Лучшее время для посещения
Чем выше вы к небу над Эльбрусом, тем сильнее умеренно континентальный климат сменяется на полярный. Погодные условия на вершине и у подножия порой разительно отличаются. Пока на склоне горы метель, в поселках внизу запросто может не быть даже и отголоска каких-то ветров, а птицы будут беззаботно петь свои песни. При этом летом наблюдаются разительные перепады ночных и дневных температур. На высоте 2500 м над уровнем моря на склонах Эльбруса средняя месячная температура в июле +10, в январе -12. Чем выше, тем холоднее. На пике горы Эльбрус круглогодично сохраняется отрицательная температура.
Лучшее время для посещения Эльбруса зависит от ваших целей.
Горнолыжный сезон здесь длится с октября по май.
Комплекс “Эльбрус-Азау” подходит для любого уровня подготовки, от новичков до профи. Из-за специфики горы учиться кататься детям здесь может быть сложно. Но нет задач невыполнимых, трассы прекрасно оборудованы, а опытные инструкторы помогут уверенно встать на доску или лыжи.
Горнолыжный курорт «Чегет» рядом с Эльбрусом расположен на склонах одноименной горы и подходит только для профессионалов. Курорт знаменит своими сложнейшими трассами для фрирайда. Здесь нет ратраков, только вы, горы, тишина и нетронутая целина. В горнолыжном Приэльбрусье каждый найдет для себя трассу под свой уровень.
А вот для восхождений на вершину лучшим сезоном считаются месяцы с мая по сентябрь, при этом самая стабильная и предсказуемая погода устанавливается в июле-августе. Зимой на вершине лютует мороз (порой до -40 градусов), а могучие ветры добавляют сложности восхождению. Это не останавливает профессиональных альпинистов, которые используют Эльбрус для тренировки восхождений на более сложные и холодные пики (например, для подготовки к походам по Непалу), но большинство туристов все же выбирают благополучное время года, ведь подъем на вершину – и без того сложное дело.
Для легких прогулок и отдыха всей семьей подойдут летние месяцы – тогда и водопады полноводней, и цветы уже расцвели, и внезапные капризы погоды случаются реже. А какими красотами вас встретит Чегет и Эльбрус в октябре? Мы предлагаем взглянуть на мир с высоты глазами участницы походного шоу “Мне красиво”, в котором героиня приключения заранее не знает, что ее ждет, но осмеливается на путешествие в неизведанное.
История восхождений
Эльбрус долгое время оставался неприступным, хотя попытки покорить его предпринимались уже со второй половины XVIII столетия. Местные жители, которые знали здесь каждый камень, старались не подниматься выше альпийских лугов в страхе нарушить покой свято почитаемой горы. Экспедицией, первой покорившей Эльбрус, руководил генерал Георгий Эммануэль. В середине лета 1829 года группа участников восхождения отправилась покорять Восточную вершину Эльбруса со стороны северного склона. Несмотря на то, что походом руководил военачальник, задачи у группы были вполне мирные. В состав экспедиции, организованной при поддержке Российской академии наук, входили представители разных национальностей и сфер деятельности. В итоге до пика горы сумел добраться только один человек — кабардинец Хилар Хаширов сумел покорить Восточную вершину, отметив достижение цели тремя ружейными выстрелами. Трое участников экспедиции преодолели рубеж в 5 тысяч метров, остальные остановились ещё ниже.
Восхождение группы стало знаковым событием в истории альпинизма. Генералу Эммануэлю после завершения экспедиции присвоено звание Почётного члена Академии наук. Его имя с тех пор носит поляна, расположенная в урочище реки Кызылкол, на уровне 2450 метров. На просторной площадке размером 1,5*2 километра сегодня находится базовый лагерь, где имеется необходимое альпинистское снаряжение, а также созданы все условия для отдыха.
Спустя 40 лет после восхождения на Эльбрус группы Эммануэля, покорять Восточную вершину с южной стороны отправилась английская экспедиция. Её руководитель Дуглас Фрешфилд, член британского Альпийского клуба, называл Кавказ «великой страстью всей жизни». Именно он вывел европейские горные походы за пределы Альп. В середине июля 1868 года англичане в сопровождении балкарских проводников поднялись с юга на Восточную вершину. К слову, этот маршрут считается более простым, чем восхождение с севера. Воодушевлённые достигнутым, спустя 6 лет англичане совершили новый поход, взойдя на Западный пик Эльбруса. Ну а затем альпинисты уже не просто покоряли вершины, а соревновались в скорости восхождения и других параметрах, отличных от стандартных. Походы стали проводиться не только летом, но и зимой, к мужчинам-альпинистам присоединились и представительницы прекрасного пола. В конце XIX века состоялось первое ускоренное восхождение на Западный пик, когда путь занял всего 8 часов, а позднее был зарегистрирован первый лыжный подъём на вершину величественной горы.
Восхождения на Эльбрус, к сожалению, не обходились без трагедий. В середине 30-х гг. на сходе с горы сорвались в пропасть 8 человек. Спустя полвека при невыясненных обстоятельствах погибли участники группы из столичного клуба туристов в количестве 5 человек, которые отправились покорять Западную вершину. В 1990 году непогода унесла жизни 6 альпинистов, в том числе двух иностранцев, и два года спустя со снежного склона сорвались двое питерских скалолазов. А уж сколько погибло покорителей-одиночек — тут можно реально сбиться со счёта. Тем не менее людей, которые связали свою судьбу с горными восхождениями, такие истории не останавливают.
Рубеж тысячелетий ознаменовал новые достижения в рамках покорения Эльбруса. Инновационная техническая база, современное оснащение и комфортабельная инфраструктура играют в этом не последнюю роль — доступность горы для разных групп людей значительно расширилась. На вершины стали прыгать с парашютами и спускаться на парапланерах. Гору штурмуют инвалиды-колясочники и альпинисты пожилого возраста. С каждым годом интерес к восхождениям на Эльбрус всё выше, а их история пополняется новыми интересными фактами.
Эльбрус горнолыжный
Именно в Приэльбрусье в середине прошлого века стали строить первую в стране канатно-кресельную дорогу, развивая горнолыжный курорт. Первая канатка вела на соседний Чегет. Название горы переводится с балкарского как «находящийся в тени», что подразумевает превосходство Эльбруса над Чегетом. Несмотря на это, Чегет вряд ли уступает Эльбрусу как центр горнолыжного спорта, а в чём-то даже превосходит. Во всяком случае, когда в конце 60-х гг. на Эльбрусе построили первую канатную дорогу Азау — Кругозор, на соседнем Чегете уже действовали две подъёмных трассы, и вводилась в действие третья.
Протяжённость эльбрусской первой линии составила 1,74 км. Вторая очередь появилась спустя 7 лет, протянувшись на 1,8 км до станции Мир. «Вишенкой на торте» стала километровая канатно-кресельная дорога, которая довозила горнолыжников на станцию Гара-Баши, расположенную на отметке 3,8 км. Тремя канатными дорогами Эльбруса спортсмены и любители горных лыж пользовались в течение сорока лет. Уже в начале нынешнего тысячелетия появились две современные трассы гондольных подъёмников, построенные параллельно старым. А в канун 2016 года увидела свет и третья очередь гондольной «канатки», протянувшаяся до станции Гара-Баши, что сделало эльбрусскую дорогу второй по высоте в Европе.
Поляна Азау, расположенная на уровне 2,35 км, — сердце горнолыжного Эльбруса. С неё начиналась история трасс, именно на Азау появились первые базы отдыха, и стал развиваться горнолыжный сервис. Сегодня здесь предлагают полноценный отдых в комфортабельных отелях с треккингом, конными прогулками, катаниями на лыжах и сноуборде, посещением природных достопримечательностей и множеством других услуг и развлечений.
Интересные факты
- Первое определение высоты Эльбруса было проведено в 1813 году российским астрономом и геодезистом академиком В. К. Вишневским. Он получил точную высоту Восточной вершины.
- На высоте 4250 м работает метеостанция. По её данным последний дождь регистрировался 3 года назад, все осадки представлены снегом.
- Лёд очень медленно движется по склонам Эльбруса. Его скорость не более 25 см за сутки. Если проследить за судьбой снежинки с вершины, то окажется, что до подножья горы она доберётся через 100–200 лет.
- В конце 80-х годов ХХ века вблизи города Тырныауз (Кабардино-Балкария) была пробурена научная скважина, достигшая глубины 4 км. В её нижней части температура достигла +223 °С, что более чем на 120 °С выше ожидаемой.
Что мы узнали?
Эльбрус — это часть Кавказских гор, высочайшая вершина России, откуда берут начало многие реки. В докладе на тему «Гора Эльбрус» можно привести краткое описание вершины и особенностей климата, для которого характерна нестабильная погода и обилие снега. Интересные факты послужат дополнительным материалом при подготовке сообщения к уроку по окружающему миру.
-
/5
Вопрос 1 из 5
Что посмотреть в окрестностях
Приэльбрусье
Приэльбрусье — интересный район Кабардино-Балкарии, здесь большое количество уникальных природных объектов. Один из символов региона — комплекс Голубых озер, в который входят пять водоемов. Они образовались на месте карстового провала, отличаются глубиной и ярко выраженным голубым оттенком воды. Летом для туристов здесь открывается школа дайвинга, проводят соревнования по спортивной ловле форели и белого амура.
Санаторий «Долина нарзанов»
Другой интересный объект — «Долина нарзанов». На небольшой поляне бьют порядка 20 ключей, попасть сюда можно бесплатно, строится инфраструктура для отдыха: кафе, беседки, есть удобная и вместительная парковка. Минеральные воды «Долины нарзанов» обладают целебными свойствами, они богаты железом, натрием и кальцием, земля вокруг источников имеет ярко выраженный красно-бурый цвет. Сама поляна окружена хвойным лесом, который создает свой мягкий микроклимат.
Археологический комплекс «Верхняя Балкария»
Рядом с Эльбрусом расположился большой археологический комплекс «Верхняя Балкария», куда с удовольствием едут многочисленные туристы. Кроме прекрасной дикой природы, путешественники могут познакомиться с культурой балкарского народа, узнать больше про историю горцев и попробовать блюда местной кухни. Летом здесь устраивают музыкальные и этнографические фестивали, проводят крупные ярмарки, на которые стекаются тысячи туристов.
Археологический комплекс «Верхняя Балкария»
Водопад Девичьи Косы
Другой известный водопад — Девичьи Косы — расположен в Баксанском ущелье на южном склоне Терскола. Струи воды растекаются по камням и приобретают вид распущенных женских волос. По легенде водопад образовался на месте гибели девушки, которая собиралась сбежать с возлюбленным вопреки воле родителей. Разъяренный отец метнул в девушку кинжал, и она упала замертво, а ее волосы превратились в водопад, сохранив вид девичьей косы.
Музей обороны Приэльбрусья
Стоит посетить и Музей обороны Приэльбрусья — самый высокогорный в мире. Он расположен на высоте 3500 метров над уровнем моря. В экспозиции представлены как редкие документы, так и военное оружие, экипировка советских и немецких солдат. По желанию проводят обзорные экскурсии по местам боевых действий, собраны материалы про воинов-альпинистов. На Эльбрусе погибли 368 советских воинов, их имена высечены на огромной стеле.
Альпинистско-охотничий музей имени Владимира Высоцкого
Еще один интересный пункт для посещения при планировании поездки на Эльбрус — альпинистско-охотничий музей имени Высоцкого
«Песня о друге» из кинофильма «Вертикаль» стала гимном советских альпинистов, в экспозиции особое внимание уделено раритетным фотографиям и документам, собрана большая коллекция пластинок. Само здание музея тоже заслуживает внимания, его стены построены из застывшей вулканической лавы
Кафе «Ай»
Культовым местом всего Приэльбрусья считается кафе «Ай», в свое время самое высокогорное на территории СССР. Здание построено в 1963 году на высоте 2750 метров, в советские годы изображение заведения использовали на туристических открытках, здесь останавливались представители культурной элиты страны, любил работать Визбор. На смотровой площадке открывается шикарный вид на Баксанскую долину, для альпинистов стала ритуалом выпитая здесь чашка кофе перед восхождением.
Чегемские водопады
Еще один природный символ Кабардино-Балкарии — комплекс Чегемских водопадов. Горные потоки ниспадают с высоты в 30—60 метров, выделяют три крупных водопада и несколько десятков тонких водных струй. Среди местных жителей бытует легенда, что эти потоки — слезы местного старейшины. Зимой Чегемские водопады частично замерзают, на льду можно наблюдать яркую игру зимнего солнца, на водопой собираются дикие животные.
Чегемские водопады
Как добраться
Ближайшие аэропорты находятся в Минеральных Водах
(166 км) и Нальчике (113 км). Прямой перелет
из Москвы занимает в среднем 2 ч
15 мин, из Санкт-Петербурга — 3 часа. Удобнее всего,
будет долететь до Минеральных вод — туда гораздо больше
рейсов.
Москва → Минеральные воды
от 3000 руб.
Санкт-Петербург → Минеральные воды
от 5000 руб.
Также до Минеральных вод из многих крупных городов
России можно добраться на автобусе.
Москва → Минеральные
воды от 2800 руб.
Краснодар → Минеральные воды
от 1000 руб.
Ростов-на-Дону →
Минеральные воды от 1500 руб.
Ж/д станции, от которых можно добраться
до Приэльбрусья: Нальчик, Прохладный, Минеральные Воды,
Пятигорск.
Москва → Минеральные
воды от 3200 руб.
Санкт-Петербург →
Минеральные воды от 4000 руб.
От аэропорта или вокзала ходят маршрутные такси или
автобусы в сторону Тырныауза, рядом с которым
располагаются все курортные поселки Приэльбрусья. Время в пути
от Нальчика составит 2-2,5 часа, от Минеральных
Вод — 3,5 часа, от Прохладного
и Пятигорская — 2,5 — 3 часа. Конечная точка
поездки — поляна Азау, где расположена почти вся
инфраструктура курорта.
МАЯТНИКОВАЯ И ГОНДОЛЬНАЯ КАНАТНЫЕ ДОРОГИ
На всех очередях работают два вида канатных дорог: старая маятниковая и новая гондольная. Первая – «Эльбрус» – была построена в 1969 г. и представляет собой фуникулеры, в которых едут стоя и одновременно могут разместиться до 20 человек.
Вторая – «Рома» – начала свою работу в 2006 г. Наверх туристы поднимаются, комфортно сидя в гондолах вместимостью до 8 человек. Современная гондольная канатная дорога на Эльбрус позволяет подняться на высоту людям с ограниченными возможностями благодаря достаточной ширине кабинке.
Два типа канатных дорог идут параллельно друг другу до станции Мир, они практически не отличаются перепадом высот и протяженностью маршрута. Но различаются временем подъема и стоимостью. На старой маятниковой канатной дороге подъем будет на несколько минут дольше, зато и цена на подъемник ниже, чем на новой гондольной дороге.
Происхождение и история горы Эльбрус
Эльбрус имеет культовый статус на Кавказе, с его историей связаны многочисленные легенды, распространенные среди местных жителей. По преданию, живший здесь князь Эльбрус влюбился в невесту своего сына Бештау Машуко. Между отцом и сыном возник конфликт, Эльбрус заточил девушку в крепости, а Бештау отправил на войну, надеясь, что он погибнет. Однако сын вернулся и вызвал Эльбруса на поединок, который продолжался несколько дней.
Оба соперника нанесли друг другу смертельные раны. Бештау разрубил голову отца на две части — так образовались Восточная и Западная вершины. Есть и другая версия образования двойной вершины: якобы об нее ударился ковчег Ноя. Когда это произошло, Ной проклял гору, и теперь на ней никогда не должно было наступить лето. Среди балкарцев распространена легенда о том, что на Эльбрусе живет бог неба Тейри.
Покрытый вечными снегами Эльбрус не мог не привлекать внимание ученых. Вершине придавали божественный статус, и ранее многие восточные полководцы разбивали лагерь у ее подножия
Легенда гласит, что в 1395 году Тамерлан, который к тому времени завоевал большую часть Средней Азии, захотел покорить гору, чтобы воздать молитву в честь Аллаха. Для воителя восхождение имело сакральный смысл, он хотел показать поданным и противникам свою силу и мощь.
Если обратиться к истории современных восхождений, то впервые высочайшая вершина Европы была покорена в 1829 году экспедицией российского генерала Георгия Эммануэля. До самой высокой точки смог добраться только местный проводник Хаширов, он спустил в качестве доказательства кусок базальтовой глыбы. Позднее восхождения стали проводиться на постоянной основе, в них принимали участие не только российские альпинисты, но и английские ученые.
В годы Второй мировой войны Эльбрус приобрел символический статус, Гитлер не скрывал амбициозных планов водрузить на вершину самой высокой горы в Европе немецкое знамя. Легенды твердят о том, что ученые Третьего рейха искали в окрестностях потухшего вулкана вход в таинственную Шамбалу, в августе 1942 года немецкие военные части водрузили на Эльбрус знамя со свастикой. Военные действия продолжались до февраля 1943 года, советские части с трудом выбили захватчиков со склонов горы.
В послевоенные годы восхождения на Эльбрус получили массовый характер, сегодня здесь проводятся ежегодные чемпионаты по скоростному восхождению. Статус самой высокой точки Европы притягивает к горе множество альпинистов со всего мира, в том числе и начинающих. Для того чтобы получить звание «Снежный барс России», необходимо взойти на 10 вершин, Эльбрус входит в их число.
Склоны и станции Эльбруса
Горнолыжный комплекс Эльбрус Азау открылся в середине XX века. С тех пор на курорт непрерывно стекаются туристы из разных стран, чтобы покататься на трассах курорта. Трассы здесь различаются по сложности, каждый найдет трассу по вкусу. На спусках установлено сетчатое ограждение, которое создает определенный уровень безопасности для катающихся.
Склоны Эльбруса. Расположение канатных дорог.
Склоны Эльбруса
Склоны Эльбруса можно поделить на 5 участков. Пойдем вниз с самой высокой точки
-
На высоте 4100 м, расположен «Приют 11» и здесь есть спуск до станции Гара-Баши «Приют Бочка», высота 3780 м. Подняться здесь можно только на ратраках или пешком: канаток здесь нет. Кататься можно круглый год.
-
От станции Гара-Баши (Приют «Бочка») до станции Мир. Здесь высота снижается от 3780 м до 3500 м. Функционирует однокресельная канатная дорога, ещё одна, гондольная, находится на этапе строительства. Сложность трассы помечена синим цветом, она имеет разнообразный рельеф – до приюта она пологая и широкая, а затем – узкая и крутая.
- От станции «Мир» с высоты 3500 метров опускаемся до 3000 метров, где находится станция «Старый Кругозор». На этом участке работают две канатные дороги: маятниковая «Эльбрус-2» и гондольная «Puma-2». Трасса в начале спуска очень крутая и узкая относится к черной категории сложности, а затем переходится в широкую синюю.
- От станции «Старый Кругозор» с высоты 3000 метров спускаемся на поляну Азау на высоту 2350 метров. Здесь также запущено две канатки, тех же типов что и на предыдущем участке: Эльбрус-1 и Puma-1. Склон начинается со сложной узкой и крутой красной трассы и заканчивается синей трассой – пологой и широкой.
- Поляна Азау. Перепад высот здесь составляет 200 (2500-2300) метров, это своего рода это «лягушатник» для новичков горнолыжников. Функционирует здесь бугельный подъемник типа «Швабра».
Канатная дорога на Азау
Хоть склоны условно и поделены на участки в зависимости от уровня подъема и сложности, в реальности – склоны Азау – это одна сплошная трасса, предназначения для катания лыжников и сноубордистов разного уровня подготовки. Любители экстрима могут опробовать нетронутую целину Эльбруса, конечно же в сопровождении опытного инструктора. Добираться до целины придется на вертолете либо на ратраке.
Приюты Эльбруса
Приюты (мини-отели) расположены на высоких точках комплекса Эльбрус-Азау. Предназначены для отдыха туристов перед или после восхождения на Эльбрус. Здесь также могут отдохнуть горнолыжники после продолжительного спуска с вершины.
Старые приюты не отличались высоким уровнем комфорта, но здесь можно было найти самое необходимое: тепло, свет, воду, газ, спальное место. Более современные приюты, например Leap, построенный итальянцами, гораздо более комфортны.
Приют Leap
Цены на подъемники Эльбруса — Азау
Цена однодневного взрослого скипасса для курорта Эльбрус в сезоне 2017/2018 составляет 1550-1900р, в зависимости от высокого или низкого сезона. При покупке скипасса действуют скидки на услуги подъемников. Для детей до 5 лет, инвалидам 1 группы и детям-инвалидам до 18 лет, пенсионерам старше 75 лет – бесплатно. Людям в возрасте 65-75 лет — скидка 10 %.
Тарифы на пользование подъемниками на курорте Азау
Как добраться до Азау
До Азау можно добраться разными способами, поезд, самолет, автобус, трансфер.
- Самолетом до Минеральных Вод или Нальчика, потом на автобусе или такси до поселка Терскол.
- Поездом до Минеральных Вод, Нальчика, Пятигорска, Прохладного, потом на автобусе или такси до поселка Терскол.
- Из Минеральных Вод, Прохладного и Нальчика можно воспользоваться трансфером до Терскола.
Поездка до Терскола трансфером или на такси занимает в среднем 2,5-4 часа. Зависит от удаленности начального пункта отправления.
Маршруты восхождений
Существует 4 основных маршрута, которыми можно добраться до вершин Эльбруса. Среди главных маршрутов есть такие, которыми новичкам ходить не рекомендуется.
Восхождение с юга
Южный подъём — классический маршрут, который наиболее освоен и комфортен. Восхождение с юга станет самым лучшим вариантом для тех, кто впервые пробует свои силы в покорении Эльбруса. Добраться до вершины при средней подготовке можно за 7-8 часов, спуск вниз займёт в два раза меньше времени. На пути находится несколько остановочных баз, дорога идёт через скалы Пастухова. До высоты 4055 метров, где находится известный «Приют 11» тянется канатная дорога, и восхождение можно начинать из разных точек. До 5-тысячной отметки туристов при желании может довезти снеговой тягач-ратрак — это удобно, но спортивная составляющая тогда практически нивелируется, и можно не успеть акклиматизироваться. Чтобы привыкнуть к перепадам давления, новички первые дни живут в посёлке Терскол, откуда несколько раз поднимаются на трёхкилометровую высоту, а затем возвращаются в гостиницы.
Восхождение с севера
Северный путь, так называемая дорога Эммануэля, менее комфортен и технически более сложен, но очень красив. Здесь нет «канатки», и этот маршрут ещё не так давно считался диким и неприспособленным для освоения новичками. Но сегодня до поляны Эммануэля с комфортабельным лагерем, где можно отдохнуть и пройти акклиматизацию, проложена хорошая дорога. Из-за отличной доступности альпинистский контингент поляны Эммануэля сильно разбавлен обычными туристами, которые приезжают сюда из Пятигорска отдохнуть на лоне природы. Выше поляны находится плато Джилы-Су, называемое «немецким аэродромом», а на высоте 3800 метров построен Северный приют, дорога к которому тянется среди потрясающих природных пейзажей. На Северном приюте перед альпинистами часто возникает дилемма: отсюда можно направиться как к Восточной вершине, так и к Западной, но в большинстве случаев группы уходят на восток.
Восхождение с запада
На западном маршруте новичкам уже делать нечего. Этот путь самый короткий по протяжённости, но весьма сложный. Альпинистов ждут мощные льды, вертикальные скалы, и абсолютное отсутствие постоянных дорог. Удалённость от жилья и недоступность мобильной связи сильно осложняют процесс получения помощи, если таковая понадобится Первый базовый лагерь находится на высоте 3500 метров, второй — выше на 700 метров. Путь лежит по осыпному склону и зеркальным льдам, при этом погода в этой части Эльбруса очень переменчива, и может ухудшаться всерьёз и надолго. Открыт западный маршрут был совсем недавно, в 2007 году, и по нему идут только подготовленные экспедиции — их участники должны обладать отличной физической подготовкой и разрядом по альпинистскому спорту.
Восхождение с востока
Самый необычный маршрут к вершине Эльбруса проложен с восточной стороны, и начинается от одноимённого посёлка. Путь проходит вдоль ущелья Ирик-Чат с открытым ледником, а затем — вдоль застывшего лавового потока. Маршрут вполне логичен и предсказуем, коварных природных явлений здесь практически не бывает, но пользуются им редко: мобильной связи на этом пути нет, спасатели сюда заглядывают редко, и получить помощь крайне трудно. Если случится непредвиденное обстоятельство — ранее, чем через сутки, подмогу можно не ждать. Зато здесь невероятная природа первозданной красоты, в гармонию которой не вмешиваются ленты канатных дорог и толпы туристов.
Траверсы
На Эльбрусе последние годы стали популярными траверсированные маршруты, когда подъём совершается с одной стороны, а спуск — с другой. Траверсы удобны тем, что за один поход можно увидеть значительно больше достопримечательностей Эльбруса. Чаще всего маршруты-траверсы совершаются с юга на север. Подъём на вершину сложнее, поэтому он чаще проходит по южной стороне — более комфортной для восхождения. А вот на спуск требуется значительно меньше времени, и альпинисты неспешно сходят с вершины по северному склону, среди нетронутой природы и эффектных горных пейзажей.