Парк им. Гагарина в Комсомольске-на-Амуре
Парк им. Гагарина в Комсомольске-на-Амуре
Парк расположен в Ленинском округе, рядом с авиационным заводом. История парка начинается в 1937 году, когда было решено оставить небольшой участок тайги для обустройства рекреации. В 1940-х годах парк обнесли деревянным забором и начали облагораживать территорию: установили скамейки, разбили клумбы, построили детскую и танцевальную площадки. Вскоре здесь появились и другие объекты, в том числе: шахматный уголок, спортивные площадки, читальный павильон. В 1950-х годах были созданы первые аттракционы и парковые скульптуры.
Памятник Ю.А. Гагарину
В июне 1967 года Юрий Гагарин собственноручно посадил дерево на территории парка. С тех пор рекреация носит имя знаменитого космонавта.
Понять[править]
Комсомольск-на-Амуре | |
«Дом со шпилем» — неофициальный символ города | |
Полезная информация | |
Население | 251 283 (2016) |
Телефонный код | +7 4217 |
Часовой пояс | UTC+11 |
Культурное наследие | |
В середине XIX века переселенцы из Пермской губернии, рядом с нанайским стойбищем Дзёмги основали село Пермское. В 1930-е годы Советское правительство приняло решение построить на Дальнем Востоке несколько военных заводов. В 1931 году сюда прибыла правительственная комиссия, а уже в 1932 году высадился “десант первостроителей”. В память об этой высадке на берегу Амура установлен памятный камень с соответствующей надписью. Но ради справедливости необходимо признать, что не только комсомольцы-добровольцы в авральном темпе строили город – около 70% строителей составляли заключённые.
Градообразующие предприятия Комсомольска – завод №199 (Амурский судостроительный завод им. Ленинского комсомола) начал строится в 1933 году, завод №126 (авиационный завод им. Ю.А.Гагарина) в 1936 году.
Судостроительный завод за всё время работы построил 57 подводных лодок с атомной силовой установкой, 41 дизель-электрическую и 56 надводных кораблей различных классов.
Авиационный завод освоил сборку порядка 10 типов самолётов, также крылатых ракет морского базирования и комплектующих для других типов летательных аппаратов.
Позднее в городе были построены: Завод “Парус” (производство минно-торпедного оружия), “Амурсталь” (металлургический комбинат), Комсомольский НПЗ (изначально проектировался под переработку сахалинской нефти в авиационные бензины), а также несколько вспомогательных производств (предприятия химической, нефтехимической промышленности, металлоконструкций, легкая и пищевая промышленность). То есть как любой промышленный центр, город страдает от убитой экологии.
Также в городе, как и в ближайшей округе было множество воинских частей (да и сейчас немало) самой различной направленности – в частности, в пригороде Комсомольска (с. Больша́я Карте́ль), стояла огромная загоризонтная РЛС “Дуга-2”, более известная как “выжигатель мозгов”. Да-да, именно сюда вывезли электронное оборудование из Чернобыля, после атомной катастрофы в г. Припяти.
Вокруг города было расположено более десятка различных исправительных учреждений. Последний фактор устойчиво поддерживал криминогенную обстановку в городе “на уровне”, а с развалом СССР город превратился в “криминальную столицу Дальнего востока”. Промышленность также стала загибаться, городской бюджет резко похудел.
Буквально до начала 2000 годов Комсомольск производил резко гнетущее впечатление: обшарпанные дома советской постройки, разбитый асфальт, магазины с выбитыми витринами, ржавые старые трамваи и автобусы. Случайный путешественник, попавший в “город Юности”, чувствовал себя путешественником во времени, перенёсшимся на 25 лет назад во времена позднего СССР, причём в параллельную худшую реальность. За годы “демократии” происходит устойчивый отток жителей из города, с 1993 года и по н.в. численность населения снизилась почти на четверть. По рейтингу ста крупнейших городов России за 2013 год г. Комсомольск-на-Амуре занял почётное сотое, самое последнее место по уровню комфортности проживания людей. Только в последнее десятилетие в городе пошли положительные подвижки.
Город построен в низине сопок на левом берегу Амура. Представляет собой два больших района (по сути – самостоятельных населённых пункта), разделённых большим лесопарком – Силинским лесом. Район на юго-западе называется “Центральный округ”, район на северо-востоке – “Ленинский округ” (у местных в ходу – “Дзёмги”, по старому названию стойбища нанайцев). В Ленинском округе расположен авиазавод, аэродром “Дзёмги” и Комсомольский НПЗ. В Центральном округе находятся все остальные предприятия города, а также железнодорожная станция.
На жаргоне дальневосточников Комсомольск-на-Амуре зовут просто – “Комса́”.
Климатправить
Климат Комсомольска приравнен к районам Крайнего Севера. Очень холодная и относительно малоснежная (по меркам москвичей, снега выпадает просто кошмар!) продолжительная зима (ночные температуры января приближаются к отметке -40 градусов!), при этом короткое, но жаркое и влажное лето (из-за частых дождей).
Археология, этнография и природа
Попадая сюда, посетитель в первую очередь знакомится с археологией, этнографией и природой Приамурья, а также с историей исследования и освоения Амура. Реконструкция жилища первобытного человека, останки мамонта, каменные орудия труда, предметы вооружения и другие артефакты, найденные на территории города и ближайших районов – все это вызывает неподдельный интерес, особенно у подростков и молодежи. С не меньшим интересом рассматривают они экспозиции, рассказывающие об истории освоения Приамурья, о культуре и быте коренных народов – нанайцев, до сих пор проживающих здесь. Тут же можно познакомиться с разнообразием животного и растительного мира Приамурья. В зале вы сможете увидеть животных Приамурья – белогрудого медведя, маньчжурского зайца, этот вид не меняет цвета своей темно-коричневой шубки, и хозяина тайги – амурского тигра. Тут же выставлены чучела редких, находящихся под угрозой исчезновения животных – дикушу, орлана белоплечего, лебедя-кликуна и других представителей фауны. Уникальным обитателем амурских вод является мягкотелая черепаха трионикс или амида, появившаяся почти 160 млн лет назад. Чучела животных и птиц выполнены настолько правдоподобно, что ощущаешь себя реально попавшим в дикий мир дальневосточной тайги.
Отдельным предметом гордости и достоянием краеведческого музея является зал «История города Комсомольска-на-Амуре». Здесь посетители могут узнать, в каких трудных условиях строился город. Воссозданные интерьеры быта горожан помогут «увидеть» жизнь того времени, сравнить, как с годами менялась бытовая культура в Комсомольске-на-Амуре. Вещи и документы горожан расскажут о той роли, которую сыграли комсомольчане отправившиеся воевать на фронтах Великой Отечественной войны и те, кто остался и помогал ковать Победу на предприятиях города. Так здесь можно увидеть уменьшенную модель бомбардировщика Ил-4, которые сразу с производственных площадок авиационного завода улетали на фронт, а затем сбрасывали на фашистов бомбы, произведенные на металлургическом заводе «Амурсталь». Сырьем для них, кстати, иногда служила подбитая немецкая военная техника. Такой вот интересный круговорот металла на войне получается.
Одной из самых впечатляющих экспозиций музея является трамвай «Комсомольск – Светлое будущее», в лобовом стекле которого установлен экран переменной прозрачности, где путем демонстрации видеороликов о городе 1950-х гг., посетитель отправляется в путешествие во времени. Также в трамвае находится «портал времени», через который можно проследить историю города и страны в 1950–1990-е годы. Украшает экспозицию огромный полиэкран, на котором демонстрируются посетителям взлетающие сверхзвуковые истребители, которые производились в то время на одном из градообразующих предприятий – Комсомольского-на-Амуре авиационного завода имени Ю. А. Гагарина. Дополняют все это два электронных киоска, на которых можно более подробно ознакомиться с представленными экспонатами. Таким образом, краеведческий музей Комсомольска-на-Амуре шагает в ногу со временем и использует современные технологии для формирования устойчивого интереса у молодых посетителей к истории родного города и края.
Вот уже пять лет руководит экспозиционно-выставочным отделом Ирина Чипковская, которая вкладывает в работу все свои силы и энергию. По ее признанию, она попала в музей почти случайно – в 2004 году пришла по направлению от центра занятости. Но проработав немного времени, поняла, что нашла свое призвание.
В планах у заведующей экспозиционно-выставочным отделом продолжить цифровизацию истории и увековечить память о первостроителях города путем создания онлайн базы данных, из которой все желающие смогут узнать подробности о своих предках и в случае необходимости дополнить информацию своими сведениями, которые у них сохранились. А пока она привлекает людей в музей, используя другие новаторские методы и одновременно решая их социальные задачи.
Сегодня очевидна и крайне важная роль музеев как достоверных источников истории. Особенно в условиях, когда историю пытаются переврать, перевернуть с ног на голову. В Комсомольском-на-Амуре краеведческом музее на защите исторической правды стоят достойные «Хранители Родины» и я всем советую здесь побывать.
Памятный камень
Объект установили в 1967 году на набережной как еще одно напоминание о Всесоюзной комсомольской стройке. Место, где находится камень, выбрано не случайно – ведь именно здесь в мае 1932 года в окрестностях села Пермское высадились первостроители города.
В течение суток разгружали пароходы. В тот же день объявили митинг, на котором выступил лидер первостроителей И. Каттель. В своей речи он призывал единомышленников к активной работе над созданием крупного индустриального центра страны. Ночью были установлены 28 палаток, которые наравне с амбарами, сараями и чердаками служили для комсомольцев их первым ночлегом на новом месте.
Здесь же в канун 35-летия Комсомольска-на-Амуре разместили гранитный монолит с высеченной надписью: «Здесь 10 мая высадились первые комсомольцы, строители города». Торжественное открытие состоялось 14 июня 1967 года.
Памятный камень
Специально для этих целей среди сопок в районе между поселками Солнечный и Горный отыскали огромный валун размером 3,5 и 2,8 метра. Затем доставили на судостроительный завод, очистили, придали нужную форму и сделали памятную надпись. После этого монолит привезли на берег Амура, выгрузили его и установили на оси проспекта Мира.
Памятный арт-объект считается одной из самых важных и знаковых достопримечательностей дальневосточного города. На фоне монолита с удовольствием фотографируются местные жители и туристы.
Адрес: городская набережная. Остановка «Речной вокзал».
Люди
Помимо коренных жителей города, Комсомольск богат своими гостями, мечтателями, которые приехали работать и добиваться головокружительных высот. Как и на заре своего становления, город аккумулировал свои силы в приезжих, в людях, которые пошли за мечтой и переехали жить в тайгу, чтобы творить историю. Так происходит и сейчас. В этом городе время течет по-другому: карьерные взлёты переживаются за короткие циклы вследствие низкой конкуренции на рынке труда. Путь от техника до начальника цеха преодолевается в 3-4 раза быстрее, чем в Москве, Казани, Новосибирске и других промышленных центрах России. Именно школа индустриальных компетенций привлекает специалистов в этот город. Если ты прошел «комсомольскую школу» – добился успехов в работе, вырос как специалист и обуздал непростые погодные условия, – вас с руками оторвут в других уголках нашей страны.
Автор умолчит и не будет хвастаться, где его нелёгкая носила на нашей планете, но есть одна живая закономерность, которая работает особенно в Комсомольске: чем холоднее воздух – тем теплее люди. Будто бы погодные условия нивелируются теплотой и открытостью сердец комсомольчан. И поэтому даже в самые крепкие морозы там не бывает холодно.
