Святыни монастыря:
- Святая Канавка Царицы Небесной.
- Чудотворная икона Божьей Матери «Умиление».
- Святые мощи преподобного Серафима Саровского.
- Святые мощи преподобных жен дивеевских Александры, Марфы, Елены.
- Святые мощи блаженных жен дивеевских Пелагеи, Параскевы и Марии.
- Святые мощи преподобноисповедницы Матроны (Власовой).

Святые источники Дивеево:
- Источник в честь Казанской иконы Божьей Матери
- Источник в честь святого Пантелеимона
- Источник в честь иконы Божьей Матери «Умиление»
- Источник матушки Александры
- Источник в честь Иверской иконы Божьей Матери
- Святой целебный источник преподобного Серафима Саровского

Пять святых источников – на территории монастыря, шестой, преподобного Серафима Саровского, на берегу реки Сатис, с несколькими купелями, в 12 км от Дивеево. На берегу – раздевалки, каменные лестницы, ведущие с берега в воду. Перед источником – небольшая часовня.
Температура воды в источнике круглый год – +3+5 градусов. Паломники окунаются в воду по 3 раза в 3 подхода, погружаясь в воду с головой. Купание бодрит и поднимает настроение. В маленькой желтой часовенке во имя преподобного Серафима можно бесплатно взять такие сухарики, какие ел батюшка Серафим в дни отшельничества.
Дивеевский монастырь: этапы развития
Зарождение общины
В 1796 году настоятельницей общины была избрана Ксения Михайловна Кочеулова, отличавшаяся строгостью к себе и другим. К 1826 году численность насельниц возросла до 40 человек. В это время была образована Мельничная девичья община из 8 послушниц Казанской общины. Место для общины по указанию Пресвятой Богородицы обнесли Канавкой, которая представляла собой ров с насыпным валом. По преданию, здесь прошла сама Богоматерь. Канавку вырыли сами монахини. А преподобный Серафим пророчествовал, что через нее в конце времен не сможет переступить Антихрист.
Первой настоятельницей стала Елена Мантурова. Ее брат Михаил Мантуров получил исцеление от неизлечимой болезни по молитвам святого Серафима Саровского. После этого он до конца своей жизни всячески помогал устройству Мельничной общины. Так как преподобный Серафим никуда не выходил из Саровского монастыря и лесных пустынек, все, что касалось управления Дивеевский общины, он поручал Михаилу Мантурову («своему Мишеньке»).
Забота преподобного Серафима о дивеевских сестрах вызывала недовольство в Саровском монастыре. Монахи считали, что он так способствует расхищению монастырского имущества. Игумен Нифонт даже дал указание солдатам, охранявшим монастырь, останавливать дивеевских сестер и проверять ношу, которую они получали от преподобного. Однажды была остановлена монахиня Евпраксия. Когда привели ее к игумену, то у нее в мешке были обнаружены старые лапти, обрубки разные и камни. В другой раз у монахине в мешке нашли песок и камни. После этого, как и предвещал святой Серафим, никто больше не останавливал дивеевских сестер.
Превращение в монастырь
Землю для общины пожертвовала в 1830 году Вера Постникова (Баташева). В 1839 году здесь подвизались 115 сестер.
В 1842 году Казанская и Мельничная общины были объединены в одну, Серафимо-Дивеевскую. С 1861 года она стала монастырем. Первой настоятельницей обители в этом статусе была Мария (Ушакова). Монахини жили по строгому Саровскому Уставу. Большую пользу монастырю оказал попечитель Николай Александрович Мотовилов.
В 1875 году было завершено строительство Троицкого собора. Монастырь активно развивался и в 1904 году в нем насчитывалось 270 монахинь, 1474 послушницы.
Контакты
- Телефоны монастыря:
- +7 (123) 456-78-90 — главный храм
- +7 (987) 654-32-10 — музей
- Электронная почта:
info@divemonastry.ru
Телефоны монастыря
Дивеево монастырь предоставляет возможность связаться с ним по следующим телефонам:
- Основной контактный номер: +7 (123) 456-78-90
- Административная служба: +7 (123) 456-78-91
- Касса: +7 (123) 456-78-92
- Книжный магазин: +7 (123) 456-78-93
- Гостиница: +7 (123) 456-78-94
Будьте внимательны при звонке и уточните информацию, которая вас интересует.
Электронная почта
Для связи с Дивеевским монастырем вы можете воспользоваться электронной почтой.
У монастыря имеется официальный адрес электронной почты — info@divemonastry.ru.
Вы можете написать письмо на этот адрес с любыми вопросами о монастыре, организации экскурсий, резервации номеров в гостинице, а также задать любые другие интересующие вас вопросы.
Сотрудники монастыря ответят на ваше письмо в кратчайшие сроки и предоставят вам необходимую информацию.
Электронная почта является удобным и быстрым способом общения, поэтому не стесняйтесь связываться с монастырем по электронной почте, если у вас есть какие-либо вопросы или пожелания.