Паломничество в Серафимо-Дивеевский монастырь – в гостях у Серафима Саровского
Главная дивеевская святыня — Святая Канавка — вырыта вдоль тропы, по которой ступала сама Богородица, явившаяся преподобному Серафиму. Эту канавку, окружавшую Мельничную общину, сёстры вырыли своими руками, обнесли валом и обсадили крыжовником. По преданию, когда Антихрист придёт на Землю, Святая канавка будет высока до небес и преградит ему путь. Серафим говорил, что паломник, идя по канавке, должен прочесть 150 раз молитву «Богородице Дева радуйся!». Также посетителям разрешается прихватить с собой горсть целебной земли с канавки.
Церковь Казанской иконы Божией Матери Серафимо-Дивеевского монастыря
У конца канавки есть часовня имени отца Серафима, где паломникам раздают «лечебные» сухарики, окроплённые святой водой и освящённые молитвой — это придаёт им благословение. В монастырь едут, чтобы поклониться чудодейственным мощам Серафима Саровского, совершить омовение в купальнях с целебной водой.
Но даже неверующему человеку всё-таки стоит сюда приехать. Дивеевская обитель потрясает великолепием храмов, особенно красивы Троицкий и Преображенский соборы. В Троицком соборе, за ракой с мощами установлены витрины, где хранятся личные вещи батюшки Серафима: кожаные рукавицы, богослужебное облачение, нательный железный крест.
Слева направо: церковь Александра Невского, колокольня, собор Троицы Живоначальной, собор Спаса Преображения Серафимо-Дивеевского монастыря
Территория монастыря утопает в цветущих розах, а обходя Святую Канавку, за оградкой можно увидеть огромную лиственницу. Это дерево сёстры посадили в 1904 году в память о рождении царевича Алексея, о чём свидетельствуют иконы царской семьи, подвешенные на стволе и оградке.
← РОССИЯ
ЕВРОПА →
История Серафимо-Дивеевского монастыря
История Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря начинается с 1758 года. Именно тогда знатной помещице, владевшей тремя губерниями — Рязанской, Владимирской и Ярославской, предстало удивительное видение. Агафья Мельгунова, богатая вдова поручика, приехав со своей трёхлетней дочерью в Киево-Флоровскую обитель, приняла там монашество, назвавшись Александрой. Однажды она увидела сон, в котором Богоматерь известила ей свою волю: отправляться в путь по землям русским и найти место, где будет основана великая обитель.
Она немедленно отправилась в дорогу, по направлению к Саровской пустыни, и вскоре добралась до села Дивеево. Здесь она, уставшая, присела и тут же заснула. Снова явился ей образ Богоматери, указавший на землю поблизости, где Святая Дева велела ей поселиться. Рассказав о своём видении саровским старцам, монахиня просила их совета. Она построила себе келью в селе Дивеево, где провела 20 лет.
В одной из них она поселилась сама, остальные были отданы послушницам. Здесь же преподобная мать умерла, проведя остаток своей жизни в строгости и скромном ведении хозяйства. Жизнь дивеевской общины продолжалась, а к 1825 году в ней жили уже 50 послушниц. Во всех делах сёстры спрашивали совета у своего духовного наставника, которым был признан молодой иеродиакон по имени Серафим.
Несмотря на то, что позже батюшка принял затворничество, он всегда помогал послушницам мудрым словом. Однажды, осенью 1825 года, находясь в лесу, Серафим увидел перед собой образ Божией Матери, которая наказала ему не оставлять дело, начатое монахиней Александрой. Она завещала преподобному заложить на указанном месте напротив имевшейся Казанской церкви новую обитель.
Отец Серафим принялся исполнять волю Богоматери и вначале поставил мельницу с первыми кельями. Именовали новую общину Мельничной. В ней потекла размеренная жизнь, и количество келий для сестёр множилось, как и число последних: к 1833 году здесь жили 73 послушницы. Но после смерти батюшки Серафима дела разладились: при попытке саровского послушника Ивана Толстошеева объединить две общины, Казанскую и Мельничную, началась смута, которая продолжалась почти 30 лет.
Монастырь начал приносить доход, получаемый от мастерских, которых было большое количество. В них послушницы занимались рукоделием, вышивкой золотом и шёлком, живописью, резьбой и даже фотографией. Они вели мельничное и огородное дело, выращивали фрукты в большом саду. В монастырском комплексе имелись зубоврачебный кабинет, больницы и приют, а за его пределами были построены гостиница и конный двор.
Серафимо-Дивеевская обитель превратилась в целую область, а паломники, прибывавшие сюда, называли её крупнейшим иноческим общежитием. После Октябрьской революции монастырь не закрылся, а превратился в трудовую артель. Несмотря на это, духовные службы здесь продолжались, и вплоть до 1927 года все храмы принимали стекающихся со всех уголков страны верующих. Сёстры же, жившие при монастыре, работали на национализированной и изъятой у обители земле, получая за это пайки.
В 1927 году, в день Рождества Богородицы, монастырь был закрыт. Сёстры подверглись гонению; некоторых монахинь расстреляли, кого-то сослали в лагеря. Но дивеевские послушницы сохраняли связь между собой, а все, кто выжил, стремились обратно. В 1988 году жизнь женской общины началась снова, когда дом у Казанского источника, приобретённый на средства верующих, был перестроен под храм.
В момент, когда поезд с его останками покидал Северную столицу, все верующие, стоявшие на перроне, опустились на колени. На всём пути, который мощам пришлось преодолеть, их встречали люди с молитвами и просьбами. Колокольный звон, исходящий от восстановленной в Дивеевской обители колокольни, сопровождал обретение мощей Серафима Саровского. Сегодня святой, всегда радевший о сёстрах и помогавший им духовными советами, очень почитается в монастыре.
Современная жизнь здесь течёт размеренно и спокойно: день начинается с пяти утра, затем до глубокого вечера проходят молитвенные службы. На нынешний момент Серафимо-Дивеевский монастырь является пристанищем для 500 послушниц. Его храмы и здания отреставрированы, построено двадцать новых скитов с подворьями. Ежегодно тысячи паломников из разных уголков России и других стран прибывают в Дивеево, чтобы посетить чудодейственные источники и пройти по Богородичной Канавке, проложенной преподобным Серафимом Саровским.
Фото взято с официального сайта монастыря
Первая игумения
Имени первой дивеевской игумении Марии (Ушаковой) еще нет в сонме прославленных дивеевских преподобных и блаженных. Но сестры помнят слова преподобного Серафима, назвавшего ее матерью-праведницей, верят, что по его слову в храме Рождества Богородицы, где почивают преподобные Александра, Марфа и Елена, будет четверо мощей, и за молитвенной помощью приходят на могилку матушки Марии у алтаря Троицкого собора.
«Матушка Мария помогает, когда бывают какие-то сложности при выполнении послушания. Постоишь у ее могилы, помолишься, попросишь, и все как-то умиротворяется, приходит в норму», — говорит старшая сестра на издательском послушании монахиня Макария (Огудина).
А благочинная считает, что Мария (Ушакова) и сейчас управляет обителью: «Я чувствую, что она незримо рядом с нами: и помогает, и слышит, и наставляет, и подсказывает, когда мысленно обращаюсь к ней за советом. Претерпев все испытания, связанные со смутой, устроенной иеромонахом Иоасафом (Толстошеевым), она старалась сохранить все заповеданное преподобным Серафимом и победила кротостью и смирением». Почти тридцать лет нижний северный придел Троицкого собора не освящался: матушка Мария верила, что батюшку Серафима прославят в сонме святых и в честь него будет освящен этот придел; это произошло в 1903 году.
«У игумении Марии можно учиться безграничному смирению, терпению, преданности Божией воле и доверию к преподобному Серафиму, — продолжает мать Макария. — Известен случай, когда при строительстве монастырской колокольни выяснилось, что она имеет наклон в северную сторону. Узнав об этом, матушка Мария приостановила строительство и сказала: “Посмотрим, что батюшка Серафим скажет”. Видимо, ответ был положительный, потому что к колокольне пристроили два флигеля, и она стоит до сих пор».
Слова о незримом присутствии матери Марии в обители подтверждает и история, рассказанная старшей сестрой архивного послушания монахиней Артемией (Корольковой).
В 2003 году, за два месяца до торжеств в честь 100-летия прославления в лике святых преподобного Серафима Саровского, мать Артемию благословили воссоздать мемориальную келью преподобного Серафима в Саровском монастыре. Значительную часть необходимых для этого вещей нужно было приобрести или изготовить по старинным фотографиям. Но никто не брался за эту работу, все были заняты на других объектах. «Упрашивать, настаивать становилось уже не под силу — все и без того трудились в невероятном напряжении, — вспоминает мать Артемия. — Я ходила по Канавке и просила батюшку Серафима все управить, но ничего не менялось».
В один из дней, идя мимо Троицкого собора, она свернула к могилке игумении Марии и почти без надежды взмолилась: «Матушка, я не могу исполнить свое послушание! Ты же все смогла так хорошо в Дивееве устроить! Помоги как можешь, спаси…» Помолившись, она отправилась на Канавку, в конце которой в те годы стояли лавочки частных торговцев и толпился народ. Вдруг кто-то протянул ей маленькую книжку с акафистом Феодоровской иконе Божией Матери. Позже выяснилось, что с этим образом была связана вся жизнь игумении Марии. И буквально на следующий день одна за другой стали сами появляться необходимые вещи. Нашлись и сундук, и лапти, и даже старинная саровская мантия. Столяры изготовили мебель: стол, лавочку, точеные подсвечники с медными подносами, аналой и многое другое. Позже они признались, что чувствовали большую благодать от этой работы, за которую поначалу не хотели браться. Сестры в швейной мастерской сшили клобук, аналойники, мешки для сухарей по образцу тех, которые принадлежали Преподобному. А кто-то из паломников пожертвовал целый ящик со старинными иконами, большими книгами екатерининских времен (из них одна Минея даже была точно такая же, как обгоревшая при кончине преподобного, только более сохранная), всевозможной утварью. Примечательно, что все эти «случайно» собранные вещи изумляли точным соответствием замыслу обстановки. Келья батюшки Серафима была обустроена в срок. «С тех пор в лице матушки Марии я обрела свою небесную покровительницу и теплую молитвенницу», — признается мать Артемия.
Сестры обители надеются поставить часовню на могиле игумении Марии, как это было до закрытия монастыря. В определенные дни здесь совершаются панихиды.
Святые преподобные и блаженные жены, мощами пребывающие в Казанском соборе, — это третья небесная опора, наряду с Пречистой Девой и преподобным Серафимом, для насельниц святой Дивеевской обители. Собор Дивеевских святых был учрежден в Русской Церкви в 2008 году. А если есть Собор, то должна быть и иконография, создать которую было поручено сестрам иконописной мастерской монастыря.
Другие достопримечательности
Куда обязательно надо попасть в Дивеево? Этим интересуются очень много туристов, которые желают прикоснуться к святыне. Рекомендуется побывать в Серафимо-Дивеевском монастыре. О нем имеется много преданий, объясняющих происхождение святынь. Одно из них относится к основанию Спасо-Пеображенского собора.
Считается, что старец Серафим приобрел купчую на землю и завещал возвести в этой местности второй храм в самом конце Святой Канавки, около Троицкого собора. На указанном месте установили небольшую деревянную церковь, которая со временем сильно обветшала, а немного позже сгорела после пожара. Спасо-Преображенский собор должен был в итоге стать очень теплым храмом, и его основание заложили в 1907 году по другую сторону от Канавки.
Совершая паломнические поездки в Дивеево, обязательно нужно посетить эту святыню. Свято-Преображенский собор очень необычный и интересный в своем архитектурном исполнении, так как он возведен в оригинальном неорусском стиле и всем своим видом олицетворяет воздушность небесного храма, который как будто устремляется ввысь.
Внутренний декор – роспись сестер иконописной школы. Эта удивительная и кропотливая работа просто поражает своей красотой. Среди имеющихся святынь этого собора – мощи преподобной Марфы Дивеевской и блаженной Паши Саровской. Много чего повидал этот собор. В военное время его закрыли и расположили внутри строения гараж. После этого на кровле крыши выросли большие деревья как символ истинной веры и продления жизни.
Даже приезжая на Крестный ход в Дивеево, многие паломники предпочитают найти время, чтобы посетить все святые места. Здесь, кстати, сейчас идет строительство Благовещенского собора. Его возведение началось в 2012 году. Пока что строительство не закончено. Паломники надеются, что в скором времени смогут посетить и эту святыню.
Согласно преданию, строительство этого храма завещала сама Дева Мария, которая явилась старцу в видениях. Для внешнего вида храма был выбран несколько витиеватый стиль барокко. Массивные стены буквально сияют белым камнем. Размеры постройки совсем не случайны. Они избраны по параметрам Пояса Святой Девы. Начало возведения этого собора стало для всех важным событием. Многие были приглашены на церемонию. Землю окропили святой водой, и только после этого был заложен первый камень.
В селе Дивеево все буквально проникнуто духом святости, которая подкреплена искренней верой паломников, которые приезжают прикоснуться к чудотворным мощам великого старца. Когда-то небольшая женская обитель превратилась в самый богатейший архитектурный комплекс, куда приезжают паломники, чтобы поклониться мощам Серафима Саровского, искупаться в святых источниках и посетить местные храмы.
Недалеко от Дивеево расположен закрытый город Саров, на месте которого ранее была известная Саровская пустынь, где в течение 55 лет паломник нес все тяготы духовного совершенства жизни инока в безмолвии и затворе. Как свидетельствуют сохранившиеся религиозные документы, за свой духовный путь он удостоился от Господа исцеления и мудрости.
Можно организовать для себя просто незабываемую поездку в Дивеево. Что нужно знать при посещении святых мест и как правильно себя вести? Это интересует очень многих туристов. Это село ежегодно посещают тысячи паломников, даже тем, кто очень далек от религии, очень интересно будет погрузиться в удивительную историю, посмотреть святыни, а также искупаться в источниках.
Посещая Дивеевский монастырь, можно также посетить знаменитые источники. Считается, что вода в этих родниках обладает особыми целебными качествами, поэтому за ними ухаживают особенно тщательно. Задаваясь вопросом о том, что взять с собой в Дивеево, можно однозначно сказать, что все зависит от того, какие именно святыни нужно посещать. При посещении святых источников женщинам можно купаться в родниковой воде в нижнем белье и рубашке. На источнике запрещено курить, шуметь и употреблять спиртные напитки.
Подлинность мощей
Однако, почти сразу возникли различные толки, слухи о неподлинности мощей святого. Аргументы, которые до сих пор приводят сторонники этой позиции, следующие:
- акт вскрытия мощей, текст которого широко известен и опубликован, содержит описание мощей, согласно которому часть костей святого перемешаны, часть – отсутствует; подобное неблагоговейное обращение может говорить о том, что это – не подлинные мощи св. Серафима, а подмененные;
- события второго обретения честных останков, их перенесение в Дивеево, не совпадают с пророчествами святого, среди которых – его предсказание о своем воскресении, о том, что в Дивеево с его мощами придет новый русский царь;
- обретенные в Петербурге мощи якобы «менее благодатны»: свидетельства архиереев, открывших мощи, об их благоуханности, в расчёт не берутся (как и свидетельства Патриарха Алексия), зато бытует мнение, что от Дивеевской святыни происходит меньше исцелений, чем было в 1903 г. при канонизации преподобного.
Однако, на каждый из этих аргументов есть возражения:
- не совсем правильное расположение костей в раке может быть вызвано неоднократными переоблачениями останков, тем, что часть костей раздавали по храмам, потому их и нет;
- пророчества, о которых идет речь, приписываются прп. Серафиму, но изложены Н.Мотовиловым, который позиционировал себя как близкое духовное чадо преподобного, но на самом деле был знаком с ним мало, зато имел очевидные психические проблемы (об этом подробно рассказывает, например, В.В.Степашкин в книге о святом 2018 г.), что делает сомнительными все вообще «предсказания преподобного», которые он излагает;
- свидетельства о чудесах от мощей многочисленны, документально подтверждены и говорят об их благодатности.
По всем этим причинам Церковь не сомневается в подлинности мощей преподобного.
Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь
- Православный храм Челябинской и Златоустовской епархии Русской Православной Церкви
- Был построен в 1764—1766 годах в стиле классицизм с элементами барокко по проекту П. Р. Никитина
- В статусе монастыря с 1861 года
Православный христианский женский монастырь к. XVIII в. был основан преподобной Александрой Дивеевской (Агафьей Мельгуновой). Вначале он представлял собой Казанскую женскую общину, которая впоследствии была объединена с Мельничной общиной. В начале 1861 г. эта территория по указу Святейшего Синода стала называться Серафимо-Дивеевским монастырем.
Во время строительства в вечернее и ночное время здесь часто видели необычный свет, а внутри заколоченного на зиму помещения слышались звуки строительных работ.
К началу ХХ в. здесь были построены:
игуменский корпус;
колокольня;
Троицкий собор;
приют для детей;
трапезный храм;
богадельня;
жилые корпуса для сестер;
гостиница.
Сегодня территория монастыря включает несколько храмов и святых источников. Об этом монастыре был снят документальный фильм (реж. А.Холенко). Это был проект, в котором приняли участие многие подвижники, почитающие этот духовный центр России.
Сюда часто приезжают знаменитости. 9 января 2019 г. солист балета, режиссер Андрис Лиепа представил в просветительском центре монастыря фильм «Возвращение Жар-птицы».
Окрестные святыни, которые тоже стоит увидеть
Прежде всего, вокруг Дивеево находятся ещё несколько святых источников, к которым можно съездить. Все они расположены относительно недалеко от монастыря и посетить их можно с другими верующими на автобусах монастырского паломнического центра или договорившись с частниками. Ту всё зависит от маршрута. Один источник можно посетить примерно за 200-400 рублей с человека.
Возле деревни Цыгановка есть источник преподобного Серафима. Согласно преданию, он образовался в ХХ веке после явления здесь самого преподобного, когда дивеевские источники были недоступны из-за политики большевистских властей. Многие отмечают, что этот ключ весьма холодный, но вместе с тем очень целебный.
В километре от села Кременки находится «Явленный» источник Божией Матери, возникший здесь ещё в 1670 году. Возле села Автодеево расположился источник во имя Святой Троицы, а у деревни Маёвка – во имя Архангела Михаила.
Также в нескольких десятках километров от Серафимо-Дивеевской обители расположены святые места, которые можно посетить с экскурсией из паломнического центра монастыря или по договорённости с местными жителями. Правда съездить к ним будет уже заметно дороже – 700-1500 рублей с человека. Это Саров, Санаксарский монастырь и Муром.
И не забудьте про Арзамас! На Соборной площади этого замечательного города стоит целый ряд красивейших храмов, среди которых Преображенский собор-памятник героям Отечественной войны 1812 года. А в зимнем кафедральном соборе в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник» в левом приделе находится редкая икона Богородицы, которой молятся о даровании чад.
В Сарове можно попасть в Свято-Успенскую Саровскую пустынь, в которой начинал свой подвиг преподобный Серафим. В советские годы пустынь была разорена и закрыта, но сейчас активно восстанавливается. Неподалёку от Сарова находятся Ближняя и Дальняя пустыньки батюшки Серафима. В Дальней пустыньке святой совершал самый известный из своих подвигов – тысячедневное моление на камне. Первый камень паломники давно раздробили и разнесли по домам, как святыню, но вместо него установили новый, похожий, который там можно увидеть.
В лесах Мордовии притаился Санаксарский мужской монастырь. В этой обители в уникальной деревянной раке, напоминающей корпус корабля и элементы его такелажа и рангоута, покоятся мощи святого праведного Фёдора Фёдоровича Ушакова, адмирала российского флота, много раз приносившего нашей стране громкие победы. Там же можно поклониться мощам дяди адмирала – преподобного Фёдора Санаксарского и мощам Александра Санаксарского, одного из игуменов обители.
До недавнего времени в Санаксаре подвизался старец Иероним (Верендякин), у которого было множество духовных чад по всей России. Теперь он похоронен в стенах обители, его могилу посещает множество паломников, а книги с его наставлениями расходятся по стране огромными тиражами.
Санаксарский монастырь расположен в удалении от основных дорог в очень живописном месте на берегу озера и порадует глаз ценителей архитектуры. Единственный минус путешествия сюда – очень плохое качество мордовсих дорог…
Наконец, из Дивеево можно съездить в Муром – на родину преподобного богатыря Илии Муромца.
Здесь паломники найдут святых покровителей брака Петра и Февронию Муромских, перед мощами которых смогут сотворить молитву в Свято-Троицком женском монастыре. А в Муромской Николо-Набережной церкви, расположенной на берегу реки Оки, стоит поклониться мощам ещё одной покровительницы брака – святой Иулиании Лазаревской.
Напротив Свято-Троицкой обители находится мужской Благовещенский монастырь. Он был основан Иваном Грозным после взятия Казани в 1552 году, на месте захоронения князя Константина и его семьи, причисленных к лику святых за распространение христианства на муромской земле.
Архитектура древнего Мурома будет интересна для ценителей старины. Здесь есть много красивейших храмов четырёх- пяти- и даже шестивековой давности постройки.
Требы
Справки о требах можно получить по тел. +7 (831-34) 3-00-11.
Заказать требы можно по электронной почте В письме нужно указать требу (о здравии или о упокоении) и прикрепить скан квитанции о перечислении пожертвования.
Размеры пожертвований:
- Псалтирь на 12 месяцев: 1 имя — 1000 руб.
- Псалтирь на 6 месяцев: 1 имя — 500 руб.
- Поминания без Псалтири (чтение синодиков во время вечернего богослужения и полунощницы): 12 месяцев: 1 имя — 400 руб.
- 6 месяцев: 1 имя — 200 руб.
Сорокоуст (поминание на протяжении 40 дней во время литургии)
- без вынимания частицы: 1 имя — 200 руб.
с выниманием частички из просфоры: 1 имя — 400 руб.
Заказная обедня (с выниманием частички из просфоры): 1 имя — 10 руб.
Простая обедня (чтение синодиков за литургией): записка до 15 чел. — 20 руб.
Молебны:
С акафистом преп. Серафиму ежедневно: до 25 чел. — 100 руб.
С водосвятием по понедельникам: до 15 чел. — 80 руб.
Простой по понедельникам: 1 имя — 60 руб.
Панихида: 1 имя — 10 руб.
Как добраться до Дивеева?
Поездки в Дивеево организует практически любая паломническая служба в различных регионах и епархиях. Но если вы планируете самостоятельную поездку, то лучше ознакомиться с информацией, изложенной ниже.
Если вы собираетесь отправиться железнодорожным транспортом, то билеты лучше всего брать до города Арзамаса, где находится ближайший к Дивееву железнодорожный вокзал. От Москвы до Дивеева существует мультимодальный маршрут через Арзамас, поезд + автобус. Стоимость автобуса в 2022 году — 330 руб.
Рейсовые автобусы Арзамас-Дивеево отходят с городской автостанции, до неё вам придётся добираться на маршрутке или такси.
Прямо с вокзала в Дивеево можно уехать на такси или частном микроавтобусе. Но учитывайте, что у вас может не оказаться попутчиков, и поездка окажется слишком дорогой для одного человека (таксисты берут 1000-1500 рублей).
Железной дорогой можно ехать и через Нижний Новгород. От Московского вокзала областной столицы до Дивеева курсиурют частные автобусы компаний «Пассажир» и «Попутчик» (запись на рейс по телефону). Стоимость билета на такой автобус составляет 700 рублей, время в пути — 2,5 часа. Муниципальные автобусы идут с автовокзала «Щербинки». До него придётся добираться городским транспортом.
Паломнические автобусы в центре Дивеева.
Существуют частные прямые автобусные рейсы из Москвы до Дивеева. Запись на них осуществляется по телефону.
Поездка на автомобиле будет наиболее удобна с навигатором. С московского направления дорога пролегает через города Владимир, Муром, Кулебаки, п. Ардатов. Со стороны Нижнего Новгорода нужно следовать через город Арзамас.