Этимология коллективизации
В 1930-е в новый город потянулись крестьяне со всей страны, за несколько месяцев 1933 года переехали около семи тысяч крестьян из Амурской области. Что им не жилось на насиженном месте, поймет каждый, кто знаком с историей страны и словом «коллективизация».
― Амурская область считалась сельскохозяйственной житницей, там было много зажиточных крестьян: люди любили и умели работать на земле, ― рассказывает Иван. ― Интересная деталь ― вплоть до начала 20 века на Дальний Восток вообще не завозили хлеб. Все что нужно выращивалось в Амурской области. Среди крестьян часто встречались молокане ― это направление русского христианства, которое во второй половине 18 века сформировалось в Поволжье. Они признавали основным источником веры ― Библию, считая, что Слово Божье, отраженное в Библии, как глоток молока. Отсюда и название этого направления. Они были против церковной иерархии, церквей и других книг. Мои предки тоже из молокан.
Их семья оказалась зажиточной, их раскулачили, выгнали из дома, позволил поселиться в старой лачуге на краю деревни. Забрали овец, кур, уток, гусей и лошадь. Они оказались на грани выживания. Сестра моего дедушки говорила: «Я никогда им этого не прощу». Она была совсем маленькой, когда их пришли раскулачивать, и главной обидой для нее стало то, что отняли зеркало, в которое девчушка любила смотреться. Через всю жизнь пронесла обиду, даже в старости повторяла это.
Летом 1932 года прадедушка Лаврентьева посадил на поезд свою большую семью, и они двинули сначала в Хабаровск, откуда на следующий год на пароходе отправились в Комсомольск. По его воспоминаниям, пароход был забит крестьянами ― такими же, как и они раскулаченными середняками, отправившимися в поисках работы.
Фото: Первостроители Комсомольска-на-Амуре
Выдавленные коллективизацией из родных деревень, считались добровольными переселенцами. Компанию им составляли завербованные крестьяне из Чувашии, Мордовии, Татарстана ― в то время велась активная агитация переезда на Дальний Восток. Люди верили и срывались с насиженных мест. Много было переселенцев-украинцев, которые ехали за лучшей жизнью. Срывались едва ли не целыми деревнями строить новые города, рассчитывая получать за это продовольственные карточки и кормить семьи.
Транспорт
Расположение города на пересечении сухопутных и водных магистралей обеспечивает благоприятные транспортные связи. К Комсомольску-на-Амуре привязаны Нижний Амур и Восточный участок БАМа.
Трамвайное движение в городе открыто 6 ноября 1957 года. В городе до 1 октября 2018 года действовали 3 трамвайных маршрута (до 1 апреля 2018 — 5 маршрутов). С 1 октября 2018 года трамвайное движение закрыто.
Большую долю рынка городского транспорта отвоевали частные автобусы и маршрутные такси, превосходящие трамваи по количеству маршрутов и по количеству единиц транспорта.
На территории города имеется много мостов и путепроводов Ниже отмечены наиболее значимые из них.
Крупный железнодорожный узел с направлениями на Тынду, Советскую Гавань по БАМу и на Волочаевку-2 по соединительной ветке к Транссибу со станциями Комсомольск-Сортировочный, Комсомольск-на-Амуре (пассажирский вокзал), Дзёмги (нефтеперерабатывающий завод) и Комсомольск-2 на БАМе.
До 2025 года в рамках расширения пропускной способности БАМа планируется коренная реконструкция железнодорожной ветки Волочаевка-2 — Комсомольск-на-Амуре, предусматривающая укладку второго пути и электрификацию.
Регулярное движение пассажирских поездов осуществляется в сторону Хабаровска (фирменный поезд «Юность») и Тынду, а также поездом Владивосток — Советская Гавань. Как грузовые, так и пассажирские поезда обслуживаются тепловозами типа 2ТЭ10МК, 3ТЭ10МК.
Самый первый вокзал был одноэтажным, деревянным, был построен в 1936 году, к прибытию первого поезда. Первый поезд прибыл на станцию Комсомольск 29 марта 1936 года. В составе этого поезда было 28 вагонов, он назывался «рабочим-пассажирским-грузовым-почтово-багажным». Второе здание, тоже из дерева, но трёхэтажное, было построено по проекту и под руководством главного инженера строительства Дальлага А. А. Жукова (1894—1938). Новое современное двухэтажное здание было построено после Великой Отечественной войны, его проект разрабатывали ленинградские архитекторы в конце 1930-х годов. Оно было открыто 4 февраля 1961 году.
Archives
- Июль 2024
- Июнь 2024
- Май 2024
- Апрель 2024
- Март 2024
- Февраль 2024
- Январь 2024
- Декабрь 2023
- Ноябрь 2023
- Октябрь 2023
- Сентябрь 2023
- Август 2023
- Июль 2023
- Июнь 2023
- Май 2023
- Апрель 2023
- Март 2023
- Февраль 2023
- Январь 2023
- Декабрь 2022
- Ноябрь 2022
- Октябрь 2022
- Сентябрь 2022
- Август 2022
- Июль 2022
- Июнь 2022
- Май 2022
- Апрель 2022
- Март 2022
- Февраль 2022
- Январь 2022
- Декабрь 2021
- Ноябрь 2021
- Октябрь 2021
- Сентябрь 2021
- Август 2021
- Июль 2021
- Июнь 2021
- Май 2021
- Апрель 2021
- Март 2021
- Февраль 2021
- Январь 2021
- Декабрь 2020
- Ноябрь 2020
- Октябрь 2020
- Сентябрь 2020
- Август 2020
- Июль 2020
- Июнь 2020
- Май 2020
- Апрель 2020
- Март 2020
- Февраль 2020
- Январь 2020
- Декабрь 2019
- Ноябрь 2019
- Октябрь 2019
- Сентябрь 2019
- Август 2019
- Июль 2019
- Июнь 2019
- Май 2019
- Апрель 2019
- Март 2019
- Февраль 2019
- Январь 2019
- Декабрь 2018
- Ноябрь 2018
- Октябрь 2018
- Сентябрь 2018
- Август 2018
- Июль 2018
- Июнь 2018
- Май 2018
- Апрель 2018
- Март 2018
- Февраль 2018
- Январь 2018
- Декабрь 2017
- Ноябрь 2017
- Октябрь 2017
- Сентябрь 2017
- Август 2017
- Июль 2017
- Июнь 2017
- Май 2017
- Апрель 2017
- Март 2017
- Февраль 2017
- Январь 2017
- Декабрь 2016
- Ноябрь 2016
- Октябрь 2016
- Сентябрь 2016
- Август 2016
- Июль 2016
- Июнь 2016
- Май 2016
- Апрель 2016
- Март 2016
- Февраль 2016
- Январь 2016
- Декабрь 2015
- Ноябрь 2015
- Октябрь 2015
- Сентябрь 2015
- Август 2015
- Июль 2015
- Июнь 2015
- Май 2015
- Апрель 2015
- Март 2015
- Февраль 2015
- Январь 2015
- Декабрь 2014
- Ноябрь 2014
- Октябрь 2014
- Сентябрь 2014
- Август 2014
- Июль 2014
- Июнь 2014
- Май 2014
- Апрель 2014
- Март 2014
- Февраль 2014
- Январь 2014
- Декабрь 2013
- Ноябрь 2013
- Октябрь 2013
- Сентябрь 2013
- Август 2013
- Июль 2013
- Июнь 2013
- Май 2013
- Апрель 2013
- Март 2013
- Февраль 2013
- Январь 2013
- Декабрь 2012
- Ноябрь 2012
- Октябрь 2012
- Сентябрь 2012
- Август 2012
- Июль 2012
- Июнь 2012
- Май 2012
- Апрель 2012
- Март 2012
- Февраль 2012
- Январь 2012
- Декабрь 2011
- Ноябрь 2011
- Октябрь 2011
- Сентябрь 2011
- Август 2011
- Июль 2011
- Июнь 2011
- Май 2011
- Апрель 2011
- Март 2011
- Февраль 2011
- Январь 2011
- Декабрь 2010
- Ноябрь 2010
- Октябрь 2010
- Сентябрь 2010
- Август 2010
- Июль 2010
- Июнь 2010
- Май 2010
- Апрель 2010
- Март 2010
- Февраль 2010
- Январь 2010
- Декабрь 2009
- Ноябрь 2009
- Октябрь 2009
- Сентябрь 2009
- Август 2009
- Июль 2009
- Июнь 2009
- Май 2009
- Апрель 2009
- Март 2009
- Февраль 2009
- Январь 2009
- Декабрь 2008
- Ноябрь 2008
- Октябрь 2008
- Сентябрь 2008
- Август 2008
- Июль 2008
- Июнь 2008
- Май 2008
- Апрель 2008
- Март 2008
- Февраль 2008
- Январь 2008
- Декабрь 2007
- Ноябрь 2007
- Октябрь 2007
- Сентябрь 2007
- Август 2007
- Июль 2007
- Июнь 2007
- Май 2007
- Апрель 2007
- Март 2007
- Февраль 2007
- Январь 2007
- Декабрь 2006
- Ноябрь 2006
- Октябрь 2006
- Сентябрь 2006
- Август 2006
- Июль 2006
- Июнь 2006
- Май 2006
- Апрель 2006
- Март 2006
- Февраль 2006
- Январь 2006
- Декабрь 2005
- Ноябрь 2005
- Октябрь 2005
- Сентябрь 2005
- Август 2005
- Июль 2005
- Июнь 2005
- Май 2005
- Апрель 2005
- Март 2005
- Февраль 2005
- Январь 2005
- Декабрь 2004
- Ноябрь 2004
- Октябрь 2004
- Сентябрь 2004
- Август 2004
- Июль 2004
- Июнь 2004
- Май 2004
- Апрель 2004
- Март 2004
- Февраль 2004
- Январь 2004
- Декабрь 2003
- Ноябрь 2003
- Октябрь 2003
- Сентябрь 2003
- Август 2003
- Июль 2003
- Июнь 2003
- Май 2003
- Апрель 2003
- Март 2003
- Февраль 2003
- Январь 2003
- Декабрь 2002
- Ноябрь 2002
Добраться на такси из Каменска-Уральского до Комсомольска-на-Амуре
Довольно быстрый и надёжный способ, но подходит далеко не для всех кошельков. Такая поездка обойдётся Вам от 130 руб., но спасёт в случае крайней необходимости. Если вы всё-таки решили, что будете использовать этот способ, то вам стоит поискать специальные предложения на первую поездку, многие сервисы предлагают довольно большие скидки, поэтому вы сможете сэкономить какую-то часть денег. Нередко таксист сам предлагает скидку за большой километраж, которая в нашем случае окажется большой. Такая поездка обойдётся вам примерно на пару тысяч дешевле. Это довольно-таки много, но если иного выбора нет, то это довольно хороший вариант, так как таксист обязательно прислушается к вашим пожеланиям. Одним из преимуществ этого способа является тишина, а также удобство. Согласитесь, что гораздо приятнее ехать в салоне автомобиля, чем в общественном транспорте. Но, как мы писали ранее, этот способ по карману далеко не всем, если вы экономный человек, то точно не согласитесь на такую «роскошь».
Экспоцентр Комсомольского авиационного завода
Авиационный завод имени Ю.А. Гагарина – это предприятие с богатой и неповторимой историей, главные события которой отразились в музейных залах Экспоцентра. Открытие музея состоялось 18 декабря 1975 года.
Оказавшись в Комсомольске-на-Амуре, крайне рекомендуется уделить особое внимание этому удивительному месту (а в рамках экскурсионной программы без посещения музея точно не обойтись).
Важность авиационного завода — не только для полиса, но и для всей страны – переоценить невозможно. И ведь действительно – город своим появлением обязан этому предприятию, и судьбы их неразрывно связаны
Экспоцентр Комсомольского авиационного завода
Сегодняшняя коллекция включает собрания документов, фотографий, историко-бытовых предметов, рассказывающих об этапах становления завода, иллюстрирующих все сферы его деятельности на протяжении всех лет существования завода.
Общая площадь выставочных залов составляет более 850 кв. метров.
Главная ценность всей коллекции – модели летательных аппаратов для военных и гражданских целей. Также большой интерес у посетителей вызывает диорама «Старая площадка», представляющая собой реконструкцию Комсомольского авиазавода довоенного времени. Для создания экспоната использовались разные материалы – гипс, древесина, полимерные и природные материалы. Автором выступил член Союза художников РФ А.П. Смирнов.
Экспозиция
Основная цель музея – информирование людей о трудовых достижениях комсомольских авиастроителей. Для этого Экспоцентр неустанно ведет работу по поиску и сбору ценных предметов, созданию выставок, организации экскурсий и творческих встреч с работниками завода.
Подробнее узнать о работе Экспоцентра можно на официальном сайте музея.
Адрес: проспект Копылова, д. 48/4. Остановка «Площадь Гагарина».
Памятник участникам ледового похода
Самым известным событием в истории города считается ледовый переход военных строителей из Хабаровска в Комсомольск-на-Амуре 1934-1935 годов. Расстояние, которое преодолели участники марш-броска, составило около 400 км. Достигнув цели, первостроители тут же приступили к возведению жилых зданий и заводских корпусов.
Во время празднования 35-летия города, знаменитый поход был повторен при поддержке местной администрации и предприятий.
Спустя 70 лет со дня основания Комсомольска подвиг мужественных людей увековечили монументально, воздвигнув памятник в их честь. Композиция получила название «Воин-строитель», а ее автором выступил скульптор С.В. Николин.
Памятник участникам ледового похода
Бронзовая композиция представляет собой фигуру лыжника-красноармейца, который смело и уверенно движется к цели, несмотря на стужу и сильный ветер. Подобно Прометею, он держит в руке факел, огонь которого дарует жизнь новому городу.
Проект мемориала был разработан в 1975 году, но реализовать его удалось только в 2002 году.
Адрес: пешеходная аллея по проспекту Первостроителей.
Памятник Первостроителям
9 июня 1982 года в честь 50-летней годовщины города на набережной установили памятник Первостроителям. Мемориал посвящен первопроходцам, которые 10 мая 1932 года сошли на берег Амура и основали новый город посреди тайги.
Скульптуры изготавливали на ленинградском заводе ордена Трудового Красного Знамени «Монумент и скульптура». Мемориал выполнен в современном архитектурном стиле, главными чертами которого является динамизм, романтическое настроение и стилизованность.
Памятник Первостроителям
Композиция представляет собой трехметровый гранитный постамент, на котором разместились бронзовые пятиметровые фигуры молодых людей. Во главе группы – комсомольский вожак. Юный строитель опустил свой рюкзак на землю и показывает рукой вниз, как будто говоря, что город будет заложен здесь. Позади юноши стоит девушка, которая с восхищением и несколько озадаченно осматривает место, где должен вырасти целый город. Рядом – солдат с накинутой на плечи шинелью и крестьянский паренек с лопатой в руках. Процессию замыкает молодой геодезист. Юноша повернул голову назад и вытянул руку, будто зовет за собой остальных – всех, кто готов внести свой вклад в строительство и развитие будущего города.
Памятник Первостроителям с другого ракурса
Таким образом, каждое изваяние олицетворяет определенный образ: комсомольский лидер, девушка-комсомолка, молодой крестьянин, красноармеец и геодезист. Все герои композиции, стоящие на трехметровом гранитном постаменте излучают мощную энергетику и воодушевление.
Гитара, которую строители взяли с собой, напоминает слова песни: «Возьми гитару, она расскажет, как жили мы в палатках над Амуром».
Адрес: по улице Дзержинского в районе набережной. Остановка «Речной вокзал».
История
Основан вблизи древнего села Миловского, до 1918 года — волостного центра Шуйского уезда Владимирской губернии. По статистическим сведениям середины XIX века, в селе значилось 40 дворов, населения — 292 человека; православная Христорождественская церковь, основанная в 1771 году.
Возникновение города Комсомольска связано со строительством Ивановской ГРЭС, начавшегося летом 1927 года в соответствии с планом ГОЭЛРО и постановлением Совета труда и обороны СССР от 6 мая 1927 года о сооружении Иваново-Вознесенской районной электростанции мощностью 40 тыс. киловатт, работающей на местном торфе. В том же году на место строительства прибыли первые строители. Строителями ИвГРЭС стали юноши и девушки, состоявшие в комсомоле , — стройка была объявлена «комсомольской» и дала именование рабочему посёлку «Комсомольский», а затем и городу Комсомольску. В мае 1928 года состоялась закладка главного здания электростанции.
В 1930 году у села Миловского было возведено главное здание электростанции. 5 октября 1930 года был сдан в эксплуатацию первый малый турбогенератор для собственных нужд станции. Эта дата является началом работы станции ИвГРЭС и посёлка энергетиков.
26 января 1931 года пленум поселкового Совета строительства ИвГРЭС рассматривал вопрос о названии посёлка, и единогласно было принято решение назвать посёлок Комсомольском
. Рождение нового посёлка, названного в честь комсомола, было законодательно закреплено постановлением Президиума ВЦИК от 20 ноября 1931 года. Со временем посёлок энергетиков слился с посёлком железнодорожников. 28 августа 1950 года рабочий посёлок Комсомольск указом Президиума Верховного совета РСФСР был преобразован в город районного подчинения.
Комсомольск на Амуре: культурное наследие и достопримечательности
Одной из главных достопримечательностей Комсомольска на Амуре является его уникальная архитектура. Город был основан в 1932 году как важный промышленный центр и с тех пор претерпел множество изменений. Однако, в некоторых частях города до сих пор можно увидеть здания, построенные в сталинском ампирном стиле, что придает Комсомольску особый архитектурный очарование.
Комсомольск также известен своими музеями, которые позволяют посетителям погрузиться в историю и культуру этого региона. Один из самых популярных музеев города — Краеведческий музей Комсомольска-на-Амуре, который представляет широкий спектр экспозиций, посвященных истории и природе края. Здесь можно узнать о первопроходцах, роль города во Второй мировой войне и многом другом.
Другим значимым культурным объектом Комсомольска на Амуре является Комсомольский районный художественный музей. Этот музей является одним из крупнейших художественных музеев Дальнего Востока и представляет богатую коллекцию произведений искусства отечественных и зарубежных художников.
Но культурное наследие Комсомольска на Амуре не ограничивается только музеями. Город также славится своими театрами и концертными залами. Одним из самых популярных театров города является Дворец культуры им. Горького, где проводятся разнообразные театральные постановки, концерты и фестивали.
В целом, Комсомольск на Амуре представляет собой уникальную смесь культурных традиций и достопримечательностей. Этот город является частью Хабаровского края и одновременно обладает особой атмосферой, которая отличает его от других городов региона.