Северные крепости i. по псковской земле. (часть 3

Архимандрит Алипий: солдат Великой Отечественной, воин Христов

Когда в монастырь приехал уполномоченный по делам религии с приказом о закрытии, наместник монастыря, участник Великой Отечественной войны архимандрит Алипий (Воронов) (1914-1975), открыто отказался подчиниться безбожной власти. Иеродиакон Прохор (Андрейчук) пересказал мне эту историю со слов архимандрита Нафанаила (Поспелова) (1920-2002), бывшего в 1960-х годах казначеем. Уполномоченный вручил наместнику указ о закрытии, арх. Алипий стал читать его по слогам, дожидаясь, пока нагреется электрокамин (камин о. Нафанаил купил по просьбе наместника несколькими днями раньше, когда о. Алипий узнал о цели предстоящего визита). Как только камин разогрелся, он бросил в него указ и сказал: «Я лучше приму мученическую смерть, но монастырь не закрою. Если захотите силой, знайте, что у меня шестьдесят монахов, из них две трети – участники войны. Они будут сражаться до последнего человека. А я откопаю петровские пушки, и мы устроим вторую оборону Сталинграда. Вам останется только бомбить нас с самолета, но вы этого не сделаете, потому что рядом Европа – узнает мировая общественность».

Неизвестно, отступило бы партийное начальство окончательно, но в это время монастырь посетила премьер-министр Индии Индира Ганди. Она была потрясена тем, что увидела (по воспоминаниям о. Нафанаила, в пещерах монастыря она плакала), и, очевидно, сделала неплохую рекламу – сюда одна за другой стали приезжать иностранные делегации, и вопрос о закрытии отпал.

Спускаемся ниже

Монастырь в Печорах стоит на небольших холмах, на которые нужно взбираться, а потом спускаться. И наоборот.

Затем я нырнула вот сюда. Внутри там продают свечи, иконы, тару для святой воды и прочее.

Меня ожидал крутой спуск вниз! Это кровавая дорога. Есть даже легенда монастыря, почему она так называется.

Легенда

На подлинность не претендую. Взяла с просторов интернета.

Если коротко:

  • Отважный настоятель монастыря монах Корнилий решился попросить у Ивана Грозного разрешение на постройку стен вокруг монастыря.
  • Грозный согласился, но сказал, чтобы стены были “не больше шкуры быка”.
  • Сообразительный монах порезал бычью шкуру на тоненькие полосы и выложил ими огромную территорию.
  • Когда через несколько лет Грозный приехал в монастырь и увидел возведенные стены, а потом Корнилия, то очень разозлился. Не выслушав монаха, Иван Грозный тут же отрубил ему голову.
  • И покатились голова по дорожке… Через несколько секунд Грозный осознал, что наделал, и нёс тело монаха по дороге вплоть до Успенского собора. А вся дорога была в крови.

Исторические заметки

Основанием города Печоры считают 1472 год, когда преподобный Иоанн начал строительство первой пещерной церкви. Освятили ее в 1473 году.

На протяжении XVI-XVIII веков город был стратегически важным пунктом, который защищал западные рубежи русских земель. В начале XVI века обитель была разрушена ливонскими католиками, но вскоре ее построили заново и обнесли защитными сооружениями – 9-ю сторожевыми башнями и тремя воротами. Новое сооружение получило название Печорская крепость. В это же время были построены надвратная Никольская церковь и каменный Благовещенский храм.

В XVI-XVIII века Печорская крепость выдержала не одну осаду поляков и шведов. В 1721 году по условиям Ништадского мира граница Руси была отодвинута дальше на запад, после чего крепость потеряла свое оборонное значение.

В 1782 г указом Екатерины II Печоры получили статус города и свой герб.

В 1889 году через Печоры стало проходить Псково-Рижская линия железной дороги. Станцию открыли в 1899 году.

К началу XX века город состоял в основном из деревянных зданий, каменных и полукаменных насчитывалось лишь 13. В то время промышленное предприятие в Печорах работало только одно – кожевенный завод. В городе работает земская больница. В 1914 году работали два училища, земская и церковно-приходская школа.

В годы Первой мировой войны в конце февраля 1918 года Печоры были оккупированы немецкими, а затем эстонскими войсками. По итогам войны город вошел в состав Эстонии. В 1940 году Эстонская ССР присоединилась к СССР.

Довоенные Печоры

В июле 1941 года Печоры оккупировали войска фашистской Германии. А в 1944 году город освободила стрелковая дивизия 3-го Прибалтийского фронта при Тартуской операции.

23 августа 1944 года Печоры были переданы из Эстонской ССР в состав Псковской области РСФСР.

Великие святые Псково-Печерской обители

Монастырь подарил миру череду святых отцов, чья жизнь и подвиги протекали в разные годы существования монастыря. В череду прославленных церковью Псково-Печерских подвижников входят девять имен:

  • Симеон (Желнин), иеросхимонах, преподобный, представился 1960 году;
  • Александр (Петровский), архиепископ Харьковский, священномученик. Был игуменом монастыря в 1917-19 гг., умер в тюремной больнице в 1940 году;
  • Лазарь Прозорливый, иеросхимонах, преподобный. Усердно молился о спасении России во время нашествия Наполеона. Дважды принимал в своей скромной келии государя Александра Первого. Умер 1824 году;
  • Дорофей Югский, схимник, преподобный. Основатель Югской обители в Ярославской епархии. Представился в 1622 году, день памяти — собор Ростово-Ярославских святых (5.06);
  • преподобномученик Корнилий, игумен, созидатель обители, храмов, по преданию, погиб от руки Иоанна Грозного вместе со своим учеником Вассианом в 1570 году;
  • Вассиан (Муромцев), преподобномученик, ученик прмч. Корнилия. Ученый-монах, собиратель рукописной и печатной свято отеческой библиотеки. Погиб мученической смертью одновременно со своим наставником;
  • Васса, преподобная, в миру — супруга преп. Ионы, одного из основателей Псково-Печерской обители. Оба были строителями Успенского собора. Умерла 1473 г.;
  • Иона, иеромонах, преподобный, монашество принял после смерти своей супруги преп. Вассы. Был первым строителем обители, в которой подвизался до самой смерти (1480 г.);
  • Марк, преподобный, почитается как первый инок обители. Подвизался на этом месте задолго до появления монастыря. Жил и умер в 15 веке.

Важно! Патриархом Пименом, незадолго до его кончины, установлен единый день почитания всех Псково-Печерских святых. Праздник сей проходит в церкви в 4-ую неделю по Пятидесятнице

Преподобные Псково-Печерские и их сподвижники открывали волю Божью приходящим людям всех сословий России. Учили жить по совету старцев.

Монастырь, который никогда не закрывался

А это уже никакая не легенда, а факт. За 550 лет истории монастырь разоряли не единожды, но не смогли закрыть ни войны, ни отчуждение земель в пользу разных государств, ни правители.

После разрушений обитель всегда восстанавливалась и получала очередной ратный подвиг к истории. А братия не только участвовала в защите и восстановлении, но всегда помогала прихожанам, попавшим в беду.

Во время Ливонской войны они вели миссионерскую деятельность. Основывали храмы в отвоеванных местностях, оказывали помощь пострадавшим, а имена погибших в войне заносили в монастырский синодик для поминовения. Во время немецкой оккупации братия монастыря участвовали в Псковской православной миссии, возрождавшей духовную жизнь на оккупированных территориях.

Государственные границы передвигались, но не нарушали монастырский покой. А вот советское правительство решило всерьез заняться вопросом неугасаемой веры в Псковской области.

Неоднократно в монастырь наведывались различные комиссии, с единственной целью – закрыть обитель. В очередной раз приехала комиссия, уже с постановлением о закрытии. Но его настоятель Алипий лишь взглянул на бумаги и тут же швырнул их в горящий камин. Нет бумаг – нет основания для закрытия.

Перед следующей комиссией монастырские ворота просто закрыли. А Алипий заявил, что в монастыре сохранилось много оружия со времен войны и многие из братии — фронтовики, которые будут сражаться до последнего. Далее Алипий сказал, что взять монастырь можно будет только с помощью авиации, о чем непременно будет рассказано по «Голосу Америки».

Говорят, что после этого, даже советская власть оставила все попытки закрыть Печерский монастырь.

Богом зданныя пещеры

История Псково-Печерского монастыря берет начало со своих знаменитых пещер, которые были открыты за 80 лет до основания монастыря, в 1392 году. В XIV веке на склоне нынешней Святой горы монастыря рос густой лес (сейчас здесь насаженный монахами сад и храм Преподобных Псково-Печерских отцов). Как рассказывает летопись, местный крестьянин Иван Дементьев рубил там деревья, одно из них повалилось под гору, и под его корнями открылось устье пещеры. Над нею была начертана надпись: «Богом зданныя пещеры Кем и когда сделана эта надпись, неизвестно. По местному преданию, здесь жили иноки, бежавшие из Киево-Печерской лавры от набегов крымских татар. Основателем же монастыря был даже и не монах, а супружеская пара: священник Иоанн Шестник и его матушка Мария. Они поселились в этих местах в поисках пустынной жизни и покаяния. От суровой работы матушка заболела и перед кончиной приняла постриг с именем Васса. Когда она скончалась, отец Иоанн, совершив чин отпевания, закопал гроб с телом при входе в пещеры. На следующий день он обнаружил гроб на поверхности. Решив, что пропустил какое-то место в чине отпевания, о. Иоанн совершил чин вновь и опять закопал гроб. Но когда чудо повторилось, он увидел в нем Божию волю, сделал в стене нишу и поставил туда гроб. После этого гроб никуда не исчезал, причем от него не исходило никакого дурного запаха. С тех пор всех насельников монастыря хоронят в Богом зданных пещерах, не засыпая землей. А чудеса у гроба инокини Вассы продолжаются и сегодня. Как рассказывают монахи, в начале XX века какие-то вандалы пытались вскрыть ее гроб. Неизвестно, искали они драгоценности или хотели надругаться над святыми мощами, но из гроба вышел огонь и попалил их. Следы этого чудесного огня хорошо видны на гробе.

После смерти жены отец Иоанн также принял монашеский постриг с именем Иона. В 1473 году им была достроена первая монастырская церковь – сейчас главный собор монастыря во имя Успения Божией Матери. День освящения храма – 15 августа 1473 года – считается датой основания Псково-Печерского монастыря.

Сегодня мощи основателей монастыря – прп. Вассы и прп. Ионы покоятся у самого входа в монастырские пещеры. Приложиться к ним можно ежедневно с 10 до 18 часов. Дальше пещеры разветвляются на семь подземных галерей (улиц), которые в разное время удлинялись и расширялись. Пятая и шестая улицы называются братскими, так как в их стенах погребают только насельников монастыря. В других галереях захоронены благочестивые паломники и защитники обители. В стенах установлены плиты с именами усопших. Предположительно в пещерах захоронено около 10 тысяч человек.

В пещерах очень темно и довольно холодно. Идти по ним без сопровождения нельзя.

Рядом с входом в пещеры устроен ход на Святую гору. На горе находится храм Псково-Печерских преподобных, освященный в 1995 году. Это довольно необычный – клетский храм, какие строили на Севере при основании новых монастырей. Основную часть храма составляет клеть – простой сруб небольших размеров, характерный для русской избы. Как и в пещеры, на Святую гору можно пройти только в сопровождении кого-либо из насельников обители. Не пускают паломников на Святую гору только в гололед или ранней весной, когда все тает. С горы открывается дивный по красоте вид на монастырь и его окрестности.

Старчество

Монастырь привлекал паломников во все времена. Кто-то ехал к святыням, кто-то – за советом старца. В 1822 году в Печеры приехал император Александр I . Услышав о подвижнической жизни одного из насельников, старца Лазаря Прозорливого, который на третий день после смерти, подобно Лазарю Четверодневному, восстал из гроба и прожил еще 16 лет, повторяя: «Смерть грешников люта», император просил о встрече с ним. В беседе старец сказал государю: «Признаю делание правды светилом для Царя пред Отцом Небесным. Жизнь царя должна служить примером для подданных. Помни, государь, что нам остается недолго жить на земле…»

Среди особо почитаемых старцев обители – недавно канонизированный прп. Симеон (1869-1960), подвизавшийся в обители 67 лет, из них 33 – в схиме. Старец был известен даром прозорливости и исцелений. Сохранилось много письменных свидетельств людей, получивших исцеление по его молитвам. Последний урок смирения явил старец даже в своей кончине. По откровению от Господа он ждал ее 15 января 1960 года, в день памяти преподобного Серафима. Но наместник монастыря архиепископ Алипий забеспокоился, что смерть старца, подготовка к похоронам и сами похороны совпадут с подготовкой к празднику. Поэтому он просил старца помолиться об отсрочке кончины. «Ты наместник, я послушник, будь по-твоему», – ответил о. Симеон. Почил старец в крещенский сочельник, а хоронили его уже после Крещения. Причисление иеросхимонаха Симеона к лику святых Псково-Печерских состоялось 1 апреля 2003 году, и нетленные мощи старца были перенесены из пещер в Сретенский храм. Попасть в келью прп. Симеона можно ежедневно после 14 часов, взяв благословение благочинного. В среду в Сретенском храме в 6 утра служится братский молебен у мощей преподобного Симеона.

В 1967 году насельником монастыря стал один из самых почитаемых православными людьми старцев – исповедник архимандрит (тогда иеромонах) Иоанн (Крестьянкин) (1910-2006). Последние годы жизни он тяжело болел и мало кого принимал, но в 1970-1990-х годах люди со всей страны (а иногда и из заграницы) приезжали к нему за советом и утешением. Сегодня келья отца Иоанна открыта для паломников по субботам и воскресеньям с 10 до 13 часов. Все здесь сохранилось как при жизни батюшки. Стены завешаны иконами, портретами, фотографиями. Келья совсем не «аскетическая», очень уютная, с многочисленными подарками от чад: например, ночником в виде часовни, рядом с ним – желтый цыпленок-сувенир, который дарят на Пасху. На столике у окна – вазы с цветами. Дежурный священник мажет вас маслицем.

Пещеры Печерской лавры

Печерской лаврыпамятник основателям Киева

Ближнепечерская улица

Шлагбаум перед воротами Печерской лавры со стороны ул.Лаврской
Правила поведения в Печерской лавре
Церковная лавка перед въездом в Печерскую лавру
Ворота на Ближнепечерскую улицу
Ближнепечерская улица
Проезжая часть Ближнепечерской улицы
Башня на Ближнепечерской улице
Строения Печерской лавры
Ход, ведущий на вал Ближнепечерской улицы
Вид на Ближнепечерскую улицу с вала
Церковная лавка на Ближнепечерской улице
Фонарь на Ближнепечерской улице
Галерея вдоль вала Ближнепечерской улицы
Галерея вдоль вала
Дверь в крепостной стене Печерской лавры
Развалины за крепостной стеной
Нижние ворота Ближнепечерской улицы
Окно в нижних воротах Ближнепечерской улицы
Зеркало заднего обзора
Крест в память о 2000-летии Рождества Христова на Ближнепечерской улице
Забор вдоль нижнего участка Ближнепечерской улицы
План-схема Печерской лавры 
Перекресток на Ближнепечерской улице
Нижний участок Ближнепечерской улицы
Крепостная стена Печерской лавры

Колокольня ближних пещер
Указатель к ближним пещерам и источникам

Склад-магазин Печерской лавры
Дорожка нижней территории Печерской лавры
Нижняя территория Печерской лавры
Запрет на кормление птиц

Ближние пещеры

Вход в ближние пещеры Печерской лавры
Корпус 97
Колокольня ближних пещер
Вход в храм всех преподобных Печерских
Корпус 46
Вход в крытую галерею к дальним пещерам
На территории ближних пещер Печерской лавры
Служебный вход в храм всех преподобных Печерских
Сфера возрождения – яйцо из писанок
Вид с территории ближних пещер на Днепр
Розарий и источник Феодосия
Территория ближних пещер Печерской лавры
Ограда ближних пещер Печерской лавры
Храм всех преподобных Печерских
Доска объявлений ближних пещер

Галерея от ближних пещер к дальним

Вход в галерею от ближних пещер до дальних
Галерея от ближних пещер к дальним
Дорожка вдоль галереи от ближних пещер к дальним
Участок галереи
Галерея к дальним пещерам
Супени галереи к дальним пещерам
Ровный участок галереи
По склонам не ходить
Территория дальних пещер
Выход из галереи к дальним пещерам

Дальние пещеры

Колокольня дальних пещер
На территории дальних пещер
Беседка на территории дальних пещер Печерской лавры
Памятник Кириллу и Мефодию
Церковь Рождества Богородицы

Дальние пещеры – вид сверху
Вид от церкви Рождества Богородицы на территорию дальних пещер
Вид от дальних пещер на верхнюю территорию Печерской лавры
Большая колокольня и Трапезный храм – вид от дальних пещер

Кладбище Печерской лавры

Кладбище Печерской лавры
Кладбище у дальних пещер
Часовня церковного кладбища
Бойница крепостной стены
Спуск от церковного кладбища Печерской лавры
Памятный знак в честь 1000-летия крещения Руси с изображением Антония и Феодосия

Розарий и источники Антония и Феодосия

Спуск в розарий от ближних пещер
Аллея вдоль розария
Вход на дорожку к дальним пещерам
Лестница от ближних пещер к розарию
Лестница от храма всех преподобных Печерских 
Аллея розария
Розарий Печерской лавры
Розарий Печерской лавры
Дорожка в нижним воротам Печерской лавры
Нижняя территория Печерской лавры
Дорожка к источнику Антония
Источник Феодосия
Мобильный киоск на нижней территории Печерской лавры
Часовня над источником Антония
Храм иконы Божьей Матери “Животворящий источник”
Весенние первоцветы в Печерской лавре
Укрепление ближних пещер
Часовня над источником Феодосия
Укрепление склона нижней территории Печерской лавры
Нижние ворота Печерской лавры
Крепостная стена нижней территории Печерской лавры
Вход в храм иконы Божьей Матери “Животворящий источник”
Иконная лавка перед нижними воротами Печерской лавры

Источник и часовня под стенами Печерской лавры

Дорога к нижним воротам Печерской лавры
Ступени на тропинке к источнику и  часовне
Тропа по краю обрыва
Часовня на склоне Печерского холма
Ступени к источнику
Источник на склоне Печерского холма
Источник и часовня на склоне
Ступени к источнику от Набережного шоссе

История Псково-Печерского монастыря

Псково-Печерский монастырь находится вблизи города Пскова. Отсюда, с северо-запада Руси, продвигалось на остальные русские земли православие, начало которому положила княгиня Ольга, родившаяся недалеко от Пскова и даже основавшая тут первый монастырь, не сохранившийся до наших дней. Сегодня каждая четвёртая обитель, расположенная в Псковской области, входит в число объектов Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

История Псково-Печерского монастыря, одного из крупнейших в России, насчитывает более пяти веков. Согласно летописям, ранее на месте монастыря был лес. Однажды, охотясь, двое людей услышали доносившиеся из него ангельские голоса и почувствовали благовония. Через некоторое время, рубя в этом лесу деревья, один крестьянин обнаружил под его корнями пещеру с надписью, свидетельствующей о ее божественном происхождении.

Освящение церкви в 1473 году в честь Успения Богородицы считается годом основания Псково Печерского монастыря. Первой в монахини новообразованной обители постриглась Мария, супруга Иоанна, сильно заболевшая и получившая перед смертью имя Вассы. После кончины жены Иоанн также стал иноком — Ионой. Почтенная чета стала в числе первых причисленных к лику преподобных Псково-Печерского монастыря.

После погребения Ионы его миссию принял на себя иеромонах Мисаил, построивший на горе, именуемой сегодня Святой, другие кельи и храм. Пещеры же стали служить в качестве мест захоронений для монахов. Однако в скором времени богохульники из Лифляндской губернии напали на обитель, разграбив храм и предав огню сооружения из дерева. Дойдя до Успенского храма, святотатцы были изгнаны из него огнём, охватившим постройку.

В основе названия монастыря лежит упоминание о пещерах, из-за которых была возведена обитель. По подобию Киево-Печерской лавры игуменом Герасимом здесь был введен монастырский устав — правила дисциплины для монахов, проживающих в общежительных монастырях. События, относящиеся к появлению и первым годам существования обители, отражены в монастырской летописи, а более поздние зафиксированы и в Псково-Печерском патерике.

Крепостные стены защищали Псковско-Печерский монастырь от нападений со стороны поляков и шведов полтора века, пока в 1721 году не был заключён Ништадтский мирный договор между Российским царством и Шведским королевством. А в XVIII—XIX веках насельцами были возведены ещё Покровская, Лазаревская и Сретенская церкви, а также Михайловский собор в честь отступления армии Наполеона.

В результате того что в 1920 году Печоры перешли к Эстонии (в составе которой были до 1940 года), Псково-Печерский монастырь, в отличие от оставшихся в России обителей, не закрылся после прихода советской власти. Однако Вторая мировая война не могла его не коснуться: некоторые корпусы пострадали во время взрывов, а сами насельники распространяли религию среди населения на оккупированных землях.

Пока шла война, представители высшего духовенства региона съезжались в Псково-Печерский монастырь на совещания, поддерживали Андрея Андреевича Власова и разделяли взгляды Русской освободительной армии. Вывоз за границу ризницы был осуществлён, по версии монахов, для обеспечения сохранности ценных предметов. А сразу после окончания войны начались восстановительные работы, продолжавшиеся вплоть до 1975 года.

На сегодняшний день Псковско-Печерский монастырь активно занимается издательской и просветительской деятельностью: на его территории функционирует филиал Сретенской духовной академии, а также Псково-Печерская духовная семинария с митрополитом Тихоном во главе. Кроме того, здесь открыт Паломнический центр, а познакомит посетителей с историей и архитектурой обители организованная ею Экскурсионная служба.

Чудотворные иконы

Открытая крепость

Главные святыни монастыря – икона Успения Божией Матери и образ «Умиление». Обе иконы находятся в Успенском храме. С иконой Успения, перед которой горит неугасимая лампада, связана не менее героическая история, чем «оборона» монастыря в хрущевские времена. Летом 1581 года стотысячная польско-литовская армия двинулась на Псков. Войско польского короля Стефана Батория подошло к стенам монастыря. Защищали обитель всего три сотни стрельцов. Вражеские войска обстреляли монастырь из пушек, разбили стену. Тогда монахи принесли к пролому главную монастырскую святыню – икону Успения Пресвятой Богородицы. Осажденные молились, и Матерь Божия услышала их молитвы – стрельцам удалось отразить все приступы. Иконы «Успение» и «Умиление» были посланы и защитникам Пскова. За пять месяцев враг более 30 раз штурмовал Псковский кремль, но города не взял. В память этого чудесного избавления печеряне каждый год в седьмую неделю по Пасхе ходили крестным ходом с иконой «Умиление» в Псков. С 1997 года традиция крестного хода возобновлена, только теперь он проходит внутри обители – икону переносят из Успенского храма в Михайловский и обратно. Такой же крестный ход совершается 20 октября – в праздник Псково-Печерской иконы «Умиление».

«Умилением» назвали икону местные жители. Это не та икона «Умиление», перед которой молился преподобный Серафим Саровский. Написана она в XVI веке с Владимирского образа, а в обитель принесена во время игуменства преподобномученика Корнилия. Икона Успения с самого появления в монастыре известна своими чудесами, которые происходят и сегодня. Недавно исцелился от глазной болезни один высокопоставленный чиновник.

Туристический монастырь

Сегодня Псково-Печерский монастырь является местом массового паломничества верующих и туристов и культурной ценностью. Самыми интересными местами для посещения являются:

1. Ансамбль Свято-Успенского монастыря, у которого из стен есть только фасад. Все остальные помещения расположены, а точнее вырыты, глубоко в песчаном холме. Здесь же расположены ближние пещеры. Они имеют протяженность около 15 метров. В них находятся гробницы с мощами преподобных Марка, Ионы, Лазаря с веригами и преподобной Вассы.

2. Два Святых источника, где можно попить Святой воды. Над Живоносным источником в 1910-1911 годах была построена надкладезная красная шестигранная часовня. Над Корнилиевским источником, который снабжал водой защитников крепости в разные годы, находится деревянный павильон с зеленой крышей.

3. Храм Михаила Архангела или Михайловский собор, что был построен в честь победы над Наполеоном под Полоцком. Собор является крупнейшим зданием монастырского комплекса и выполнен в классическом стиле, поэтому очень отличается от прочих строений. Здесь хранится великая святыня – десница, то есть правая рука, святой мученицы Татианы.

4. Дальние пещеры. Одно из самых таинственных и самых сложных для посещения объектов монастыря. Вход в пещеры расположен на Святой горе, но попасть сюда простому туристу возможно только в рамках специальной экскурсии, благословление которой дает сам настоятель. Это семь галерей-улиц, общая длина которых около 200 метров. Экскурсия проходит в темноте, освещаясь только бликами свечей. А на стенах находятся керамические керамиды, своеобразные надгробные памятники.

5. Прогулка вокруг крепостных стен – самый простой и интересный способ познакомиться с древним монастырем. Здесь есть видовые площадки для красивых фотографий, заросли шиповника, крепостные башни, верстовой столб, а также небольшая тренировка для ног, ведь подниматься и спускаться придется ни один раз.

И, пожалуйста, обратите внимание, что в монастыре есть зоны, полностью закрытые для туристов

Кровавый монастырь

Неизгладимый след в истории Печерского монастыря оставил приезд царя Ивана Грозного. Устных описаний того события существует сразу несколько. Причины страшной трагедии описывают по-разному, но в финале история всегда одинаково заканчивается.

Как-то во время Ливонской войны приехал Иван Грозный в знаменитый монастырь помолиться, а настоятелем монастыря в ту пору был игумен Корнилий…

… а вот дальше история расходится.

По первой версии, встретил Корнилий царя по всем правилам «хлебом-солью» и испросил разрешение построить вокруг монастыря крепостную стену для защиты. Грозный царь разрешение дал, а вот с финансированием видимо не спешил. Дозволенные стены должны были быть маленькими насколько, чтобы при проектировании уместились на шкуру быка.

Долго ли, коротко ли воевал русский царь в литовских землях, но по возвращению проезжал мимо монастыря и увидел высоченные стены. Оказывается, что Корнилий умудрился порезать шкуру насколько тонкими полосками, что их хватило на весь монастырский периметр. Усмотрел Иван Грозный в том неповиновение своему решению. А игумен, как и в прошлый раз, встречал царя «хлебом-солью» да головой поплатился.

Есть версия, что во время торжественной встречи, колокола монастырские зазвучали неожиданно и настолько громко, что лошадь царя испугалась и понесла. Царь настолько прогневался, что голова настоятеля полетела с плеч.

По другой версии, оговорили игумена в глазах царских. Нашептал Грозному кто-то из подданных, что Корнилий «затеял перевет», то есть государственную измену или переворот в пользу опального князя Курбского. Потому царь голову ему и отрубил.

В самом простом варианте, легенда гласит, что не «хлебом-солью» встречал Корнилий Ивана Грозного, а очень гордо поднятой головой. Сам царь увидел в этом недобрый знак и в гневе лишил игумена той головы.

Затем, повествование продолжается одинаково. Голова игумена покатилась с высокого холма вниз, к Успенской церкви. А Иван Грозный в секунду раскаялся в содеянном, подхватил падающее тело и лично нес его вслед за головой за самой церкви, оставляя за собой кровавые следы. А затем объявил наместника Святым. Мощи Святого Корнилия навсегда остались в пещерах Успенской церкви.

На месте трагедии, на Святой горе над пещерами, была возведена Надвратная церковь Николы Ратного. А спуск на монастырский двор с тех пор так и называют «Кровавый путь».

Особенности архитектуры и интерьера Псково-Печерского монастыря

Крепостные стены более 700 метров в длину, идущие по склону оврага, возвышаются над протекающим под монастырём ручьём Каменец. Высота башни, построенной на самом дне оврага, достигает 25 метров. За каменными стенами, на территории Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, находятся одиннадцать церквей, включая пещерные, а также Михайловский собор, звонница, жилые помещения для настоятеля и братии, святые источники, ризница и пещеры.

Свод церкви облицован кирпичом и опирается на 13 массивных столбов. Внутри есть главный придел, где возносил свои молитвы правитель. Здесь установлен резной позолоченный иконостас. Также есть придел преподобных Антония и Феодосия Печерских. За ним сохранились старинные фрески, на которых изображены святые отцы. А в самой глубине собора находится рака с мощами особенно почитаемого обителью преподобного Корнилия.

Общий фасад объединяет Успенский собор с Покровским храмом, войти в который можно из дальних пещер. А вот общая кровля — у Никольской башни и надвратной церкви Николы Ратного, построенной в 60-ые годы XVI века из известняка и служившей ранее, вероятнее всего, основным входом в обитель. Положение церкви над воротами было необычным для Пскова, так как храм обычно строили недалеко от них.

К архитектурным особенностям церкви относится наличие крыльца, башни в форме подковы, двухпролётной звонницы с пятью колоколами. Из-за того что храм назван в честь Николы Вратаря, или Ратного, внутри неё размещено рельефное изображение святителя Николая Чудотворца, держащего меч. Интересен и иконостас, датируемый концом XVI века. Над ним работали три талантливых живописца.

Восточнее Успенской церкви находится Большая звонница — каменное сооружение из нескольких столпов, заменившее в первой четверти XVI века прежнюю постройку из дерева. Эта звонница является одной из самых больших на северо-западе России: первый ярус образуют шесть главных пролётов, а второй — достроенный позже седьмой пролёт. Здесь свыше трёх десятков колоколов, самый тяжёлый среди которых — Праздничный.

В отличие от Праздничного и Полиелейного, Вседневный колокол характеризуется маленькими размерами. В него звонили ежечасно, чтобы оповестить о начале богослужения или о том, который сейчас час. Этот колокол также декорирован объёмными изображениями — молитвой, которая читается в праздник Успения Богоматери. Над этими колоколами размещён набор маленьких, выполнявших исключительно декоративную функцию.

Михайловский собор, крупнейшая постройка на территории Псково-Печерского монастыря, появился только в начале XIX века в честь освобождения Пскова от наполеоновских войск. Швейцарский зодчий Луиджи Руска выполнил его в классическом стиле. Внутри собора установлены доски из металла с позолотой, на которых значится количество воинов отдельного корпуса под командованием Петра Витгенштейна.

Сретенская церковь появилась в 1870 году в результате перестройки трапезной, возведённой тремя веками ранее и прилегавшей западной стороной к Благовещенской. Сретенская церковь сохранила стены бывшей трапезной. В её подклети изначально находились служебные помещения: для просеивания муки и выпечки хлеба, склад и казна. На сегодняшний день на их месте находятся читальный зал и погреб для овощей.

В XVII веке монастырская казна перекочевала из подклети трапезной в отдельно построенное трёхэтажное здание, примыкающее к Сретенской церкви. В кирпичной ризнице напротив главной колокольни хранится утварь для богослужений, а также ценные предметы, которые жертвовали обители члены царской семьи и богатые прихожане. Здание ризницы со складом и библиотекой внутри увенчано синим куполом, расписанным жёлтыми звёздами.

Богослужения

Сегодня в обители шесть храмов, не считая пещерного Воскресенского, где служба совершается только для братии: Успенский, Сретенский, во имя архистратига Михаила, во имя прпмч. Корнилия, Никольский и Покровский. Первая служба в монастыре начинается в Успенском храме: в 6 часов у мощей прпмч. Корнилия служится братский молебен, затем полунощница. Преподобный Корнилий был здесь игуменом при царе Иване Грозном. В древней рукописи написано: в один из приездов царя игумен Корнилий вышел за монастырские ворота навстречу государю с крестом. Царь, заранее разгневанный на него, своей рукой отсек ему голову, но тут же раскаялся и, подняв тело, на своих руках понес в монастырь. Дорожка, по которой царь нес тело к церкви Успения, названа «Кровавым путем».

В единственном экземпляре

На пути в Псково-Печерский монастырь расположен один из старейших русских городов – Псков. В одном из его монастырей – Спасо-Мирожском, в Спасо-Преображенском соборе сохранились уникальные фрески XII века. Правда, чтобы их увидеть, вам должно повезти: храм открыт только в хорошую погоду, когда нет дождя, тумана, снега и влажность не превышает определенный процент, что в Пскове – большая редкость. Но если вдруг все эти условия совпадут и вам повезет, как и мне, вы увидите единственные сохранившиеся на севере Руси домонгольские фрески!

  • Иные люди
  • Брак или монастырь – только два пути для христианина?
Псково-Печерская обитель (Тихон Шевкунов), 2007.Псково-Печерская обитель (Тихон Шевкунов), 2007.

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

ПОМОЧЬ

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации