Движение[править | править код]
Станция является конечной для электропоездов, идующих с Московского вокзала Санкт-Петербурга и для промежутрчного до станции Окуловка.
На станции имеют остановку более 25 пар поездов дальнего следования.
В соответствии с летним графиком 2014 года, ежедневно на прилегающих к станции участках проследуют порядка 100 поездов[источник не указан 3055 дней].
По состоянию на декабрь 2018 года через станцию курсируют следующие поезда дальнего следования:
| Круглогодичное обращение поездов | |||
|---|---|---|---|
| № поезда | Маршрут движения | № поезда | Маршрут движения |
| 17 «Карелия» | Петрозаводск — Москва | 18 «Карелия» | Москва — Петрозаводск |
| 23 «2-этажный» | – | 24 «2-этажный» | Москва — Санкт-Петербург |
| 35 «Северная Пальмира 2-этажный» | Санкт-Петербург — Адлер | 36 «Северная Пальмира 2-этажный» | Адлер — Санкт-Петербург |
| 41 | Великий Новгород — Нижний Новгород | 42 | Нижний Новгород — Великий Новгород |
| 43 | Санкт-Петербург — Новороссийск | 44 | Новороссийск — Санкт-Петербург |
| 45 «Текстильный Край» | Санкт-Петербург — Иваново | 46 «Текстильный Край» | Иваново — Санкт-Петербург |
| 49 | Санкт-Петербург — Кисловодск | 50 | Кисловодск — Санкт-Петербург |
| 59 «Волга» | – | 60 «Волга» | Нижний Новгород — Санкт-Петербург |
| 81 | Санкт-Петербург — Белгород | 82 | Белгород — Санкт-Петербург |
| 87 | Санкт-Петербург — Смоленск | 88 | Смоленск — Санкт-Петербург |
| 89 | Санкт-Петербург — Волгоград | 90 | Волгоград — Санкт-Петербург |
| 91 | Мурманск — Москва | 92 | Москва — Мурманск |
| 107 «Самара» | Санкт-Петербург — Самара | 108 «Самара» | Самара — Санкт-Петербург |
| 109 | Санкт-Петербург — Астрахань | 110 | Астрахань — Санкт-Петербург |
| 111 | Санкт-Петербург — Воронеж | 112 | Воронеж — Санкт-Петербург |
| 115 | – | 116 | Адлер — Санкт-Петербург |
| 119 | Санкт-Петербург — Белгород | 120 | – |
| 121 | Санкт-Петербург — Владикавказ | 122 | – |
| 133 «Поволжье» | Санкт-Петербург — Казань | 134 «Поволжье» | Казань — Санкт-Петербург |
| 135 | Санкт-Петербург — Махачкала | 136 | – |
| 139 | Санкт-Петербург — Брянск | 140 | Брянск — Санкт-Петербург |
| 337 | Санкт-Петербург — Самара | 338 | Самара — Санкт-Петербург |
| 347 | Санкт-Петербург — Уфа | 348 | Уфа — Санкт-Петербург |
| 721 «Ласточка» | Санкт-Петербург — Бологое | 722 «Ласточка» | Бологое — Санкт-Петербург |
| Сезонное обращение поездов | |||
|---|---|---|---|
| № поезда | Маршрут движения | № поезда | Маршрут движения |
| 55 | – | 56 | Москва — Санкт-Петербург |
| 189 | Санкт-Петербург — Осташков | 190 | Осташков — Санкт-Петербург |
| 227 | Санкт-Петербург — Новороссийск | 228 | Новороссийск — Санкт-Петербург |
| 245 | Санкт-Петербург — Ейск | 246 | Ейск — Санкт-Петербург |
| 247 | Санкт-Петербург — Анапа | 248 | – |
| 259 | Санкт-Петербург — Анапа | 260 | Анапа — Санкт-Петербург |
История
Рождение поселения Малая Вишера связано со строением железнодорожной магистрали Санкт-Петербург — Москва. В 1843 году артель крепостных крестьян на берегу реки срубила из вековых сосен казенную избу для приказчика, десятника и прочих распорядителей, которая стала первым сооружением будущего города.
Место пересечения Николаевской железной дороги с рекой Малая Вишерка и догой на Глутно стало ядром, откуда в заданном направлении стало разрастаться поселение. Первоначальное название было «Концы». Поселение быстро росло и 18 декабря 1871 года состоялись торжества по случаю перевода поселения на станции Малая Вишера в разряд посада. Было учреждено местное самоуправление в виде Посадской Думы, состоявшей из 20 гласных членов и Посадской головы. На магистрали лишь три вокзала имели высший разряд — в Малой Вишере, Бологом и Твери. Получив статус посада, Малая Вишера стала развиваться интенсивнее. В 1874 году между Малой Вишерой и Санкт-Петербургом была установлена телефонная связь.
К 1910 году Малая Вишера стала большим оживлённым поселением. По данным земского статистического издания 1909 года, здесь насчитывалось 6343 человека жителей, «из коих 3180 мужского и 3163 женского пола» и 671 жилая постройка. Улицы посада были вымощены только в средней своей части, тротуары не мощены. Освещался посад семью керосино-камельными и 49-ю простыми керосиновыми фонарями. Местную власть составляли пристав, земский начальник 1-го участка Крестецкого уезда и судебный следователь. Полиция состояла из полицейского надзирателя и 6 городовых.
Учебных заведений было пять: трёхклассное городское училище, приходское училище, двухклассное женское училище и церковно-приходская школа. Во всех них обучалось 763 человека. Кроме двух больниц — железнодорожной и земской, а также богадельни на 12 человек, в посаде действовали три аптеки, два вольнопрактикующих врача.
Торговля и ремёсла в Малой Вишере процветали — в середине 1900-х годов здесь было 48 различных магазинов и лавок. Кроме того, в посаде насчитывалось около 30 мелких «торгово-промышленных заведений». Два заведения с меблированными комнатами, а также торговые платные бани мещанина Анисима Целковича в Прачечном переулке.
Ночь на железнодорожной станции Малая Вишера, Новгородская область, Россия
С Малой Вишерой связано несколько эпизодов, в определённой мере повлиявших на ход исторических событий. В ночь на 1 марта 1917 года здесь остановился Царский поезд, Государю доложили, что Любань и Тосно заняты восставшими. «Ночью повернули с Малой Вишеры назад», — записал Николай II в дневнике.
10 марта 1918 года на станции Малая Вишера поезд с Владимиром Ильичом Лениным столкнулся с враждебно настроенными анархистскими матросами, самовольно бежавшими с фронта. «Анархистский поезд» был разоружён с помощью латышских стрелков.
В 1918—1927 годах Малая Вишера была административным центром Маловишерского уезда Новгородской губернии. Во время Великой Отечественной войны 1941—1945 годов город был оккупирован немецко-фашистскими войсками 24 октября . В истории Великой Отечественной войны Малая Вишера стала первым городом, освобожденным от немецко-фашистских захватчиков в ходе Тихвинской операции 20 ноября 1941 года.
13 августа 2007 года на перегоне Бурга — Малая Вишера Октябрьской железной дороги в результате террористического акта произошла авария фирменного поезда «Невский экспресс». В 2021 году городу присвоено звание «Город воинской доблести».
Население
На 1 ноября 2023 численность населения (постоянных жителей) Малой Вишеры составляет 10 253 человека.
Численность населения по возрастным группам
Дети в возрасте до 6 лет — 1 020 человек, подростки (школьники) в возрасте от 7 до 17 лет — 1 215 человек, молодежь от 18 до 29 лет — 1 225 человек, взрослые в возрасте от 30 до 60 лет — 4 414 человек, пожилых от 60 лет — 2 235 человек, а долгожители старше 80 лет — 144 человека.
Национальный состав населения
Согласно данным последней переписи населения, национальный состав распределён следующим образом: русские — 9 740 (95.00 %) человек, украинцы — 122 (1.19 %) человека, другие национальности (менее 0,5 % каждая) — 391 (3.81 %).
Уровень образования
Высшее образование имеют 16,8 % (1 723 человека), неполное высшее — 1,7 % (174 человека), среднее профессиональное — 41,3 % (4 234 человека), 11 классов — 17,0 % (1 743 человека), 9 классов — 10,4 % (1 066 человек), 5 классов — 7,6 % (779 человек), не имеют образования — 0,6 % (62 человека), неграмотные — 0,2 % (21 человек).
Занятость населения, безработица и пенсионеры
Всего Малой Вишеры количество официально занятого населения составляет 6 111 человек (59.6 %), пенсионеров 2 973 человека (29 %), а официально оформленных и состоящий на учёте безработных 595 человек (5.8 %).
| Численность населения | |||||||||
|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
| 1885 | 1897 | 1917 | 1920 | 1923 | 1926 | 1931 | 1937 | 1939 | 1943 |
| 4076 | 4851 | 7287 | 7153 | 6932 | 9432 | 11 600 | 15 058 | 17 620 | 6852 |
| 1959 | 1967 | 1970 | 1979 | 1989 | 1992 | 1996 | 1998 | 2001 | 2002 |
| 16 109 | 15 000 | 15 381 | 15 724 | 15 647 | 15 400 | 15 000 | 14 800 | 14 500 | 14 182 |
| 2003 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 |
| 14 200 | 13 700 | 13 300 | 13 100 | 12 920 | 12 627 | 12 461 | 12 500 | 12 140 | 11 998 |
| 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | ||
| 11 789 | 11 601 | 11 297 | 11 015 | 10 602 | 10 371 | 10 253 | 10 161 |
По данным Всероссийской переписи населения 2020 года, на 1 октября 2021 года по численности населения город находился на 915-м месте из 1117 городов Российской Федерации.
Достопримечательности
- Сквер с фонтаном на железнодорожном вокзале.
- Дом купцов Курженковых. Особняк Курженковых был построен в 1910-х годах в стиле модерн с элементами неоклассики, а на углу здания распложена небольшая часовая башня, выполненная в виде усечённой пирамиды. Сейчас в доме Курженковых располагается администрация района.
- Мемориал «Скорбящая» — открыт 9 мая 1991 года на средства жителей города. Посвящен маловишерцам, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны.
- Скульптура «Снежный человек», повелителю маловишерских лесов — Авдошка. Скульптура, высотой больше двух метров, была открыта в центре города в 2018 году. Выполнена петербургскими мастерами из крепких антивандальных полимерных материалов.
- Церковь Святителя Николая Чудотворца — деревянный храм с фасадом синего цвета был построен на средства местных жителей в 1992 году.
- Маловишерский краеведческий музей, был основан в 1991 году и представлен семью экспозиционными залами и выставочным залом: история образования города; памятные места Маловишерского района; лесной уголок; горница; зал Курженковых; зал Воинской Славы;«Жизнь моя — железная дорога!»; Волховский фронт. Бои и герои. Расположен в историческом здании, которое является памятником культурного наследия.
- Памятник В. И. Ленину установлен в сквере Отважных пожарных, напротив администрации города. Точная дата установки и автор монумента — неизвестны.
- Часовня иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» построена в 2006 году в русском архитектурном стиле благодаря местному священнику отцу Дмитрию.
История[править | править код]
Станция, I класса, была открыта 1 () ноября 1851 года, под названием – Мало-Вишерская, в составе Санкт-Петербурго-Московской железной дороги, название станции утверждено приказом МПС № 227 от 21 декабря 1850 года. После переименовании дороги 8 () сентября 1855 года, станция в составе Николаевской железной дороги, а в 1863 году получила официальное название в создаваемой сети железных дорог – Малая Вишера.
Первоначально на станции было построено типовое одноэтажное каменное здания вокзала (по проекту архитектора Желязевича Р.А.) с двумя каменными платформами, покрытые у пассажирского здания навесами. Пространство между подпорными стенками этих платформ было засыпано землёй и поверху уложен настил из Путиловской плиты. Также на станции построено круглое кирпичное паровозное депо на 22 секции ( 18 стойл для паровозов по 15 метров + 4 пути сквозные ) с поворотным кругом 13,3 метра. В 1869-1872 годах на станции производились работы по удлинению 13 стойл в круглом депо и постройке нового прямоугольного депо на 12 паровозов.
В 1879-1882 годах на станции устраивались сортировочные пути, но сортировочной станции организовано не было.
С 27 февраля 1923 года, после переименовании дороги, станция в составе Октябрьской железной дороги, приказом НКПС № 1028 от 20 августа 1929 года станция в составе Октябрьских железных дорог,
с 1936 года станция в составе Октябрьской железной дороги.
Согласно тарифному руководству № 4 от 1965 года на станции производит работы по приёму и выдачи повагонных грузов, допускаемых к хранению на открытых площадках, хранению грузов повагонными и мелкими отправками, загружаемых целыми вагонами на подъездных путях и местах необщего пользования, приёму и выдачи повагонных грузов, допускаемых к хранению в крытых складах, приёму и выдачи грузов в универнсальных контейнерах МПС на станциях, а также продажа билетов на все пассажирские поезда, приём и выдача багажа. Согласно приказу Росжелдора № 552 от 29 декабря 2012 года на станции производится работа «с наливными грузами в танк-контейнерах на железнодорожных путях не общего пользования, принадлежащих ООО „Митекс“, по параграфам 8н (приём и выдача грузов в универсальных контейнерах массой брутто 20 и 24 т на подъездных путях), 10н (приём и выдача грузов в универсальных контейнерах массой брутто 24 и 30 т на подъездных путях)»
В 1971 году присвоен код ЕСР № 0631, 1975 году присвоен новый код ЕСР № 06310., с 1985 года новый код АСУЖТ (ЕСР) № 041602.
В 1982 году станции присвоен код Экспресс-2 № 20592, с 1994 года новый код Экспресс-3 № 2004592.
В разные годы от станции были проложены различные хозяйственные ветки:
В 1921 году была проложена ширококолейная хозяйственно-топливная ветка от станции к пункту «Зеленщина» и использовалась для вывоза дров, согласно «Архиву о железной дороге» и информации от Ярослава Чибрякова, данная ветка была разобрана в 1930 году.
В конце 1930х годов от станции была устроена узкоколейная железная дорога до места «бараки», принадлежащая Маловишерскому леспромхозу, данная ветка была разобрана в начале 1950х годов.
Согласно топографическим картам 1970-80х годов по части линии бывшей ширококолейной ветки до пункта «Зеленщина» была проложена узкоколейная железная ( Малая Вишера – Пустая Вишерка – Крутик ), линия использовалась для вывоза леса и была разобрана в начале 2000х годов.
Согласно топографической карты 1942 года в годы Великой Отечественной войны была построена военно-полевая узкоколейная железная дорога ( Малая Вишера – Вяжищи ), после войны дорога на картах не указана.
В 1950х годах по информации А.Корсакова была устроена узкоколейная лесовозная ветка ( Малая Вишера – река Малая Вишера ), дорога разобрана в начале 1980х годах.
От станции также устроены подъездные пути принадлежащие разным организациям:
Асфальтобетонный завод ( на топографической карте 1986 года путь существует), Маловишерский ДОК ( предприятие основано в 1991 году), стекольный завод ( основан братьями Курженковыми в 1881 году ), электротехнический завод ( основан в 2010 году ), тяговая злектроподстанция «Малая Вишера».
Символика города
Герб
Первый Герб города Малая Вишера утвержден Решением № 55 муниципального Совета народных депутатов от 18 сентября 1997 года. Автор — М. Ю. Медведев.
В зелёном поле составная чёрная и серебряная перевязь, облачно окаймленная серебром и сопровождаемая узкими золотыми зубчато изломанными перевязями.
Изображение щита с зелёным фоном олицетворяет лесные богатства района, чередующаяся черно-серебряная полоса символизирует железную дорогу, серебряная перевязь, облачно окаймляющая железную дорогу, повествует о ремонте паровозов в населенном пункте, 2 узких золотых полосы из 4 — 5 зубцов, расположенных симметрично по обе стороны от железной дороги, дают понимание значения города как лесопромышленного центра.
Новый герб Маловишерского района разработан в 2015 году. Чёрно-белая компонованная перевязь сопровождается не облаками паровозными дымами, а золотыми линиями, изломанными подобно молниям — символ электрифицированной железной дороги. Добавлена звезда с серебряными и золотыми лучами, которая определяет координаты пролегания железной дороги (с северо-запада на юго-восток), четыре золотых луча определяют число поселений на территории района. Рисунок нового герба выполнен А. Грефенштейном.
Герб утверждён Решением Думы Маловишерского муниципального района от 26 февраля 2015 года № 414. Описание герба: «В зёленом поле — тройная узкая перевязь, посередине — составная серебряная и чёрная, по сторонам — нитевидная в виде старинных громовых стрел; слева вверху всё сопровождено звездой о восьми лучах, попеременно золотых и серебряных. Щит увенчан муниципальной короной — золотой о пяти видимых остроконечных зубцах».
Корона, венчающая щит, является геральдической короной достоинства, приличествующей району как муниципальному образованию. Герб может воспроизводиться как в полной версии (с короной), так и в сокращенной (без короны). Обе версии герба равноправны и имеют одинаковый статус. Герб района внесён в Государственный геральдический регистр РФ под № 10314.
Флаг
Флаг Маловишерского муниципального района (далее — флаг) представляет собой полотнище, ширина и длина которого соотносятся как 2:3 и на всю поверхность которого распространена композиция из гербового щита района с заменой геральдического золота жёлтым цветом, а геральдического серебра — белым.
Оборотная сторона флага является зеркальным отображением его лицевой стороны.