«есть по чуйскому тракту дорога…»

Телецкое озеро

Готовы ли вы к поездке по Кату-Ярык или нет, но Телецкое озеро точно надо увидеть каждому, приехавшему на Алтай. К счастью, для этого не обязательно добираться через долину Чулышман. Тракт ветвится в Горно-Алтайске, и одна из веток ведет прямиком в Артыбаш и Иогач – села на северном берегу Телецкого озера.

Самый популярный досуг здесь – это, конечно, водные развлечения. Для аренды катера не поленитесь доехать до дальних причалов, где услуги частных извозчиков обойдутся дешевле. Как правило, местные сами предлагают какую-то программу, но, если вы подготовились и знаете, например, что хотите посмотреть водопады – смело говорите, на какие из них хотите плыть. На всех катерных остановках, если вы выходите на берег, взымают плату. В 2020 году посещение любого водопада стоило 100 рублей.

Альтернатива катерам – теплоход «Пионер Алтая». Это классическое экскурсионное судно, которое делает остановки на водопадах Чедор и Корбу. На самом деле, чтобы насладиться красотой озера, совсем необязательно заезжать на каждый водопад: шикарные виды открывается на все 360о на протяжении всей поездки.

Интересно, что по берегам озера нет никаких населенных пунктов и дорог, так что объехать его вдоль побережья невозможно. Оттого здесь и популярны паромы для переправы автомобилей. Среди прочих развлечений – рыбалка, конные прогулки, а еще тут открылся горнолыжный курорт и работает канатная дорога.

Перевалы Семинский и Чике-Таман

На пути автотуристов, двигающихся с севера, будут два перевала. Первый – Семинский, второй – Чике-Таман. Их часто сравнивают между собой, потому что очень сильно разнятся два этих места. Первый выше, но заезд более пологий. Нет ощущения преодоления какого-то водораздела. И вид с перевала не впечатляет – только сувенирные палатки вдоль дороги. На второй перевал заезд более крутой, с настоящим серпантином, и обзор сверху куда интереснее. Проехали и мы эти два перевала, и можем полностью подтвердить слова предшественников.

От себя добавлю только, что на Семинском перевале находится спортивная база, где тренируются лыжники. Летом они там тоже катаются, но на роликовых лыжах. А где самый лучший асфальт? Конечно, на трассе. Вот, и нам пришлось наблюдать, как такие супер-спортсмены мчатся в гору коньковым ходом, занимая целую полосу, а за ними скапливается хвост машин, потому что обгонять через сплошную полосу разметки нельзя. И не всегда есть автомобиль сопровождения. Порой цепочка спортсменов растягивается так, что ни конца, ни начала не видать.

На перевале Чике-Таман не ограничивайтесь фотосъемкой у чугунного парапета, а пройдите вдоль всей улочки сувенирных киосков. Там можно найти и старую дорогу Чуйского тракта, и хорошие видовые площадки как на северную сторону, так и на южную.

На перевале Чике_Таман

Вид на долину и новую дорогу

Кстати, среди сувениров появились ранее незамеченные банки с тушенкой из мяса марала и алтайские лепешки. Последние, когда горячие – просто объедение!

За Чике-Таманом, говорят, начинается настоящий Горный Алтай. Действительно, и села попадаются все реже, и горы все выше, а места все красивее. За каждым новым поворотом открываются новые виды, описывать, которые я, к сожалению, не мастер.

Скатившись с Чике-Тамана, мы хотели набрать воды в источнике Кара-Суу. Где-то мне попалась информация, что вода в нем особенно вкусная и целебная. Каково же было разочарование, когда около источника мы увидели пустую загаженную парковку, а сам родник представлял собой лужицу, истоптанную коровами, из которой вытекал ничем не примечательный ручеек. Когда-то, видимо, пытались привести его в порядок, но потом забросили.

Умный в гору не пойдет

Первая наша остановка была в районе Белокурихи. От Змеионгорска до Белокурихи можно проехать через Барнаул по хорошей асфальтированной дороге, а можно как мы, через Краснощеково — по пыльной, почти проселочной дороге. По асфальту дольше километров на 200, по проселке очень пыльно, машину и все содержимое после этого придется мыть.

Обычно в путешествие, заезжая в какие-нибудь города мы пользуемся услугами Booking.com, но у путешествия на машине есть свои плюсы:

Мы ехали ночью и попали на Белокуриху-2 — это новый горный серпантин с ограничением скорости 20 км.

На горе идет активная стройка. Думаю, скоро там появится туристический комплекс. Асфальт закончился, началась грунтовка. Какое же было наше удивление, когда в свете фар (а было уже около полуночи) мы увидели настоящий Пипелац. Мы сразу поняли, что нам сюда, и разбили лагерь.

Кто-то из фанатов фильма Кин-дза-Дза хорошо постарался: кроме Пипелаца выставлены другие средства передвижения.

Мы посетили комплекс Андреевская слобода, вход стоит 100 рублей. Сейчас это музей с несколькими строениями 18-19 века, но в будущем планируется открытие гостиницы, чтобы каждый желающий мог почувствовать себя зажиточным купцом.

Свежий воздух и интересные развлечения не заставят скучать. Мы, например, поднялись по канатной дороге в Белокурихе.

Вид с канатной дороги

Впечатления от дороги: долго и дорого. Цена: 400 рублей, на горе можно погулять, посмотреть разные скалы, которым местное населения дало красивые названия.

После Белокурихи через Бийск мы выехали на Чуйский тракт — красивейшую дорогу, соединяющую Россию и Монголию. Ее можно подсократить через село Алтайское, но мы научены опытом, поэтому решили ехать в обход. Заехали в село Сростки к памятнику Василию Шукшину.

В Сростках есть парк, посвященный героям произведений Шукшина, дом-музей, в котором он родился, и памятник на горе Пикет. Когда мы собирались ехать, думали, что памятник на горе будет найти не сложно, но оказалось сложно найти саму гору.

Дальше дорога шла мимо живописной реки Бирюзовая Катунь. Красота захватывает дух.

На другом берегу реки от села Соузга находится очень интересная скала «Чертов палец». Добраться до него можно через базу Ая. Подъем очень крутой, не каждая машина одолеет. Лучше около двух километров придется пройти пешком или заказать прогулку на лошадях.

Скала очень скользкая, для ее покорения нужна удобная обувь и хорошая физическая форма. Место просто шикарное, нереально красивое и необычное, на его посещение не жалко ни сил, ни времени.

Следующая достопримечательность, которую мы посетили, находится возле базы Бирюзовая Катунь. Хозяева базы построили мост и берут плату по 50 рублей за проезд. Так мы оказались в Тавдинских пещерах.

Вход 150 рублей в хорошую погоду и 100 рублей в дождь или снег, но эта экономия в 50 рублей может очень дорого обойтись — тропинки и проходы очень узкие и скользкие, иногда проходят над обрывами.

Подъем правда резкий

В пещерах живет дух Эрли, которому все платят монетки и сладости. Сладость мы видели только одну — заплесневелую булочку.

Духу надо дать мзду. И побольше. Возможно, мы дали слишком мало, и коварные пещеры устроили нам испытание — мы немного сбились с пути. При переходе из пещеры в пещеру нужно идти по тропинке, но встретятся пару развилок. Мы свернули на одной из них и шли по стрелочкам минут 30. Куда ведут эти стрелочки — непонятно, но лучше без еды, воды и спальных принадлежностей не проверять.

Следующая достопримечательность на нашем пути — Камышлинский водопад. Проход на него только один — через базу Царская охато. Вход на базу стоит 150 рублей. Кроме возможности пройти по мосту можно посмотреть настоящего медведя, пруд с огромными рыбками и посетить аил — жилище коренных алтайцев. В жилище есть уникальная возможность примерить национальные костюмы и посмотреть быт местных жителей.

На водопад можно пройти около двух километров по лесу (тропа ровная и легко проходимая) или отправиться на лодке. Цена прогулки: 300 рублей с человека.

У водопада очень много рекламы с призывом сплавиться по Катуни 2-3-4- часа, но почему-то все объявления без контактов. На сплав мы не попали, так что двинулись дальше.

Легенды тракта

Такую старую и важную дорогу, конечно, окружают мифы и истории. Чаще всего это страшные истории, потому что слава у тракта всегда была недобрая. Еще в легендах алтайцев была легенда о монахе-отшельнике Пазарыке, который погиб от рук воинов-джунгаров и навсегда проклял любых военных, которые когда-либо пойдут по этой дороге. Поэтому алтайцы считают, что по тракту опасно передвигаться военным. Еще есть легенда о «Кровавой версте». Эта история о любви алтайки и заключенного, работающего на трассе. Парень был расстрелян за восстание против нечеловеческих условий содержания, а девушка бросилась от горя в пропасть. Разные мифы и легенды связаны почти с каждым трудным поворотом или особо красивыми местами.

Бийск-Барнаул

В Бийске мы остановились на поздний обед. Обедали в ресторане «Калина красная», в бывшем купеческом доме. Новые хозяева затейливо оформили ресторан. И еда была вкусная: теплый салат, борщ, котлета из марала.

Вечером мы прибыли в Барнаул и остановились в отеле «Барнаул». Отель находится в центре города и, несмотря на свои три звезды, оказался очень достойным. Даже было жалко, что мы здесь остановились всего на одну ночь.

А в 5 утра уже пора было ехать в аэропорт.

Так и закончилась наша ознакомительная восьмидневная поездка на Горный Алтай, очень насыщенная, безумно интересная и красивая.

Чуйские пороги

Чтобы обратный путь не был простым наматыванием километров продолжаем делать остановки. Одна из них – около порога Бегемот на Чуе. Машину оставили на обочине трассы, а сами спустились на сто метров ниже — к берегу реки. К нашему удивлению там оказался хороший автомобильный мост, между двумя опорами которого с ревом грохотал поток воды. Даже летом страшно стоять над ним, а что тут бывает весной?!

Мост над порогом Бегемот

Чуя менее полноводна, чем Катунь, но свой нрав тоже может показать!

Бурлящий порог скрывает огромные камни

И снова за окном мелькают пейзажи Горного Алтая, на которых горы сменяются горами, реки лесами, и только серая лента дороги изгибаясь уводит нас все дальше на север. Обеденную остановку сделали на хорошо знакомом уже нам высоком берегу Катуни чуть выше Ильгуменского порога.

Снова едем вдоль Катуни

Описание и интересные факты

За потрясающую красоту горных ландшафтов трасса М52 (старое название), или федеральная автомобильная дорога Р256 «Чуйский тракт» (новое обозначение) официально признана национальным достоянием. Имеет общую протяженность 970 км. Проходит с севера на юг через три региона – Новосибирскую область, Алтайский край и Республику Алтай. Входит в состав азиатского маршрута АН4 (6000 км), идущего через Монголию и Китай до пакистанского города-порта Карачи. Длина исторического участка составляет 640 км (от Бийска до госграницы с Монголией). Полностью покрыта ровным асфальтом и не имеет туннелей. Проезды через горные хребты оборудованы в виде высокогорных перевалов (Семинский, Чике-Таман, Дурбэт-даба), придающих маршруту дополнительную эстетичность и экстрим.

Этимология названия «Чуйский тракт» неотрывно связана с рекой Чуей (правый приток Катуни), исток которой находится у хребта Чихачева. Здесь же начало маршрута для «иноземцев» или его конец для «нас». На протяжении 200 км дорога проходит по урочищу стремительной горной реки.

До начала XX века Чуйский тракт оставался узкой тропой. В некоторых местах даже не могли разойтись два встречных каравана. Кардинально ситуацию изменило руководство Сибирской железной дороги, которое совместно с бийскими купцами приняло решение о строительстве колесного пути через горы. Логика здесь проста и понятна. Чем больше товарооборот с Восточной Азией, тем выше загрузка Транссибирской магистрали. Опыт оказался очень удачным. Все затраты мгновенно окупились. Но впопыхах обустроенная дорога просуществовала недолго. Суровая природа быстро разрушила переправы, вырубленные террасы и мосты.

Капитальное строительство Чуйского тракта осуществлялось постоянно, начиная 1920-х годов:

  • 1914-16 гг. – составление оптимального маршрута прохождения;
  • 1917-20 гг. – обустройство накатанного полотна и инженерных сооружений;
  • 1921-1925 гг. – расширение под крупногабаритный транспорт;
  • 1926-1934 гг. – выравнивание и нанесение толстого гравийного покрытия;
  • 1935 г. – начало полноценной эксплуатации;
  • 1936-1960 гг. – ремонт и внесение локальных инженерно-топографических изменений;
  • 1961 г. – официальное использование названия «Чуйский тракт» для всей трассы от Новосибирска до Ташанты;
  • 1962-1979 гг. – постепенная укладка асфальтированного покрытия;
  • 1980-1988 гг. – строительство безопасного маршрута через перевал Чике-Таман;
  • 1989-2007 гг. – укладка термостойкого асфальта высокого качества.
  • с 2008 г. – эксплуатация и регулярный ремонт.

На юге Алтайского края и по всему Горному Алтаю активно развиваются туристско-рекреационные зоны, обеспечивающие уникальные условия для оздоровления, отдыха и досуга. Главная роль в обеспечении транспортной доступности объектов возложена именно на трассу М52 (Р256), которая не имеет равнозначной альтернативы в условиях сложнейшего горного рельефа. При этом тщательно сохраняется археологически-экскурсионная составляющая дороги, вдоль которой исторически расположено огромное количество рукотворных и природных памятников.

Ташанта

Ташанта

Последней точкой Чуйского тракта является село Ташанта на 941 км, за населённым пунктом располагается граница России с Монголией.

Культура здесь несколько отличается от привычной алтайской. Всё больше чувствуются традиции Востока.

Любителям археологических памятников интересно будет посмотреть на древние наскальные изображения и камни, которым придали форму идолов. Высеченные на них лица выглядят довольно впечатляюще.

А для знаменательного завершения маршрута туристам оборудовали здесь особое место – рядом с КПП на горе установлена надпись: «Я люблю Ташанту», у которой многие делают фото на память.

Достопримечательности Чуйского тракта, природные творения вокруг изучать можно бесконечно. Залог отличного путешествия – правильно составленный маршрут, а еще лучше опытный гид. На этой дороге с ним трудно ошибиться – смело отправляйтесь в путь, который точно превратится в самые яркие моменты жизни!

Ороктойский мост

Если двигаться дальше по Чемальскому тракту, мы приедем к Ороктойскому мосту. Это очень крутая локация. Здесь можно полюбоваться живописными видами с моста на реку Катунь и Тельдекпендский порог.

Расстояние от Чемала до Ороктойского моста – 44 км.

Координаты: 51.12297,86.16529

А в этой точке хороший вид на сам Ороктойский мост: 51.12217,86.16481

На домике рядом с мостом висит вот такое объявление, повествующее нам о том, что рядом есть ещё и пещеры. Конечно, вход туда будет платным. Сперва мы поехали, но наша машина не осилила качество местной дорожки, и решено было не терять время, доберёмся в другой раз.

