Где находится Новочеркасск?
Новочеркасск — столица Донского казачества, город, который находится в Ростовской области и является городским округом. Находится на крутой обрывистой возвышенности между двумя реками: Тузлов и Аксай. Центральная часть города располагается на возвышенной, которая окружена поймами. Территория города граничит с Аксайским и Октябрьским сельскими районами. В основании возвышенности находятся сланцы, песчаники, плотный известняк. Приблизительная численность населения города составляет 168 тысяч человек, общая площадь территории Новочеркасска — 128 квадратных километров.
Климат в городе Новочеркасск — умеренно-континентальный с избытком тепла и недостатком влаги летом, и снежной прохладной зимой. Ежегодная норма осадков составляет 605 мм. Часто в городе случаются ночные выбросы. Ветер задувает смог и дым с промышленной зоны города на жилую. Из-за этого на белье, которое сушится на улицу можно заметить черные крапинки. Каждый год Новочеркасск входит в список самых загрязненных городов России. На территории города наблюдается серьезный недостаток зеленых насаждений в жилых зонах, из-за чего замедляется процесс очистки воздуха.
Новочеркасск находится в одной часовой зоне с Москвой, смещение относительно Всемирного координированного времени (UTC) — +3.
Триумфальные арки
Ещё один архитектурный памятник, который, наряду с Атаманским дворцом, является «визитной карточкой» Новочеркасска – это две триумфальные арки, сооружённые в 1817 году на двух въездах в город: с северной и с западной стороны. Сейчас они, естественно, находятся уже глубоко внутри города, а не на его «воротах».
В 1817 году намечался визит царя Александра I в Новочеркасск. Атаман Платов велел соорудить две величественные триумфальные арки (поскольку неизвестно было, по какой именно дороге государь будет въезжать в город). Внушительные парадные ворота города были построены в спешном порядке, за три месяца. Однако Александр I не приехал в Новочеркасск при жизни Платова. Вместо него атаман встречал осенью 1817 г. у только что построенных Триумфальных ворот брата царя – великого князя Михаила Павловича.
Триумфальная арка и верноподданическая надпись на ней.
Впоследствии арки всё же встречали всех без исключения российских монархов и членов их семей. Видели они революционные потрясения и гражданскую войну, строительство Промышленного района в степи, вторжение гитлеровских войск и освобождение города. Оттеснённые историей вглубь городских кварталов, арки в советские времена вплоть до 1982 года не знали ремонта и реставрации, были в очень запущенном виде. Всю бронзовую отделку с них сняли и отправили на переплавку.
В 80-е годы северным городским воротам в результате реставрации был возвращён общий первоначальный вид. А в 2000-е годы был произведён капитальный ремонт обеих триумфальных арок. По старинным фотографиям восстановили декоративные элементы, барельефы и даже надпись – приветственное четверостишие Александру I. Установили подсветку, красиво освещающую арки в тёмное время суток.
Вторая триумфальная арка
Местонахождение: северная арка расположена по ул. Герцена и отделяет центральную часть города от новых микрорайонов; западная – на проспекте Подтёлкова, возле Азовского рынка и мясокомбината.
Социальная инфраструктура
В Новочеркасске работают два крупных высших учебных заведения: Южно-Российский государственный политехнический университет и Донской государственный аграрный университет, который в 2014 году объединил Новочеркасскую государственную мелиоративную академию и Азово-Черноморскую государственную агроинженерную академию. В городе функционируют техникумы, колледжи, професиональные училища, лицеи и школы.
Научный сектор представляют несколько научно-исследовательских институтов, в их числе Всероссийский научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт электровозостроения (ВЭлНИИ), Всероссийский научно-исследовательский институт виноградарства и виноделия (ВНИИВиВ) и Северо-кавказский зональный научно-исследовательский ветеринарный институт (СКЗНИВИ).
Среди известных учебных заведений города, прекративших деятельность: Новочеркасское суворовское военное училище (1943—1962) и Новочеркасское высшее военное командное училище связи (1937—2011).
Имеются музеи, театры, кинотеатры, ведомственные Дома культуры, библиотеки. Основанный в 1825 году Донской театр драмы и комедии имени В. Ф. Комиссаржевской является одним из старейших на Дону; Новочеркасский музей истории Донского казачества основан в 1886 году; Центральная библиотека Новочеркасска, открытая в 1870 году, стала первой публичной библиотекой в Донском крае. Атаманский дворец, памятник гражданской архитектуры XIX века, был построен в 1863 году как официальная резиденция наказного атамана Войска Донского.
В Новочеркасске создано много памятников, одним из старейших является памятник Ермаку, построенный в 1904 году и являющийся объектом культурного наследия федерального значения. В городе имеется несколько православных храмов, главным из которых является Вознесенский собор, получивший статус Патриаршего кафедрального собора в 2014 году. Работают католический храм Успения Пресвятой Девы Марии и церковь Евангельских Христиан-Баптистов (Лютеранская кирха).
Новочеркасску принадлежат четыре кладбища: Старое городское кладбище, Новое, Донское и Яновское. На территории города имеется Новочеркасская тюрьма, построенная в 1916 году и во времена СССР являющаяся одной из шести пересыльных тюрем, где приводились в исполнение смертные приговоры. В настоящее время является следственным изолятором.
Транспорт
Новочеркасск имеет современную транспортную систему и расположен на транспортных магистралях федерального значения. Через Новочеркасск проходит основная южная железнодорожная магистраль страны – Центр-Кавказ. В черте города расположены три железнодорожные станции (Новочеркасск, Хотунок, Локомотивстрой).
Вблизи города проходит федеральная автомобильная трасса М-4 «Дон». Автобусное движение впервые появилось в Новочеркасске в 1910 году, сейчас здесь действует свыше 80 городских и пригородных маршрутов, трамвайные маршруты (пассажиропоток – более 7 млн человек в год). Генеральным планом Новочеркасска до 2025 года предусмотрено создание в городе троллейбусной сети.В 2017 году в 10 км от города будет построен новый международный аэропортовый комплекс «Южный».
География
Бо́льшая часть города расположена на возвышенности, на берегу реки Аксай и впадающей в неё реки Тузлов. Климат на этой территории — умеренно континентальный; средняя температура января: −5,7 °C; средняя температура июля: +23 °C. Среднегодовая сумма осадков — около 605 мм.
| Показатель | Янв. | Фев. | Март | Апр. | Май | Июнь | Июль | Авг. | Сен. | Окт. | Нояб. | Дек. | Год |
|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
| Средний максимум, °C | −2 | −1 | 5 | 16 | 23 | 26 | 30 | 28 | 23 | 14 | 7 | 1 | 14 |
| Средняя температура, °C | −5,7 | −4,8 | 0,6 | 9,4 | 16,2 | 20,2 | 23,0 | 22,1 | 16,3 | 9,2 | 2,5 | −2,6 | 8,9 |
| Средний минимум, °C | −8 | −8 | −3 | 5 | 11 | 15 | 17 | 16 | 11 | 5 | −5 | 5 | |
| Норма осадков, мм | 60 | 40 | 40 | 50 | 55 | 60 | 55 | 40 | 40 | 30 | 55 | 80 | 605 |
Как добраться[править]
Железнодорожный вокзал
Новочеркасск находится в 30 км от Ростова-на-Дону, поэтому все сообщение кроме поездов со стороны Москвы осуществляется через Ростов.
На поездеправить
Новочеркасск — станция на железнодорожной магистрали, связывающей центр страны с Северным Кавказом. Большинство поездов (кроме экспрессов), следующих со стороны Москвы и Поволжья на Юг России, останавливаются в Новочеркасске.
Ростовские электрички, в первую очередь, обслуживают жителей Новочеркасска, работающих в Ростове, и расписание составлено соответственно: есть несколько электричек рано утром и с шести вечера. Время в пути — от часа до полутора. Если вас не прельщает перспектива провести в Новочеркасске целый день, воспользуйтесь маршруткой.
На автобусеправить
Есть два принципиальных способа попадания в Новочеркасск из Ростова: маршруткой с главного автовокзала Ростова (недалеко от центра города) до автовокзала Новочеркасска (на окраине города) либо с пригородного автовокзала Ростова (на окраине города) до остановки «Азовский рынок» (в центре Новочеркасска). Из центра Ростова в центр Новочеркасска маршрутки не ходят. Если вы решили сесть на межобластной автобус на главном автовокзале Ростова, уточните, заезжает ли он в Новочеркасск или высадит вас на трассе М-4. От трассы до города около 7 км, и ни такси, ни общественный транспорт там не появляются.
Географическое положение
Город расположен на возвышенности, окружённой поймами степной реки Аксай и впадающей в неё реки Тузлов. В основании возвышенности лежат песчаники, сланцы, плотный известняк — ракушечник, в который на протяжении сотен лет попадала вода, образуя подземные скрытые пустоты. Река Тузлов разделяет город на две части. Восточнее расположен район посёлка Донской. Территория Новочеркасска граничит с Октябрьским и Аксайским сельскими районами.Преимуществом является близость к крупнейшим промышленным и торговым центрам региона: Ростова-на-Дону расположен в 30 км (по трассе М4 Дон), Шахты — в 26 км (по Харьковскому шоссе), Аксай — в 20 км, Новошахтинск — в 37 км, Батайск — в 43 км.
Общая площадь городских земель составляет 13412,1 га.
От соседнего областного центра Краснодара Новочеркасск удален на 313 км, от Москвы – на 1053 км.
Архитектура, памятники, достопримечательности
Центральная часть Новочеркасска расположена на возвышенном месте (урочище Бирючий Кут) и застроена по регулярному плану начала 19 в.
Выделяется Вознесенский кафедральный войсковой собор (1893-1905, арх. А.А. Ященко), расположенный на площади Ермака с памятником Ермаку (1904, скльп. В.А. Беклемишев), который по преданию, был донским казаком и
памятником походному атаману Я.П. Бакланову (1911). На въездах в город было установлены 2 триумфальные арки: в память Отечественной войны 1812 и заграничных походов русских войск в 1813-14.
На Азовской площади – Михайло-Архангельская церковь (1870; эклектика).
Среди памятников архитектуры второй половины 19 в. – войсковая гауптвахта (1856), атаманский дворец (1863), здания кадетского корпуса (1889), Мариинской женской гимназии (1885), духовной семинарии (1883), Донского музея (1899),
Александро-Невской церкви (1891-96; русско-византийский стиль).
В начале 20 в. построены многочисленные особняки в стиле модерн, например, “Дом с совой” (1910).
Близ Новочеркасска – хутор Малый Мишкин, родовое имение атамана М.И. Платова (1751-1818).
Районы и недвижимость Новочеркасска
Исторически Новочеркасск строился на вершине холма, и от него расширялся вниз по склонам. Этот район в советское время назывался Первомайским. Позже появилась промышленная зона – крупные заводы, дома работников рядом с ними, социальная инфраструктура микрорайонов. С введением в эксплуатацию электростанции, обслуживающей весь город, появился и новый поселок энергетиков.
Несмотря на то, что город небольшой по численности, он занимает довольно много места по площади из-за удаленности районов друг от друга.
Карта Новочеркасска
Центр города так в народе и называется: «центр». Здесь самое дорогое жилье, но и самое ремонтоемкое – старый жилой фонд из двухэтажных домов царской постройки, а также присутствуют дома сталинского и брежневского периодов. То там трещина появилась, то тут крыша потекла, то здесь подвал затопило.
Новочеркасск. Центр
Цена на небольшой домик 60 м2 – 2,5 — 3 млн. руб. Этот район наиболее удобен по части транспорта – большинство городских маршрутов проходят через центр.
Новочеркасск. Центр
Главной транспортной магистралью города считается проспект Баклановский, соединяющий центр города и выезд на Ростовскую трассу. Он проходит через район «Галинка» (в честь улицы Галины Петровой), «Космос» (в честь единственного функционирующего в городе кинотеатра) , «Черемушки». Стоимость однокомнатной квартиры в неэлитном доме в этих районах от 2 млн. руб.
В целом это неплохие районы для постоянного проживания, если знать некоторую специфику. Проспект Баклановский в районе ул. Галины Петровой «никогда не спит» — молодежь со всего города «тусуется» рядом с круглосуточными ларьками.
Новочеркасск. Район «Космос»
На подножии холма со стороны железнодорожных путей – район Ж.Д. вокзала. Это частный сектор с низкой стоимостью жилья (небольшой дом от 1,5 млн. руб.), объясняемой отсутствием транспорта и криминальной обстановкой.
Также в низовке находится хутор Татарский, в котором самая низкая стоимость жилья в бывшем Первомайском районе. Кроме единственного курсирующего автобуса, высокого уровня грунтовых вод, жителей радует близлежащая городская свалка, от которой летом исходит непередаваемый аромат, а зимой – разлетается мусор и оседает в частных дворах. Иногда эта свалка еще и горит… Жилье здесь стоит от 1,2 млн. руб. за небольшой дом.
Со стороны выезда на Ростов и на Аксай Новочеркасск окружают дачные массивы, в которых разрешена прописка. Пользуясь этим, местные жители целыми семьями перебираются на жилые дачи. Стоимость участка с небольшим домиком и коммуникациями – от 800 т.р.
Коттеджные поселки, соответствуя стихийной и бестолковой застройке города, находятся внутри его, а не на окраинах. В частности район «Поле чудес», и часть улицы Аксайской и ниже застроены индивидуальными многоэтажными домами. Стоимость такой жилплощади – 4,5-5 млн. за дом в 100 м2.
Из центральной части города в промышленную зону ведет только одна дорога. Она проходит через микрорайон Хотунок (1 млн. руб. за однокомнатную квартиру). В микрорайоне административных зданий, кроме детских садиков и школ, нет. Поэтому местным жителям приходится ездить в центр. Центр города с посёлками и заводами связывает также трамвай. Работают три маршрута.
Новочеркасск. Хотунок
Примыкают к Хотунку Новоселовка (район одноэтажных домов) и застраиваемый микрорайон Восточный.
Новочеркасск. Восточный
Отсюда можно свернуть в поселок энергетиков Донской. Расстояние от него до Новочеркасска 20 км, тем не менее, он считается в черте города.
Новочеркасск. Донской
Здесь найти однокомнатную квартиру можно за 850 тыс.руб. Район удобен только для тех, кто трудится на НчГРЭС, иначе придется тратить по полтора – два часа на дорогу до работы.
Новочеркасск. Донской
Дорога прямо без поворотов ведет в промышленный район города: микрорайоны «Октябрьский», «Соцгород» и «Молодежный». Самое дешевое жилье именно в «Молодежном», 900 т.р. за квартиру, но в этом районе нет и намека на поликлинику, кафе, детский парк.
Новочеркасск. Молодежный
Чтобы попасть из этого района в соседние, нужно сделать петлю в 5 км на объезд железной дороги.
Новочеркасск. Молодежный
Более благоустроенные районы «Октябрьский» (1,2 млн. за однокомнатную квартиру) и «Соцгород» (1,1 млн. за такую же жилплощадь).
Новочеркасск. Октябрьский
В каждом из районов есть своя поликлиника, взрослая и детская, дом культуры, стадион, спортзал, парк.
Новочеркасск. Соцгород
Расстояние до ближайших городов и крупных населённых пунктов
Ниже приведена информация о расстоянии от города Новочеркасск до ближайших городов и крупнейших населённых пунктов. Приведены расстояния в километрах по карте, в скобках – расстояние по автодорогам. Населённые пункты помещены в сектора (север, юго-запад, восток и т.п.) по направлению движения от центра города.
Arrow for directionsBase arrow that can be used for directions (with appropriate rotation applied)
33
40
53
67
72
101
103
Arrow for directionsBase arrow that can be used for directions (with appropriate rotation applied)
99
Arrow for directionsBase arrow that can be used for directions (with appropriate rotation applied)
91
Новочеркасск
Arrow for directionsBase arrow that can be used for directions (with appropriate rotation applied)
53
76
Arrow for directionsBase arrow that can be used for directions (with appropriate rotation applied)
24
37
41
61
Arrow for directionsBase arrow that can be used for directions (with appropriate rotation applied)
64
«Сказания о Новочеркасске: вехи, ознаменованные десятилетиями»
Статьи из серии «Сказания о Новочеркасске: вехи, ознаменованные десятилетиями».
Совместный творческий проект городского отделения Союза журналистов России, Музея истории донского казачества и Центральной библиотеки им. А.С
Пушкина ставит своей целью познакомить читателей с интересными фактами, историческими событиями, имеющими важное значение для развития столицы, и историческими личностями, стоящими за этими свершениями
Беседы ведёт журналист Жаннета Гридасова
- Атаман и агроном
- Атаман Каледин
- Дворец донских атаманов
- Делу — время, потехе – час
- Дон и Первая мировая
-
Другой Новочеркасск
О Новочеркасском кладбище
- Другой Новочеркасск
- Женская дорога к знаниям
- Знаки триумфа и воинской славы
- К вершинам воинской славы
- Образовательное пространство: от задумки к наполнению
- Общество торговых казаков
- Первая публичная библиотека Дона
-
Первостроители Новочеркасска
Матвей Иванович Платов и Франц Павлович Деволлан.
-
Попов Харитон Иванович
Основатель музея Донского казачества
- Реформы: попытки преобразований
- Сады и парки Новочеркасска
- Служить России и Тихому Дону
- Статистический комитет: деяния и деятели
Общие сведения и история
Новочеркасск располагается в Ростовской области и является центром Донского казачества. Площадь города – 128 км².
У Новочеркасска существуют официальные флаг, герб и гимн.
В период с 1944 по 1963 годов Новочеркасск являлся столицей Новочеркасского района.
Город был основан в 1805 году, специально как центр донского казачества, атаманом Матвеем Платовым. До этого события столицей являлся Черкасск (в наше время станица Старочеркасская). Перенос столицы был обоснован многими причинами – социально-политическими, экономическими и экологическими. Основной же была ежегодное затопление города Доном. Также Черкасск часто подвергался пожарам, так как он был построен неграмотно, без генплана. В довершение, к городу отсутствовали качественные подъездные сухопутные дороги.
Матвей Платов обратился к императору с просьбой о переносе, несмотря на то, что подавляющее большинство представителей станиц Черкасского городка высказались против. Город решено было возвести на месте урочища Бирючий Кут, преимущество которого было в географической возвышенности, что затрудняло возможный подступ противника.
Проект города был выполнен в европейском духе, в нем присутствовали широкие проспекты, большие площади и озелененные бульвары. В 1806 году состоялся перенос из Черкасска столичных учреждений.
Город строился довольно медленно, потому что казаки не хотели уезжать из Старого Черкасска, плюс к этому Новый Черкасск находился на расстоянии в 20 км от Дона. Из-за данного неудобства планировалось углубить Аксай (рукав Дона), на котором находился Новочеркасск, но денег на это не было. В результате столичный статус города оставался сомнительным свыше 30 лет. В 1837 году Николай I решил оставить столицу в Новочеркасске из-за нецелесообразности нового переноса столичных функций.
В первой половине 19 столетия Новочеркасск был значим только в военном плане, но в середине века возник ряд промышленных предприятий, на которых трудилось 5% населения. В предреволюционное время чуть меньше половины жителей составляли казаки с семьями. Также проживали представители духовенства и дворянства. Крестьяне и купцы отсутствовали.
Во время Гражданской войны город являлся одним из центров Белой Армии. Также тогда казаки создали независимую Донскую область со столицей в Новочеркасске. Была создана Добровольческая армия, сражающаяся с большевиками. В начале 1920 года Новочеркасском окончательно овладели большевики.
В начале Великой Отечественной Войны из города была эвакуирована основная часть предприятий. Оккупация его произошла в июле 1942 года и длилась до февраля следующего года. В это время в городе действовал коллаборационистский Казачий Стан.
В 1962 году в городе произошла массовая демонстрация рабочих, протестующих против повышения цен на продукты, которая была расстреляна.
В октябре 1991 года Новочеркасск был признан современным и историческим центром Донского казачества, а через два года – всемирной столицей казачества.
«Сказания о Новочеркасске: вехи, ознаменованные десятилетиями»
Статьи из серии «Сказания о Новочеркасске: вехи, ознаменованные десятилетиями».
Совместный творческий проект городского отделения Союза журналистов России, Музея истории донского казачества и Центральной библиотеки им. А.С
Пушкина ставит своей целью познакомить читателей с интересными фактами, историческими событиями, имеющими важное значение для развития столицы, и историческими личностями, стоящими за этими свершениями
Беседы ведёт журналист Жаннета Гридасова
- Атаман и агроном
- Атаман Каледин
- Дворец донских атаманов
- Делу — время, потехе – час
- Дон и Первая мировая
-
Другой Новочеркасск
О Новочеркасском кладбище
- Другой Новочеркасск
- Женская дорога к знаниям
- Знаки триумфа и воинской славы
- К вершинам воинской славы
- Образовательное пространство: от задумки к наполнению
- Общество торговых казаков
- Первая публичная библиотека Дона
-
Первостроители Новочеркасска
Матвей Иванович Платов и Франц Павлович Деволлан.
-
Попов Харитон Иванович
Основатель музея Донского казачества
- Реформы: попытки преобразований
- Сады и парки Новочеркасска
- Служить России и Тихому Дону
- Статистический комитет: деяния и деятели
Об истории города
У Новочеркасска есть точный день рождения: это 18 (30) мая 1805 года. Это изначально был город, построенный с нуля в качестве столицы Области Войска Донского. Ранее столица донского казачества находилась в Черкасске (теперь это Старочеркасская станица). Черкасский городок часто страдал от весенних половодий и стихийных пожаров. Хаотично застроенное деревянное поселение периодически выгорало почти наполовину. Надёжных сухопутных путей к нему не было.
В связи с этим, по инициативе атамана Матвея Платова, решено было переместить столицу донского казачества в новое место. Комиссия, во главе с генералом Платовым и инженером Деволаном осмотрела ряд мест и выбрала для возведения города урочище Бирючий Кут (Волчье Логово) – природную возвышенность, которая опоясывалась речками Тузлов и Аксай (приток Дона).
Новый город был спроектирован в лучших традициях европейских образцов градостроительства: с просторными площадями, широкими проспектами и утопающими в зелени бульварами. Деволан, назвав будущий Новочеркасск «маленьким Парижем», положил в его основу площади, на каждой из которых должна была стоять церковь, а от каждой из площадей радиально отходить улицы.
18 (30 мая) 1805 года, в день великого православного праздника Вознесения Господня, состоялась церемония закладки новой столицы Дона и войскового храма. Торжественный переезд старой столицы в новую состоялся через год.
Однако строительство и заселение города шло крайне медленно. Людям было невыгодно переселяться сюда. Немалая часть казачества и вовсе в открытую называла место, выбранное для города, неудачным. В 1830-е годы даже рассматривали вопрос о вторичном перенесении столицы Области – в Аксайскую станицу, которая тоже располагалась на возвышенности, но примыкала к Дону.
Но в итоге решено было оставить всё, как есть, и Новочеркасск из только лишь войскового административного центра, во второй половине XIX века всё же стал превращаться в полноценный город – с промышленными и торговыми предприятиями, с развивающейся экономикой.
Старинная открытка с видом Новочеркасска.
После революции Новочеркасск стал одним из главных прибежищ для всех, кто был против советской власти. В годы гражданской войны население города выросло вдвое и составило более ста тысяч человек. Здесь была сформирована белогвардейская Добровольческая армия. Казаки попытались было обособиться от советской власти, объявив независимость Войска Донского, со столицей в Новочеркасске. Но продержались недолго. 8 января 1920 года Новочеркасск окончательно перешёл под контроль большевиков, потеряв статус столицы Донского казачества.
В годы Великой Отечественной в оккупированном фашистами Новочеркасске снова сформировалось антисоветское воинское объединение – «Казачий стан», на этот раз под эгидой гитлеровской Германии.
Печально известными являются также события 1962 года, когда забастовка рабочих местного электровозостроительного завода переросла в массовые беспорядки, со столкновениями с милицией и погромами общественных зданий. Восставшую толпу пришлось усмирять с привлечением армейских подразделений и стрельбой на поражение.
В 90-е годы Новочеркасск вернул себе статус столицы не только Войска Донского, но и всех казачьих войск в целом.
Статьи Евгения Кирсанова
Автор статей по истории Новочеркасска и истории Донского казачества – Евгений Иванович Кирсанов, уроженец г. Сальска Ростовской области. Свое основное образование он получил в Ростовском государственном университете, окончив философский факультет в 1972 г. Затем преподовательская работа, общественная, хозяйственная. С 1993 г. работает управляющим концерна “Кавказ”. Параллельно, в 1994 и 1995 г., окончил курсы “Менеджмента и маркетинга” и получил сертификаты в Открытом Британском университете (филиал в Новочеркасске). С университетской скамьи увлекался вопросами философии, истории, религии, права и т. д. С 1985 г. в свободное от работы время начал целенаправленно изучать историю казачества, а также религии и церкви на Дону. Проработав более 5 лет, закончил рукопись “Православный Тихий Дон”, основанную на более чем 100 дореволюционных цензурированных церковью источниках. По независящим от автора причинам рукопись объемом до 20 печатных листов и собранные к ней иллюстрации пока не опубликованы. В начале 90-х годов, продолжая поиск материалов по истории религии, культуры, образования на Дону, Е. Кирсанов опубликовал в городской и областной прессе более 60 статей. Среди них материалы под рубриками: “Забытые имена”, “Новочеркасский некрополь” (о городском кладбище”), “Военные учебные заведения на Дону”, “Духовное образование на Дону”, “Церкви Новочеркасска“, “Казачий Круг” и др. На экранах местного телевидения он подготовил и провел немало передач по истории Новочеркасска, в т. ч. ведет сейчас исторический экскурс к 90-летему юбилею крупнейшего вуза нашего города и Юга России – Новочеркасского государственного технического университета (более известного как Новочеркасский политехнический институт). Среди его публикаций можно отметить также большую научную статью “Азовские походы Петра 1” (1695-1696 г.) в сборнике “Казачество”, вып. 1 (Новочеркасск, 1992 г.). В этом же сборнике опубликована часть “Донского календаря”, подготовленного Е. Кирсановым. Постепенно научный поиск Е. Кирсанова сконцентрировался на истории Новочеркасска, города, продолжившего славные боевые, культурные и иные традиции казачьего Черкасска. Два года упорного труда позволили ему подготовить и издать к 190-летию со дня закладки города (основан 18(30) мая 1805 г.) историко-краеведческий очерк “Новочеркасск” (рекламное агентство Дон-ЛБЛ, издательство – Северо-Кавказский научный центр высшей школы, Новочеркасск, 1995 г., тираж 10 тыс. экз.). В настоящее время Е. Кирсанов расширил и углубил поиск материалов по Новочеркасску и готовит большой труд по истории столицы Донского казачества. Умер 18 марта 2009 года в Новочеркасске.
Общие сведения и история Новочеркасска
Панорама Новочеркасска
Заложен был Новочеркасск как столица донского казачества взамен Старочеркасска (тогда просто Черкасска) в 1805 году. Казачий атаман Матвей Платов, памятуя о ежегодных подтоплениях своей прибрежной столицы, выбрал место под строительство на вершине огромного холма.
Строился город по плану инженера генерал-лейтенанта Ф. П. Деволана, в основу которого легла радиально-прямоугольная планировка. На главной площади планировался войсковой собор, строительство которого затянулось на сто лет. Дважды при строительстве храма часть стен и купол обрушивались, и лишь третья попытка увенчалась успехом.
Памятник атаману М.И.Платову
Город тем временем рос. К революции население насчитывало 60 тысяч казаков. В гражданскую войну город стал центром белого движения, а в 1962 на центральной площади произошел расстрел бастующих рабочих. К чести казаков сказать, город никогда не затапливало.
Понять[править]
| Новочеркасск | |
| Музей истории донского казачества | |
| Полезная информация | |
| Население | 168 746 (2010) |
| Телефонный код | +7 8635 |
| Часовой пояс | UTC+3 |
Историяправить
К началу XIX века город Черкасск (ныне ст. Старочеркасская) перестал удовлетворять потребностям столицы Войска Донского, в первую очередь вследствие ежегодных наводнений из-за разливающегося Дона. Атаман Матвей Платов выпросил у императора разрешение перенести столицу донского казачества на новое место, и в 1805 году был торжественно заложен новый город — Новочеркасск.
По замыслу Платова новый город не должен был уступать европейским столицам, и для разработки проекта пригласил Франца де Воллана — известного архитектора, составившего генеральные планы многих городов Российской Империи, в том числе Одессы, Николаева и Тирасполя. И де Воллан спроектировал настоящий европейский город — с широкими бульварами и площадями — а проспекты, расходящиеся лучами от центральной площади, явно позаимствованы у Санкт-Петербурга.
Однако идеалы Платова не были поддержаны рядовыми казаками, которые совершенно не хотели переселяться из обжитых станиц в новый город. Новочеркасск строился настолько медленно, что в 1830-х годах столицу Войска Донского чуть не перенесли в Аксай. Хотя к концу XIX века, с появлением железной дороги и бурным экономическим ростом Юга в целом, город получил некоторое развитие, планировка по-прежнему резко контрастировала с городской застройкой: на широких столичных проспектах стояли домики в духе уездного города. Такая необычная среда сохранилась в Новочеркасске по настоящее время.
Новочеркасск рисковал окончательно потерять лицо и стать невзрачным спутником Ростова, но в 1930-х годах на его окраине был основан Паровозострой, со временем превратившийся в Новочеркасский электровозостроительный завод, крупнейшего в стране производителя электровозов.
Сейчас Новочеркасск пытается позиционировать себя как «мировую столицу казачества», но в действительности казаков и казачьего колорита в городе мало. За подобной этнографией лучше ехать в Старочеркасск.
Ориентацияправить
Главное здание электровозостроительного завода
Жители иногда называют Новочеркасск «городом на холме»: перепад высот в центре города действительно ощутим. На вершине холма расположена площадь Ермака с Вознесенским собором, от площади расходятся главные улицы: Платовский проспект, проспект Ермака и Красный спуск. Исторической застройки много в районе улиц Атаманской и Московской: большинство зданий здесь весьма рядовые, но есть несколько симпатичных особняков, например дом купца Кирюнина.
НЭВЗ расположен далеко от исторического центра. Любители электровозов могут сесть в центре (на ул. генерала Лебедя) на трамвай №1 или №3. Завод и поселок вокруг него получили нынешний вид в 1940-1950-х годах: шедевров сталинской архитектуры здесь нет, но определенный колорит имеется.


