Бологое в искусстве
Бологое повезло с людьми, которые сделали его известным.
Бологое упоминается в рассказе А. П. Чехова «Счастливчик», а также в романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина». Именно на станции Бологое Алексей Вронский признался в любви Анне: «Он знал только, что сказал ей правду, что он ехал туда, где была она, что все счастье жизни, единственный смысл жизни он находил теперь в том, чтобы видеть и слышать ее. И когда он вышел из вагона в Бологове, чтобы выпить сельтерской воды, и увидал Анну, невольно первое слово его сказало ей то самое, что он думал. И он рад был, что сказал ей это, что она знает теперь это и думает об этом. Он не спал всю ночь. Вернувшись в свой вагон, он не переставая перебирал все положения, в которых ее видел, все ее слова, и в его воображении, заставляя замирать сердце, носились картины возможного будущего».
Бологое упоминается в детском стихотворении С. Я. Маршака «Вот какой рассеянный»:
Жил человек рассеянный
На улице Бассейной.
Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки –
Оказалось, это брюки.
…Увидал большой вокзал,
Удивился и сказал:
«Это что за остановка –
Бологое иль Поповка?»
А с платформы говорят:
«Это город Ленинград».
Кроме того, существует фольклор о Бологое как о промежуточном пространстве, границе между Питером и Москвой, в том числе рассказывающий о характерных различиях в речи жителей этих городов. Анекдот в тему: «А вы знаете, что где-то в районе Бологое вдоль одного малоизвестного шоссе московский бордюр медленно переходит в питерский поребрик?»
В 1980-е в Советском Союзе известность Бологое возросла благодаря песне ансамбля «Веселые ребята»:
«Что за наваждение такое?
Я все повторяю адрес твой:
Бологое, Бологое, Бологое –
Это где-то между Ленинградом и Москвой».
Знаменитые люди Бологое
Борис Александрович Александров
В Бологое родился Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премий, народный артист СССР Борис Александрович Александров (1905-1994). Его отец – выдающийся композитор и дирижер, автор мелодии Гимна СССР и Российской Федерации Александр Васильевич Александров учился в Петербургской консерватории, но в марте 1902 после двух лет учебы, вследствие болезни и материальной нужды приехал жить в Бологое. Здесь он пробыл до лета 1906, работал регентом Собора Покрова Пресвятой Богородицы, а также преподавал хоровое искусство в железнодорожном училище. Работа в училище давала Александру Васильевичу право на бесплатный железнодорожный билет, благодаря чему ему удавалось два раза в неделю ездить из Бологое в Петербург, где он продолжил занятия в консерватории. В 1904 А. В. Александров женился на участнице соборного хора Ксении Павловне Морозовой. В 1906 семья Александровых переехала в Тверь. Б. А. Александров продолжил дело отца и в 1946-1986 был руководителем всемирно известного Дважды Краснознаменного ордена Красной Звезды академического ансамбля песни и пляски Советской Армии имени А. В. Александрова.
Инфраструктура
На станции Бологое-Московское находятся следующие предприятия:
- Локомотивное эксплуатационное депо Бологое ТЧ-4 (с пунктом подмены на станции Сонково ТЧП-93)
- Ремонтное вагонное депо Бологое ВЧД-3
- Эксплуатационное вагонное депо Бологое ВЧДЭ-4
- Бологовская дистанция пути ПЧ-5
- Бологовская дистанция электроснабжения ЭЧ-2
- Медведевская дистанция СЦБ ШЧ-3
- Бологовская дистанция СЦБ ШЧ-4
- Резерв проводников Бологое
- Бологовский региональный участок Октябрьской дирекции пассажирских обустройств
- Восстановительный поезд № 3022 ст. Бологое
- ПМС-82 ст. Медведево
- Бологовский региональный центр связи РЦС-8
- Региональный вычислительный центр РВЦ-2
- Стрелковая команда ст. Бологое Московского отряда ведомственной охраны
- Бологовский отряд ведомственной охраны
Железнодорожный вокзал в Бологое
Вокзал в Бологое строился в то же время, что и железная дорога. Открыли линию в 1851 году. Автором проекта вокзала был Желязевич Р. А. Вначале здание имело один этаж с козырьком, под которым пассажиры могли укрыться от непогоды.
Сооружение возведено из красного кирпича, который обрамляли светлые линии цемента. Стены торцов здания сделаны округлыми. В 1887 год был достроен второй уровень.
В начале XX века начались работы по возведению нового вокзала. Был сделан также мост для пассажиров. Новый вокзал открылся в 1917 году.
В годы Отечественной войны станция часто подвергалась бомбардировкам, однако, это не помешало движению поездов. В 1985 году за помощь Советской Армии станцию наградили орденом Великой Отечественной войны. Неподалеку от вокзала установили памятник погибшим на своем боевом посту железнодорожникам.
Современный вокзал имеет все необходимое для комфортного пребывания пассажиров: буфет, зал ожидания, ресторан, комнаты отдыха, кассы, отделение милиции, медпункт, аптеку, телефон, киоски.
Вокзал Бологое
На заметку! Территорию вокзала украшает паровоз-герой марки Эу706-10, который олицетворяет мужество машинистов Бологого. Этот памятник считается символом города.
Адрес: Заводской пер., д.1.
Усадьба «Заключье»
Усадьба под названием «Заключье» расположена в отдалении от городской застройки, на берегу озера. Дом построил в конце XIX-начале XX века А. С. Хренов – архитектор и художник из Петербурга. Он спроектировал себе дачный дом по своему вкусу вместе с хозяйственными пристройками и охотничьим домиком. Также здесь был конный завод для разведения породистых лошадей. При строительстве в основном использовались кирпич и валунный камень. Основной дом создан в стиле эклектики с элементами модерна. К главному зданию шла дорожка, по обе стороны которой находились цветники. Восточная часть здания обращена прямо к озеру и большому парку.
Романтичность главному дому придает наличие округлой башенки с балкончиком. Над балконными дверями сделаны оригинальные лепные элементы с цветами.
Планировка дома имеет асимметричный характер. Внутренняя отделка не сохранилась, в целостности остались лишь печь и винтовая металлическая лестница башни.
С южной стороны дома стоит памятник в виде юноши с веслом, установленный в годы советской власти.
Усадьба Заключье
После революции хозяин усадьбы покинул страну и перебрался в Китай. Сейчас территория с домом выкуплена. Дорога в «Заречье» достаточно сложная и ухабистая.
Движение
От станции отправляются электропоезда на Тверь, Малую Вишеру, Окуловку, а также пригородные поезда на тепловозной тяге на Дно (часть поездов на Валдай, Старую Руссу), Сонково, Великие Луки. На станции останавливается большинство поездов дальнего следования, идущих через неё. Станция является конечной для электропоездов, идущих из Твери и для промежуточного электропоезда со стороны Окуловки, по выходным имеется 1 транзитная пара электропоездов Тверь — Угловка с промежуточной остановкой в Бологое.
По состоянию на декабрь 2018 года через станцию курсировали следующие поезда дальнего следования:
Отправление поезда со станции Бологое. Вид из окна вагона.
Круглогодичное обращение поездов | |||
---|---|---|---|
№ поезда | Маршрут движения | № поезда | Маршрут движения |
10/9 «Псков» | Псков — Москва | 10/9 «Псков» | Москва — Псков |
15 «Арктика» | Мурманск — Москва | 16 «Арктика» | Москва — Мурманск |
17 «Карелия» | Петрозаводск — Москва | 18 «Карелия» | Москва — Петрозаводск |
23 «2-этажный» | Санкт-Петербург — Москва | 24 “2-этажный | Москва — Санкт-Петербург |
27 | – | 28 | Москва — Санкт-Петербург |
29 | Санкт-Петербург — Москва | 30 | Москва — Санкт-Петербург |
33 | Таллин — Москва | 34 | – |
35 «Северная Пальмира 2-этажный» | Санкт-Петербург — Адлер | 36 «Северная Пальмира 2-этажный» | Адлер — Санкт-Петербург |
41 | Великий Новгород — Нижний Новгород | 42 | Нижний Новгород — Великий Новгород |
43 | Санкт-Петербург — Новороссийск | 44 | Новороссийск — Санкт-Петербург |
45/46 «Текстильный Край» | Санкт-Петербург — Иваново | 45/46 «Текстильный Край» | Иваново — Санкт-Петербург |
49 | Санкт-Петербург — Кисловодск | 50 | Кисловодск — Санкт-Петербург |
59 «Волга» | Санкт-Петербург — Нижний Новгород | 60 «Волга» | Нижний Новгород — Санкт-Петербург |
81 | Санкт-Петербург — Белгород | 82 | Белгород — Санкт-Петербург |
89 | Санкт-Петербург — Волгоград | 90 | Волгоград — Санкт-Петербург |
87 | Санкт-Петербург — Смоленск | 88 | Смоленск — Санкт-Петербург |
91 | Мурманск — Москва | 92 | Москва — Мурманск |
107 «Самара» | Санкт-Петербург — Самара | 108 «Самара» | Самара — Санкт-Петербург |
109 | Санкт-Петербург — Астрахань | 110 | Астрахань — Санкт-Петербург |
111 | Санкт-Петербург — Воронеж | 112 | Воронеж — Санкт-Петербург |
115 | Санкт-Петербург — Адлер | 116 | Адлер — Санкт-Петербург |
119 | Санкт-Петербург — Белгород | 120 | Белгород — Санкт-Петербург |
121 | Санкт-Петербург — Владикавказ | 122 | Владикавказ — Санкт-Петербург |
127 | Санкт-Петербург — Москва | 128 | Москва — Санкт-Петербург |
131 | Санкт-Петербург — Ижевск | 132 | Ижевск — Санкт-Петербург |
133 «Поволжье» | Санкт-Петербург — Казань | 134 «Поволжье» | Казань — Санкт-Петербург |
135 | Санкт-Петербург — Махачкала | 136 | Махачкала — Санкт-Петербург |
139 | Санкт-Петербург — Брянск | 140 | Брянск — Санкт-Петербург |
145 | Санкт-Петербург — Челябинск | 146 | Челябинск — Санкт-Петербург |
337/338 | Санкт-Петербург — Самара | 337/338 | Самара — Санкт-Петербург |
347/348 | Санкт-Петербург — Уфа | 347/348 | Уфа — Санкт-Петербург |
607/608 | Санкт-Петербург — Ярославль | 607/608 | Ярославль — Санкт-Петербург |
721 «Ласточка» | Санкт-Петербург — Старая Русса | 722 «Ласточка» | Старая Русса — Санкт-Петербург |
755 «Сапсан» | Санкт-Петербург — Москва | 756 «Сапсан» | Москва — Санкт-Петербург |
761 «Сапсан» | – | 762 «Сапсан» | Москва — Санкт-Петербург |
763 «Сапсан» | Санкт-Петербург — Москва | 764 «Сапсан» | – |
765 «Сапсан» | Санкт-Петербург — Москва | 766 «Сапсан» | Москва — Санкт-Петербург |
767 «Сапсан» | – | 768 «Сапсан» | Москва — Санкт-Петербург |
773 «Сапсан» | Санкт-Петербург — Москва | 774 «Сапсан» | Москва — Санкт-Петербург |
775 «Сапсан» | Санкт-Петербург — Москва | 776 «Сапсан» | Москва — Санкт-Петербург |
Сезонное обращение поездов | |||
---|---|---|---|
№ поезда | Маршрут движения | № поезда | Маршрут движения |
55 | Санкт-Петербург — Москва | 56 | Москва — Санкт-Петербург |
61 | Санкт-Петербург — Москва | 62 | Москва — Санкт-Петербург |
189 | Санкт-Петербург — Осташков | 190 | Осташков — Санкт-Петербург |
209 | Санкт-Петербург — Москва | 210 | Москва — Санкт-Петербург |
225 | Мурманск — Адлер | 226 | Адлер — Мурманск |
227 | Санкт-Петербург — Новороссийск | 228 | Новороссийск — Санкт-Петербург |
241 | Мурманск — Москва | 242 | Москва — Мурманск |
245 | Санкт-Петербург — Ейск | 246 | Ейск — Санкт-Петербург |
247 | Санкт-Петербург — Анапа | 248 | Анапа — Санкт-Петербург |
259 | Санкт-Петербург — Анапа | 260 | Анапа — Санкт-Петербург |
285 | Мурманск — Новороссийск | 286 | Новороссийск — Мурманск |
293 | Мурманск — Анапа | 294 | Анапа — Мурманск |
479 | Санкт-Петербург — Сухум | 480 | Сухум — Санкт-Петербург |
Церковь Параскевы Пятницы в Мшенцах
Храм стоит в отдалении от села на возвышенности. Он построен в 1864 году из кирпича и тесаного валунного камня. Церковь возведена по проекту архитектора К. Тона в русско-византийском стиле. Она состоит из трех элементов: апсиды, колокольни и трапезной.
Церковь Параскевы Пятницы в Мшенцах
В интерьере церкви сохранились масляные изображения и орнамент, выполненный в русско-византийском стиле. Остался целым и деревянный иконостас.
В 1937 году храм был закрыт, затем он пришел в запустение. Церковь вновь стала принимать прихожан в 1998 году. Роспись храма продолжается до сих пор. За алтарем находятся надгробия меценатов – четы графа Арканова с женой, а также их дети.
Неподалеку от церкви расположены святые источники с деревянной часовней в честь иконы Казанской Божией Матери. В начале XIX века в водоеме была найдена икона Казанской Божией Матери, но поднять ее не представлялось возможным. Только после проведения божественной литургии получилось достать ее и с крестным ходом отнести в храм Параскевы Пятницы. Там она находилась более 100 лет. В 1937 году церковь закрыли, а икона пропала.
Адрес: Бологовский район, пос. Мшенцы.
Примечания
- Железнодорожные станции СССР. Справочник. — М., Транспорт, 1981
- С учëтом разрыва нумерации установленного километража на 206 км магистрали, образованного после перезапуска Веребьинского спрямления 26 октября 2001 года. По официальной нумерации, не перебивавшейся после его повторного открытия, разница расстояний составляет 11,6 км
- Бологое // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Августынюк А. И., Гвоздев М. Первая магистраль. — Ленинград: Лениздат, 1951. — С. 94. — 600 с. — 25 000 экз.
- Наша стрелковая: ветераны 252-й дивизии вспоминают / сост. И. Г. Анисимов, А. К. Годовых, И. Г. Гребцов. — 2-е изд., перераб. и доп.. — Пермь: Пермское книжное издательство, 1987. — С. 4. — 284 с.
- (недоступная ссылка). Октябрьская ЖД. Дата обращения: 31 июля 2018.
Храм царевича Алексия
В 1900 году почетный гражданин села Бологое А. Ф. Гусев пожертвовал монастырю 100 сажен земли для строительства часовни с целью скорейшего рождения наследника российского престола. Цесаревич появился на свет в июле 1904 года. В честь знаменательного события Короцкий монастырь построил кирпичную часовню, которая была освящена в сентябре 1904 года.
В 1909 году Короцкому монастырю был пожалован участок земли рядом с часовней под строительство храма. Процесс начался в 1913 году, однако завершить его не успели. Здание так и осталось недостроенным. После революции церковь стали именовать Веригинской в связи с названием места расположения. Но с 1924 по 1927 годы в храме велись службы, настоятелем был отец А. Заболоцкий. После закрытия церкви приход совершался в часовне до 1932 года.
В здании церкви на данный момент находится спортивно-технический клуб «ДОСААФ-РОСТО». В 2012 году храм был освящен в честь царевича Алексея, а клуб планируют перенести в другое место.
Адрес: ул. Дзержинского, 72.
Храм Троицы Живоначальной
Старейший храм города был построен на месте деревянной церкви Иоанна Предтечи, датируемой 1755 годом. Он возведен на средства капитана И. А. Мельницкого. Здание было завершено в 1802 году, внутреннее оформление продолжалось еще несколько лет. Освятили храм в 1808 году. Он считался кладбищенским до 1930-х годов.
Архитектура церкви выполнена в стиле классицизма. Колокольня квадратной формы имеет небольшие размеры и плотно придвинута к храму.
Храм Троицы Живоначальной
В 1935 году церковь была закрыта, но в 1945 году открылась снова по просьбе верующих. В 1941 году, когда хорошо вооруженные немецкие части подошли к селу Куженкино, прошел крестный ход с Казанской иконой Божьей Матери. После этого враг отступил.
На заметку! Храм украшает интересный иконостас – он представляет собой несколько классических икон, собранных из разных церквей.
Рядом с храмом имеется могила известного городского деятеля – князя П. А. Путятина.
Адрес: ул. Кирова, 52.
Бологовский краеведческий музей имени Н. И. Дубравицкого
Музей открылся в 1970 году на основе выставки школы № 12, организованной учителем Николаем Ивановичем Дубравицким. Имя своего основателя учреждение носит с 1997 года. Музей располагается в историческом особняке купцов Коловских.
В экспозиции представлены предметы, которые представляют историю Бологовского края. Здесь показаны: крестьянский быт, значение железной дороги, культура города XIX-XX веков. Посетители увидят также экспонаты, рассказывающие о связи с краем художника Николая Рериха и археолога князя П. Путятина. Одна из экспозиций освещает историю города в XX веке, а также события Отечественной войны и репрессии 1930-х годов.
В музее работает и выставочный зал, куда часто приезжают временные экспозиции. Здесь можно увидеть работы художников и народных мастеров, приобрести буклеты, сувениры, украшения.
Бологовский краеведческий музей
Адрес: ул. Кирова, 4.
Режим работы: Пн-Пт – 09:00-17:00, Сб – 10:00-14:00.
Озеро Бологое
Городское озеро Бологое имеет площадь 7,87 км², глубина его составляет около 3,5 м. В водоем впадают несколько небольших речек, а вытекает река Нефтянка.
Озеро Бологое
С южной стороны озеро образует залив, берега которого сильно заболочены. На севере побережье более сухое. В городской черте озеро сильно загрязняют городские отходы. Возле чистой части водоема находятся две туристические базы. На берегу также есть лесная зона, где можно собирать грибы или ягоды. В озере водятся окунь, лещ, плотва, судак, щука и угорь.
В 1879 году на побережье археолог П. А. Путятин вместе с Н. Рерихом нашли стоянку первого человека времен неолита. Настоящей ценностью был череп собаки возрастом 6-10 тыс. лет. Находка получила название «собака Путятина».