Начну с небольшого негатива. Высокая популярность этой достопримечательности имеет и негативный оттенок: не везде природа остаётся первозданной и нетронутой. Берег может быть испорчен человеком, накидан мусор или поврежден покров. Всех моих читателей призываю бережно относиться к природе, она влияет на нас оздоравливающе, успокаивает и вдохновляет.

Панорама горной красоты. Слева виден мост, ну а дальше… Жаль, фото не передают объёма и рельефа этих гор.

Ороктойский мост – автомобильный, по нему можно проехать. Но обычно на нём толпятся туристы, рассматривающие алтайские красоты.

Катунь здесь нереально красивая, пейзажи неземные, как с другой планеты.

Сам мост построен в 1997 году, а до этого целых 7 лет жители переправлялись через реку в люльке по натянутым тросам.

Мост в целом самый обычный, поэтому я фотографировала в основном окружающие красоты. Тут стоит побывать именно из-за них. В этом месте берега Катуни скальные, интересные.

Вид с Ороктойского моста на горы и реку тоже превосходны.

Кому-то может не понравиться дорога сюда – когда я приезжала к Ороктойскому мосту, гравийка после поворота с трассы была не очень хорошего качества.

Это фото – моё любимое:

Вот и сам Ороктойский мост:

Неподалёку можно найти местечко и встать с палаткой на несколько дней. Если повезёт, в низкую воду найдёте природные ванночки, которые на солнце прогреваются, кайф в жару купаться в таких. Самое то после походного дня.

Около Ороктойского моста мы провели так много времени, что с удивлением осознали: уже поздний обед. Решено было двигаться в сторону Чемала, но с заездом ещё кое-куда по пути. Сперва – перекусить и немного позагорать на одном из бесчисленных пляжей Катуни.

Ничуть не хуже заморских курортов) Только водичка бодрит слишком…

Завораживающие виды во все стороны, куда ни кинь взгляд. За это стоит любить Алтай, и побывать хотя бы раз здесь рекомендую каждому.

В таком прекрасном месте состоялся наш небольшой пикник.

Зачем-то остановились у непонятной заброшки, заглянули внутрь – а там кони! Много коней! От жары прячутся, что ли?

Кушать им тут явно нечего, мусор да камни. Прикольные такие!

Турбаза «Нина»

Территория базы не очень большая, огороженная забором. С одной стороны трасса Чуйского тракта, с другой — берег речки Семы. Слева и справа соседние участки. Притом, на одном располагалась такая же недавно отстроенная турбаза, а на другом стояла старая хибарка с вывеской «Продается». Вообще, довольно часто на Алтае можно увидеть не только объявления типа «Места есть» или «Дом, баня, рыбалка», но и «Продается». Если у кого-то возникнет желание, то можно прикупить участок земли, как с постройками, так и без.

На нашей базе кроме хозяйского дома было несколько жилых построек разного уровня комфорта. Мы снимали просторный двухэтажный дом, в котором из удобств имелись только холодильник, туалет и умывальник с холодной водой. Душ с горячей водой был общий на территории базы. Была и отдельно стоящая кухня с электроплитой и микроволновкой. Если вы не очень требовательны к комфорту, то вполне сносно. На территории даже стоял каркасный трехметровый бассейн. Но летняя жара спала, и желающих купаться в нем не нашлось. Парковка со стороны тракта на 3-4 машины, а также можно было подъехать от речки и оставить машину там.

Вид со второго этажа нашего домика

Кухня и парковка рядом

На берегу Семы можно было посидеть и отдохнуть вечерком. Но у нас, признаться, это получалось плохо, потому что с утра выехать старались пораньше, а возвращались порой затемно.

Кстати, название речки правильно звучит СемА, с ударением на последний слог, соответственно и деревня по соседству Усть-СемА, а перевал правильнее называть СемИнский, а не Сёминский, как говорят многие приезжие.

Итак, сегодня нам предстоит проехать по дороге, которую некоторые путешественники ставят на первое место в рейтинге самых красивых дорог России – Чуйскому тракту.

Официально это трасса Р-256 протяженностью 941 километр, которая соединяет Новосибирск и приграничный поселок Ташанту. Так и установлены километровые столбы вдоль дороги. Но исторически считается, что тракт начинается перед мостом в Бийске. Там даже установлен памятный знак – нулевой километр Чуйского тракта.

Достопримечательности Чуйского тракта

Путешествие по историческому Чуйскому тракту обещает быть насыщенным, начинаясь с его нулевого километра, проходя через перевалы и завершаясь в конечной точке маршрута на границе с Монголией. Расскажем о самых интересных достопримечательностях, которые точно стоит посетить. Километраж указан в двух вариантах – от фактического начала Чуйского тракта и от Бийска, с которого чаще всего начинают автопутешествие. 

Музей Чуйского тракта, 350 км тракта

Музей Чуйского тракта. Фото: rtraveler.ru

Отличным началом маршрута по Чуйскому тракту станет одноименный музей в Бийске. Он расположенный у моста через реку Бия. Музей предлагает уникальную возможность увидеть весь путь в миниатюре, а также узнать об интересных местах на маршруте.

Село Сростки, 385 км 

Продолжая путь, в 35 километрах от Бийска стоит свернуть к селу Сростки. Это место неразрывно связано с жизнью и творчеством Василия Шукшина, знаменитого писателя и кинорежиссера. Здесь можно почувствовать атмосферу его произведений и насладиться великолепными видами на реку Катунь.

Источник Аржан-Суу, 478 км 

Далее, на 128 километре пути, располагается источник Аржан-Суу, известный своими целебными свойствами. Это место привлекает не только желающих поправить здоровье, но и путешественников, стремящихся исследовать Тавдинские пещеры на противоположном берегу реки Катунь.

Чемальский тракт, 494 км 

Еще одна интересная точка маршрута – развилка Чемальского тракта в 144 километрах от Бийска. Ответвление ведет к ряду туристических достопримечательностей, среди которых Музей-усадьба Григория Чорос-Гуркина и Чемальская ГЭС. Эти объекты предлагают путешественникам уникальное сочетание природной красоты и культурного наследия.

Калбак-Таш, 721 км

Петроглифы. Фото:

Калбак-Таш находится в 371 километрах от Бийска. Здесь, на открытом пространстве среди гор, раскинулось сокровище древности – петроглифы, высеченные на скалах. Эти загадочные изображения, созданные тысячи лет назад, открывают окно в прошлое. Лучше всего исследовать наскальные письмена в компании экскурсовода, который поможет расшифровать древние знаки и рассказать об их истории.

Водопад Ширлак, 758 км 

Продолжая путешествие по Чуйскому тракту, на 408 километре от Бийска туристов ждет водопад Ширлак. Это место станет прекрасным поводом для остановки и короткой прогулки после долгого пути. Пройдя по ухоженной тропе, можно оказаться у подножия водопада, насладиться чистой горной водой и прохладным и свежим воздухом.

Село Акташ, 789 км 

У села Акташ дорога ответвляется к южному берегу Телецкого озера. Отправляясь в эту сторону, нужно быть готовым к испытаниям: перевал здесь сложный, но виды, открывающиеся по пути, того стоят. Путешественников ждут такие достопримечательности, как водопад Куркуре, Каменные грибы, Учар и, конечно же, само Телецкое озеро – жемчужина Горного Алтая. Путь лежит через перевал Кату-Ярык и каньон реки Чулышман, с незабываемыми пейзажами для фотографий и воспоминаний

Важно: перевал требует хороших навыков вождения. 

Гейзерное озеро, 795 км 

Гейзерное озеро находится в 445 километре от Бийска. Это небольшое термальное озеро привлекает своей красотой и загадочностью. Оно имеет несколько названий: Потайное, Серебряное, Голубое, каждое из которых подчеркивает его особенности. Добраться до озера можно от базы отдыха «Мены», хотя за проход могут потребовать плату. 

Курайская степь, 822 км 

Курайская степь. Фото: Владимир Иванов / фотохостинг rtraveler.ru

Продолжая путь, в 472 километрах от Бийска и на 822 километре тракта, путешественники встретят Курайскую степь. Это место поражает своими просторами и фотогеничными видами на вершины Северо-Чуйского хребта. Исследовать степь можно, свернув в село Курай и двигаясь далее по проселочным дорогам. Для желающих погрузиться в природу глубже есть маршрут к турбазе Перевалка, откуда начинаются походы в долину Актру.

Кызыл-Чин, 863 км 

Кызыл-Чин. Фото: Татьяна Нурхайдарова / фотохостинг rtraverer.ru

На 513 километре от Бийска находится еще одно удивительное место – Кызыл-Чин, известный также как радужные горы Алтая. Чтобы увидеть эти марсианские пейзажи, нужно свернуть в сторону села Чаган-Узун и преодолеть грунтовую дорогу с возможным бродом. Цветные горы поражают своим разнообразием оттенков.

Кош-Агач, 891 км

Завершающей точкой маршрута для многих путешественников становится село Кош-Агач. Это место фактически центр Чуйской степи. Туристам здесь доступны все блага цивилизации: гостиницы, магазины, заправки. Отсюда можно продолжить путь к маленькому селу Ташанта и границе с Монголией.

Алтайский хайвей

От Карлушки до Соузги — скоростное четырехполосное шоссе. Полностью асфальтирован. Длина участка 230 километров. Трасса федеральная и её капитально обслуживают.

До Усть-Семы все берега заняты турбазами и гостиницами, после концентрация резко падает. Вместе с этим и «звёздочки»: туалеты чаще на улице, а душ на этаже. Расплатиться карточкой не получится — балом правит «черный нал».

Связь на участке в порядке, только между деревушками пропадает.

По мнению журнала National Geographic входит в пятёрку самых красивых дорог мира, а эти ребята знают о чём говорят. В этом году тракт отмечает свое 95-летие.

Кош- Агачский район

Немного погрустив, приняли решение на следующий день доехать до границы с Монголией. Началась степь, привлекательных пейзажей здесь нет, но, по-прежнему, ощущается сильная энергетика этих мест. Расстояние от Акташа до Кош-Агача около 100 км. Поселок по местным меркам крупный. В центре есть рынок с товарами из Монголии (чулочно-носочные изделия, головные уборы, жилеты из верблюжьей шерсти). Цены ниже, чем в туристическом Алтае. На въезде в Кош- Агач есть несколько кафе. В них можете отведать блюда алтайской и монгольской национальных кухонь. Цены низкие, комплексный обед на двоих вышел около 500 руб.

Следующий населенный пункт в 50 км. от Кош — Агачем — Ташанта. Нам сказали, что туда нет смысла ехать, так как это пограничный пункт и достопримечательностей нет. А за Ташантой начинаются степи Монголии, посетить которую Вы можете по заграничному паспорту.

На обратной дороге мы свернули в Чаган- Узуне к Алтайскому Марсу. Марс на Алтае — уникальное место. Несколько миллионов лет назад здесь было море, после обледенения образовались пресные озера. Природный ландшафт этих гор — есть ничто иное как морское дно!Разноцветная глина придает яркость этим местам и привлекает тысячи туристов каждый сезон. Далее мы вернулись назад на прежнюю базу, откуда через пару дней отправились домой.

Источник https://www.rudorogi.ru/articles/autotravel/attractions-of-the-chuysky-tract.html

Источник https://travelinka.ru/gornyj-altaj-chujskij-trakt-altaj-puteshestvie-po-chujskomu-traktu/

Источник https://mygeografi.ru/avtotrip-po-chujskomu-traktu-do-mongolii-v-sentyabre

Источник

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации