Тихвинский Богородичный Успенский монастырь
В 1507–1515 годах новгородский зодчий Дмитрий Сырков возвел каменный пятиглавый Успенский собор на месте деревянного. Строительство велось по заказу и на средства князя Василия III по подобию Успенского собора Московского Кремля. В 1560 году по приказу Ивана Грозного вокруг Успенского собора Федор Сырков (сын Дмитрия Сыркова) возводит крепость-монастырь с деревянными стенами и рвом.
Необычна и интересна трехъярусная, пятишатровая монастырская звонница, построенная в 1600 году на деньги Бориса Годунова. Она напоминает новгородскую звонницу Софийского собора. К звоннице прилегает одноглавая церковь Покрова Богородицы (1580), сюда на зимнее время переносили Тихвинскую икону.
В 1699 году была построена воротная каменная башня «Введенские ворота». В ее верхнем ярусе спустя более века строится надвратная Тихвинская церковь. На западном фасаде башни размещено изображение Тихвинской иконы, к которой вела открытая деревянная лестница-крылечко. В 1856 году она была заменена на каменную часовню «Крылечко» по проекту архитектора Н.Л. Бенуа.
Главная святыня монастыря — чудотворная икона Тихвинской Божией матери. Во время оккупации немцы вывезли в Псков Тихвинскую икону. Отец Иоанн (Янис Гарклавс) сначала вывез ее в Германию, а потом в США. До конца жизни он был хранителем русской иконы, завещав своему приемному сыну Сергию вернуть Тихвинскую икону в монастырь, когда начнется его возрождение. В 2004 году Сергий Гарклавс выполнил волю отца — икона вернулась в Тихвинский монастырь.
Памятник погибшим детям блокадного Ленинграда
Памятник погибшим детям блокадного Ленинграда то место, перед которым останавливаются каждый раз не только туристы, но и обычные горожане Тихвина. Он посвящен маленьким ленинградцам, погибшим во время эвакуации на железнодорожной станции Тихвин 14 октября 1941 года.
Железнодорожная станция Тихвин во время блокады являлась стратегическим пунктом Дороги жизни. Она часто подвергалась массированным бомбардировкам немецкой авиации, самая трагичная из них произошла 14 октября 1941 г. На станции одновременно находились эшелон с ранеными красноармейцами, два эшелона с детьми, эвакуированными из Ленинграда, составы с боеприпасами и цистерны с горючим.
От бомбардировок загорелись горючее, боеприпасы и эшелоны. Раненных доставали из огня и относили в госпиталь, расположенный в Тихвинском монастыре. Погибших было очень много, точная цифра неизвестна, предположительно не менее тысячи человек. Останки захоронены на городском кладбище в братской могиле. О страшной трагедии напоминает памятник, установленный спустя 75 лет в 2016 году.
Антониево-Дымский монастырь
Антониево-Дымский монастырь по легенде основал Антоний Дымский в 1242 году, официальных документов, подтверждающий данный факт нет. Монастырь расположен на берегу Дымского (Святого) озера. На камне, расположенном посреди этого озера, любил молиться преподобный Антоний. Сейчас камень затоплен, на его месте был водружен крест, а на берегу установлена часовня Антония Дымского, построена купальня.
Монастырь был закрыт в 1919 году и впоследствии разобран на камни. От главного Троицкого собора сохранились только фундамент и колокольня. С 2000 года идет восстановление храма, деятельность монастыря возобновлена.
Дом-музей Римского-Корсакова
Напротив монастыря, на другом берегу реки Тихвинка, находится дом-музей Римского-Корсакова. Здесь 18 марта 1844 года родился и прожил до 12 лет будущий великий композитор. В 1944 году в честь 100-летия со дня рождения Римского-Корсакова в доме был открыт музей, посвященный его памяти. В 1980-х годах были воссозданы интерьеры мемориальных комнат.
В музее находятся личные вещи семьи Римских-Корсаковых, подлинный рояль фирмы «Беккер» Николая Андреевича, на котором играли Чайковский, Бородин, Стравинский и у которого пел Шаляпин. Сейчас в фондах музея более 10 000 предметов.
Рядом с домом находится бывшая Полковая церковь всех святых (1775). В 1987 году в ней был открыт концертный зал, в котором проходят концерты и музыкальные вечера. У церкви установлен памятник Н.А. Римскому-Корсакову в виде бюста.
Мультимедийный зал
Мультимедийная экспозиция располагается в экспозиционном зале музея, состоит из пяти интерактивных зон, аудио-зоны и экспозиционной части.
«Основы дирижирования» позволяют стать настоящим руководителем оркестра, послушать рекомендации дирижера, исполнить три сочинения Римского-Корсакова, попробовать держать темп, делать ауфтакт, включать группы инструментов и следить за динамикой.
«Цветной слух» при помощи пяти калейдоскопов наглядно иллюстрирует феномен синестезии, или, как называл его сам Н. А. Римский-Корсаков, «звукосозерцания».
«Световой орган» помогает исследовать собственные ассоциации между цветом и звуком и создать свою цветомузыкальную композицию.
«Основы оркестровки» дают представление о составе и звучании симфонического оркестра. Здесь можно послушать каждый инструмент, отдельные группы струнных и духовых, полнозвучный оркестр Римского-Корсакова, а также составить свою палитру инструментов на основе сочинения композитора и сравнить результат.
«Основы аранжировки» дают возможность создать новое произведение, опираясь на отрывки из сочинения Римского-Корсакова. К предложенным фрагментам можно будет применить эффекты обработки звука и на основе различных комбинаций сконструировать свой музыкальный коллаж.
По всему залу расположены зоны для прослушивания, в которых собраны сотни записей сочинений Н. А. Римского-Корсакова в различных интерпретациях.
Экспозиционная часть зала дополнена новыми фотоматериалами.
Проект выполнен по заказу Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга.
Автор, куратор проекта – Лидия Адэр
Куратор, рецензент – Нина Костенко
Благотворительный проект «Я вижу музыку»
Благотворительный проект «Я вижу музыку» ориентирован на детей с особенностями развития (синдром Дауна и аутизм). Проект существует с 2015 года и представляет собой серию интерактивных концертов для особых детей.
В 2016 году проект был отмечен почетным дипломом жюри на ежегодном конкурсе «Музейный Олимп» в номинации «Музей-детям».
Проект инициирован сотрудниками Мемориального музея-квартиры Н. А. Римского-Корсакова и осуществляется при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга.Подробнее
Введенский женский монастырь
Еще одна достопримечательность Тихвина — Введенский женский монастырь. Он был основан одновременно с Тихвинским Богородичным монастырем в 1560 году и тоже по указу Ивана Грозного.
Большую роль в развитии монастыря сыграла четвертая жена Ивана Грозного — царица Анна Колтовская. Надоев своему супругу уже через несколько месяцев после свадьбы, она была пострижена в монахини под именем Дарья. С 1604 она жила в Введенском монастыре, активно занимаясь его делами. Похоронена царица-монахиня на паперти Введенского собора, могила ее не сохранилась.
Монастырь был закрыт после революции, а его здания использовались под различные нужды. Сейчас обитель восстанавливается.
Из истории рода Римских-Корсаковых
Римские-Корсаковы жили на тихвинской земле более 150 лет. Прапрадед композитора Яков Никитич Римский-Корсаков, участник Северной войны, в 1711–1715 годах вице-губернатор Петербурга, был тихвинским помещиком, ему принадлежали деревни Никольское, Мелегежа и Заручевье в 30 км к югу от Тихвина. Барский дом находился в Никольском, где в 1711 году Яков Никитич построил две церкви: Никольскую (эта уникальная для данной местности церковь, образец московской архитектуры, «нарышкинского барокко», восьмерик на четверике, сохранилась до настоящего времени) и Михаила Архангела.
Столовая дома. На стене портреты предков Римских-Корсаковых
Дед композитора, Петр Воинович, служивший в гвардии, вышел в отставку в чине секунд-майора и после этого постоянно жил в Никольском. В 1798 году его избрали тихвинским уездным предводителем дворянства, в 1801 году — губернским предводителем новгородского дворянства. В 1801 году Петр Воинович построил в Тихвине дом, в котором сейчас находится Дом-музей Н. А. Римского-Корсакова.
Родители композитора
Отец композитора, Андрей Петрович (1784–1862), своё детство и юность провёл в селе Никольском, затем служил в Петербурге, был начальником 1-го отделения Канцелярии министерства внутренних дел. В 1821 году Андрей Петрович Римский-Корсаков едет в Орловскую губернию, село Троицкое Малоархангельского уезда, и посещает дом своего друга, богатого помещика Якова Фёдоровича Скарятина.
В доме Я. Ф. Скарятина Андрей Римский-Корсаков встречает Софью, восемнадцатилетнюю племянницу своего друга, взятую им на воспитание. Софья, как и её старшая сестра, была внебрачной дочерью Василия Фёдоровича Скарятина от его крепостной Ксении…
Но! Ах, это русское «НО»! Всё зависело от желания или нежелания отца, совершившего прелюбодеяние! В лице батюшки судьба была благосклонна. Софью взяли в дом, и она получила очень приличное домашнее дворянское воспитание: с малых лет говорила по-французски, музицировала, пела, говорила хорошим слогом и грамотно писала, была начитана, увлекалась астрономией, талантливо занималась изысканным рукоделием. Была богобоязненна, строго относилась сама к себе, проникновенно увлеклась чтением «Житие святых» и в свои юные годы решила посвятить себя Богу — бежать от людей в пустыню или уйти в монастырь.
Юная Софья была в том возрасте, когда она понимала своё положение… «И сдерживала себя в желании принарядиться, поправить причёску и полюбоваться на свой вид в зеркале перед приходом понравившегося ей молодого Андрея Римского-Корсакова. Она убеждала себя, что проявлять такое кокетство нехорошо». (Т. В. Римская-Корсакова «Из семейной переписки»).
В 1821 году Андрей Петрович Римский-Корсаков (37 лет) и Софья (19 лет) обвенчались там же, в Троицком.
Родственники приняли юную жену Андрея Римского-Корсакова благодушно и с любовью. Впереди у них долгая счастливая жизнь, коей никак не мешала большая разница в возрасте — 18 лет…
Личные вещи Софьи Васильевны: шкатулка для бисера, французские романы, которые она читала в оригинале
После смерти мужа Софья Васильевна напишет своему младшему сыну Нике: «Папа меня баловал 40 лет нежностью и вниманием… Таких мужей, каков папа был, я думаю, из тысячи один встречается»…
После венчания, в 1821, году молодая семья поселилась в Тихвине, через год у них родился первенец. Сына назвали в честь прадеда Воином.
Андрей Петрович вернулся на службу в 1827 году — его назначили новгородским вице-губернатором, но был по доносу уволен со службы, так как в рапорте указал, что новгородские «помещики в плохом состоянии дороги содержат», а это было расценено как мнение, порочащее дворянство. Вновь приступил к службе в 1831 году — был назначен гражданским губернатором Волынской губернии. С этой последней должности он был уволен в 1835 году, так как «его мягкий нрав не согласовывался с предъявляемыми к нему высшей властью требованиями, направленными к притеснению по поляков». С той поры окончательно поселился в тихвинском доме, прослыв «тихвинским затворником»…