Развод мостов

Троицкий мост

Троицкий мост, соединяющий центр Петербурга и Петроградскую сторону, расположен в непосредственной близости от Петропавловской крепости и по праву считается одним из самых красивейших мостов города.

Символично, что день рождения моста совпадает с днем рождения Санкт-Петербурга, но с двухсотлетней разницей. Предшественником Троицкого моста был наплавной (плашкоутный) мост, который со временем перестал отвечать всем требованиям современной городской жизни. Необходимость нового надежного моста стала очевидна в середине 19 века, но лишь к концу столетия, в 1890 году, было принято решение о его строительстве, а по прошествии еще двух лет был объявлен конкурс на самый лучший проект будущего сооружения.

В конкурсе принял участие французский инженер А.Г. Эйфель, автор всемирно известной Эйфелевой башни, которая была возведена за два года до этого. Но, предпочтение было отдано французской фирме “Батиньоль”.

Торжественное открытие моста произошло 27 мая 1903 года, как раз в дни празднования 200-летия Санкт-Петербурга. Поистине, в день своего рождения, город получил замечательный подарок – новую переправу, названную газетами “парижской или французской красавицей”.

Со временем мост пришлось подвергнуть реконструкции, так как увеличившаяся грузоподъемность судов и их размеры, стала мешать их свободному прохождению по Неве. Реконструкция коснулась лишь разводной части моста, тогда как художественное его оформление было сохранено в первоначальном своем виде.

На сегодняшний день, после замены в 1967 году двукрылого разводного пролета на однокрылый, Троицкий мост стал обладать подъемной частью, пролет которой равен приблизительно 100 метрам. Общая длина моста достигает 582 метра, ширина – 24 метра. Он украшен прекрасными фонарями облегченной формы, огражден изящными решетками в стиле модерн и облицован гранитом. Общий силуэт моста отличается правильными пропорциями и архитектурной простотой.

Характеристики моста

Дворцовый мост перекинут через Большую Неву по Дворцового проезда и Биржевой площади. Соединяет Адмиралтейский и Васильевский острова.

Длина пятипролетного Дворцового моста — 267,5 м, ширина — 31,6 м. Разводной пролет двукрылый шириной 56,5 метров, один из крупнейших в мире. Масса металлических пролетных конструкций — 4868 тонн, противовесов — 2800 тонн.

Мост считается одним из самых сложных сооружений не только в России, но и за рубежом. Он разводится с помощью современной гидравлической системы. При разводке противовесы опускаются в котлованы на глубину до 2 метров ниже ординара. Весь цикл разводки занимает 5 минут, за такое же время мост наводят.

Дворцовый мост разводится и сводится около 300 раз в год — как правило, дважды в сутки. За ночь под крыльями разведенного моста проходит до 25 судов. На разводке работает бригада из шести человек. Пульт управления разводкой находится в одной из опор моста со стороны Васильевского острова.

Переправу освещают 28 фонарей, закрепленные на 16 столбах. Решетка состоит из 156 секций, каждая из них весит 280 килограммов.

Разведение мостов в Санкт-Петербурге

Петр I, заложив новую столицу, решил не строить в городе переправ, думая, что люди будут передвигаться в основном по воде. Но его план не удался, и уже через двадцать лет после основания города в нем было двадцать мостов. Сегодня же в Санкт-Петербурге более трехсот мостов, из них девять разводятся регулярно, а три – по предварительной заявке. Обычно навигация начинается с конца апреля (в это время Нева вскрывается ото льда) и продолжается до конца ноября. В редких случаях мосты не разводятся. К ним относятся государственные праздники, соревнования на воде и проход регат по воде. Так как мосты разводят ночью, у многих могут возникнуть проблемы с обратной дорогой домой, ведь метро закрывается уже к полуночи, но есть и альтернативные пути: большинство мостов разводятся дважды за ночь, поэтому можно перебраться на другой берег в то время, когда они сведены. А есть Большой Обуховский (в народе – Вантовый) мост, который бессменно и надежно соединяет берега Невы, но он расположен на южном конце города, так что путь до него может оказаться неблизким и недешевым.

Разведение мостов в Санкт-Петербурге

Архитектура

Архитектура мостов Санкт-Петербурга представляет собой уникальное сочетание различных стилей и эпох. Великолепие и многообразие архитектурных решений делает каждый мост не только инженерным сооружением, но и настоящим произведением искусства.

Санкт-Петербург знаменит своими мостами, каждый из которых имеет свою неповторимую архитектурную концепцию. Здесь можно встретить и романтичные мосты с резными каменными перилами и колоннами в стиле классицизма, и смелые современные конструкции с прозрачными стеклянными ограждениями.

Некоторые мосты Санкт-Петербурга двухэтажные, с арками на нижнем ярусе и тротуарами на верхнем, что придает им особый шарм и позволяет насладиться красотой города. Такие многоуровневые мосты не только удобны для пешеходов и автомобилей, но и становятся популярными местами прогулок и фотосессий.

Важным элементом архитектуры мостов являются их фигурные конструкции. Высокие колонны, лепнина, резные элементы и фигурные карнизы делают мосты Санкт-Петербурга уникальными и неповторимыми. Благодаря таким архитектурным деталям, мосты становятся центром притяжения для туристов и горожан, превращаясь в настоящие достопримечательности города на Неве.

Классические мосты

Санкт-Петербург славится своими классическими мостами, которые стали настоящими символами города. Они воплощают в себе величие архитектурного стиля и историческую ценность.

Один из самых известных классических мостов города – Эрмитажный мост. Этот мост является частью комплекса Зимнего дворца и соединяет его с Ерофеевым переулком. Эрмитажный мост восхищает своей простотой и изяществом, а его колонны, украшенные воронками и щитами, придают ему особую романтичность.

Еще одним известным мостом, являющимся образцом классической архитектуры, является Банковский мост. Он расположен недалеко от Исаакиевского собора и соединяет его набережные. Банковский мост отличается своими грамотно расставленными арками и изяществом декоративных элементов, которые придают мосту особый шарм.

Биржевой мост является еще одним примером классической архитектуры в Петербурге

Он соединяет два берега реки Невы и является важной частью Биржевой площади. Мост украшают зеленые ковры, белые колонны и фигуры зодчества, которые придают ему особый визуальный эффект

В целом, классические мосты Санкт-Петербурга представляют собой настоящие произведения искусства, которые сочетают в себе элегантность и грандиозность. Они стали неотъемлемой частью истории города и вписываются в его архитектурное наследие.

Архитектурные новаторства

Санкт-Петербург, в своем стремлении быть инновационным и современным городом, постоянно внедряет новые архитектурные решения, объединяя традиционный стиль и новаторство. Это проявляется в создании современных мостов, которые становятся искусственными символами города.

Одним из ярких примеров архитектурных новаторств в области мостостроения является Большой адмиралтейский мост. Этот мост получил широкое признание благодаря своей оригинальной форме и использованию современных строительных материалов. Мост имеет уникальный внешний вид, заключающийся в том, что он представляет собой две арки, соединенные на вершине, что создает впечатление летящего в воздухе строения.

Другим примером новаторского подхода в мостостроении является Тучков мост. Этот мост имеет необычную архитектурную форму, которая напоминает гигантский снаряд. Современные инженерные решения позволили создать идеально симметричный и прочный мост, который не только служит своей основной функцией – соединять две части города, но и является уникальным и интересным архитектурным объектом.

Важным аспектом развития архитектурных новаторств является использование самых передовых технологий и материалов. Например, мост Благовещенский, соединяющий главную артерию города – Невский проспект, с Васильевским островом, выполнен из стекла и металла, что придает ему легкость и прозрачность. Это не только делает его функциональным строением, но и создает эстетическое удовольствие для горожан и гостей города.

Сампсониевский

Первоначально — «Выборгский» (1784–1849) по Выборгской части, в которую он вел. Иногда так же назывался соседний мост, находившийся примерно на месте современного Гренадерского.
Современное наименование известно с 1822 г. Дано по проходящему поблизости Большому Сапсониевскому проезду. В XVIII в. так назывался другой мост ниже по течению р. Большой Невки (Гренадерский). Были также варианты Самсонский (1828), Самсониевский (1829–1907) — в написании, принятом в XVIII–XIX в. (без буквы «п»), а также Сампсоньевский (1844–1917).

На плане 1835 г. обозначен как «Госпитальный» по Второму военно-сухопутному госпиталю (ныне в составе Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова).

С 06.10.1923 г. по 04.10.1991 г. носил название моста Свободы из девиза-лозунга Великой французской революции «Свобода, равенство, братство». Мостом Равенства в то же время был Троицкий.

График разводки мостов Санкт-Петербурга

Если вы выходите ночью в город, важно знать график разводки мостов, потому что вы можете встретить один из таких мостов, и вы не сможете его пересечь. В этом случае вам придется искать альтернативные маршруты

Чтобы узнать расписание, лучше всего заглянуть на сайт «Мостотреста» — государственного учреждения, осуществляющего техническое обслуживание городских мостов и другой общественной инфраструктуры, такой как тоннели или пешеходные переходы.

На «Мостотресте» можно посмотреть графики открытия и закрытия мостов. Просто зайдите на главную страницу этого сайта, чтобы посмотреть расписание мостов по одному на каждый день.

Что касается графиков разводки, то важно иметь в виду следующее:

  • В то время как некоторые мосты открываются и закрываются только один раз ночью (например, с 1:20 до 4:50), другие мосты (например, Дворцовый мост) открываются и закрываются дважды в течение ночи, так что после первого открытия (например, в 1:10) происходит закрытие (в 2:50), чтобы пропустить автомобили через мост, а затем происходит второе открытие (3:10) и закрытие (4:55).
  • Поскольку мосты открыты для прохода судов, некоторые мосты могут закрыться раньше, чем ожидалось, если последний корабль уже прошел через них. По этой же причине возможно также, что второго открытия может и не быть.
  • Бывают дни, когда мосты могут и не открыться. Это может произойти в важные дни, такие как День города Санкт-Петербурга (27 мая) или ночь фестиваля «Алые паруса«.
  • Так как Нева зимой замерзает, корабли ходят только с конца апреля по ноябрь.

Мосты через Неву

Петр Первый считал, что мосты помешают судоходству и поэтому только после его смерти в 1727 году был построен первый мост – Исаакиевский. Это был наплавной мост, состоящий из нескольких лодок, стоящих бок о бок и перекинутых через них досок, соединявший Адмиралтейский остров с Васильевским и наводился с весны до осени 1916 года. По легенде Екатерина I приказала соорудить его после того, как волна захлестнула ее в лодке. Наплавные мосты были непрочными и часто разрушались во время наводнений. В период правления Екатерины II было построено много каменных мостов и украшенных гранитными башнями и фонарями.

Разводные мосты в Петербурге

История создания разводных мостов в Петербурге началась еще в XVIII веке. Первый разводной мост был построен в 1850 году на реке Неве и имел деревянную конструкцию. В то время это было настоящим инженерным достижением, позволяющим обеспечивать пропуск больших судов.

С течением времени разводные мосты в Петербурге приобретали все более сложные и совершенные конструкции. Особо стоит выделить Благовещенский мост, который был построен в 1903 году. Его разводная часть состоит из двух секций, разводимых отдельно друг от друга. Это позволяет пропускать суда различной ширины и длины.

Название моста Год постройки Расположение
Дворцовый мост 1916 канал Грибоедова
Троицкий мост 1903 река Мойка
Литейный мост 1879 река Нева

Сегодня в Петербурге насчитывается более 20 разводных мостов. Они служат не только для обеспечения судоходства, но и являются туристическими достопримечательностями. Многие мосты Петербурга входят в список объектов Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Разводные мосты в Петербурге — это уникальные технические сооружения, которые наполняют городской ландшафт особой атмосферой

Они являются символом города и привлекают внимание туристов со всего мира

Где смотреть развод мостов в Санкт-Петербурге

Развод мостов в Петербурге ежедневно притягивает множество туристов и горожан.

Поиск комфортабельной локации может стать сложностью для неподготовленных туристов. Именно поэтому рекомендуется предварительно ознакомиться с наиболее просторными и удобными местами для наблюдения. 

Набережные

В Санкт-Петербурге можно бесплатно наблюдать за разводом мостов с различных городских набережных. Но следует учесть, что эти места могут быть переполнены людьми.

Стрелка Васильевского острова позволяет сразу наблюдать за несколькими разводящимися мостами, что делает ее очень популярной.

Университетская набережная также позволяет наблюдать развод двух конструкций, причем там обычно меньше людей, что делает это место особенно привлекательным. 

Ночная прогулка на теплоходе

Наблюдение за этим знаковым процессом с воды — это невероятно распространенный вариант. В момент подъема мостов речное пространство наполняется различными видами водного транспорта, предлагающего незабываемые ночные экскурсии.

Катера обычно используются для индивидуальных экскурсий, предоставляя уникальную возможность насладиться красотой в более уединенной обстановке. Теплоходы же идеально подходят для групповых туров. 

С крыш

Если вы хотите сделать свой опыт наблюдения за разводом мостов действительно незабываемым, то стоит рассмотреть возможность просмотра этого зрелища с крыши одного из многочисленных зданий. Этот вариант предлагает более удобное место для наблюдения, с которого можно видеть несколько мостов сразу.

Самостоятельное поднятие на крыши обычно невозможно, так как большинство выходов закрыты в целях безопасности. Но не расстраивайтесь: вы все равно можете насладиться этим уникальным зрелищем, записавшись на одну из официальных экскурсий. 

История моста

Первая переправа здесь появилась в 1727 году. Наплавной Исаакиевский мост был расположен ниже по течению, между зданиями Сената и Синода и Меншиковским дворцом. Он состоял из деревянных барок-плашкоутов и был временным: мост наводили в период навигации, а зимой переправлялись по льду Невы.

В 1850 году был открыт первый постоянный мост через Неву — Благовещенский. По просьбам горожан наплавной мост перенесли к Зимнему Дворцу, где до тех пор действовал лодочный перевоз. Плашкоутный Дворцовый мост работал круглый год.

В 1863 году в Петербурге открылась конная железная дорога. По мосту были проложены рельсы. Конка, а затем трамвай ходили по Дворцовому мосту до 1997 года.

К концу XIX века старые плашкоуты начали протекать и тонуть. Власти Петербурга приняли решение о строительстве постоянной переправы. В 1901 году объявлен конкурс на лучший проект моста, но из предложенных 27 проектов ни один не был принят. В числе участников конкурса была французская фирма «Батиньоль», которая проектировала Троицкий мост. Ее проект также был отклонен, и комиссия объявила новый конкурс.

Победителем был признан проект инженера Андрея Пшеницкого и архитектора Роберта-Фридриха Мельцера. На чертеже исполненного Мельцером фасада моста 15 января 1911 года царь Николай II написал: «Одобряю».

Дворцовый мост должен стать «художественной связью между красотой Томоновской набережной с Биржей, ростральными колоннами, Академией Наук Кваренги и местом, занятым Адмиралтейством и Зимним Дворцом», — говорилось в описании проекта, утвержденного городской Думой 23 июня 1910 года.

Архитектурное решение Р-Ф. Мельцера было помпезным. Фасады моста должны были завершиться карнизами, на которых размещались «картуши, выполненные из толстого железа, ручной ковки и чеканные». Для освещения на мосту устанавливались 8 малых фонарей и 4 грандиозных башни-фонаря на опорах разводного пролета. Внутри этих башен, высота которых превышала высоту Зимнего дворца, размещались одноместные лифты для электромонтеров и балконы для доступа к ним. Снаружи башни обильно украшались скульптурой, орнаментами, картушами, коронами. На каждом постаменте башен-фонарей намечалось установить по две статуи, высеченные из монолитного гранита. Перила были сложного рисунка «с коваными и чеканными двухсторонними украшениями из толстого листового железа».

Однако высотный регламент внес свои коррективы. 23 января 1913 года на заседании «Экспертной комиссии по постройке Дворцового моста» представитель Техническо-строительного комитета архитектор А.Э.Жибер выступил против установки на мосту больших фонарей, сказав, что фонари «в действительности поднимутся в пространстве выше Зимнего дворца».

29 декабря 1915 года высочайшее одобрение получило упрощенное архитектурное решение Дворцового моста.

В 1911 году Городская Дума заключила договор с Обществом Коломенского завода на сумму 4.400.000 рублей. Контракт предусматривал, что строительство будет вестись только с использованием отечественных материалов, силами русских рабочих и инженеров.

Сооружение постоянного Дворцового моста было начато в октябре 1911 года, а открытие планировалось на ноябрь 1913 года. Однако строительство затянулось. В апреле 1914 года работам помешало наводнение, затем началась Первая Мировая война.

Мост был построен к концу 1916 года. В середине декабря была проведена проверка конструкций на надежность: 34 грузовых автомобиля с грузом по 600 пудов (9600 кг) в каждом одновременно въехали на мост и заняли все пролеты. Мост выдержал.

Первый экипаж проехал по Дворцовому мосту 23 декабря 1916 года (по старому стилю). Эта дата считается официальным днем рождения Дворцового моста.

Торжество по поводу открытия оказалось скромным — шла война. Не пришли ни представители царской семьи, ни городской голова, который предоставил право перерезать ленточку своему заместителю.

К тому же переправа была сдана вовсе без архитектурной отделки. На разводном пролете был уложен деревянный настил, перила – деревянные, а вместо гранитных парапетов на опорах и устоях были установлены фанерные.

С 1918 по 1952 год мост носил имя Республиканский, затем ему было возвращено историческое название.

Мосты Петербурга — визитная карточка, инженерное чудо и городской ритуал

Всемирно известные 13 разводных мостов в Петербурге — зрелище, к которому невозможно привыкнуть. Ведь это невероятный технический феномен — огромный мост буквально раскалывается на два пролета и неподвижно замирает на несколько ночных часов. Звучит и выглядит впечатляюще.

А чтобы прогулка удалась, нужно тщательно к ней подготовиться. Особенно, если это твоя первая встреча с ночной Невой. Для начала нужно изучить, когда разводят мосты в Петербурге. Навигация начинается с приходом тепла и заканчивается во время первых заморозков, то есть в общей сложности длится с середины апреля по конец ноября. Каждый мост всегда разводится в одно и то же время, посмотреть расписание разводки можно здесь. При этом, если день просмотра разводки мостов не имеет значения, то рекомендуем отправляться на прогулку в будни. На неделе на набережных и причалах меньше людей, стоимость такси до центра и билета на теплоход ниже, а в акватории Невы ниже трафик.

Идеальные площадки для наблюдения мы уже нашли: форматы водных прогулок или лучшие набережные города — бегом выбирать!

Благовещенский

В справочнике 1844 г. обозначен как «Новоисакиевский» по соседнему Исакиевскому мосту. Вероятно, это было проектное наименование.

С 1849 г. — «Постоянный». Это название — как первой постоянной переправы через Неву — существовало до завершения постройки. 21 ноября 1850 г., при открытии, ему было присвоено наименование «Благовещенский» по находившейся поблизости церкви Благовещения Пресвятой Богородицы.
22 февраля 1855 г. дано название «Николаевский». В Указе о переименовании было изложено следующее обоснование: «…постоянный чрез реку Неву в Санкт-Петербурге Благовещенский мост, сооружение коего около целого столетия было предметом проектов неудобоисполнимых и который волею в Бозе почившего Государя Императора Николая Павловича в 1843 году начат, и личным попечением Его Императорского Величества в 1850 году совершенно окончен, — именовать “Николаевским мостом”, в память благодеяния Августейшего монарха жителям столицы».

В 1918 г. переименован в мост Лейтенанта Шмидта в честь Петра Петровича Шмидта (1867–1906), морского офицера, одного из руководителей Севастопольского восстания 1905 г. на крейсере «Очаков» и других кораблях Черноморского флота.

Историческое название возвращено 14 августа 2007 г.

Использованы материалы портала toponimika.spb.ru

Большой Обуховский мост

Недавно в Санкт-Петербурге был построен большой неразводной мост. Высота моста позволяет проходить под ним любым судам, осуществляющим навигацию по Неве.

Большой Обуховский мост расположен в Невском районе Петербурга и соединяет собой Октябрьскую набережную и проспект Обуховской обороны. Данное сооружение является единственным мостом через Неву, который не разводится. Таким образом, за всю историю города, впервые был спроектирован мост, перекрывающий русло реки всего одним пролетом. Зачастую Большой Обуховский мост называют просто вантовым мостом, так как построен он висячим, и роль основной несущей конструкции выполняют стальные тросы (ванты).

Общая длина мостового перехода равна 2824 метра, в том числе сам мост длиною в 382 метра и съезды с него. Подмостовой габарит, или высота пролетной части над гладью воды, составляет 30 метров.

Пристань со львами

С левой стороны Дворцового моста находится самая популярная пристань города, от которой стартует множество экскурсий по реке и в пригороды Санкт-Петербурга. Название «Спуск со львами» причал получил по установленным здесь гранитным изваяниям львов – копиям флорентийским.

Пристань была создана в 1820–24 гг. по проекту Карла Росси, одновременно с Дворцовой площадью. Гранитный спуск состоит из двух лестничных маршей по восемь ступеней. По их обеим сторонам спуск стерегут медные львы с повёрнутыми друг к другу мордами. Они появились на спуске в 1832 г.

Альтернативные названия – Адмиралтейская или Парадная пристань.

Откуда лучше наблюдать за разводом мостов

Развод мостов через Неву – это удивительное зрелище, которое можно насладиться, прогуливаясь по набережным или проезжая на автомобиле. Каждые 15–20 минут мосты поднимаются, создавая захватывающую картину. Если вы хотите получить незабываемые впечатления, вам стоит знать лучшие места для наблюдения за этим уникальным процессом.

Стрелка Васильевского острова: видовая точка номер один

Одним из лучших мест для наблюдения за разводом мостов является Стрелка Васильевского острова. Отсюда открывается прекрасный вид на Дворцовый и Троицкий мосты. Прогуливаясь по этой части города, вы сможете насладиться красотой Невы и увидеть весь процесс разводки мостов. Не забудьте остановиться и насладиться музыкальным фонтаном, который создаст дополнительную атмосферу во время вашего пребывания.

Стрелка Васильевского острова – одно из лучших мест для наблюдения

Набережные: идеальное место для наблюдения

Другим отличным выбором для наблюдения за разводом мостов являются Дворцовая, Адмиралтейская и Университетская набережные. Здесь собирается наибольшая зрительская аудитория, и вы сможете насладиться зрелищем вместе с другими людьми. Выбирая эти места, вы получите возможность полностью погрузиться в атмосферу развода мостов и оценить его величие.

Дворцовая набережная – идеальное место для наблюдения за разводом мостов

Автобусные экскурсии: более детальное знакомство с разводом мостов

Если вы хотите увидеть процесс разведения мостов более детально, вам стоит выбрать автобусную экскурсию. Такая экскурсия проведет вас вдоль Невы, делая остановки возле мостов. Вы сможете приблизиться к пролетам и увидеть все детали разводки. Еще одним вариантом является водная экскурсия или индивидуальная прогулка на катере. В момент развода мостов акватория Невы наполняется множеством судов, и вы сможете насладиться уникальной атмосферой.

Важные советы и особенности

Есть несколько важных моментов, которые стоит учесть, планируя наблюдение за разводом мостов. Во-первых, в дни государственных праздников мосты не разводятся. Однако в День Военно-Морского флота, День Речного флота и во время праздника “Алые паруса” мосты разводятся и днем, что создает еще больше возможностей для наблюдения.

Также стоит помнить, что погодные условия могут повлиять на развод мостов. Если ветер достигает 15 метров в секунду или температура воздуха превышает 25 градусов, разводка может быть отменена или задержана. Будьте готовы к таким возможным изменениям планов и следите за новостями.

Если вы планируете путешествие на автомобиле, учтите, что не все программы-навигаторы учитывают развод мостов при прокладке маршрутов в ночное время. Планируйте свое перемещение заранее и стремитесь оказаться на той стороне реки, где находится ваш пункт назначения, к началу развода мостов.

Приглашаем вас насладиться этим уникальным и незабываемым зрелищем, которое дарит нам Санкт-Петербург каждую ночь!

Информация для туристов

Разведённый двукрылый центральный пролёт Дворцового моста — один из всемирно известных символов Санкт-Петербурга.

В дни некоторых летних кинофестивалей мост превращается в огромный кинотеатр под открытым небом. Крыло разведенного Дворцового моста со стороны Эрмитажа играет роль экрана площадью более 400 квадратных метров.

В ночь с 18 на 19 февраля 2015 года, в честь наступления Нового года по восточному календарю, на Дворцовом мосту впервые включили красную подсветку. На конструкциях моста размещены около 700 светильников, они окрасили в насыщенный красный цвет перила, пролеты и нижние инженерные конструкции моста. Акция стала ежегодной.

С 22 июля по 25 сентября 2016 года у Дворцового моста проходило уникальное звуковое шоу «Поющие мосты», организованное городским Комитетом по печати и взаимодействию со СМИ при поддержке СПб ГБУ «Мостотрест». Разведение мостов дополнилось звуками великой классической музыки. И это шоу также стало новой ежегодной петербургской традицией.

Володарский мост

Володарский мост, раскинувшийся через Неву, соединяет Ивановскую и Народную улицы Санкт-Петербурга. Свое название мост получил в честь известного революционного деятеля В. Володарского, убитого в 1918 г. в районе будущего моста.

Строительство сооружения происходило в 1932-1936 годах. Мост, как и подобало сооружениям того времени, был выдержан в духе конструктивизма. Проектируемый мост был трехпролетным, железобетонным, с двукрылым разводным пролётом в центре.

На мосту была открыта трамвайная линия, шедшая по всему Правому берегу до самого Охтинского моста. Это открывало возможность жителям города свободно добираться в его центральную часть, ведь на тот момент в том районе еще не былони метро, ни моста Александра Невского.

В конце 80-х годов мост был в срочном порядке реконструирован, так как за пять с лишним десятилетий эксплуатации, железобетонные конструкции износились, в то время как нагрузка все возрастала, ведь поток транспорта неуклонно увеличивался, а рядом не было больше других мостов.

Прежний облик моста не сохранён. В 1990 г. были установлены 800-тонные 125-метровые пролеты на правобережный и левобережный устои, которые затем соединили 57-метровым разводным пролетом. Длина моста без подъездов 332 метра, ширина — 27,4 метра.

Наши рекомендации, как лучше смотреть развод мостов

1. Прочитать наш материал о том, где можно провести время после развода до открытия метро.

2. При большой толпе сильно выручают селфи-палки. Тротуар вдоль набережной, с которого вы будете фотографироваться на фоне моста, узенький, а людей по нему ходит много.

3. Если вам нужны очень-очень хорошие фотографии или видео, то из всей фототехники важнейшим из инструментов является штатив. Лучше забыть фотоаппарат, но вот штатив надо взять, потому что фотоаппарат еще можно у кого-то попросить, а штатив, скорее всего, нет.

4. По набережной и рядом с ней стоят такси, готовые отвезти вас домой. Так что, обычно подъезжают быстро после заказа через приложение.

5. Для любителей велосипедов – берите велосипед, если нет своего — есть велопрокат. Придется поматериться, пытаясь протиснуться сквозь толпу, зато (за счет мобильности двухколесного друга) можно увидеть развод сразу трех мостов: Благовещенского, Дворцового и Троицкого. Да и вообще, посмотрев развод, самостоятельно добраться домой.

Литейный мост

Литейный мост, являясь одним из главных мостов на Неве, соединяет центральные районы Санкт-Петербурга с Выборгской стороной и перекинут через главное русло реки в самой глубокой его части, достигающей практически 24 метра. Длина Литейного моста равна 396 метрам, а ширина – 34 метра.

Строительство моста началось в 1875 году по проекту русского военного инженера А.Е.Струве. Литейный мост стал первым в мире мостом, освещенным электричеством. Случилось это благодаря русскому физику Павлу Яблочкову, который изобрел первую в мире электрическую лампочку.

Перила Литейного моста очень красивы и представляют собой поистине высокохудожественное литье, выполненное по рисункам архитектора К.К. Рахау. В центре их секций изображены очаровательные невские русалки, держащие герб Петербурга – щит с двумя якорями, морским и речным. Хвосты речных чаровниц изящно вплетены в фигурный растительный орнамент, побеги которых искусно завиты в спирали. Просветы между боковыми плоскостями чугунных столбиков заполнены морскими животными фантастического вида, которые стремятся в водную пучину.

30 сентября 1879 года, спустя 4 года с начала работ, мост был торжественно открыт. Приятно, что все участники строительства были удостоены наград, а сам Струве получил чин генерал-майора. Решением городской Думы новому сооружению было присвоено имя императора Александра II, но петербуржцы окрестили его по-своему – Литейный. Так, неприжившееся название кануло в лету…

Интересные факты

24 октября 1917 г. по приказу Временного правительства разведённый Благовещенский мост охранялся юнкерами. 25 октября к мосту подплыл крейсер «Аврора». Под наведёнными орудиями юнкера покинули свои позиции, после чего электрики крейсера свели переправу. Вечером того же дня с «Авроры» прозвучал знаменитый исторический выстрел.

Памятный знак находится напротив особняка Румянцева

Благовещенский мост находится над водоразделом между Большой Невой и морской Невской губой Финского залива. Ширина реки под ним – приблизительно 280 м.

Чугунные перила моста декорированы изящными орнаментами с аллегориями водной стихии, созданными по эскизу архитектора Александра Брюллова. На них изображены трезубцы в раковинах, а по бокам можно видеть мифических морских существ – гиппокамфов.

В XIX в. на переправе горели газовые фонари. При реконструкции XX в. их перенесли на Марсово поле.

На время реконструкции 2005–07 гг., выше по течению Невы, соорудили временный мост-дублёр. Петербуржцы остроумно нарекли его «сыном лейтенанта Шмидта».

Развод Дворцового моста

Ночной развод Дворцового моста можно наблюдать в период навигации по Неве, длящийся восемь месяцев в году, приблизительно с конца апреля до начала ноября. В остальные месяцы Нева покрыта льдом: это время используется для профилактических работ.

График развода Дворцового моста – 1:10-2:50 и 3:10-4:55.

Следует, однако, иметь в виду, что мосты разводятся для ночного пропуска грузовых судов. Поздней осенью заявок на проход может не быть, поэтому в отдельные ночи мост может не разводиться. Корректируется и время развода, поэтому наблюдателю нужно предварительно уточнить все моменты на официальном сайте «Мостотреста».

Развод начинается с «расклиновки», во время которой поднимаются противовесы и выводятся стойки подклинки. В результате нагрузка переносится на хвостовую часть сооружения. Противовесы погружаются в колодцы на полутораметровую глубину. Затем разводной механизм поднимает на 61 градус над Невой 700-тонный пролёт.

Перечисленные действия производятся в течение пяти минут под наблюдением шести работников. Компьютеризированный пульт управления расположен в одной из мостовых опор на Васильевском острове.

Поскольку за разведением наблюдает множество туристов и жителей, для их безопасности предварительно устанавливаются ограждения. Ситуация вокруг моста постоянно отслеживается 16-ю видеокамерами.

За время развода моста по Неве проходит до 25 судов. Разводка сооружения отменяется при следующих погодных условиях:

  • скорость ветра над Невой свыше 15 м/сек;
  • температура воздуха больше 25 C.

Особенности моста

Конструкция моста – пятипролётная, средний из которых – разводной. Его крылья балансируются мощными противовесами, подвешенными на шарнирах. В наведённом состоянии пролётное строение функционирует по схеме трёхшарнирной арки.

Точная ширина моста – 27,73 м, из которых проезжая часть занимает 22 м. Она разделена на шесть полос – по три в каждом из направлений. Ширина тротуаров с обеих сторон – по 2,85 м. Высота свода над водой – 6,3 м (при среднем уровне реки): в разведённом положении – 30 м.

Мощение проезжей части и тротуаров – двухкомпонентное. На нижний металлический настил нанесён верхний слой бетона. Неподвижные пролёты имеют гранитное ограждение, а разводной – металлическое. 

На опорах моста литые чугунные перила завершены гранитными парапетами. Решётка разделена на 156 секций, каждая из которых весит по 280 кг. Поскольку перила были изготовлены уже при СССР, на них изображены элементы советский символики: звезда, колос и знамя.

Ночное освещение моста реализуют 28 фонарей на 16 декорированных столбах.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации