Малая вишера

Движение[править | править код]

Станция является конечной для электропоездов, идующих с Московского вокзала Санкт-Петербурга и для промежутрчного до станции Окуловка.

На станции имеют остановку более 25 пар поездов дальнего следования.

В соответствии с летним графиком 2014 года, ежедневно на прилегающих к станции участках проследуют порядка 100 поездов[источник не указан 3055 дней].

По состоянию на декабрь 2018 года через станцию курсируют следующие поезда дальнего следования:

Круглогодичное обращение поездов
№ поезда Маршрут движения № поезда Маршрут движения
17 «Карелия» Петрозаводск — Москва 18 «Карелия» Москва — Петрозаводск
23 «2-этажный» 24 «2-этажный» Москва — Санкт-Петербург
35 «Северная Пальмира 2-этажный» Санкт-Петербург — Адлер 36 «Северная Пальмира 2-этажный» Адлер — Санкт-Петербург
41 Великий Новгород — Нижний Новгород 42 Нижний Новгород — Великий Новгород
43 Санкт-Петербург — Новороссийск 44 Новороссийск — Санкт-Петербург
45 «Текстильный Край» Санкт-Петербург — Иваново 46 «Текстильный Край» Иваново — Санкт-Петербург
49 Санкт-Петербург — Кисловодск 50 Кисловодск — Санкт-Петербург
59 «Волга» 60 «Волга» Нижний Новгород — Санкт-Петербург
81 Санкт-Петербург — Белгород 82 Белгород — Санкт-Петербург
87 Санкт-Петербург — Смоленск 88 Смоленск — Санкт-Петербург
89 Санкт-Петербург — Волгоград 90 Волгоград — Санкт-Петербург
91 Мурманск — Москва 92 Москва — Мурманск
107 «Самара» Санкт-Петербург — Самара 108 «Самара» Самара — Санкт-Петербург
109 Санкт-Петербург — Астрахань 110 Астрахань — Санкт-Петербург
111 Санкт-Петербург — Воронеж 112 Воронеж — Санкт-Петербург
115 116 Адлер — Санкт-Петербург
119 Санкт-Петербург — Белгород 120
121 Санкт-Петербург — Владикавказ 122
133 «Поволжье» Санкт-Петербург — Казань 134 «Поволжье» Казань — Санкт-Петербург
135 Санкт-Петербург — Махачкала 136
139 Санкт-Петербург — Брянск 140 Брянск — Санкт-Петербург
337 Санкт-Петербург — Самара 338 Самара — Санкт-Петербург
347 Санкт-Петербург — Уфа 348 Уфа — Санкт-Петербург
721 «Ласточка» Санкт-Петербург — Бологое 722 «Ласточка» Бологое — Санкт-Петербург
Сезонное обращение поездов
№ поезда Маршрут движения № поезда Маршрут движения
55 56 Москва — Санкт-Петербург
189 Санкт-Петербург — Осташков 190 Осташков — Санкт-Петербург
227 Санкт-Петербург — Новороссийск 228 Новороссийск — Санкт-Петербург
245 Санкт-Петербург — Ейск 246 Ейск — Санкт-Петербург
247 Санкт-Петербург — Анапа 248
259 Санкт-Петербург — Анапа 260 Анапа — Санкт-Петербург

История

Рождение поселения Малая Вишера связано со строением железнодорожной магистрали Санкт-Петербург — Москва. В 1843 году артель крепостных крестьян на берегу реки срубила из вековых сосен казенную избу для приказчика, десятника и прочих распорядителей, которая стала первым сооружением будущего города.

Место пересечения Николаевской железной дороги с рекой Малая Вишерка и догой на Глутно стало ядром, откуда в заданном направлении стало разрастаться поселение. Первоначальное название было «Концы». Поселение быстро росло и 18 декабря 1871 года состоялись торжества по случаю перевода поселения на станции Малая Вишера в разряд посада. Было учреждено местное самоуправление в виде Посадской Думы, состоявшей из 20 гласных членов и Посадской головы. На магистрали лишь три вокзала имели высший разряд — в Малой Вишере, Бологом и Твери. Получив статус посада, Малая Вишера стала развиваться интенсивнее. В 1874 году между Малой Вишерой и Санкт-Петербургом была установлена телефонная связь.

К 1910 году Малая Вишера стала большим оживлённым поселением. По данным земского статистического издания 1909 года, здесь насчитывалось 6343 человека жителей, «из коих 3180 мужского и 3163 женского пола» и 671 жилая постройка. Улицы посада были вымощены только в средней своей части, тротуары не мощены. Освещался посад семью керосино-камельными и 49-ю простыми керосиновыми фонарями. Местную власть составляли пристав, земский начальник 1-го участка Крестецкого уезда и судебный следователь. Полиция состояла из полицейского надзирателя и 6 городовых.

Учебных заведений было пять: трёхклассное городское училище, приходское училище, двухклассное женское училище и церковно-приходская школа. Во всех них обучалось 763 человека. Кроме двух больниц — железнодорожной и земской, а также богадельни на 12 человек, в посаде действовали три аптеки, два вольнопрактикующих врача.

Торговля и ремёсла в Малой Вишере процветали — в середине 1900-х годов здесь было 48 различных магазинов и лавок. Кроме того, в посаде насчитывалось около 30 мелких «торгово-промышленных заведений». Два заведения с меблированными комнатами, а также торговые платные бани мещанина Анисима Целковича в Прачечном переулке.

Ночь на железнодорожной станции Малая Вишера, Новгородская область, Россия

С Малой Вишерой связано несколько эпизодов, в определённой мере повлиявших на ход исторических событий. В ночь на 1 марта 1917 года здесь остановился Царский поезд, Государю доложили, что Любань и Тосно заняты восставшими. «Ночью повернули с Малой Вишеры назад», — записал Николай II в дневнике.

10 марта 1918 года на станции Малая Вишера поезд с Владимиром Ильичом Лениным столкнулся с враждебно настроенными анархистскими матросами, самовольно бежавшими с фронта. «Анархистский поезд» был разоружён с помощью латышских стрелков.

В 1918—1927 годах Малая Вишера была административным центром Маловишерского уезда Новгородской губернии. Во время Великой Отечественной войны 1941—1945 годов город был оккупирован немецко-фашистскими войсками 24 октября . В истории Великой Отечественной войны Малая Вишера стала первым городом, освобожденным от немецко-фашистских захватчиков в ходе Тихвинской операции 20 ноября 1941 года.

13 августа 2007 года на перегоне Бурга — Малая Вишера Октябрьской железной дороги в результате террористического акта произошла авария фирменного поезда «Невский экспресс». В 2021 году городу присвоено звание «Город воинской доблести».

Население

На 1 ноября 2023 численность населения (постоянных жителей) Малой Вишеры составляет 10 253 человека.

Численность населения по возрастным группам

Дети в возрасте до 6 лет — 1 020 человек, подростки (школьники) в возрасте от 7 до 17 лет — 1 215 человек, молодежь от 18 до 29 лет — 1 225 человек, взрослые в возрасте от 30 до 60 лет — 4 414 человек, пожилых от 60 лет — 2 235 человек, а долгожители старше 80 лет — 144 человека.

Национальный состав населения

Согласно данным последней переписи населения, национальный состав распределён следующим образом: русские — 9 740 (95.00 %) человек, украинцы — 122 (1.19 %) человека, другие национальности (менее 0,5 % каждая) — 391 (3.81 %).

Уровень образования

Высшее образование имеют 16,8 % (1 723 человека), неполное высшее — 1,7 % (174 человека), среднее профессиональное — 41,3 % (4 234 человека), 11 классов — 17,0 % (1 743 человека), 9 классов — 10,4 % (1 066 человек), 5 классов — 7,6 % (779 человек), не имеют образования — 0,6 % (62 человека), неграмотные — 0,2 % (21 человек).

Занятость населения, безработица и пенсионеры

Всего Малой Вишеры количество официально занятого населения составляет 6 111 человек (59.6 %), пенсионеров 2 973 человека (29 %), а официально оформленных и состоящий на учёте безработных 595 человек (5.8 %).

Численность населения
1885 1897 1917 1920 1923 1926 1931 1937 1939 1943
4076 4851 7287 7153 6932 9432 11 600 15 058 17 620 6852
1959 1967 1970 1979 1989 1992 1996 1998 2001 2002
16 109 15 000 15 381 15 724 15 647 15 400 15 000 14 800 14 500 14 182
2003 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
14 200 13 700 13 300 13 100 12 920 12 627 12 461 12 500 12 140 11 998
2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021
11 789 11 601 11 297 11 015 10 602 10 371 10 253 10 161

По данным Всероссийской переписи населения 2020 года, на 1 октября 2021 года по численности населения город находился на 915-м месте из 1117 городов Российской Федерации.

Достопримечательности

  • Сквер с фонтаном на железнодорожном вокзале.
  • Дом купцов Курженковых. Особняк Курженковых был построен в 1910-х годах в стиле модерн с элементами неоклассики, а на углу здания распложена небольшая часовая башня, выполненная в виде усечённой пирамиды. Сейчас в доме Курженковых располагается администрация района.
  • Мемориал «Скорбящая» — открыт 9 мая 1991 года на средства жителей города. Посвящен маловишерцам, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны.
  • Скульптура «Снежный человек», повелителю маловишерских лесов — Авдошка. Скульптура, высотой больше двух метров, была открыта в центре города в 2018 году. Выполнена петербургскими мастерами из крепких антивандальных полимерных материалов.
  • Церковь Святителя Николая Чудотворца — деревянный храм с фасадом синего цвета был построен на средства местных жителей в 1992 году.
  • Маловишерский краеведческий музей, был основан в 1991 году и представлен семью экспозиционными залами и выставочным залом: история образования города; памятные места Маловишерского района; лесной уголок; горница; зал Курженковых; зал Воинской Славы;«Жизнь моя — железная дорога!»; Волховский фронт. Бои и герои. Расположен в историческом здании, которое является памятником культурного наследия.
  • Памятник В. И. Ленину установлен в сквере Отважных пожарных, напротив администрации города. Точная дата установки и автор монумента — неизвестны.
  • Часовня иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» построена в 2006 году в русском архитектурном стиле благодаря местному священнику отцу Дмитрию.

История[править | править код]

Станция, I класса, была открыта 1 () ноября 1851 года, под названием – Мало-Вишерская, в составе Санкт-Петербурго-Московской железной дороги, название станции утверждено приказом МПС № 227 от 21 декабря 1850 года. После переименовании дороги 8 () сентября 1855 года, станция в составе Николаевской железной дороги, а в 1863 году получила официальное название в создаваемой сети железных дорог – Малая Вишера.

Первоначально на станции было построено типовое одноэтажное каменное здания вокзала (по проекту архитектора Желязевича Р.А.) с двумя каменными платформами, покрытые у пассажирского здания навесами. Пространство между подпорными стенками этих платформ было засыпано землёй и поверху уложен настил из Путиловской плиты. Также на станции построено круглое кирпичное паровозное депо на 22 секции ( 18 стойл для паровозов по 15 метров + 4 пути сквозные ) с поворотным кругом 13,3 метра. В 1869-1872 годах на станции производились работы по удлинению 13 стойл в круглом депо и постройке нового прямоугольного депо на 12 паровозов.
В 1879-1882 годах на станции устраивались сортировочные пути, но сортировочной станции организовано не было.

С 27 февраля 1923 года, после переименовании дороги, станция в составе Октябрьской железной дороги, приказом НКПС № 1028 от 20 августа 1929 года станция в составе Октябрьских железных дорог,
с 1936 года станция в составе Октябрьской железной дороги.

Согласно тарифному руководству № 4 от 1965 года на станции производит работы по приёму и выдачи повагонных грузов, допускаемых к хранению на открытых площадках, хранению грузов повагонными и мелкими отправками, загружаемых целыми вагонами на подъездных путях и местах необщего пользования, приёму и выдачи повагонных грузов, допускаемых к хранению в крытых складах, приёму и выдачи грузов в универнсальных контейнерах МПС на станциях, а также продажа билетов на все пассажирские поезда, приём и выдача багажа. Согласно приказу Росжелдора № 552 от 29 декабря 2012 года на станции производится работа «с наливными грузами в танк-контейнерах на железнодорожных путях не общего пользования, принадлежащих ООО „Митекс“, по параграфам 8н (приём и выдача грузов в универсальных контейнерах массой брутто 20 и 24 т на подъездных путях), 10н (приём и выдача грузов в универсальных контейнерах массой брутто 24 и 30 т на подъездных путях)»

В 1971 году присвоен код ЕСР № 0631, 1975 году присвоен новый код ЕСР № 06310., с 1985 года новый код АСУЖТ (ЕСР) № 041602.
В 1982 году станции присвоен код Экспресс-2 № 20592, с 1994 года новый код Экспресс-3 № 2004592.

В разные годы от станции были проложены различные хозяйственные ветки:
В 1921 году была проложена ширококолейная хозяйственно-топливная ветка от станции к пункту «Зеленщина» и использовалась для вывоза дров, согласно «Архиву о железной дороге» и информации от Ярослава Чибрякова, данная ветка была разобрана в 1930 году.
В конце 1930х годов от станции была устроена узкоколейная железная дорога до места «бараки», принадлежащая Маловишерскому леспромхозу, данная ветка была разобрана в начале 1950х годов.
Согласно топографическим картам 1970-80х годов по части линии бывшей ширококолейной ветки до пункта «Зеленщина» была проложена узкоколейная железная ( Малая Вишера – Пустая Вишерка – Крутик ), линия использовалась для вывоза леса и была разобрана в начале 2000х годов.
Согласно топографической карты 1942 года в годы Великой Отечественной войны была построена военно-полевая узкоколейная железная дорога ( Малая Вишера – Вяжищи ), после войны дорога на картах не указана.
В 1950х годах по информации А.Корсакова была устроена узкоколейная лесовозная ветка ( Малая Вишера – река Малая Вишера ), дорога разобрана в начале 1980х годах.

От станции также устроены подъездные пути принадлежащие разным организациям:
Асфальтобетонный завод ( на топографической карте 1986 года путь существует), Маловишерский ДОК ( предприятие основано в 1991 году), стекольный завод ( основан братьями Курженковыми в 1881 году ), электротехнический завод ( основан в 2010 году ), тяговая злектроподстанция «Малая Вишера».

Символика города

Герб

Первый Герб города Малая Вишера утвержден Решением № 55 муниципального Совета народных депутатов от 18 сентября 1997 года. Автор — М. Ю. Медведев.

В зелёном поле составная чёрная и серебряная перевязь, облачно окаймленная серебром и сопровождаемая узкими золотыми зубчато изломанными перевязями.

Изображение щита с зелёным фоном олицетворяет лесные богатства района, чередующаяся черно-серебряная полоса символизирует железную дорогу, серебряная перевязь, облачно окаймляющая железную дорогу, повествует о ремонте паровозов в населенном пункте, 2 узких золотых полосы из 4 — 5 зубцов, расположенных симметрично по обе стороны от железной дороги, дают понимание значения города как лесопромышленного центра.

Новый герб Маловишерского района разработан в 2015 году. Чёрно-белая компонованная перевязь сопровождается не облаками паровозными дымами, а золотыми линиями, изломанными подобно молниям — символ электрифицированной железной дороги. Добавлена звезда с серебряными и золотыми лучами, которая определяет координаты пролегания железной дороги (с северо-запада на юго-восток), четыре золотых луча определяют число поселений на территории района. Рисунок нового герба выполнен А. Грефенштейном.

Герб утверждён Решением Думы Маловишерского муниципального района от 26 февраля 2015 года № 414. Описание герба: «В зёленом поле — тройная узкая перевязь, посередине — составная серебряная и чёрная, по сторонам — нитевидная в виде старинных громовых стрел; слева вверху всё сопровождено звездой о восьми лучах, попеременно золотых и серебряных. Щит увенчан муниципальной короной — золотой о пяти видимых остроконечных зубцах».

Корона, венчающая щит, является геральдической короной достоинства, приличествующей району как муниципальному образованию. Герб может воспроизводиться как в полной версии (с короной), так и в сокращенной (без короны). Обе версии герба равноправны и имеют одинаковый статус. Герб района внесён в Государственный геральдический регистр РФ под № 10314.

Флаг

Флаг Маловишерского муниципального района (далее — флаг) представляет собой полотнище, ширина и длина которого соотносятся как 2:3 и на всю поверхность которого распространена композиция из гербового щита района с заменой геральдического золота жёлтым цветом, а геральдического серебра — белым.

Оборотная сторона флага является зеркальным отображением его лицевой стороны.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации