Одоев

Крепость Одоевского монастыря

Крепость Одоевского монастыря была построена на высоком берегу реки Упыри, что обеспечивало ей стратегически выгодное положение. В свое время она выполняла функцию оборонительного сооружения, защищая город от врагов. С течением времени монастырь развивался, расширяя свои территории и приобретая новые здания.

Сегодня крепость Одоевского монастыря представляет собой уникальный архитектурный ансамбль, сочетающий в себе элементы различных эпох и стилей. В нем можно увидеть и следы древнерусской архитектуры, и образцы раннего барокко, и даже некоторые элементы классицизма.

Одной из главных достопримечательностей крепости является Святая троицкая церковь, воздвигнутая в XIV веке. Это одно из старейших каменных сооружений Тульской области. В ее интерьере можно увидеть множество изящных фресок, а на стенах сохранены древние надписи и рисунки.

Кроме того, в крепости Одоевского монастыря есть музей, где хранятся ценные коллекции предметов искусства и религиозной археологии. Здесь можно узнать больше о истории монастыря и его роли в жизни города.

Посетив крепость Одоевского монастыря, туристы смогут окунуться в атмосферу средневековья, насладиться красотой древних зодчих и ощутить дух древности и мистики. Это место обязательно стоит посетить при поездке в Одоево.

Это интересно: Летний туризм на машине в Хакасии: лучшие места для посещения

История[править | править код]

В списке населённых мест Демянского уезда Новгородской губернии за 1909 год погост Одоево и две усадьбы Одоево и Одоево (Трубицыно-Новоспасское) указаны, как относящиеся к Моисеевской волости уезда (1 стана 3 земельного участка). На погосте Одоево, что числился на церковной земле, была церковь и школа, указаны 22 жителя (9 мужчин и 13 женщин), число жилых строений — 5, в усадьбе Одоево, что была тогда на земле господина Шамшева, числилось 24 жителя (15 мужчин и 9 женщин), число жилых строений — 4; в усадьбе Одоево (Трубицыно-Новоспасское) на земле В. Ивкова, числилось 23 жителя (15 мужчин и 8 женщин), число жилых строений — 3.

До 31 июля 1927 года деревня в составе Моисеевской волости Демянского уезда Новгородской губернии РСФСР, а затем с 1 августа в составе новообразованного Молвотицкого района Новгородского округа Ленинградской области. С ноября 1928 года в составе вновь созданного Одоевского сельсовета. По постановлению ЦИК и СНК СССР от 23 июля 1930 года Новгородский округ был упразднён, а район перешёл в прямое подчинение Леноблисполкому. С 6 сентября 1941 года до 1942…1943 гг. Молвотицкий район был оккупирован немецко-фашистскими войсками. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 февраля 1944 года райцентр Молвотицкого района был перенесён из села Молвотицы в село Марёво. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 июля 1944 года была образована Новгородская область и Молвотицкий район вошёл в её состав.

Во время неудавшейся всесоюзной реформы по делению на сельские и промышленные районы и парторганизации, в соответствии с решениями ноябрьского (1962 года) пленума ЦК КПСС «о перестройке партийного руководства народным хозяйством» с 10 декабря 1962 года был образован крупный Демянский сельский район, а административный Молвотицкий район 1 февраля 1963 года был упразднён. Одоевский сельсовет тогда вошёл в состав Демянского сельского района. Пленум ЦК КПСС, состоявшийся 16 ноября 1964 года восстановил прежний принцип партийного руководства народным хозяйством, после чего Указом Верховного Совета РСФСР от 12 января 1965 года сельские районы были преобразованы вновь в административные районы и решением Новгородского облисполкома № 6 от 14 января 1965 года Одоевский сельсовет и деревня в Демянском районе. В соответствие решению Новгородского облисполкома № 706 от 31 декабря 1966 года Одоевский сельсовет и деревня из Демянского района были переданы во вновь созданный Марёвский район. Решением Новгородского облисполкома № 720 от 29 декабря 1976 г. Одоевский сельсовет был упразднён, а деревня Одоево была передана в Марёвский сельсовет.

В соответствии с решением Новгородского облисполкома № 392 от 12 сентября 1984 года деревня вошла в состав новообразованного Моисеевского сельсовета с центром в деревне Моисеево. По результатам муниципальной реформы деревня входит в состав муниципального образования — Моисеевское сельское поселение Марёвского муниципального района (местное самоуправление), по административно-территориальному устройству подчинена администрации Моисеевского сельского поселения Марёвского района.

Усадьба генерала А. Я. Мирковича

Тульская обл., Одоевский р-н, с Николо-Жупань, ул. Молодежная, д. 82

Музей-усадьба расположен в с. Николо-Жупань. Это довольно редкий пример сохранившейся усадебной архитектуры 19 века. Здание возведено в 1851 году владельцем имения Александром Яковлевичем Мирковичем. А.Я. Миркович и его брат Фёдор Яковлевич – герои войны 1812 года, участники Бородинской битвы, заграничных походов русской армии. А.Я. Миркович вышел в отставку с чином генерал-майора, Ф.Я. Миркович – с чином генерала от инфантерии, был Гродненским, Минским и Белостокским генерал-губернатором, Виленский военным губернатором, сенатором Российской империи.

Хочется узнать больше?
«Слуга царю, отец солдатам»

Гостей музея ждут познавательная экскурсия по залам дворянского дома.

«Кабинет генерала» (фото, документы, мебель, изобразительный материал, реплики оружия I-ой четверти XIX в., наград, реконструкция форменной одежды.

«Зал – «Будуар»» (Вещи эпохи, мода, увлечения, предметы дамского туалета).

«В Гостиной дворянской усадьбы» (мебель, фарфор, осветительные приборы, предметы интерьера, живопись, фото).

Два зала для проведения тематических и фондовых выставок. «Военная галерея героев Отечественной войны 1812 г. и Заграничных походов русской армии 1813-1814 гг.», связанных с Тульским краем.

Филимоновская игрушка

     Игрушке, которая родом из старинного села Филимонова Одоевского района уже много лет.Промысел игрушки возник в середине 19 века в среде местных гончаров, однако есть сведения, что возраст игрушки значительно больше – около семьсот лет.     Благодаря отличным по качеству белым глинам в районе Одоева с 16 в. производили гончарную посуду, продавая ее на местных базарах. Как и в большинстве гончарных промыслов, мастера работали семейно, сдавая продукцию перекупщикам или самостоятельно продавая ее на базаре. При этом мужчины делали только посуду, а женщины лепили и расписывали игрушки.

      На внешнем облике игрушки отразились природные свойства местной глины – «синьки» При просушке пластичная, чрезмерно жирная глина быстро деформируется, покрывается мелкими трещинами, которые приходится заглаживать влажной рукой. Благодаря этому фигурка утончается и вытягивается, приобретая непропорциональную, но удивительно изящную форму. После обжига изделия из такой глины приобретают ровный белый цвет, не требующий последующей грунтовки.      Основную массу изделий филимоновских мастериц составляют традиционные свистульки: барыни, всадники, коровы, медведи, петухи и т. п. Изображения людей – монолитные, скупые на детали – близки древним примитивным фигуркам. Неширокая юбка-колокол у филимоновских барынь плавно переходит в короткое узкое тело и завершается конусообразной головой, составляющей одно целое с шеей. В округлых руках барыня обычно держит младенца или птичку-свистульку. Кавалеры похожи на дам, но вместо юбки у них толстые цилиндрические ноги, обутые в неуклюжие сапоги. Головы фигурок венчают затейливые шляпки с неширокими полями. Интересны композиции, слепленные из нескольких фигурок, например «Любота» – сценка свидания влюбленных.      Все персонажи животного мира имеют тонкую талию и длинную, с изящным изгибом шею, плавно переходящую в маленькую голову. Только форма головы да наличие или отсутствие рогов и ушей позволяют отличить одно животное от другого. У барана рога – круглые завитки-баранки, у коровы – полумесяцем торчат вверх, у оленя – как причудливые ветвистые деревья, а конскую головку венчают небольшие конические ушки. Загадочна фигура медведя с зеркалом. Сказочный зверь сидит, широко расставив задние лапы, и держит в передних овальный предмет. Своей вытянутой изогнутой шеей он похож скорее на жирафа, только небольшая головка отдаленно напоминает медвежью. Роспись игрушекФилимоновские мастерицы расписывают свои игрушки яркими анилиновыми красками, замешанными на яйце, нанося их куриным пером. Несмотря на относительную скупость их палитры – малиновый, зеленый, желтый и голубой цвета – игрушки получаются яркими и веселыми.     Животные традиционно расписываются разноцветными полосками вдоль туловища и шеи. Одноцветной, обычно зеленой или малиновой, краской раскрашиваются голова и грудь, на которые часто наносят несложный аляповатый орнамент. Филимоновские барыни и кавалеры одеты всегда нарядно и ярко, их шляпки украшены разноцветными полосками, а на вороте кофты, на юбке и штанах нанесен все тот же бесхитростный орнамент.     Одежда филимоновских фигурок сложилась под влиянием с одной стороны городского костюма, с другой – крестьянских домотканых сарафанов, вышитых рубах и поясов. Орнамент (разноцветные штрихи, пятна, веточки, розетки), нанесенный без определенной схемы, создает броский пестрый декор.     Производство филимоновских игрушек сильно сократилось в начале 20 в., но оставалось несколько мастериц не бросавших своего ремесла. В 1960-х гг. усилиями искусствоведов и коллекционеров этот самобытный промысел был восстановлен. Сегодня в Одоеве открыта игрушечная мастерская. Современные филимоновские мастерицы, сохраняя традиционные приемы лепки и росписи, стараются разнообразить сюжеты, сделать игрушку более нарядной.     С 1998 года вблизи Филимонова проводится ставший с тех пор традиционным фестиваль народного творчества «Поляна», собирающий учащихся, студентов, художников и народных мастеров из разных уголков страны. Проводятся мастер-классы, идет обмен мнениями, идеями. “Поляна” по популярности, пожалуй, уже не уступит проводимым в соседнем Арсеньевском районе праздникам «Песни родины Даргомыжского» или «Тургеневскому лету» , что проходит в Чернском районе. Древнему промыслу -жить. История филимоновской игрушки, несмотря на все Трудности и проблемы, продолжается и, хочется верить, будет продолжаться еще не одно столетие.

 Помимо  Филимоновской игрушки в Одоевском районе есть Усадьба генерала Мерковича.

История[править | править код]

Впервые город упоминается в 1376 году. В город перенёс свою резиденцию князь Роман Семёнович Новосильский.

До второй половины XIV века город входил в состав Черниговского княжества, позже — Новосильского, а затем стал столицей Одоевского княжества под властью князей Одоевских.

В 1407 году город был сожжён и захвачен литовцами, войдя в состав Великого княжества Литовского. В 1424 году в битве под Одоевом войско верховских князей разгромило ордынского «царя» Худайдата. Весной 1492 года, в ходе русско-литовской войны между князьями Одоевскими разразился конфликт. Старший из князей Одоевских — Фёдор — владел половиной Одоева, Новосилем и служил Казимиру. Его три двоюродных брата — князья Иван Сухой, Василий Швиха и Пётр — контролировали другую половину Одоева и служили Ивану III. Воспользовавшись отъездом старшего брата, братья захватили его половину одоевского удела. По «Вечному миру» 1494 года Одоев официально отошёл к Москве.

В 1565 году, после того как царь Иван Грозный разделил Русское государство на опричнину и земщину, город вошёл в состав последней. Одоевское уездное княжество было окончательно ликвидировано, а последний правящий князь Никита Романович был замучен по приказу Ивана Грозного и затем потомки князей Одоевских навсегда покинули город.

С историей Одоева тесно связана дворянская семья Колупаевых.

В начале XVIII века Одоев числился городом Киевской губернии, потом — Смоленской, Московской, а затем 10 сентября 1777 года стал уездным городом Одоевского уезда Тульского наместничества (с 1796 года — Тульской губернии).

Регулярная планировка города XVIII века была органично вписана в существующий живописный ландшафт и с трёх сторон защищена реками. Одоев стал одним из немногих городов, который получил 3-лучие в градостроительной структуре, сходящееся к общегородскому планировочному центру торговой площади, ориентированной на существовавшую соборную гору с храмом. Основные улицы получили названия по направлению движения к соответствующим пунктам: Белёвская (на Белёв), Чернская (на Чернь), Калужская (на Калугу) и заселялись только богатыми людьми: дворянами, купцами, мещанами. Все крестьянские дома были по переулкам.

В начале XIX века в Одоеве насчитывалось около двух тысяч жителей, семь церквей, семь питейных домов, шесть заводов. В базарные и праздничные дни в городе устраивались кулачные бои, а на ипподроме — скачки рысаков. В 1838 году здесь была открыта первая в Тульской губернии женская гимназия. Многие женщины города занимались кружевоплетением, выработав свой особый стиль, который получил наиболее широкое развитие в XIX веке и известен в истории русских народных промыслов как «одоевское кружево».

В 1924 году город стал центром Одоевского района (с 1937 года — в Тульской области). 22 февраля 1926 года город переведён в разряд сельских поселений с присвоением наименования Одоево. 11 декабря 1959 года село отнесено к категории рабочих посёлков с присвоением ему наименования «рабочий посёлок Одоев». С 2006 года муниципальное образование (городское поселение) — «рабочий посёлок Одоев».

Одоев претендует на звание конкретного места рождения российского слона из выражения «Россия — родина слонов». По свидетельству Н. П. Барбот де Марни, в середине XIX века в овощной лавке Одоева можно было купить зубы мамонта по 3 рубля серебром за штуку.

В частности, в Одоевском краеведческом музее экспонируются зуб и бивень «первого российского слона», обнаруженные на территории Одоевского района.

Исторический очерк

     Одоев — один из старейших городов тульского края, известен с XIV в. Территория, на которой он был основан, первоначально входила в Черниговское княжество, затем — в Новосильское, позднее была завоевана Литвой. В ХIV-ХVI вв. Одоев являлся центром служилого Одоевского княжества. Одоевские князья отличились во многих исторических сражениях, в конце XV — начале XVI в. вместе со своими владениями перешли на службу к московским царям.     В ХVI-ХVII вв. Одоев — укрепленный город на южных границах Русского государства. Для сооружения крепости был выбран крутой, похожий на скалу мыс на левом берегу Упы, образованный впадением в нее речки Сухой Хлевенки. Позднее здесь возвели Воскресенский собор. Сейчас место старого города — Соборная гора над Упой — превращено в заповедную зону. Отсюда открывается вид на находящуюся на противоположном берегу церковь знаменитого Анастасова монастыря.     В XVIII в. Одоев приписывался к Смоленской, Московской, Калужской губерниям; в 1777 г. вместе с уездом вошел в состав Тульской губернии. В XIX в. большие выгоды давала ему судоходная Упа, по которой сплавлялись барки, поднимавшие до 5 тыс. пудов груза каждая. Главными предметами торговли были хлеб, который шел на винокуренные заводы, и пенька, доставлявшаяся в Белев. С прекращением судоходства торговые и промышленные обороты города значительно уменьшились, тем более что он остался в стороне от Московско-Курской железной дороги. Одоевцы занимались в основном садоводством и огородничеством.     Одоевская земля сохранила множество памятников различных эпох. Уникальные экспонаты по истории Одоева и района собраны в районном краеведческом музее.     Монастыри, в районе есть замечательный памятник истории и культуры — Рождества Пресвятой Богородицы Анастасов мужской монастырь, расположенный в селе Анас-тасово. Он был основан в первой половине XVI века князьями Воротынскими — Михаилом и Александром Ивановичами и наименован Анастасовым в память их матери Анастасии. Монастырь находится на правом берегу Упы, который постепенно возвышается и представляется из Одоева массивным пятиглавым зданием с каменными столбами и крытой галереей на толстых подпорках со сводами. Пять глав принадлежат храму Рождества Богородицы, возведенному в 1669-1675 гг.

В 1786 г. монастырь был упразднен, а храм передан в приход села Анастасово. Ныне он возрождается в качестве действующего мужского монастыря и реставрируется.Одним из старых поселений одоевской земли, находящимся в 8 км от Одоева, является с. Филимоново – один из древнейших гончарных и игрушечных центров России, истоки которого восходят еще к неолитической Белевской культуре. По некоторым местным преданиям, художественный промысел получил свое название от основателя деревни гончара Филимона.

Парк культуры и отдыха «Ветеран»

В парке «Ветеран» вы сможете насладиться красивой природой и уютной атмосферой. Здесь раскинулись тенистые аллеи, цветущие клумбы, зеленые газоны и озеро, на берегах которого можно расслабиться и отдохнуть. Уютные скамейки расставлены на всей территории парка, чтобы посетителям было комфортно и удобно.

Одним из главных достоинств парка «Ветеран» является его историческая ценность. Здесь установлено множество памятников и мемориалов, посвященных событиям Великой Отечественной войны и героям-ветеранам. Это место стало популярным для проведения праздничных мероприятий, памятных дат и патриотических мероприятий.

Помимо прогулок и отдыха на природе, в парке «Ветеран» можно посетить различные развлекательные и спортивные мероприятия. Здесь есть спортивные площадки, где вы сможете поиграть в футбол или волейбол с друзьями. Также в парке проводятся концерты, выставки и фестивали, которые привлекают множество гостей.

Парк культуры и отдыха «Ветеран» — это место, где можно провести время с семьей и друзьями, насладиться красивой природой и узнать больше о истории региона. Здесь каждый найдет что-то интересное и познавательное для себя.

Живая русская старина

Гостям Одоева часто бросается в глаза двухэтажное здание по главной улице Карла Маркса, дом 82. От него так и веет стариной, на каменной арке над воротами надпись «Усадьба «Русская старина». Сразу хочется его посетить!Действительно, здание не простое, оно было построено в XIX веке и принадлежало купцу Постникову, а ныне оно принадлежит знаменитому земляку Ивану Ивановичу Думчеву – обладателю почетного звания «Гордость земли Одоевской».

Именно благодаря Ивану Ивановичу у одоевцев и гостей появилась возможность погулять по самой настоящей усадьбе, которая включает в себя целых три мини-музея. Экспонаты для них он собирал не один десяток лет. Тут можно заглянуть в музей «Крестьянская изба», заглянуть в «Горницу прадеда» и посетить семейную часовню в честь Смоленской Божией Матери.

Кроме этого усадьба включает в себя «Музей пчеловодства», куда потомственный пчеловод Иван Иванович Думчев приглашает прийти и за чашкой ароматного травяного чая с медом поучаствовать в увлекательных беседах и лекциях о пользе меда и продукции пчеловодства. Усадьба не бывает тихой, в ней проводят такие веселые мероприятия, как «Праздник меда». При усадьбе уже готовится к открытию театр «Русская старина», где энтузиасты-одоевцы будут ставить постановки из истории Одоевского княжества.

Одоевские розы купеческого города

Конечно же, сейчас речь снова пойдет о старинном Одоеве.В правление императрицы Екатерины II Одоев становится уездным городом и развивается в основном как купеческий. Купцы имели в обороте более миллиона рублей и успешно торговали. Что только не продавало богатое одоевское купечество: хлеб, мед, воск, лес…

Этот город мучных лабазов*Был театр моих розовых драм,Полон он пахучих рассказов,Отдан он полевым ветрам.Так романтично когда-то описал родной город поэт Николай Гаврилович Полетаев в стихотворении «Одоевские розы», и не зря…Приехать в Одоев XXI века – это все равно, что попасть в прошлое на машине времени. Здесь современность удивительно легко уживается со стариной.

До сих пор пройдя по старинным улицам Одоева, вы сможете увидеть каменные и деревянные дома XIX и XX веков принадлежавшие мещанам, купцам, дворянам.

Отдельного внимания заслуживает лучший образец архитектуры XIX века – дом, построенный купцом Сторожевым, где в 1832 году открылась первая в Тульской губернии женская гимназия.

Тут можно увидеть сохранившиеся еще купеческие торговые лавки или их фрагменты и служебные здания. Атмосфера Одоева завораживает…Кажется, что еще чуть-чуть и встретишь здесь степенно идущего купца или спешащего куда-то мелкого торговца-прасола*.

Одоев очаровывает не только своей давней историей и архитектурой, но и природой. По весне он утопает в белой кипени садов, которых и ныне в изобилии.

В июне прогуливаясь по улочкам и переулкам еще можно насладиться ароматом одоевских роз воспетых тем же Николаем Гавриловичем Полетаевым: В этом городе – груды роз, Я дышал там ими всеми порами, Я любил там, и креп, и рос.

Но самое интересное в Одоеве на этом не заканчивается, так как в нем можно посетить много разных музеев.

Кружевная сказка

«Клик-клик, клик-клик…», – звонко перестукиваются деревянные коклюшки*. Это тонкий волшебной красоты кружевной узор плетет мастерица. В старинном одоевском доме принадлежавшем когда-то помещику Шеришевскому появился музей «Кружевная сказка» (ул. Сильверстова, дом 11).

Заглянешь туда и сразу не уйдешь, а будешь долго бродить по уютным небольшим комнатам с цветочными горшками по окнам. Не оторвать взгляда от экспозиций с валиками, коклюшками и сколоками*, хочется пристально рассмотреть каждый узор ажурных салфеток, воротничков, рушников*, пелерин. В экспозиции находится более 200 изделий.

В музее представлено традиционное белевское, одоевское кружево, а также авторские работы народного мастера России Ольги Александровны Скворцовой и ее учеников.

Здесь отдыхаешь душой и есть возможность самим научиться творить кружевную сказку благодаря захватывающим мастер-классам.

Добро пожаловать в Одоевский край!Словарь упоминающихся в тексте терминов:* лабаз – помещение для торговли зерном, мукой, крупой.* прасол – оптовый скупщик мяса, скота, пеньки, холста, щетины, пера и других продуктов сельскохозяйственного производства. Прасол был посредником между крестьянами и купцами.* коклюшки – деревянные палочки, на которые наматываются нитки, для плетения кружева.* сколок – трафарет, по которому работает кружевница.* рушник – полотенце.

Музей «Одоевское княжество»

Тульская обл, Одоевский р-н, рп Одоев, ул. Карла Маркса, д. 35А

Музей «Одоевское княжество» расположился в старинном доме купца Н. А. Каширина. Здание является характерным элементом рядовой застройки Одоева второй половины XIX – начала XX веков. Историко-культурную ценность составляет местоположение здания как ценного композиционного узла исторической застройки Торговой (Хлебной) площади Одоева. В конце XIX –начале XX веков здание принадлежало купцу Каширину – «булочнику».

В советский период здание приспосабливалось под типографию, отделение Госбанка, общежитие.

В годы Великой Отечественной войны здание использовалось немцами под казарму для солдат. С 20 ноября 1980 года по 2016 год здесь располагается Одоевский краеведческий музей.

Экспозиции раскрывают историю Одоевского края с XIV по XVIII века. Путешествие в Одоевское княжество начинается с древних времен, которые представлены каменными и железными орудиями труда человека, оружием, гончарными изделиями. Красочная диорама Одоевской крепости, стяг княжеской дружины, герб города и первоначальный план его застройки, макет Анастасова монастыря последовательно рассказывают о событиях тех времен края, открывая завесы тайн и кладов, погружая в легенды и предания.

Хочется узнать больше?
Уголок России – отчий дом

Привлекает взгляд и не дает пройти мимо фотозона, оформленная в стиле княжеских покоев, позволяющая почувствовать себя частичкой прошлых лет. Вся экспозиционная зона дополнена множеством современных интерактивных технологий. Посещение музея оставляет в памяти посетителей яркие моменты и неизгладимые впечатления.

Хочется узнать больше?
История музея
Одоевские краеведы
Режим работы

21.02.2024, 13:14

4338, или Тайна четырех цифр

В Одоеве готовится к открытию музейно-футуристическое пространство с загадочным названием «4338». Он будет располагаться в здании бывшей Благовещенской церкви XVIII века по адресу ул. Ленина, 46.Действительно, что значат эти цифры?«4338-й год: Петербургские письма» – так называется утопический роман князя Владимира Федоровича Одоевского, рассказывающий о перемещениях в будущее.

Какое отношение роман последнего потомка князей Одоевских имеет к музейному комплексу?Дело в том, что открывшись в 2021 году, музейно-футуристическое пространство позволит сразу в одном здании совершить своеобразный экскурс по эпохам. Так, первый этаж здания будут составлять выставки современного искусства и концертный зал. Второй этаж займет краеведческий музей с замечательными экспозициями предметов. Эти предметы точно перенесут вас в различные эпохи, например, миллионы лет назад, когда жили мамонты, и вы увидите на выставках самые настоящие фрагменты зуба и зуба-пластины, кости мамонта. Вы с удовольствием окунетесь в атмосферу уездного купеческого Одоева с экспозициями XIX – начала XX веков, увидите предметы и документы советского периода.

На примыкающей к зданию высокой башне будет находиться смотровая площадка с панорамными окнами – чем не возможность для вас вглядеться в будущее с высоты птичьего полета?.. Так, что будет что посмотреть!..

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации